Как я уже написал выше  при крепостном праве излишние крестьянское население   помещичьих имений устранялось переводом крестьян в другие имения или продажей другим владельцам на свою.
Аналогичные меры предпринимались и в отношении государственных крестьян .
Естественно всё это прекратилось с отменой крепостного права и тут-же  во многих местностях обнаружился недостаток земли и угодий для земледельческого населения.
Более того в правительственных кругах резко изменилось само отношение  к крестьянским переселениям.
По разным причинам возобладало мнение ,что якобы правительству   нет надобности оказывать крестьянам опеку и что малоземельные крестьяне не имеют нужды переселяться в Сибирь и прочие свободные земли , так как всегда могут найти заработки в качестве сельских рабочих или арендаторов у землевладельцев.
Опасались и появление массы бродяг .
Вообще помещики  со своей стороны , весьма выступали  против переселений в Сибирь и крестьянской колонизации и именно потому ,что справедливо опасались  лишиться дешевых  рабочих рук и крестьян-арендаторов .
"Положения" 19 февраля 1861 г. об отмене крепостного права полностью исключали право бывших крепостных крестьян на переселение.
Правительство Александра II отменило личную зависимость крестьян, но при этом так наделило их землей, чтобы после отмены крепостного права  крестьяне оставались привязанными к помещичьим имениям в качестве дешевой рабочей силы и арендаторов помещичьей земли.
Для осуществления этой основной цели закона необходимо было с прежней последовательностью  всячески ограничивать   переселение крестьян, так как  переселение резко  противоречило общему характеру и содержанию проводимой реформы.
Поэтому уже в Положение 19 февраля 1861 года  вошли некоторые правила, которые, не касаясь прямо переселений, косвенно должны были их затруднять.
Правила эти касались перехода крестьян в другие общества.
1) Переход дозволялся только при условии уплаты крестьянами всех недоимок,
2Несостояния под судом или следствием,
3)При отсутствии бесспорных взысканий на них и обязательств,
4)При отказе от надела ,
6) Для крестьян, обязанных вносить выкупные платежи, выход из общества был затруднен рядом условий по уплате выкупа,
7Временно обязанным крестьянам выход разрешен был только с согласия помещика.

Введение этих правил должно было специально затруднить переселение  крестьян в другие общества ,т.е. на новое место жительства .
Но этого было недостаточно ,через малое время появились правительственные постановления   которыми дополнительно  ограничивалось переселение крестьян на казенные земли.
Во первых бывшим помещичьим крестьянам  ,т.е.  самым малоземельным крестьянам это было запрещено вовсе.
Незначительные послабления  остались  только для малоземельных  крестьян малопоместных владельцев.
Кроме этого было полностью запрещено государственным крестьянам свободно переселяться на пустые земли  , а  было дано  лишь право общинам  ходатайствовать о переселении части членов их обществ в малоземельные губернии.
Иными словами разрешать переселения была должна община , а переселение  вело к росту налогообложения на оставшихся крестьян .
С  15 декабря 1866 года были прекращено выделение   в государственном казначействе кредитов для оказания вспомоществования переселяющимся государственным крестьянам.
Результатом однако  было самовольное переселение крестьян из Европейской  России на восток и юго-восток .
В связи с этим в 1866 году при министерстве внутренних дел создается комиссия по выработке общих переселенческих правил.
Но ее работа ограничилась обобщением и изучением ранее принятых частных законов о переселении в отдаленные районы; новых правил комиссия не подготовила.
Правительство вообще  отложило выработку общего законодательства по переселенческому вопросу и колонизации , весьма опасаясь того ,что даже самые ограниченные правила, опубликованные в период действия положения о временной обязанности, могут дать повод к массовым отказам крестьян от наделов и исходу  их на свободные казенные земли.
Вот этого-то с точки зрения развития страны опасаться и  вовсе не следовало , конечный  экономический выигрыш от массового самовольного переселения был много больше всех тех проблем ,которые возникали при массовом отказе от наделов и переселении крестьян на свободные  земли .

