«Аэрокобра» от автомобилестроителя. Проект легкого истребителя-перехватчика Tucker XP-57 Peashooter. США
Перед началом Второй Мировой войны в командовании авиации армии США начали серьезно рассматривать концепцию очень легкого истребителя-перехватчика объектовой ПВО для противодействия возможной угрозе вражеских бомбардировщиков в американском воздушном пространстве. В конструкции самолета должно было быть минимальное использование стратегических военных материалов (а именно легких металлов) и должен был демонстрировать минимальное поперечное сечение, обладая при этом достаточными для перехватчика летными характеристиками и вооружением. В результате появилось несколько программ легких истребителей, ни одна из которых не достигла стадии массового производства. Одной из попыток реализации данной концепции стал проект легкого истребителя-перехватчика Tucker XP-57.
Основной сферой деятельности конструктора и бизнесмена Престона Такера была автомобильная промышленность, и его вкладом в историю автомобилестроения стал знаменитый Tucker Sedan 1948 года. Он увидел потенциал военных контрактов США для своего частного бизнеса по производству деталей для машин и начал работать над проектом легкого истребителя-перехватчика Model AL-5. Из-за размеров, которые должен был иметь самолет, он получил прозвище Peashooter (игрушечное духовое ружье). В 1940 году с целью поддержки проектирования и разработки легкого истребителя-перехватчика Престон Такер в Детройте, штат Мичиган, основал авиастроительную компанию Tucker Aviation Corporation (Tucker Aviation). В июле того же года компания Tucker получила контракт от командования авиационного корпуса армии США (United States Army Air Corps – USAAC) контракт на создание одного дешевого прототипа, получившего обозначение XP-57; доводка прототипа должна была осуществляться на авиабазе Райт-филд.
Окончательный вариант проекта представлял собой представлял собой одноместный одномоторный самолет длиной 26,6 фута (8,1 м), размахом крыла 28,5 фута (8,7 м) и высотой 8 футов (2,44 м) при массе пустого 3000 фунтов (1361 кг). В отличие от большинства современников Model AL-5 должен был получить шасси с носовой стойкой – довольно современный подход, который в то время использовался в самолетах компании Bell. Еще одной особенностью проекта XP-57, делавшей его похожей на истребитель Bell P-39 Airacobra, было размещение двигателя на кабиной пилота, который с помощью удлиненного вала вращал расположенный в носовой оконечности фюзеляжа двухлопастный тянущий винт. Вследствие нехватки более известных двигателей в качестве основы силовой установки был выбран восьмицилиндровый V-образный рядный двигатель жидкостного охлаждения Miller L-510-1, развивавший мощность 720 л.с. (530 кВт). Данный двигатель был выбран из-за его доступности и обещанных характеристик. С этим двигателем расчетная максимальная скорость составляла 308 миль в час (496 км/ч), дальность полета 600 миль (965 км) и скорость набора высоты 1700 футов в минуту (518,16 м/мин; 8,6 м/с). Для легкого истребителя XP-57 имел очень мощное вооружение, состоявшее из одной 20-мм пушки Hispano-Suiza HS.404 с боезапасом 60 снарядов и двух 0,5-дюймовых (12,7 мм) пулемета Browning с боезапасом 400 патронов или трех 0,3-дюймовых (7,62 мм) пулеметов с боезапасом по 488 патронов на ствол (в качестве альтернативы рассматривались варианты вооружения, состоявшие из одного 12,7-мм пулемета и двух 20-мм пушек или из трех 12,7-мм пулеметов). Как и в случае с истребителем Bell P-39 автоматическая пушка стреляла сквозь полую втулку воздушного винта.
Небольшая масса самолета была основным качеством небольшого самолета, и борьба за снижение его массы была серьезной инженерной задачей. Результатом такой работы стало решение в отношении конструкции крыла. Оно должно было иметь цельнодеревянный силовой набор и полотняную обшивку. Основу силового набора фюзеляжа составляла сваренная из стальных труб ферма, в качестве обшивки планировалось использовать листы алюминия. Бронирование кабины и двигателя было исключено, поскольку они служили только для увеличения массы самолета и снижения его летных характеристик, который должен был быть одновременно быстрым и маневренным.
Работы по проектированию истребителя XP-57 начались с хорошими темпами, но в феврале 1941 года – почти за год до вступления Америки во Вторую Мировую войну, – Tucker Aviation компания обанкротилась. Компания столкнулась с внутренними проблемами, которые задержали развитие работ, кроме того, командование USAAC дополнило требования к легкому истребителю-перехватчику на основе опыта боевых действий на Европейском ТВД. В конечном итоге работы по XP-57 были прекращены, и сам самолет, не пойдя дальше стадии проекта, канул в лету. В заключение следует сказать, что компания Tucker Aviation была приобретена компанией Higgins Industries, и до 1943 года Престон Такер занимал пост вице-президента. Компания Higgins Industries сосредоточила свою деятельность на производстве оружия, башен и силовых установок для торпедных катеров Higgins.
ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Тип: Tucker XP-57
Назначение: легкий истребитель-перехватчик
Статус: проект
Экипаж: 1 человек
Силовая установка: один восьмицилиндровый V-образный рядный двигатель жидкостного охлаждения Miller L-510-1, развивавший мощность 720 л.с. (530 кВт) и вращавший двухлопастный винт
Размеры:
размах крыла 28 футов 5 дюймов (8,7 м)
длина 26 футов 7 дюймов (8,1 м)
высота 8 футов 0 дюймов (2,4 м)
площадь крыла 120 кв. футов (11,1 м²)
Масса:
пустого 3400 фунтов (1542 кг)
Летные характеристики:
максимальная скорость 308 миль в час (496 км/ч)
дальность полета 600 миль (965 км)
скорость набора высоты 1700 футов в минуту (518,16 м/мин; 8,6 м/с)
Вооружение (варианты):
• одна 20-мм пушка и два пулемета 0,50 калибра (12,7 мм)
• три пулемета 0,30 калибра (7,62 мм)
• три пулемета 0,50 калибра (12,7 мм)
• один пулемет 0,50 калибра (12,7 мм) и две 20-мм пушки
ПРИЛОЖЕНИЕ
источники: