Русские «гарибальдийцы» в боях
Предлагаемая вниманию посетителей и участников форума реконструкция событий периода русско-японской войны посвящается всем хорошим людям и друзьям на сайте.
С целью усиления понёсшей потери эскадры Тихоокеанского флота, в Морском министерстве в феврале 1904 г. была составлена «Ведомость предполагаемых чрезвычайных расходов на усиление флота», предусматривавшая выделение на покупку южноамериканских крейсеров около 36 000 000,00 руб. (3 806 470,00 £ по золотому паритету валют). Аргентине и Чили эти пять броненосных крейсеров в своё время обошлись в 3 609 700,00 £, очевидно, на эту общую сумму и ориентировались составители «Ведомости». Год спустя «Особый Комитет по усилению флота» изъявил готовность выделить из имевшихся в его распоряжении 14 214 865,89 руб. добровольных пожертвований, собранных за пятнадцать месяцев 1904–1905 г.г., целевой кредит в 13 240 615,11 руб. (1 400 000,00 £ по золотому паритету валют) на приобретение с более чем полуторной переплатой ещё двух чилийских крейсеров.
7/20 января 1905 г., по итогам состоявшегося под председательством императора Николая II совещания в Царском селе, во избежание дальнейших, продолжительное время имевших до того место, путаницы и бюрократических проволочек в деле приобретения крейсеров, было принято решение о возложении единоличного руководства операцией на свиты его императорского величества контр-адмирала А.М. Абазу, наделив последнего соответствующими полномочиями.
Несколькими месяцами спустя упорядоченные им посреднические усилия представителей германской «Wossidlo & Co» и американской «Flint & Co» (весной 1898 г. глава фирмы Ч. Флинт (Charles R. Flint) вёл переговоры с правительствами Чили и Аргентины о покупке для САСШ броненосных крейсеров «O’Higgins», «San Martín» и «Garibaldi») компаний, действовавших соответственно в Аргентине и Чили, после достижения соответствующих договоренностей и компромиссов, последовательно увенчались успехом.
В Аргентине были приобретены четыре, вместо двух наиболее современных, предполагавшихся одно время к покупке, броненосных крейсера – «Garibaldi», «San Martín», «Belgrano» и «Pueyrredón». В Чили, кроме намеченного первоначально броненосного «O'Higgins», за добровольные пожертвования были куплены ещё два крейсера – бронепалубный «Chacabuco» и броненосный «Esmeralda».
По соглашению, эти суммы включали в себя как стоимость доставки кораблей в район острова Мадагаскар (в реальности планировали Азорские острова), где должна была состояться их передача представителям России, так и фактически имеющийся на борту кораблей комплект снарядов (в реальности требовали полуторный комплект). Исходя из имевшейся оперативной информации об удовлетворительном техническом состоянии кораблей, на высоком государственном уровне было принято решение брать крейсера «как есть» (в реальности покупатель требовал сертификаты Ллойда о возможности кругосветного плавания крейсеров с последующей технической экспертизой кораблей). Океанский переход отрядов крейсеров осуществлялся под флагом Венесуэлы – согласием президента страны С. Кастро (José Cipriano Castro Ruiz) на помощь и участие в фиктивной сделке заручились ещё в конце 1904 г.
8/21 мая 1905 г. соединение судов, включавшее в себя крейсер II ранга «Дон» (б. товаро-пассажирский пароход «Fürst Bismarck») и купленные Морским ведомством в Германии для «Особой экспедиции по доставке команд на приобретаемые в Южной Америке суда» за 3 100 000,00 марок товаро-пассажирские пароходы «Свеаборг» (б. «Assyria») и «Нарва» (б. «Adria»), покинуло военный порт имени Александра III в Либаве. На борту кораблей, располагавших в общей сложности 490 каютами I класса, 172 каютами II класса и 3000 мест III класса, находилось 3188 членов сборных экипажей для купленных в Чили и Аргентине семи крейсеров, предназначенных для вновь сформированного Отдельного отряда крейсеров особого назначения. 11/24 июня 1905 г. обогнувшее Европу и прошедшее Суэцким каналом соединение, возглавляемое контр-адмиралом К.Д. Ниловым, занимавшим до назначения командующим Отряда крейсеров должность командующего Практическим отрядом обороны побережья Балтийского моря, прибыло на рейд острова Носси-Бэ (Nossi-Bé Island).
Большинство (в реальности планировалось около половины) из 3073 унтер-офицеров и нижних чинов составляли моряки Черноморского флота, до 15 процентов – матросы с балтийских кораблей, новобранцы призыва 1904 г. и призванные из запаса составляли от общего количества около 10 и 6 процентов соответственно.