После издания запрещения селиться на казенных землях малоземельные крестьяне стали  самовольно оседать  например в : Оренбургской, Уфимской , Самарской и прочих губерниях Востока ,  на казенных землях и приобретаемых или арендуемых  ими у башкир и казахов .
Эти крестьяне уходили сюда обыкновенно по паспортам якобы на  заработки и основывались на постоянное жилье, обходя все препоны и формальности, связанные с переходом в новые  крестьянские общества.
Конечно никакой общины в таких самовольных поселениях не возникало и тем более крестьяне нелегальные поселенцы не платили там  никаких налогов .
В результате в  приуральских губерниях оказались  многие тысячи семей самовольных переселенцев, перебравшихся  туда в разное время .
Попытки возвратить их обратно силой на старые места их проживания успеха не имели  и давали только повод  к новым крестьянским волнениям .
Пришлось пойти на уступки  и  9 апреля 1869 года появилось положение "О мерах к водворению в Оренбургской губернии издавна проживающих там переселенцев из других губерний".
Положение касалось  только Оренбургской губернии, так как там оказалось  более десяти тысяч семей нелегальных переселенцев , которые официально земли не получали и никаких крестьянских прав на неё не имели .
Однако и тут попытались выселить хоть  часть нелегальных мигрантов  .
Положение  ограничивало права самовольных переселенцев из бывших помещичьих крестьян.
Допускалось законное поселение :  только тех крестьян , кто переселился уйдя   от нищенского дарственного надела ,
только тех  кто не  были связаны с помещиком выкупной операцией ,
только тех  не являлись должниками правительства по выкупным платежам,
Все же остальные, переселившиеся там   после реформы, право на проживание  не имели ( а их-то было подавляющее большинство ) и должны были быть изгнаны обратно .
Но это было легко сказать , но после нескольких попыток выселись часть крестьян обратно ,сие дело бросили .

Совершенно идентичным было положение с нелегальными переселенцами и  в губерниях Западной Сибири .
В 1876 году оказалось ,что в этих губерниях с 1868 года  набралось  более 10 тысяч семей нелегальных переселенцев из Европейской России .
Причём согласно донесениям властей этих губерний   вернуть их  на  прежнее место их жительство  средств у властей  не имеется .
Т.е.  в распоряжении губернских властей  Западной Сибири  не оказалось потребных  средств для возвращения в Европейскую Россию  нелегальных мигрантов
И это ещё раз говорит о том ,что распоряжения о принудительном возвращении нелегальных мигрантов были .   
Пришлось поневоле узаконить проживание всех нелегальных мигрантов в этих губерниях  .
Было узаконены все нелегальные поселенцы  , которые поселились   до 14 декабря 1876 года  в Тобольской и Томской губерниях.
Причем попытались на нелегальных поселенцев  возложить те недоимки ,которые образовались на этих переселенцах по прежнему месту их жительства за 4 последних года , впрочем без особого успеха .
,
В    1881 году появились  "Временные правила о переселении крестьян на свободные казенные земли".
И опять было разрешено переселяться только тем из  тех крестьянских семей, которые начали выкуп своих наделов и чье экономическое положение вынуждало к переселению.
Между тем большое желание переселиться имели не только бедные и малоземельные ,но и вполне благополучные крестьяне .
