Основной боевой танк Красной Армии 30-х — ОБТ-26. СССР

21

Суть данной АИ – оценку и возможную покупку продукции концерна Виккерс-Армстронг поручили не «уездному телеграфисту» Халепскому, непонятно каким чудом ставшему во главе наших АБТВ, а командиру первой механизированной бригады РККА Калиновскому – реально разбиравшемуся в бронетехнике. В качестве главного технического консультанта при главе «миссии» состоял не молодой и явно слишком впечатлительный Гинзбург, а умудрённый опытом Заславский, «собаку съевший» на самом важном в танкостроении — ходовках гусеничных машин.

Танкетку ВКЛ они отвергли дружно и сразу – да, это была на тот момент одна из лучших машин в данном классе, вот только главного идеолога этого самого класса в РККА Тухачевского нарком по военным и морским делам Ворошилов в данной АИ к серьёзным делам и должностям в наркомате и на пушечный выстрел не подпускал.

Конечно, они и в РИ были лютыми врагами, но если в той же РИ Ворошилов исповедовал древнюю философию, что врага надо держать всегда в поле зрения (в данном случае в качестве собственного заместителя), а Сталин с ловкостью играл на противоречиях между Ворошиловым и Тухачевским, с удовольствием выслушивая их доносы друг на друга, то в АИ Ворошилов, пользуясь своей властью, просто отправил Тухачевского командовать не особо значимым Приволжским ВО, назначив своим заместителем по вооружениям человека реально разбиравшегося в этих самых вооружениях (того времени, конечно) – а именно Кулика – человека в доску своего (ГВ закончил начальником артиллерии Первой конной армии), по натуре своей не очень далёкого, не очень сообразительного, но зато вполне приземлённого, не падкого на авантюры, практичного, прекрасно понимающего реальные запросы армии и, что очень важно — требовательного к своим подчинённым. А ещё у Кулика, в отличие от Тухачевского, был реальный большой опыт руководства технически насыщенными войсками (артиллерией прежде всего) и высшее военное образование – закончил Высшие курсы для комначсостава при академии им. Фрунзе, а затем (как раз в текущие годы) и саму Академию. Куда уж до него Тухачевскому с его «армейским ПТУ» в виде Александровского пехотного училища, окончив которое ещё до ПМВ (по моментально устаревшим с началом той самой войны уставам) и получив первый офицерский чин подпоручика, Тухачевский больше ничему, никогда и нигде не учился.

В общем, Кулик требовал от конструкторов нормальные, а не вычурные образцы вооружений и на разные модные штучки (навроде тех же танкеток) смотрел как на полную херню, отнимающую деньги и ресурсы от реально необходимого армии.

Учитывая экономическое положение страны, Ворошилов, Кулик и Калиновский не базарили с умным видом о массе типов и классов бронетехники, которые надо срочно разработать и освоить в гигантских сериях вдруг и сразу (на чём настаивали авантюристы Тухачевский и Халепский), и не просили, а требовали от конструкторов дать армии в РАЗУМНЫХ количествах ОДИН, но хороший, общевойсковой броневик и ОДИН, но хороший, общевойсковой танк. Из которых, ПОЗЖЕ, методом банальной модификации, можно будет лепить более узкоспециализированные спецмашины от самоходных орудий до инженерных машин и тягачей.

Поскольку к концу 20-х, существующие именно в таковом статусе бронеавтомобиль БА-27 и танк Т-18 армию уже не удовлетворяли (и сами по себе были слабоваты, и спецтехнику на их шасси особо качественную не поставишь), было принято решение о разработке новых основных машин.

Каких? Вот тут-то и оказалось всё предельно сложно. На базе существующих в стране конструкций создать образцы, удовлетворяющие всем ТТТ армии, оказалось затруднительно. Требовался приток новых идей, технических решений и технологий, в т. ч. и с более продвинутого запада.

Вот и отправилась делегация УММ РККА в вояж по заграницам. А все решения по закупкам танков принимались лично Калиновским (волею судьбы уберёгшимся от РИ авиакатастрофы) и Заславским.