Ещё 12/25 сентября 1904 г. Главному командиру Черноморского флота вице-адмиралу Г.П. Чухнину было поручено укомплектовать три броненосных и один лёгкий крейсер. Командиром «крейсера № 1» стал помощник начальника Учебного отряда, командир учебного судна «Березань» капитан I ранга барон М.Г. Нолькен, на «крейсер № 2» был назначен капитан I ранга И.Я. Гуревич, на «крейсер № 3» – командир броненосца «Чесма», капитан I ранга К.Ф. Бергель. Командиром ещё одного из намеченных к покупке крейсеров должен был стать капитан I ранга И.Ф. Бострем, состоявший в должности морского агента в Англии. На должность флагманского артиллерийского офицера назначили лейтенанта А.А. Яновича, знакомого с артиллерийскими установками иностранных образцов, а в качестве флагманского механика – старшего инженер-механика В.М. Бакина 1-го, состоявшего старшим механиком броненосца «Три Святителя», также знакомого с иностранной техникой по своей специальности. В числе распределённых на крейсера офицеров были старший инженер-механик броненосца «Князь Потемкин-Таврический» Н.А. Орехов и мичман князь М.Б. Черкасский с крейсера «Диана».
15/28 июня прибыли бывшие аргентинские, а пять дней спустя – купленные в Чили крейсера, покинувшие порты Талкахуано (Talcahuano) 38 суток и Буэнос-Айрес (Buenos-Aires) 30 суток назад соответственно. Приказом Морского министерства им заблаговременно были присвоены новые названия: «Илья Муромец» (б. «Pueyrredón»), «Святогор» (б. «Belgrano»), «Витязь» (б. «San Martín»), «Брячислав» (б. «Garibaldi»), «Александр Невский» (б. «O'Higgins»), «Полкан» (б. «Esmeralda») и «Психея» (б. «Chacabuco»).
Совместная стоянка в Носси-Бэ продлилась больше месяца, всё это время обживавшиеся экипажи посвятили знакомству с внутренним расположением и покраске крейсеров, переборке машин и полной очистке котлов, приёму запасов провизии и материалов с «Дона», а также погрузке со «Свеаборга» и «Нарвы» угля и сверхштатных снарядов главных и средних калибров, закупленных во Франции.
Из ста десяти выпускников Школы водолазов, выпущенных до начала русско-японской войны, большинство было направлено на корабли 2-й и 3-й Тихоокеанской эскадр, поэтому в состав экипажей Отряда крейсеров особого назначения были включены почти все оставшиеся в Кронштадте питомцы капитана II ранга А.А. Кононова, усилиями которых во время стоянки на Мадагаскаре были проведены профилактические осмотры подводной части у всех, а её очистка – у пяти из семи крейсеров.
В ходе подкалиберных стрельб, проводившихся в пять этапов, по буксируемым мишеням каждым броненосным крейсером было выпущено до десяти тысяч винтовочных патронов Бердана образца 1891 г. Учебная калибровая стрельба по щитам была разделена на три этапа, последний из которых ожидаемо показал вполне удовлетворительные результаты. Достигнутому успеху артиллеристы в немалой степени были обязаны оптическим прицелам и дальномерам фирм «C. P. Goerz A.-G», «Carl Zeiss» и «Barr & Stroud», приобретённым через посредников в Германии и Великобритании.
14/27 августав пять часов утра Отдельный отряд крейсеров особого назначения при слабом ветре начал выходить в море, после чего, выстроившись в походный ордер, лёг на курс NE. Во время всего перехода до Восточно-Китайского моря угольные погрузки осуществлялись в открытом море с помощью баркасов. Топливо для соединения доставлялось к назначенным пунктам русскими, германскими и английскими угольными фирмами, с которыми были заключены контракты ещё до начала выдвижения кораблей и судов из России, Чили и Аргентины.
5/18 сентября, уже в сумерках, приблизились к внешней границе разбитой на шестнадцать участков сторожевой зоны Корейского пролива и прилегающих к нему акваторий. Благополучно избежав обнаружения в тёмное время суток, после рассвета эскадра, по-прежнему имея заряженными орудия на всех крейсерах, продолжала идти двенадцатиузловой скоростью, ещё свыше часа оставаясь вне поля зрения противника, когда в 07:03, при подходе к месту стыка сразу четырёх дозорных участков (N 58E, N 62E, N 45E и N 49E), была замечена с острова Ики (Iki Island), где на более чем стометровой возвышенности был оборудован оснащённый радиостанцией пост службы наблюдения и связи (СНиС). Пытавшийся следить за соединением Нилова вспомогательный крейсер «Америка-Мару» (вооружённое торговое судно из состава Второго флота), нёсший дозорную службу в районе обнаружения русских, был отогнан огнем крейсера «Психея» (б. «Chacabuco»).
Получив телеграмму о появлении русских кораблей, командующий Третьим флотом вице-адмирал Катаока Шихиро (Kataoka Shichirō), крейсировавший с Пятым боевым отрядом в районе залива Юномото (Yunomoto Bay), телеграфировал о появлении русских адмиралу Того Хейхачиро (Tōgō Heihachirō), после чего со вверенными ему силами (крейсера «Itsukushima», «Matsushima» и «Hashidate», броненосец «Chin Yen» и посыльное судно «Yaeyama»), сообразуясь с предполагаемым курсом неприятеля, пошёл в открытое море на поиски русских крейсеров.