Для этого местные власти должны были проверять   имущественное положение заявивших о переселении и направляли их ходатайства вместе со своими заключениями на рассмотрение министерств внутренних дел и государственных имуществ.
Вдобавок  распродавать имущество и переселяться можно было только после разрешения этих министерств.
Бюрократическая волокита приводила к тому ,что крестьяне ждали разрешение многими годами и не часто получили их вовсе  .
Проще было переселяться без всякого разрешения ,что 3/4 всех  переселенцев и делало .
Однако правила 1881 года о переселении не были даже обнародованы  и правительство просто  скрыло их от крестьян, не опубликовало.
13 июля 1889 года появился новый закон  о переселении под названием :
"О добровольном переселении сельских обывателей и мещан на казенные земли и о порядке перечисления лиц означенных сословий, переселившихся в прежнее время".
Этот закон действовал только в  в Тобольской и Томской губерниях и в Семиреченской, Акмолинской и Семипалатинской областях .
Только там переселенцы получали в постоянное  пользование землю ,но эта земля оставалось казённой собственностью и не становилась  личной собственностью крестьян   .
Переселенцы не имели права "ни отчуждать, ни обременять долгами полученную землю"- т.е. они были  только бессрочными арендаторами .
За пользование казённой  землей (которая пребывала-бы без их рук в первозданном состоянии и никакой цены не имела )  переселенцы платили государственную подушную подать , арендную плату за землю  и отбывали казенные земские повинности .
Т.е. новых переселенцев попытались обложить повышенным налогом .
Новый закон  распространял на переселенцев  круговую поруку — т.е. попытались восстановить или скорее создать общину там ,где ее отродясь не было .
И это притом ,что пользование землёй у переселенцев было подворным , т.е. фактически фермерским .
По положению 1889 года опять всячески пытались ограничить возможность переселения крестьян  так, в силу этого закона переселение   было возможно только с разрешения министра внутренних дел, выдаваемого по соглашению с министром государственных имуществ ,ходатайства крестьян рассматривались уездными и губернскими властями и потом направлялись в министерства внутренних дел и государственных имуществ.
Будущему переселенцу  опять приходилось очень долго ждать ответа на ходатайство, не сниматься с места, пока не будет получено сообщение из района водворения о наличии свободной земли.
Наконец, требовалось особое разрешение на продажу имущества.
Хотя в законе и появилось наконец положение   о льготах и помощи переселенцам.
Но сами  положения закона о переселении в части льгот переселенцам    не подлежали оглашению .
Опасались , что их опубликование вызовет массовый исход  крестьян из районов помещичьего землевладения.
На основании нового закона до 1892 года  были выданы разрешения 17 тысячам  семьям .
Между тем, только по  официальным  данным за это время  только  за Урал переселилось нелегально  28 тысяч  семей .
В 1892 году  правительство приостановило временно выдачу распоряжений на переселение.
Это однако не помогло   и в 1892 году в  Сибирь  переселилось  без официального разрешения 84 тысячи  человек , а в 1893 году ещё  61 тысяча  человек и  понятно  , что это   не всё  нелегальные  переселенцы ,а только учтённые официально .