То, что равнодушно пройти мимо продукции концерна Виккерс-Армстронг было невозможно – ясно. Это был ведущий «независимый» разработчик бронетехники во всей Британской Империи. Но, представленные танкетка ВКЛ и уже морально устаревший танк Виккерс-Медиум ЭТУ делегацию ни разу не заинтересовали.

Хотели пройти и мимо отвергнутого британской армией В-6. Но танчик был симпатичен, довольно прыток, вооружён аж в трёх версиях, как утверждал разработчик, весьма технологичен и в серии обещал быть не слишком сложным и дорогим. При заявленных ТТХ, это было совсем не плохо.

Основной боевой танк Красной Армии 30-х - ОБТ-26. СССР

Но, не доверяя просто глазам своим и болтовне продавцов, Заславский с Калиновским не поленились, взяв с собой от фирмы только мехвода, лично обкатать танк.

Обкатывали долго. Не жалея ни времени, ни торгпредовских денег на бензин, ни собственно предоставленной Виккерсом машины.

Выводы сделали правильные.

Далее выдержки из документов, представленных Калиновским наркому обороны:

«…танк хоть и разгоняется почти до 35 км/ч, динамику имеет довольно низкую – рессорная, сблокированная подвеска с катками малого диаметра, плохо работает на скоростях выше средней и на сильно пересечённой местности. Оригинальный двигатель воздушного охлаждения капризен сам по себе, плохо охлаждается и, не имея ограничителя оборотов, идёт в разнос. Его мощности танку, для преодоления серьёзных препятствий, едва хватает. И притом ненадолго. Потом – перегрев мотора. Запас хода мал. Броня сугубо противопульная и может быть легко пробита любым орудием – даже не противотанковым, а лёгким траншейным. Как и любым крупнокалиберным ружьём или пулемётом. Что уже неприемлемо. При увеличении же бронезащиты, ни двигатель, ни подвеска танка справляться с возросшей нагрузкой уже не будут.

Представленное в трёх модификациях танка вооружение разнообразно и вполне удовлетворительно на сей момент, но уже в ближайшей перспективе, для непосредственного сопровождения пехоты, недостаточное. Для механизированных частей и конницы, вооружение в виде малокалиберной пушки и пулемёта в одной большой башне, вполне подходяще.

Вывод. В существующем виде танк для вооружения РККА не годится, т. к. превосходя Т-18 лишь в подвижности, не имеет решительного качественного превосходства над перспективным Т-19 и не может удовлетворять КА в её ТТТ к перспективному танку. Усиление же недостаточных ТТХ неизбежно приведёт с резкому ухудшению других, не менее важных характеристик».


«…учитывая, что фирма Виккерс-Армстронг готова идти навстречу клиентам и модернизировать свой танк согласно ТТТ заказчика, представляется целесообразным сформулировать те ТТТ, представить их фирме и в случае согласования этих ТТТ с приемлемой стоимостью, закупить партию танков, как для общего ознакомления, так и в качестве прототипа для последующей доработки и довооружения в полном соответствии с ТТТ КА на основной перспективный танк, к выпуску которого наши заводы должны подготовиться, используя в качестве технологического образца британские прототипы.

Предварительный список уже согласованных изменений в конструкции:

1. Замена нынешнего специального 80-сильного двигателя воздушного охлаждения Армстронг-Сиддли на, по общему согласию договаривающихся сторон, более подходящий для условий эксплуатации в России, хорошо отработанный коммерческий автомобильный 4-циллиндровый мотор жидкостного охлаждения «Дорман» аналогичной мощности. (Именно этим мотором оснащался прототип танка Виккерса).

2. Адаптация этого мотора для работы на ГСМ советского производства. Обеспечение надёжности его работы в тяжёлых условиях и лёгкого запуска при минусовых температурах.

3. Подвеска по типу лёгкого танка Мк-1 (или трактора ВКЛ) – двухкаточные тележки, но со сдвоенными катками большого диаметра и пружинами, обеспечивающими высокую динамику. Гусеницы уширенные — для лучшей проходимости в условиях СССР.

