Парадоксально, но факт: воздушный транспорт переживает настоящий бум, а для огромных пассажирских самолетов настали нелегкие времена.
Самые крупные и активные транспортные самолеты в мире – французский Airbus А380 и американский Boeing 747 — оказались в глубоком кризисе. Некоторые эксперты предсказывают даже скорый конец этих мегалайнеров. В прошлом году ни одна авиалиния не заказала эти гиганты с четырьмя двигательными установками для выполнения своих рейсов. Одна из главных причин такого положения дел заключается в том, что все более совершенствуются малогабаритные модели самолетов с двумя двигательными установками, такие как Airbus А350 или Boeing 777. Они способны преодолевать те же расстояния, а их содержание в большинстве случаев обходится намного дешевле.
«Улетные» цены
На сегодняшний день приобретение Airbus А380 для авиакомпаний оправдывает себя лишь в случае полетов на особо дальние дистанции и только в аэропортах, которые могут принять и обслужить такое количество пассажиров.
Чтобы хоть как-то сохранить спрос на машины, фирмы-производители снижают цены. У них просто не остается другого выхода. Агентство Reuters со ссылкой на рыночного эксперта передает, что для потенциальных заказчиков возможна как минимум 50-процентная скидка от первоначальной цены авиалайнера. А стоит такой великан ни много ни мало 400 млн. долларов (368 млн. евро)!
«Остается только удивляться, по каким низким ценам компании-производители готовы уступать свои крупногабаритные самолеты»,
говорит директор британского Департамента по сбыту воздушного транспорта Тони Уитти (Tony Whitty).
Печальные прогнозы
Пока убытков удается избегать. Однако, если в ближайшее время так и не будет повышения спроса, это приведет к серьезным последствиям. По некоторым прогнозам американский гигант Boeing 747 (на 660 посадочных мест) ждут трудности уже к окончанию 2017 года.
А так как строительство такого самолета занимает около двух лет, то проблемы, весьма вероятно, начнутся и раньше. В этой связи авиастроительная компания Boeing заявила, что уже со следующего года, собирается выпускать не более 1,5 самолета в месяц. Мало меняет положение вещей и государственный заказ на строительство двух новых президентских авиалайнеров, недавно поступивший из Белого дома.
Убыточное производство
В этом году французский самолет-гигант Airbus А380, способный разместить на борту до 853 пассажиров, отмечает свое десятилетие. Однако компании-изготовителю не до празднования успехов. Даже наоборот. Вот уже несколько лет производство крупногабаритных самолетов не окупает себя. Отдел сбыта и продаж Airbus рассчитывает продать около 1500 гигантских самолетов в последующие 20 лет. Однако на данный момент реально поступило всего 317 производственных заказов, 156 из которых уже выполнены и самолеты доставлены клиентам. В 2014-м ожидались 30 заказов, но, к сожалению, не последовало, ни одного.
В рамках последней программы финансирования Airbus вложила в строительство новых самолетов 15 млрд. евро. И уже тогда компания и ее инвесторы понимали, что производство модели А380 перестало быть выгодным. Впервые с такими проблемами изготовители столкнулись уже 2006 году, когда в очередной раз были отложены намеченные сроки поставки. Холдинговая компания EADS (сегодня это Airbus Group), которой принадлежала дочерняя фирма Airbus, вынуждена была тогда известить о возможном сокращении своей прибыли. В ответ на это акции компании упали на целых 26%. А если говорить о биржевой ценности безвозвратно утерянных акций, то она составила 5 млрд. евро.
Заказчики требуют
В последнее время авиалинии все чаще негативно высказываются о большом расходе топлива, которое потрябляет гигантский самолет, и настаивают на скорейшем создании более экономной модели лайнера этого класса.
Однако пока не похоже, что Airbus собирается удовлетворить эти претензии. Вопрос о том, когда же наконец будет продемонстрирована усовершенствованная модель аэробуса, остается открытым. Да и случится ли это вообще? На этот счет существуют сомнения.
Но чтобы вновь стать востребованным, авиалайнер должен соответствовать всем предъявленным требованиям. На этом твердо настаивает и один из самых важных; клиентов Airbus, арабская авиалиния Emirates. Именно эта авиалиния приобрела 140 аэробусов (а это составляет около 40% от общего количества проданных гигантов) и, в принципе, не собирается прекращать инвестирование. Глава правления компании Тим. Кларк (Tim Clark) заявил, что авиалиния даже вдвое увеличит количество заказов на аэробус и будет закупать 280 самолетов-гигантов в год, но только при условии выпуска новой экономичной модели этого авиалайнера.
Airbus старается не поддаваться панике.
«Мы постоянно работаем над улучшением качества выпускаемого товара»,
уверяет глава маркетинга компании Крис Эмерсон (Chris Emerson).
«Многое удастся оптимизировать и в уже существующих моделях самолетов».
Но даже если концерн и выполнит то, что от него требуют заказчики, это не решит всех проблем сразу. Ведь на создание новой модели: аэробуса наверняка будет затрачен не один год.
Пока же ситуация плачевна: производители вынуждены радикально понижать цены, а гигантские самолеты – простаивать на складах.
источник: Илья Ковальчук «А гиганты не в цене» «КОНТАКТ-ШАНС» 21/2015