 

Прибавлю еще про аграрные проблемы России и к тому можно-ли вообще сохранять общину в любом виде .

Крайне отрицательные последствия , проявившеяся в ходе постепенной отмены крепостного права в в западных губерниях до 1861 года показали , крайнею нежелательность и пагубность освобождение крестьян без земли и налогового гнёта . .
Результатом этого была люмпенизация крестьянства и вдобавок падение казённых доходов .
По этой причине в ходе реформы 1861 года было запрещено отдельным крестьянам и общинам в течение 9 лет продавать , завещать или закладывать свои наделы лицам, не являющимся членами данного сельского общества.
Однако эта мера фактически лишила крестьян права распоряжаться землей как основным средством.
Выкупные суммы были взяты не из фактической стоимости земли или её плодородия ,а из стоимости оброка , который во многом определялся внеэкономическими обстоятельствами или происходил не только из занятия земледелием .

В основу выкупной суммы была положена не фактическая стоимость земли, а сумма оброка, которую помещик получал до реформы.
В очень многих местах выкупная сумма не соответствовала рыночной или даже кадастровой стоимости земли.
Попытка избежать нежелательных прусского варианта реформирования — концентрации земель и люмпенизации крестьянства было конечно похвальным желанием , но на деле привело именно к отчуждению от земли, люмпенизации крестьян и их возвращению к сельскохозяйственному производству именно в виде батраков .
По оценкам русских медиков, в конце 19 века Россия производила на душу населения только ¾ зерна, необходимого для полноценного питания её жителей ( по Теодору Шанину ).
В результате реформы произошло сильное (на 30-40%) сокращение размеров душевых крестьянских наделов в большинстве районов по сравнению с дореформенным временем .
Ю. Э. Янсон (1877) и многие другие указывали , что экономическое положение крестьян только ухудшилось вследствие отмены крепостного права.
В Казанской губернии количество скота значительно уменьшилось (у бывших крепостных, которые
прежде могли посылать свой скот на пастбища помещиков).
Причины такого снижения – отсутствие пастбищ, принудительная продажа скота для уплаты налогов и низкие урожаи.
В Симбирской губернии количество скота уменьшилось по следующим причинам:
более зажиточные крестьяне сбывают скот, в котором они не ощущают особой нужды.
Они продают его заблаговременно, чтобы их не заставили силой продать его для уплаты недоимок, за которые они отвечают в силу круговой поруки общины.
В Самарской, Саратовской, Пензенской, Рязанской губерниях количество скота уменьшилось с 1861 года на 50 % из-за нужды в пастбищах.
В Тульской губернии снижение произошло тоже в вследствие принудительной продажи скота сборщиками налогов.
Вообще поголовье крупного рогатого скота сокращалось из-за беспощадной продажи скота для уплаты недоимок, недостатка пастбищ, семейных разделов и проч. .
Численность крупного рогатого скот на единицу пашни с начала 19 столетия снизилась почти в три раза.
Соответственно снизилось количество удобрений вносимых на поля и началось истощение почв .
Крестьяне в период 1861–1887 годов смогли увеличить площадь пашни только за счет распашки общинами
неудобий и уничтожение лесов и пастбищ .
Уже к 1860 году , т.е. до реформы распашка неудобных земель, уничтожение естественной растительности привели к усилению процессов разрушения почв.
Площади испорченных земель увеличивались.
После реформы 1861 года из-за недостатка земли крестьяне начали распахивать даже самые неудобные земли .
Начали пахать на эрозионноопасных склонах.
Такая вынужденная деятельность земледельцев была крайне опасной, она вела к усилению процессов эрозии почв .

Уже в первые десятилетия после отмены крепостного права обнаружилось , что увеличение населения происходит быстрее, чем рост урожайности ( которого во многих местах не было вовсе .
Прирост сельских жителей составил 40–56 %, а сборов зерна только 5–40 % ( по разным губерниям ).
Самым безобразным явлением было ,то что вплоть до конца 19 века крестьянство России не получало никакой агрономической помощи от правительства и местных общественных и земских учреждений.
Все государственные мероприятия касались, в основном, только помещичьих владений.

Урезание наделов и общинная собственность на крестьянскую землю с неизбежной консервацией уже не годных форм землепользования привели к истощению почв и деградация агроладшафтов.
Согласно данным приводимым в этой книге ( Пономаренко Е.В., Пономаренко С.В., Хавкин В.П., Офман Г.Ю. Земельная реформа в России. М: Лаборатория экологического проектирования СОЭС, 1996. 210 с. )
Важной особенностью землепользования до реформы 1861 года заключалась в том, что значительная часть земель использовалась в системе переложного землепользования .
При использование переложной системы земледелия пашню распахивают под зерновые без внесения удобрений в течение нескольких лет до истощения почв .
Например от 3-5 лет в степном перелоге до 20-30 в лесном перелоге .
Затем истощённую землю забрасывают на 3-5 лет в степном перелоге до 20-30 лет в лесном перелоге — т.е. оставляют зарастать под лесной или степной растительностью для восстановления плодородия , нередко перелог использовался и для выпаса скота .
Но такой способ земледелия является неизбежным следствием отсутствия должного количества удобрений — навоза .
Кроме этого переложная система земледелия в два-три раза больше земли чем находящаяся по посевами .
Получение крестьянами урезанных наделов , которых и при полной их распашке едва хватало для бытия крестьян , сделало конечно переложную систему земледелия невозможной .
Во второй половине19 – начале 20 века на территории России господствующей оставалась паровая система земледелия.
Для введения более эффективной плодосменной системы в переходный период после реформы условий не было.
Крестьянин не распоряжался землей, огромные выкупные платежи не позволяли усовершенствовать орудия обработки почвы и применять лучшие сорта растений и т. д.

