3

Коллега Андрей Толстой предоставил прекрасный корабль – аэростатоносец. Прочел и подумал, что зря я в свои авиаматки из серии Альтернатива флота 1906-1954 не запихал дирижбандель, но потом понял, что период другой и не самая удачная идея при наличии гидросамолетов. У коллеги флот очень альтернативный, за что ему спасибо; но а что, если такой корабль вступил бы в строй 1-й Тихоокеанской эскадры еще перед войной в РИ, притом фаршированным по полной программе, но на базе реального корабля?

Естественно, мы танцуем от реального образца воздухоплавательного крейсера «Русь». По моему мнению, идея была хорошая, но делали ее впопыхах и в итоге через ж….Кто не в курсе – переоборудованный пароход из-за отвратительного состояния силовой установки в составе эскадры Небогатова дотопал только до Дании, точнее мыса Скаген, в итоге по предписанию за №245 он был вынужден вернуться в Либаву. Возвращался он тоже с приключениями. В общем, купили пароход качества какашки, хотя оборудовали вполне и идея замечательная.

А теперь представим, что у кого-то в ГМШ под впечатлением от того, как с помощью шара с корабля искали ББО «Русалка», возникла мысль: а что бы такой корабль-носитель в эскадре не заиметь? Предположим, что нашелся умный адмирал и царь вдруг его понял, в итоге высочайшее соизволение на оборудование для нужд Тихого океана воздухоплавательного крейсера от 1 марта 1901 года.

Начинаем искать корабль, а он есть – это тот самый «Augusta Victoria», который стал вспомкрейсером «Кубанью», или любой из еще 5 однотипных с ним, но «Кубань» устраивает, поэтому берем его. Продажа реальна, единственно что будут тянуть, торговаться и получим мы его в начале 1902 г. Корабль действительно не плох – здоровый (14 650 т водоизмещения), для размещения всякого воздухоплавательного барахла подходящий, дальность на четверть света, скорость до 19 уз – не корабль, а сказка. В общем обзовем его, как и было, «Кубань».

Сначала подберем, какие летательные аппараты будут базироваться из относительно реальных. Идея дирижабля для 1902 вполне реальна, Цеппелин уже летает, французы ковыряются, да и наших проектов, включая примитивного, но летающего «Эмбриона» Данилевского. Короче, по опять же высочайшему повелению управляемый аэростат желателен.

Дирижабли – выбор не велик, сразу отметаем Цепеллин и ищем то, что поменьше, помягче и вообще в ангар влезет. На выбор не много – это французские Lebaudy (1902 г., 2284 куб.м., 56,5 м. в длину) и Santos-Dumont №7 (1902 г., 1260 куб.м., 50 м в длину). Есть еще вариант с собственной постройкой, хотя бы по такому же принципу, как строился дирижабль «Учебный» – на нем и остановимся. Вообще постройка внятного дирижабля в то время не такая глобальная задача, особенно для профессионалов; предположим, что работы начались в 1901 году на базе учебного воздухоплавательного парка.

Что он может из себя представлять? Я предполагаю, что это будет мягкий дирижабль с тремя баллонетами, при длине в 41 м и максимальном диаметре в 9,1 м с учетом формы оболочки, баллонетов и прочее дает объем в 2250 куб.м. Снизу к оболочке крепится рама для придания жесткости; подобное решение использовал Сантос-Дюмонт, он называл это килем. Гондола пространственная из стальных труб, для размещения 3 человек, воздушный винт находится позади гондолы (иначе как причаливать к мачте), руль крепится также к раме на шарнире, чтобы можно было привести его в горизонтальное положение для хранения в ангаре. Естественно, вопрос о двигателе стоит, нужен мощность не менее 30 л.с. для того, чтобы сопротивляться ветру и иметь скорость хотя бы 35 км/ч. Никто не делает авиационных ДВС в то время, но это не важно – существуют автомобильные нужной мощности, например от Mercedes 35 PS 1901 года или даже от Mercedes Simplex в 44 л.с. при 1300 об/мин 1902 г. – вот его и ставим.