К числу собственных работ, направленных на всемерное доведение танка до уровня соответствия ТТТ к перспективному общевойсковому танку относятся:

1. Усиление бронезащиты. При сохранении нынешнего горизонтального бронирования, утолщение брони в борту и корме до непробиваемости 13-мм немецким противотанковым оружием времён Империалистической войны со средних дистанций. Т. е. до либо 20 мм цементованной, либо 25 мм гомогенной брони. С передней проекции до непробиваемости лёгкими противотанковыми (калибром до 37 мм) и траншейными пушками (калибром включая 37 мм) с дистанции более 250 м. Т. е. либо 25 мм цементованной, либо 30 мм гомогенной брони.

2. Вооружение из 37-мм пушки и пулемёта (при сохранении оптических прицелов) в одной двухместной башне пока считать приемлемым с усилением бронезащиты башни. Параллельно, приступить к разработке башни (вместе с увеличенным до максимально допустимого погоном) под 76,2-мм пушку.

3. Поставить вопрос о средствах внешней связи для командирских танков на основе радио в виде приёмо-передающих станций. Для прочих танков в виде радиоприёмников.

4. Рассмотреть возможность оснащения танка подвесными дополнительными бензобаками.

5. Чтоб не потерять в подвижности при существенном увеличении массы танка, необходимо провести работы по форсированию 80-сильного двигателя до 100 л.с. и упрочнению трансмиссии.

Вес танка не должен превышать 10 тонн при использовании цементованной брони и 11 тонн при использовании гомогенной. При установке большой башни с 76,2 мм пушкой вес танка не должен превышать соответственно 11 т. и 12 т.

При модернизации подвески и трансмиссии под серийный выпуск на наших заводах, надо ориентироваться именно на такие максимальные веса – желательно на 12 т. изначально, с заделом на увеличение массы машины ещё на 1 тонну, хоть под будущие модернизации, хоть для перевозки на броне половины стрелкового отделения со штатным оружием….»

Основной боевой танк Красной Армии 30-х - ОБТ-26. СССР

(РИ Т-26 вып. 31-32 г.г. и опытный образец АИ Т-26 с двигателем жидкостного охлаждения «Дорман», специально заказанной СССР подвеской и двухместной башней советского изготовления. В башне, в раздельных установках опытная 37 мм пушка «большой мощности» и пулемёт ДТ. Танк защищает британская 12,7 мм цементованная броня) 

Танк прошёл в СССР испытания в конце 1931 года, и хотя он полностью соответствовал ТТТ УММ РККА на лёгкий танк, выдвинутым Виккерсу, он не вполне соответствовал ТТТ УММ РККА к перспективному основному танку КА. Ни броня, ни вооружение (в версии основного танка сопровождения пехоты) КА не подходили. Испытания догруженной балластом машины подтвердили достаточную прочность трансмиссии и удовлетворительные ходовые качества. Но, те самые ходовые качества были уже на пределе. Прежде всего по подвеске. Она была хоть и намного динамичнее «родной», но конструктивно всё-таки слабовата. Да и мощности двигателя для существенно догруженной машины уже не хватало.

Поэтому подвеску спроектировали другую – на катках ещё большего диаметра (типа американского быстроходного танка Кристи), на более прочных и технологически простых листовых рессорах. Такую, которая бы полностью соответствовала и предполагаемым и даже перспективным нагрузкам.

Двигатель удалось оперативно форсировать до 90 л.с. (опыт форсирования другого автомотора «Геркулес» с 66 л.с. до 73 для ЗиСа говорит, что это вполне выполнимо). Но, это считалось полумерой. На перспективу, НАМИ (Научный Авто-Моторный Институт) был заказан дизельный двигатель мощностью 120–140 л.с. в максимально приемлемых габаритах МО танка, либо мощностью 100–105 л.с. в габаритах нынешнего мотора. Утверждать, что дизельный двигатель был, якобы, недоступным для СССР «хайтеком», по меньшей мере несерьёзно – любой новый авиамотор был гораздо сложнее. В РИ, главной проблемой были вовсе не какие-то технические трудности (которые были вполне успешно преодолены даже в очень мощном и реально сложном для того времени дизеле В-2), а сугубо в «творческих метаниях» недостаточно профессионального руководства АБТУ – сперва оно заказало разработку для Т-26 дизеля мощностью 90 л.с., потом вместо него 120 л.с. Потом аппетиты возросли до 180–200 л.с. Но и эта работа была отменена в пользу уже 300-сильного дизеля для Т-46. Да и сами работы подчас велись там, где им вестись было не должно – то в слабеньком КБ двигательного сегмента танкового з-да №174, созданном сугубо для обеспечения серийного выпуска двигателей Т-26 и их модернизации. То в танковом КБ Опытного з-да №185, где этим и вовсе занимались «любители».