Удобрение пашни навозом было невозможным по причине недостатка навозопроизводящего скота ,а обзавестись нужным количеством навозопроизводящего скота было невозможно по причине отсутствия пастбищ , а пастбищ не хватало по причине отсутствия у крестьян земли .
Остро не хватало сенокосов .
В целом по центральным и южным губерниям до 90% сенокосов крестьянами арендовалось по самым грабительским расценкам .
Об аренде земли надо остановиться особо .
Нехватка земли вынуждала крестьян её арендовать и в сельской местности началась ожесточённая конкуренция за право аренды земли между крестьянами .
Результатом превышения спроса на аренду земли над предложением аренды земли , было резкое повышение арендной платы и при том сверх доходности земли .
Обычным делом было превышение арендной платы над реальной доходностью с земли в 2-3 и даже в 6-7 раз .
Это и есть феномен "голодных аренд" столь поражавший наблюдателей .
Помещики могли получать доход в несколько раз больше ,чем если-бы они сами вели хозяйство используя труд батраков .
Но в многих местах арендовать землю было невозможно и по самым высоким ценам и крестьяне арендовали земли за 20-30 километров от их места проживания .
У примерно трети крестьян не было средств для дополнительной аренды земли и это приводило их к обнищанию .
Начался переход части крестьянской земли от более бедных к более богатым владельцам.
И община этому не могла помещать , например богатые крестьяне арендовали землю на 20 и более лет в соседних общинах .
Чрезмерная эксплуатация небольших крестьянских наделов , да ещё в самых примитивных формах земледелия , привела к деградации их плодородия в течение первых же десятков лет.
В 1900 г. русские крестьяне использовали на одну десятину земли в среднем 8-9 кг удобрений ( навоза ) , а крестьяне в Германии – 160 кг ( в основном минеральных ) .
Ещё быстрее деградация плодородия происходила на арендуемых землях , после 10-15 лет аренды плодородие почв изводилось почти полностью и там больше ничего не росло в течении десятков лет .
Мелиорация болот под поля , рекультивация и агролесомелиорация истощённых почв была большой редкостью именно по причине сохранения общины .

Издание особого акта ,что те кто приводит болота , истощённые почвы и неудобья в пригодное для земледелия состояние , тот их получает в собственность , было провалено .
Если-бы мелиорированные отдельными крестьянами земли не подлежали-бы переделу и становились-бы их частной собственностью ,то это было-бы очень хорошо .

Пострадали от плохого природопользования не только поля ,но и леса .
При проведении реформы 1861 года крестьян урезали не только в полях ,но и в лесах .
Общинам досталось небольшое количество лесных угодий самого низкого "дровяного" качества, а право пользования помещичьими лесами они лишились полностью .
Небольшие крестьянские леса оставшись в общинном пользовании использовались плохо , неконтролируемая нагрузка на них резко возросла и они были в значительной мере вырублены в течении 20-30 лет.
Более всего от такого обезлесивания пострадали южные губернии России ,где лесов и так было мало .
Крестьянам пришлось покупать древесину и дрова , а местами жечь и солому — это вело к невозможности использовать воловью тягу вместо конской .
Начали использовать навоз в качестве топлива и лишились удобрений .
Потеряв лесные угодья, крестьяне были вынуждены и прикупать лес (более 50% прикупленной крестьянами земли).
Перекосы в размещении крестьянского населения и затруднение миграции крестьян привели к тому ,что при общей нехватке земли ,из-за отсутствия местного платежеспособного спроса на аренду земли значительная часть пахотных помещичьих земель (в отдельных уездах до 80%) стала зарастать кустарником и лесом.
Появление с реформой 1861 года большого спроса на лес привело его массовой вырубке .
Именно леса наиболее высокого качества составляли в северных областях более 50% земли, оставшейся после реформы в распоряжении дворянства, и более 70% земли, приобретенной купечеством у дворян-землевладельцев .
Дельцы приобретали у помещиков огромные лесные массивы и полностью вырубали их под корень без всякой заботы о лесовосстановлении.
В течении 20-30 лет в северных и центральных губерниях России большинство доступных спелых и приспевающих лесов было вырублено .
Истощение плодородия почв и сведение лесов в пореформенное время привели к экологическому кризису , а потом и голоду с эпидемиями .
Особый вред принесли сплошные и бесконтрольные вырубки лесов на песчаных почвах ,что привело к ветровой и водной эрозии почв и нарушению водного режима — т.е. получились вместо полей и лесов пустыни .
Поля нескольких губерний были в самом прямом смысле засыпаны песком.
Особенно пострадала Симбирская губерния .
Но ещё больший вред привело сведение лесов по берегам крупных рек , т.к. этот лес был особенно пригоден для сплава по рекам .
Из-за сведения лесов , выполнявших климаторегулирующие функции, участились и стали более жестокими засухи в центральных областях России.

