Уважаемые коллеги, тут в свой статье «Бронетехника Византийской империи – бронеавтомобили, часть I» уважаемый коллега Артур Праэтор позволил мне немного похулиганить. Я тогда выложил самоходные лафеты Гоэ. Некоторые коллеги посетовали на то, что из моего самоходного лафета может получиться неплохой танк. Не смея снова обременять уважаемого коллегу Артур Праэтора, я решил выложить продолжение отдельной статьей. Итак, это своеобразное английское продолжение на самоходные лафеты Гоэ или направление модернизации самоходных лафетов. Сразу оговорюсь, никаких дат в статье нет. Я их специально убрал, так как я только в начале 19 века и сам еще точно не решил, когда у меня начнется Абиссинская война. Могу сказать только одно: где-то между 1870 и 1890 гг., но точно до 1900 года.
Абиссинская война, тогда еще не получившая номера, между Великобританией и Германией, за «Большой крест», закончилась победой Британии. Однако в английских штабах царило отнюдь не праздничное настроение. Слишком дорого эта война обошлась Британии, и слишком мало плодов побед она принесла. Особенно показательна была битва при Телулу, где немцам, при помощи местного населения, удалось создать сплошные, практически непроходимые, укрепленные линии обороны. Валы, траншеи, окопы, хорошо подготовленные артиллерийские позиции, пулеметы и колючая проволока сделали свое грязное дело. Британцы потеряли под Телулу около 65 тыс. английских солдат. Солдат из туземных частей никто не считал, но по разным оценкам, африканцев погибло в два раза больше. Последним доводом в битве при Телулу стало использование 24 самоходных лафетов и 33 паровых тракторов, на которые спереди устанавливался большой металлический щит. Но, здесь же, выявилась слабость самоходных лафетов. Так как никто не озаботился защитой прислуги, немецкая шрапнель выкашивала экипажи медленно ползущих, слабо бронированных, открытых машин. Затем, несколько самоходных бронелафетов попали в воронки от снарядов и не смогли выбраться. А когда дюжина машин вплотную приблизилась к немецким укреплениям, оттуда градом посыпались ручные осколочные бомбы (гранаты). Машинам сколько-нибудь серьёзного ущерба не нанесли, зато добили уцелевшую артиллерийскую прислугу и немногочисленных английских солдат, следовавших за машинами. И хотя победа под Телулу осталась за англичанами, повод задуматься у них появился.
Вначале англичане, сгоряча, вообще решили отказаться от закупки и производства самоходных лафетов. Но здесь на высоте оказалась английская разведка, оперативно сообщившая, что немцы, впечатленные действиями английских бронелафетов под Телулу, начали самостоятельную разработку самоходных, артиллерийских, бронированных лафетов совершенно нового типа, предназначенных для прорыва укреплений. После непродолжительных дебатов, специальная комиссия приняла два важных решения: а) начать разработку собственного бронированного самоходного артиллерийского лафета, полностью отказавшись от закупок во Франции; б) модернизировать уже закупленные лафеты, максимально приспособив их для возможности прорыва укреплений вражеской обороны. Модернизацию старых лафетов поручили английскому адмиралтейству и фирме «Виккерс».
Адмиралтейство и «Виккерс» рьяно взялись за дело. Английские адмиралтейцы исповедовали простую и ясную мысль: «Спонсон – наше все, чего мудрить, если все уже придумано». Поэтому новый лафет получил обыкновенный спонсон, установленный в передней части корпуса. Пушкой озаботился «Виккерс», в результате модернизированный лафет получил новую горную 90-мм гаубицу длинной 30 калибров. Угол возвышения довели до 45° (градусов), посчитав, что этого вполне будет достаточно. Установка спонсона обеспечила горизонтальные углы обстрела до 260 градусов (на практике, правда, оказалось меньше). Изначально предполагалась установка новой вращающейся пулеметной башни. Однако в процессе модернизации вращающуюся башню посчитали излишеством, ограничившись установкой неподвижной рубки и трех пулеметов для защиты экипажа. Одного в рубке и двух по бортам. На всякий случай рубку оснастили 4-мя оружейными щелями, позволяющими вести огонь из двух дополнительных легких пулеметов. Кроме этого предпологалось оснащение экипажей, легким ручным оружим, пистолет-пулеметами. Считалось, что этого вполне хватит для защиты самоходного лафета. Так же для защиты экипажа, корпус сделали сплошным. Экипаж это несомнено защищало, но условия обитания, по многочисленным свидетельствам, стали невыносимыми. Сократили, облегчили и упростили ходовую часть. Лоб и борта лафета довели до 8 мм, крышу забронировали 4-мм броней, все остальное прикрывали броней толщиной 6 мм. Новинкой оказалось то, что для дополнительной защиты экипажа по обеим бортам разместили запасные звенья гусениц. Пока возились с броней, приняли решение об установке нового, только что подоспевшего, бензинового мотора мощностью 75 л.с., что позволило уверенно развивать скорость в 6 км/ч по грунтовой дороге. Старые лафеты, при той же заявленной скорости, зачастую не выдавали и 5 км/ч. Танк заметно потяжелел до 22 тонн.
Самым трудным было переправить лафеты в Кейптаун. Чтобы сбить немецких шпионов со следа, английская разведка усилено муссировала слухи о переправке баков питьевой воды для английских войск, так как всем известно про засушливые африканские сезоны. Не известно, ввело ли это немецких шпионов в заблуждение, но слово «танк» прочно вошло в обиход английских солдат.
Впрочем, век громоздких самоходных лафетов стремительно подходил к концу и им на смену, выползал, пока еще неуклюжий, громоздкий, но вполне себе классический танк.
Из книги А.С. Ярославцева «Энциклопедия бронированной техники для детей» Глава III Африканский дебют.