В АИ, дизель будет разрабатываться только один, и там, где собраны лучшие специалисты-двигателисты (в НАМИ). Вот когда они закончат эту работу, им же будет поручена разработка значительно более мощного дизеля для танка следующего поколения. Ну и понятно, что для серии придётся раскошелиться и на лицензии на германские узлы и агрегаты, и на оборудование для массового выпуска моторов, и на стажировку наших специалистов. В общем, если есть цель – средства для её реализации в СССР найдутся.

Корпус серийного танка, собирался уже из 30- и 25-мм бронедеталей на каркасе методом клёпки, поскольку технология сварки танковых бронедеталей (полученная, кстати, от немцев) ещё не была толком отработана. Это было сложно и дорого, но и строить танки такой же безумной серией, как в РИ (по тыще Т-26 в год!), никто в принципе не собирался. Ограниченное производство трёхдюймовых танковых пушек тоже вполне соответствовало уменьшению аппетитов бронетанковых войск.

Ну и вот он, собственно, второй (после Т-18) основной боевой танк КА выпуска 1933 года.

Основной боевой танк Красной Армии 30-х - ОБТ-26. СССР

(ОБТ РККА Т-2 с отечественным двигателем Д-2, форсированной версией мотора «Дорман»)

Поскольку Т-18 был, по сути – первым советским ОБТ, его индекс был официально изменён на Т-1. Соответственно принятый на вооружение в конце 1932 года и запущенный в серию в 1933-ем альтернативный Т-26, стал именоваться Т-2. (Всем разработчикам танков в стране было велено отныне маркировать свои разработки не индексом «Т», а сугубо внутризаводским цифирными шифром, никак не выделяющим разрабатываемый образец техники и никак не связывающим ту разработку с АБТУ).

ТТХ танка выпуска 1935 года (когда танк достиг пика своего совершенства): боевая масса 13 т. Броня гомогенная: лоб корпуса 30 мм. Борт корпуса – 25 мм. Башни – 25 мм. Корма корпуса и башни – 15 мм. Горизонтальное бронирование – 9-15 мм. Конструкция смешанная – при сборке используются и клёпка и сварка.

С 1935 года на танки, в увеличенное по объёму МТО, устанавливается двигатель НАМИ-34-100 – дизельный, жидкостного охлаждения мощностью 120 л.с. (Танки выпуска до 1935 года комплектовались 90-сильным карбюраторным мотором жидкостного охлаждения – форсированной версией автомотора «Дорман» — он же шёл для установки на тяжёлые грузовики Ярославского автозавода. Позже, в ходе капремонтов, все «дорманы» на танках первых лет выпуска были заменены на НАМИ-34-100).

Максимальная скорость – 30 км/ч.

Запас хода по шоссе – 180 км (с дополнительными бензобаками до 240 км).

Вооружение в башне: изначально 76,2 мм 16-калиберная пушка (танковая версия горной пушки обр. 1909 года) и два 7,62 мм пулемёта ДТ-29 (основной и запасной – заменяет основной, в случае его перегрева и он же зенитный). Боекомплект — 48 выстрелов к орудию и 4032 патрона (64 диска) для пулемётов. С 1935 года на танки устанавливалась сперва 21-калиберная пушка ПС-3, а на танки последнего года выпуска — её модернизированная 29-калиберная версия. Также в комплект вооружения входило личное оружие экипажа – три револьвера «наган» и 12 ручных гранат Ф-1.

