Оружие, которое изменит правила воздушного боя. Сверхдальнобойная американская ракета «воздух-воздух» AIM-174
UPD: ВМФ США подтвердил, что ракета AIM-174 уже состоит на вооружении и развертывается оперативно. Ее официальное обозначение — SM-6 ALC (англ. Air-Launched Configuration — Конфигурация Воздушного Пуска)
Итак, в ходе идущих сейчас международных военно-морских учений RIMPAC-2024 (англ. Rim of the Pacific, Рубеж Тихого Океана) военный флот США продемонстрировал очередную интересную новинку. На авиабазе Пирл-Харбор-Хикам (штат Гавайи) наблюдатели заметили два палубных истребителя F/A-18E «Super Hornet», несущие под крыльями массивные ракеты, обозначенные как XAIM-174:
Или, иными словами — адаптированные для воздушного пуска корабельные сверхдальнобойные зенитные ракеты RIM-174 SM-6.
Слухи о том, что ВМФ США хочет адаптировать свою новейшую (и наиболее многофункциональную) зенитную ракету SM-6 для воздушного запуска ходили уже давно. Являясь развитием линейки зенитных ракет «Стандарт», SM-6 — известная также как «Standard ERAM» (англ. Extended Range Active Missile — Активно-наводящаяся Ракета Увеличенной Дальности) — оснащена активной радиолокационной головкой самонаведения, и способна к самостоятельному поиску и сопровождению цели, без необходимости «подсветки» таковой корабельным радаром. И флот США давно уже высказывал неудовлетворенность потерей возможностей со списанием в 2000-ых истребителей-перехватчиков F-14 «Томкэт» с их сверхдальнобойными УРВВ AIM-54 «Феникс» (дальностью более 180 км). Стандартная дальнобойная УРВВ США — AIM-120 AMRAAM дальностью около 120 км — по мнению адмиралов, не являлась адекватной заменой возможностям «Феникса».
Еще в апреле 2021 года, флотский истребитель был замечен с ярко-оранжевым имитатором необычной ракеты под крылом. Тогда адмиралы США отказались давать какие-либо комментарии, но бдительные OSINT не преминули отметить, что новая авиационная ракета выглядит точь-в-точь как зенитная ракета RIM-174 SM-6 (за исключением отсутствующего стартового ускорителя, не нужного при воздушном пуске). Немедленно разгорелись жаркие дискуссии — что же это такое, и для чего оно предназначено?
Многие аналитики считали, что авиационная SM-6 будет, скорее всего, играть роль дальнобойной сверхзвуковой тактической, или же противокорабельной ракеты — то есть будет предназначена для поражения наземных и надводных целей. Аргументы в пользу такой версии были, надо сказать, убедительны. Во-первых, американский флот и так рассматривает SM-6 как ракету «двойного назначения»; и как зенитную, и как противокорабельную (что, впрочем, характерно для всех зенитных ракет американского ВМФ). Во-вторых, армия США успешно интегрировала ракету SM-6 в свой наземный ракетный комплекс «Тифон» именно в качестве ударной. Наконец, в-третьих, флот США уже имел солидный опыт «кроссплатформенных ракет» — включая создание в 1960-ых авиационной противорадиолокационной ракеты AGM-78 Standard ARM на основе корабельной зенитной ракеты RIM-66 SM-1MR.
И вот наконец новые фотографии помогли развеять завесу тайны. Ракета, подвешенная под крылом «Супер Хорнета» 192-ой эскадрильи истребителей-бомбардировщиков VFA-192 «Золотые Драконы» была обозначена как XAIM-174B. Это альфанумерическое обозначение расшифровывается как «Экспериментальная (Х), воздушного запуска (A), противовоздушная (I) ракета (M)». Цифровой код «174» подтверждает преемственность с SM-6, которая обозначается как RIM-174.
Также с новыми ракетами был замечен еще один «Супер Хорнет» из другой эскадрильи — VFA-2 «Баунти Хантерс». Подвешенные на нем ракеты были обозначены как NAIM-174B и отмечены как «инертные». Литера «N» впереди альфанумерического кода ракеты используется, чтобы обозначить учебную ракету — идентичную боевой по электронной «начинке», но не имеющую ни боевой части, ни двигателя. Надпись «Inert» на корпусе боевой части, и серая полоса на двигателе подтверждают, что речь идет об учебной ракете.
Эта небольшая демонстрация наглядно иллюстрирует разрешение одной из важных проблем, стоявших перед американской авиацией. В последние два десятилетия, все громче высказывались опасения, что американские ракеты «воздух-воздух» обладают недостаточной дальностью, и уступают новейшим аналогам — таким, как европейский «Meteor» (дальность более 200 км), российская Р-37 (более 300 км) и китайская PL-21 (более 400 км). Военный опыт 2020-ых в значительной степени подтвердил эти опасения; превосходство в дальности действия УРВВ оказалось важным оперативным и тактическим аргументом. Американские ВВС инициировали несколько проектов — включая дальнобойную версию AMRAAM-ER и новую УРВВ AIM-260 JATM (англ. Joint Advanced Tactical Missile — Единая Продвинутая Тактическая Ракета), но их реализация требовала времени.
И вот похоже, что флот США решил взять дело в свои руки. И обзавестись новой УРВВ, которая разом решит все его требования к дальнобойности подобного оружия.
Точные данные по дальности SM-6, разумеется, все еще засекречены. Официально утверждается, что дальность действия ракеты «более 130 морских миль» (240 км); однако многие эксперты подозревают, что эти данные существенно занижены. Различные источники называют оценочные цифры от 200 морских миль (370 км) и до 250 морских миль (450 км).