Надо было законодательно ограничить ,а местами и вовсе воспретить всякую вырубку лесов на землях помещиков ,но этого сделать не могли .

В год тридцатилетнего юбилея реформы из-за неурожая, связанного с засухой , разразился грандиозный голод .
, который буквально потряс империю и послужил причиной преждевременной гибели нескольких миллионов человек.
Подобного бедствия не было больше ста лет .
Только после того , как жареный петух клюнул , русское правительство, обеспокоенное заметным уменьшением природной стабильности условий сельскохозяйственного производства, стало предпринимать меры по выяснению причин этого кризиса.
Исследования, проведенные В.В.Докучаевым и принесшие кстати ему мировую известность, со всей очевидностью показали, что основной причиной уменьшения экономической стабильности является экологическая деградация ландшафта от неправильного природопользования .
Но и тут царское правительство не решилось в целях борьбы с экологической деградацией ландшафта принять меры к ограничению прав помещиков , а научить крестьян как правильно вести эффективное хозяйство в условиях экологического кризиса оно не хотело .
Впрочем эти проблемы проявились по словам самого В.В. Докучаева уже в конце 60 годов 19 века .
Т.е. Россия уже начиная с 1861 года Россия находилась в состоянии экологического кризиса и локального голода .
Впрочем это уже проявилось уже с 20х годов 19 века .
Вот какие условия по мнению В.В. Докучаева и других русских агрономов нужны для преуспевания русского сельского хозяйства .
а) характер землевладельцев: трудолюбие и терпение; расчетливость и бережливость; любовь и уважение к земледельческому труду; личное присутствие;
б) понимание дела: умение сочетать различные отрасли хозяйства; обеспечить сбыт; добывать корм скоту; накапливать и сохранять удобрения; строить и располагать хозяйственные постройки; вести отчетность;
в) общественные и государственные мероприятия : учебные заведения; ссудные кассы; страховые общества.

Всё это есть действительные основы всякого эффективного и устойчивого устойчивого сельского хозяйства.
Но именно их реализация наталкивалась на сопротивление сельской общины всякой модернизации сельскохозяйственного производства.
Надо обратить внимание на то ,что указанные серьезные агроэкологические проблемы возникли в России задолго до реформ П.А. Столыпина .
И что община не смогла помешать их возникновению и была одной из причин возникновения и усугубления агроэкологического кризиса .
И главное здесь то ,что причины возникновения этих проблем — относительный дефицит земли и архаическое земледелие , сохранению которого способствовала сельская община и нищета крестьянства в следствие чрезмерных налогов , а не вовсе эксплуатация земельных ресурсов в результате капитализации и модернизации сельскохозяйственного производства .
Как раз там ,где эксплуатация земельных ресурсов велась в условиях модернизации сельскохозяйственного производства , агроэкологического кризиса не было .
Вот ещё ,что выделение земли крестьянам в единую площадь (в отруб или хутор в ходе реформы Столыпина с размежеванием общинных земель ) проводилось не только в России .
Подобные мероприятия по ликвидации чересполосного землевладения и объединении наделов в одну площадь проводились в течении 19 века и начале 20 века в многих европейских странах .
Например в Швеции.
Решительно везде подобные мероприятия были встречены в штыки и вызывали массовые протесты крестьян .
Проводились подобные мероприятия правительствами принудительно и силою.
Но везде ,где такие мероприятия были проведены они дали самые положительные результаты .