А вместо сердца — сталинский мотор
Продолжаю выкладывать на сайт интересные статьи из жж одного из ведущих российских историков авиации уважаемого Вячеслава Кондратьева.
Читающие этот журнал знают, что я – далеко не фанат товарища Сталина, но, как говорится, из песни слова не выкинешь: индустриализация России произошла именно при нем и во многом – благодаря ему. Одной из высокотехнологичных отраслей промышленности, поднявшихся из зачаточного состояния в этот период, было авиационное двигателестроение, А вспомнил я о нем, потому что сегодня исполнилось ровно 85 лет со дня начала серийного производства двигателя М-34 – первого мощного авиамотора, спроектированного и внедренного в массовое производство в России.
Как известно, до революции и в ранние годы советской власти все выпускавшиеся в нашей стране авиадвигатели были лицензионными или "пиратскими" копиями зарубежных образцов. В 1927 году начался выпуск первого авиамотора собственной разработки М-11, однако его мощность составляла всего 110 лошадиных сил, поэтому он годился лишь для небольших, легких самолетов. А М-34, спроектированный в КБ Александра Микулина, развивал 750 лошадиных сил и мог быть установлен на самолетах любых классов, вплоть до сверхтяжелых бомбардировщиков. В дальнейших модификациях мощность удалось повысить до 1050 л.с.
Кроме того, М-34 отличался высокой надежностью, безотказностью и весьма солидным, по тем временам, рабочим ресурсом, что ставило его в один ряд с лучшими зарубежными аналогами. Это было первое крупное достижение российских двигателистов, позволившее установить несколько мировых рекордов дальности и продолжительности полета. Благодаря М-34 успешно завершились уникальные рейды экипажей Чкалова и Громова в США через Северный полюс. На этих же моторах летал крупнейший в мире самолет АНТ-20 "Максим Горький" и его дублер АНТ-20бис.
Кроме того, М-34 (с 1936 года – АМ-34) ставили на бомбардировщики ТБ-3, ДБ-1 и ТБ-7 (Пе-8), многоцелевые самолеты Р-Z, летающие лодки МБР-2 и целый ряд других машин. Можно сказать, что предвоенное развитие советской авиации было в значительной мере обеспечено удачной конструкцией этого мотора. М-34 выпускался до 1939 года, всего построено более 10 500 экземпляров.
Двигатели АМ-34 на крыле шестимоторного авиалайнера АНТ-20бис
Подлинный чертеж мотора М-34РНБ (облегченный, редукторный, с нагнетателем). Цветом выделена система смазки
Частично препарированный для показа внутреннего устройства мотор М-34РН. На переднем плане — шестеренчатый понижающий редуктор
Раскапотированный М-34Р на самолете ЦАГИ РД-2 (АНТ-25) в первоначальной конфигурации с выдвижным радиатором
Окраска ЦАГИ РД-2
АНТ-25 в мемориальном музее В.П. Чкалова
Первый прототип летающей лодки МБР-2 с мотором М-34
Силовая установка МБР-2 с мотором М-34Н (безредукторный с нагнетателем)
Двигатели АМ-34ФРНВ на первом экземпляре самолета ТБ-7 (Пе-8)