1

 

Продолжаю выкладывать статьи из ЖЖ нашего уважае­мого коллеги p_d_m.
    
Эти амбициозные французские проекты реактивных трансатлантических пассажирских гигантов 46-47 гг. SNCASE X.200 и 201, как ни странно, стали предками элегантной Sud Aviation Caravelle.

После окончания Второй Мировой роль США в жизни Европы здорово возросла, возросла и потребность в трансатлантических перелетах. Во Франции в сразупослевоенное время летал архаичный SNCASE SE.161 Languedoc, и его замена была насущной задачей. И на SNCASE смело взялись на проектирование реактивного трансатлантика, в то время когда и боевые-то самолеты "не встали твердо на крыло". 

Проект X.200 представлял собой бесхвостку в стиле Me-163 или de Havilland DH.108, источником вдохновения служили и самолеты Нортропа, которые показали французам, что выгодно летать на большие расстояния без хвоста. Вес машины – 135 тонн, скорость 0,8М, двигатели – 12 ТРД Rolls-Royce Nene тягой по 2250 кг. По размерам он превышал Northrop B-49 более чем в полтора раза. 

1. SNCASE X.200 и X.201

Большие самолеты Четвертой республики. SNCASE X.200 и X.201

Но на этом горячие галлы решили не останавливаться и забацали еще большее летающее крыло – X.201. Это уже 200-тонная машина с 18ю "Нинами", перевозящая 193 человека на двух палубах. Из двухсот тонн 93 приходилось на топливо. 

Состоятельные пассажиры размещались в пятиместных отдельных каютах, расположенных в крыле. В центральной части на первой палубе находился ресторан с баром и даже танцполом. Плюс восемь специализированных дамских комнат для пудрения носиков, не считая туалетов. На верхней палубе по шесть в ряд через один проход сидели 83 менее привилегированных пассажира. 

На SNCASE на оба проекта было потрачено 2000 часов конструкторского времени, была продута в аэродинамической трубе модель. Дальнейшие планы предусматривали продолжение работ и постройку экспериментального самолета X.202. Двести второй тоже был не лыком сшит – 35–40 тонн взлетного веса, 25 метров размах крыла. 

В 1947 году на Sud-Est отошли от схемы бесхвостки, и следующие проекты в рамках создания пассажирского реактивного самолета были традиционной схемы. Которые привели в конце концов к третьему в мире джетлайнеру "Каравелле". 

Удивительно, но примерно в это же время – 1946-47 гг., за каналом на de Havilland, где тоже создавали свой коммерческий реактивный самолет, тоже отказались от бесхвостки и перешли к классической схеме с хвостовым оперением. Собственно, экспериментальный DH.108 Swallow служил для опробования схемы для будущего авиалайнера. В результате у англичан появился первый в мире реактивный пассажирский самолет DH.106 Comet. 

2. de Havilland DH 106 на 1946 

Большие самолеты Четвертой республики. SNCASE X.200 и X.201

Вполне возможно, что французы оглядывались при создании своих концептов на работы англичан. Помимо этого момента есть куда более материальное свидетельство заимствования у бриттов – носовая часть "Каравеллы" аналогична "кометовской" – как известно, SNCASE официально купила лицензию у dH на производство этой части фюзеляжа для своего самолета.

3. X.201

Большие самолеты Четвертой республики. SNCASE X.200 и X.201

4. X.201

Большие самолеты Четвертой республики. SNCASE X.200 и X.201

5. Эволюция "Каравеллы".

Большие самолеты Четвертой республики. SNCASE X.200 и X.201

6. Первый прототип Comet

Большие самолеты Четвертой республики. SNCASE X.200 и X.201

7. …и Caravelle. Для тех, кто не в курсе – вторым специально построенным джетлайнером был Avro Canada C102 Jetliner. 

Большие самолеты Четвертой республики. SNCASE X.200 и X.201

8. Носовая часть Comet

Большие самолеты Четвертой республики. SNCASE X.200 и X.201

9. …и Caravelle. Фотография igor113 (да не устанет он делится с нами своими фотографиями во веки веков аминь).

Большие самолеты Четвертой республики. SNCASE X.200 и X.201


источник: http://p-d-m.livejournal.com/524934.html

p_d_m
Подписаться
Уведомить о
guest

4 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account