Теперь по нагрузке; естественно, точных данных у меня нет, но думаю что оболочка, ферма, гондола и двигатель вплотную подойдут к 1500–1600 кг, плюс 100–150 кг балласта, при подъемной силе в 2200 кг (а если быть точнее, даже 2632 кг при таком объеме, но борзеть не будем) это вполне нормальный показатель. Остается около 500 кг на полезную нагрузку – это 3 человека (250 кг), топливо на 3–4 часа полета и вода для радиатора (70 кг) и желательно радиотелеграф, пусть маломощный с дальностью в 15 миль, но я не знаю, сколько он будет весить. Но еще в 1899 г. А.С. Попов и его помощник П.Н. Рыбкин провели радиосвязь между гондолой воздушного шара и землей. Думаю, что масса в 100 кг вполне реальна для маломощной станции в 1902–1904 г.г.

Таким образом получаем следующие тактические характеристики. При рабочей высоте в 600–800 метров и удалении от корабля-носителя на 20 км мы получаем информацию о приближении эскадры в море: 60–80 км; приблизительный состав эскадры и направление ее движения: 25–35 км. Сам же дирижабль виден не будет, а маломощная станция просто не будет засечена. То есть на корабле-носителе будут знать о приближении противника, когда он будет на расстоянии от 55 миль, то есть за 2-3 часа до визуального наблюдения с кораблей. За это время можно сделать все что угодно: перегрупироваться, поменять курс и так далее. Короче, полезная вещь.

Дополнительно в состав вооружения добавим тот же «Персеваль», а лучше два; сферические аэростаты наверное не стоит брать, как неустойчивые.

Теперь о том, как это все дело должно базироваться.

Для базирования выделяем кормовую часть, беспощадно кроша надстройки, в итоге появится площадка размером 47×16 метров. Конструкция ангара, которую применяли на воздухоплавательном крейсере «Русь», также кажется мне достаточно удачной. Кто не знает – стенки ангара растягивались между установленными на каждом борту девятью поворотными тент-балками высотой 7,25 м. Все тент-балки могли одновременно поворачиваться специальными лебедками внутрь (при хранении аэростата) и наружу (при запуске аэростата). Между концами повернутых внутрь тент-балок оставалось расстояние 5 м, поэтому для закрытия аэростата сверху над тент-балками вдоль судна натягивались три леера из стального троса, по которым растягивался талями верхний тент, служивший крышей ангара. Постоянная передняя и разборная задняя стенки ангара были также выполнены из толстой парусины, натянутой на прочные железные рамы.

Такая конструкция ангара позволяла надежно закрывать аэростат от атмосферных воздействий. Перед подъемом аэростата верхний тент стягивался по леерам талями к передней части ангара, продольные леера отстегивались и убирались, затем стравливались на площадки боковые тенты, тент-балки выворачивались наружу, а рамка задней стенки ангара опускалась на полуют. Хотя от него в итоге отказались и разобрали, я его все же оставлю.

Единственное, что длина станет 45 метров, а количество балок 14, притом высота станет меньше и составит 6 метров, поскольку ангар будет уходить вниз на два твиндека в трюм, это около 5 метров, ниже никак – там паровая машина стоит. Ширина также будет больше и достигнет 12 метров. Также стенки до балок станут металлическими.

Для подъема и притягивания аэростата с высоты на небольшой надстройке спардека были установлены две лебедки с электрическим приводом. Еще две стояли на полу ангара и служили для притягивания дирижабля от причальной мачты.

Сложнее было с причальной мачтой, как вы сами понимаете – не самым распространенным корабельным атрибутом. Сначала взял без изменения таковую с «Дедало», но потом начал дорабатывать. В итоге появился выстрел, по которому команда могла добраться к зависшему дирижаблю, при этом он мог двигаться, что на море естественно. Находясь на выстреле, матросы крепили причальные концы или к лебедке для спуска, либо к мачте.

В целом на «Русь» ставили все достаточно отработанное, на нем стоял щелочной газодобывательный аппарат и электролизер системы доктора Шмидта; оставим все как есть, кроме, наверное, того, что газодобывательных аппарата желательно иметь два, поскольку объем дирижабля в 3,5 раза больше змейкового аэростата. Разместить их не составит труда, потому что «Кубань» все-таки побольше. Думал и о размещении газгольдеров, ну может куда их запихать место и нашлось бы, но возить водород в свободном виде на боевом корабле самоубийство.