Но даже взяв самые консервативные официальные оценки, мы все равно получаем УРВВ сверхбольшой, практически рекордной дальности. Следует учитывать, что воздушный пуск — за счет заранее набранной самолетом скорости и высоты, позволяющей ракете начать полет в менее плотной атмосфере — увеличивает дальность примерно на 30% и более. Таким образом, приняв дальность запускаемой с корабля SM-6 за 240 км, мы получим что воздушная версия сможет поразить цель более чем за 300 км.
Но как ракета найдет цель на таком расстоянии? И тут в игру вступает главное преимущество SM-6; ракета полностью сетецентрична, рассчитана на взаимодействие с боевым информационным пространством (англ. battlespace) ВМФ США. Она может напрямую получать данные о положении цели, поставляемые кораблями с системой «Aegis», кораблями и самолетами с другими совместимыми БИУС, а также самолетами ДРЛО E-2D «Хокай». Разработанный фирмой «Raytheon» (производителем всего семейства «Стандарт») двухчастотный канал обмена данными обеспечивает ракете возможность взаимодействовать с разными типами радаров и цифровых систем связи, состоящими на вооружении США и НАТО.
Это означает, что для успешного применения AIM-174, совершенно не важно, видит ли цель её самолет-носитель. Достаточно, чтобы цель видел кто-нибудь, включенный в общую информационную сеть. Опираясь на внешние данные о положении цели и собственную навигационную систему, AIM-174 самостоятельно сумеет выйти в район перехвата — и там уже задействовать собственную (активную) радарную головку самонаведения для точного выхода на цель.
Также отметим, что подобная возможность — Cooperative Engagement Capability — означает, что AIM-174 будет нетребовательна к носителю. И сможет устанавливаться не только на «Супер Хорниты», но и на другие типы тактических самолетов, как флота, так и ВВС США. Размеры ракеты, впрочем, не позволяют размещать ее на внутренней подвеске стелс-истребителей F-22 и F-35, но для контроля воздушного пространства в роли перехватчика особая малозаметность не так актуальна.
Какие же возможности обеспечивает AIM-174 для авиации США? Во-первых, разумеется, она компенсирует отмеченную выше нехватку дальнобойности американских УРВВ. Ее дальность вполне позволяет «перестреливаться» на равных с самыми дальнобойными образцами ракет «воздух-воздух», состоящих на вооружении других стран. Таким образом возможность атаковать американские истребители из-за предела досягаемости их собственного вооружения «закрылась».
Во-вторых, новые ракеты позволяют американским ВВС решить давнюю проблему уничтожения неприятельских самолетов ДРЛО и воздушных «командных постов». В годы Холодной Войны такая проблема де-факто перед американцами не стояла; СССР обладал лишь небольшим парком самолетов ДРЛО и опирался в основном на наземное наведение истребителей. Однако война в Ираке в 1991 году наглядно продемонстрировала значительные преимущества наведения с воздушных радаров; истребители коалиции выходили на иракские самолеты в режиме радиомолчания, по данным ДРЛО, включая собственные радары лишь в последний момент для захвата цели.
Эффективность контроля воздушного пространства с опорой на самолеты ДРЛО породила, естественно, и вопрос — как ей противодействовать? Оптимальным решением выглядело атаковать сами летающие радары, но для этого требовалось дальнобойное вооружение, позволяющее нанести удар прежде, чем успеют вмешаться неприятельские воздушные патрули. И AIM-174 полностью удовлетворяет этим требованиям; большая дальность и возможность внешнего наведения делают ее чрезвычайно опасной для обширного парка самолетов ДРЛО на вооружении КНР.
В-третьих, хотя SM-6 и не является специализированной противоракетой (в отличие от SM-3), она обладает достаточно развитыми возможностями по перехвату баллистических целей. Боевые действия в Красном Море в 2023-2024 году продемонстрировали успешные перехваты с помощью корабельных SM-6 баллистических противокорабельных ракет малой дальности. Развернутые на патрулирующих истребителях во взаимодействии с корабельными/наземными радарами, AIM-174 могут обеспечить противобаллистическую оборону значительно больших территорий, чем при обычном корабельном/наземном развертывании.
И, наконец, нельзя отрицать, что SM-6 воздушного базирования является также и перспективным оружием для поражения наземных и надводных целей. Ее эффективность, правда, сдерживается небольшим весом боевой части (осколочно-фугасная в 64 кг), но значительная дальность, сверхзвуковая скорость, малые габариты (затрудняющие обнаружение радарами) и высокая точность попадания делают ее опасным вспомогательным вооружением. Армия США считает запускаемую с наземных установок SM-6 эффективным оружием с малым временем реакции против особо важных целей (таких, как боевые корабли, ракетные пусковые установки и т.д.); логично предполагать, что воздушная версия также будет применяться в подобных случаях.
В общем и целом — AIM-174 действительно меняет очень многое в мировом раскладе воздушных сил. Главным ее преимуществом является то, что эта ракета уже де-факто отработана (как SM-6) и находится в серийном производстве. Главным же сдерживающим фактором являются низкие темпы производства SM-6 в США; годовой выпуск ракет не превышает 150 единиц, с планами увеличения до 300.
P.S. Учения RIMPAC-2024 еще продолжаются, и есть вполне реальная вероятность увидеть запуски AIM-174 по учебным целям. Как воздушным, так и морским; в качестве мишени для практических атак (SINKEХ), возможно, будет использован выведенный из состава десантный вертолетоносец LHA-1 USS «Тарава». По имеющимся данным, списанный весной 2024 вертолетоносец, недавно был отбуксирован на Форд-Айленд для демонтажа представляющего ценность оборудования. Высказывается предположение, что 40.000-тонный корабль на учениях будет «играть роль» китайского авианосца.