Основной боевой танк Красной Армии 30-х - ОБТ-26. СССР

(Последняя «реинкарнация» танка Т-2М обр. 1940 года – полученная путём модернизации проходящих капремонт Т-2. На конической башне образца 36 года установлена новомодная комбашенка, скопированная с немецкой «трёшки». Пушка ПС-3 с длиной ствола 29 калибров. Впрочем, в 1940-ом году танк уже считался устаревшим – с 1937 года в серию был запущен новый ОБТ Т-3 со значительно более высокими ТТХ)

Согласно новому Уставу Бронетанковых Войск, ВСЕ ОБТ сводились в отдельные мехбригады бронетанковых войск. Ни пехота, ни кавалерия своих ОБТ не имели вообще, поскольку размазывать и без того довольно слабую систему ТО основных танков по всей РККА «тонким слоем» считалось недопустимым расточительством. При этом, бригады могли придаваться стрелковым и кавалерийским корпусам, а несколько мехбригад могли сводиться во временные крупные соединения – мехкорпуса. Именно временные, поскольку иметь постоянные было совершенно бессмысленно – бригады в мирное время дислоцировались далеко друг от друга, а для проведения стратегических операций каждый корпус формировался индивидуально с учётом всех нюансов предстоящей операции.

Структура мехбригады: три танковых батальона (по 33 танка), три моторизованных стрелковых батальона, батальон БА (27 машин), моторизованный артдивизион (12 дивизионных пушек), самоходный мортирный дивизион (6 самоходных 152-мм мортир), моторизованный противо­танковый дивизион (18 ПТП), моторизованный зенитный дивизион, транспортный батальон, ремонтно-восстановительный батальон и др. части.

Бригады делились на танковые «первой линии» – окружного подчинения и «второй линии» — резервные (в мирное время учебно-боевые) – подчиняющиеся через АБТУ непосредственно ГШ РККА.

К концу 1937 года (когда на вооружение РККА был принят новый общевойсковой танк Т-3) КА располагала двадцатью бригадами «первой линии» и десятью бригадами «второй линии» вооружёнными танками Т-2 в общем количестве 3000 машин, сборки 174-го и 183-го танковых заводов. Ещё около 750 танков, находились в распоряжении различных военных учебных заведений, либо стояли на консервации в базах долгосрочного хранения.

Благодаря не слишком обременительному количеству танков (менее 4 тыс.), автобронетанковые войска КА располагали необходимыми ресурсами для их качественного ТО, боевой учёбы и достаточным парком вспомогательной техники. Опять-таки благодаря ограниченному количеству танков, армия смогла позволить себе комплектовать танковые части лучшими, наиболее продвинутыми технически специалистами.

Этому также способствовало углубление программ обучения в Академии моторизации и механизации РККА и выделение в новую, отдельную Академию Танковых войск, прежде одного из четырёх факультетов Академии Моторизации и Механизации – а именно командного.

Академия Танковых войск, изначально имела факультеты:

  1. Тактической подготовки командиров среднего звена. Самый массовый. (Зачислялись командиры от ротного и выше с опытом практического командования танковой ротой не менее трёх лет, или батальоном не менее года). Фактически – очень серьёзный курс «повышения квалификации» непосредственно для боевых командиров;
  2. Оперативного командования механизированными частями и соединениями. (Зачислялись исключительно лучшие командиры батальонов с опытом практического командования батальоном не менее трёх лет и заместители по боевой подготовке комбригов со стажем не менее двух лет); Без этого этапа в карьере, получить назначение на должность командира механизированной бригады отныне становилось в принципе невозможно. Не говоря уж о том, чтоб как в РИ танковыми частями и соединениями командовать назначались вчерашние общевойсковики и кавалеристы!
  3. Тактики, стратегии и развития автобронетанковых войск. (Зачислялись лучшие командиры танковых бригад с опытом практического командования бригадой не менее пяти лет). Формально, этот факультет был «подготовительным классом» для комбригов, доказавших своими способностями годность для штабной работы в АБТУ. Но по сути, этот факультет должен был стать «мозговым центром» бронетанковых войск КА, с главной – аналитической функцией. Разведка, техническая разведка, тактические и стратегические игры, стратегическое, структурное и логистическое планирование, управление высшими оперативными соединениями бронетанковых войск, выработка ТТТ на новую бронетанковую технику и т. д. – небольшая часть из направлений, тщательно отрабатываемых на данном факультете.

В общем, в отличие от РИ, АБТВ РККА росли не только количественно, но прежде всего КАЧЕСТВЕННО.

Подписаться
Уведомить о
guest

35 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account