Еще одно приспособление, которое было необходимо для базирования «водородных» баллонов – это искрокаситель на второй и третьей дымовых трубах. Принцип действия описан в монографии про «Русь». Искроразбиватель представлял собой железную сетку, натянутую на круглую раму, немного меньшую внутреннего диаметра дымовой трубы. Вращением маховика искроразбиватель поворачивался относительно оси. Чтобы не снижать тягу, сетка устанавливалась вертикально. При подъеме аэростата она переводилась в горизонтальное положение, и искры разбивались о нее раньше, чем успевали вылететь из трубы. Искрогаситель был выполнен в виде кольцеобразной перфорированной трубки, укрепленной по внутренней окружности трубы, через которую мог подаваться пар для тушения искр.

Аэростатоносец:  Как «Русь» стала «Кубанью».

Воздухоплавательный крейсер-разведчик «Кубань»

Теперь к вооружению. Я уверен, что то, что стояло на реальной «Кубани», а тем более на «Руси», это было результатом спешки: просто не было необходимого количества орудий, времени на подкрепления палубы и так далее. Подумайте сами: на здоровый пароход в первом случае установили 2 120-мм, 4×76-мм скорострельных орудия Армстронга, 8×57-мм Гочкиса и 2 пулемета Виккерса. С реальным аэростатоносцем еще хуже – 4×75 мм (притом с разной длиной ствола), 2×37 мм, аж 57-мм/40 орудия и два пулемета. Так себе крейсера конечно. Понимаю что должны ходить в составе эскадры, в бой не лезть и прочее, но даже от ЭМ, которые 600 тонн шагнули, это курам на смех. По этому предполагается вооружение 6×120-мм орудиями за щитами, притом на борт будут бить сразу 4. То есть у нас больше времени, лучше возможности, поэтому считаю возможным сформировать для бортовых орудий два небольших спонсона для 120-мм по два с каждого борта и по орудию установить, как на «Урале», на баке (там придется часть фальшборта срезать) и юте. Дополнительно к ним, думаю, хватит 4×57/40 орудия, ну и плюс 2 пулемета на крыльях мостика. Этого хватит и от эсминцев отбиться, и в качестве рейдера быстрее контрабандиста ухайдокать.

Аэростатоносец:  Как «Русь» стала «Кубанью».

Вид сверху со схемой вооружения

Кстати, кто не знает – наши вспомогательные крейсера 2 эскадры ВООБЩЕ не имели средств управления стрельбой, ставили всякое старье вроде прицельных планок. Поэтому хотя бы установка одного дальномера необходима.

Теперь самое интересное: насколько вообще этот корабль будет полезен. Сложный вопрос: к сожалению, просрали войну больше не потому, что у нас корабли были хуже, а из-за неправильной логистики и идиотизма военных. В РИ, даже если бы приняли решение о перестройке и покупке подобного корабля еще в 1902 г. как я предлагаю, решение и работы затянулись бы до 1904 г. Дирижабль не был бы готов, так что только аэростаты, а если бы был готов, то отправили по ж/д во Владивосток. Ушел бы он с 2 эскадрой, разница с реальной «Русью» в том, что он бы дошел. Как распорядился им Рожественский, понятия не имею, наверное как «Уралом»; ну знал бы он о наличии врага раньше Того – и что? Сама посылка 2 эскадры по моему мнению была авантюрой. В общем я не знаю.

Другой вопрос, что у меня тоже есть альт-идея о РЯВ, но она больше связана не с тем, что вот переиграем маневры или корабли писец какие построим, а просто более грамотное управление строительством реальных кораблей и своевременным усилением флота опять же реальными кораблями. Но сию идею я не стал развивать, пападанцев у нас тут по этому периоду уже как офицерского состава в Владивостокском отряде крейсеров.

Но если подходить с моей идеей, то «Кубань» находилась бы при крейсерской эскадре во Владивостоке вместе с БРКР «Пересвет», «Ослябя», «Победа», «Рюрик», «Россия», «Громобой». К дивизии приписан БПКР «Новик». А также бригада минных кораблей из 25 ЭМ и ММ. Развивать сражения не буду, но пользу он бы принес, при условии, что был бы укомплектован полностью. В общем мне задумка нравится.

Подписаться
Уведомить о
guest

22 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account