Через час японский отряд открыл русскую эскадру. Заняв положение в четырёх-пяти милях по правому траверзу русских, Дайго Сентай лёг на параллельный неприятельскому курс, намереваясь в дальнейшем последовательными телеграфными сообщениями докладывать командующему Объединённым флотом о положении соединения Нилова.
Русская эскадра, увеличивая ход, стала склоняться в сторону неприятеля и в 08:37, когда дистанция сократилась до менее 6000 метров, «Илья Муромец» (б. «Pueyrredón») начал пристрелку из палубного 6'' орудия. В ходе последующего скоротечного боя флагман японцев, оказавшийся под сосредоточенным огнём головных русских крейсеров, получил по левому борту около десяти попаданий снарядами калибров 6'' – 10'', три из которых пришлись на корпус корабля. Две подводные пробоины, одна в районе машинного отделения, вторая ближе к корме, образовались в результате последовательных попаданий двух 10'' снарядов. Третья пробоина находилась вблизи ватерлинии судна в районе миделя. Одним из попаданий два из пяти 120-мм орудий в батарейной палубе были приведены в негодность, погибли или были тяжело ранены все, находившиеся на палубе, лишённой броневых продольных и поперечных переборок между орудиями. В 08:55 японский флагман, уклоняясь от огня, сворачивает вправо. Отдельный отряд крейсеров, экономивший уголь и сберегавший снаряды для вероятного предстоящего боя со значительными силами японцев, по приказу командующего вернулся на курс норд-ост 23°, воздержавшись, таким образом, от преследования и завершения разгрома отступившего противника.
Огнём японцев, также в основном сосредоточенном на флагманском крейсере противника, был незначительно повреждён «Илья Муромец» (б. «Pueyrredón»), получивший один 120-мм снаряд. Последний прошёл сквозь обшивку корпуса над поясной бронёй в носовой части, разорвался внутри и вызвал пожар, при тушении которого пострадало два человека, получивших ожоги различной степени тяжести. 12,6"/40 (32 cm) орудия главного калибра японских крейсеров не сумели сделать ни одного выстрела, в очередной раз не оправдав возлагавшихся на них надежд. Огонь 12'' орудий броненосца «Chin Yen» был энергичен, но, как и в бою у мыса Шантунг, корабль не добился ни одного попадания.
Вышедший из-под обстрела и направившийся к архипелагу Цусима в голове колонны крейсер «Itsukushima» постепенно оседал кормой, поскольку основные водоотливные средства не справлялись с прибывающей водой и крейсер, сумевший добраться до мелководья, затонул в виду острова Камидзима (Kamijima Island).
Эвакуированный с корабля экипаж был распределён по остальным кораблям отряда.
Таким образом, контакт с русскими был японцами утрачен, и основные силы Объединённого флота, двумя отрядами в это время покидавшие оперативную базу в заливе Чинкай-ван в районе острова Коджедо (Kŏjedo Island), оказались в неведении относительно точного местонахождения, курса и скорости отряда Нилова. Выдвинутый Того вперёд Второй боевой отряд (флаг вице-адмирала Камимуры Х.), в состав которого в преддверии появления покупных русских крейсеров на постоянной основе были включены броненосные крейсера «Nisshin» и «Kasuga», развив ход 15 узлов, пошёл наперерез предполагаемому курсу русских. В 14:25 на параллели Пусана (Pusan) с наблюдательного поста на мачте «Iwate» с северо-западной стороны были замечены дымы крупных кораблей, на которые немедленно был взят курс. Через час на дистанции около 7 миль, по отчётливо различимым широко разнесённым трубам и мачте между ними, четыре корабля был идентифицированы японцами как крейсера типа «Giuseppe Garibaldi».
С русских кораблей крейсера противника были замечены на 14 минут позже, после чего адмирал Нилов отдал приказ увеличить ход.
Шедшие уже 18-узловым ходом японцы, обходя русскую эскадру справа, пересекли за кормой курс вражеского соединения и пошли параллельным с русскими курсом, постепенно сближаясь с русской эскадрой, шедшей к тому времени со скоростью, немногим превышавшей 15 узлов. В 16:33, когда до концевого русского крейсера дистанция составляла около 8000 метров, флагман японцев «Iwate», торопясь начать сражение, начал пристрелку из носового 8'' орудия по замыкавшему русскую колонну «Александру Невскому» (б. «O'Higgins»).
Приложения.
Уважаемые коллеги, перед вами копия карты, которую русским морякам с броненосца "Орёл" показывали японцы, хваставшиеся своей организацией и заявлявшие при этом, что у Второй тихоокеанской эскадры не было шансов пройти незамеченной. С карты были удалены все комментарии на японском, поскольку они загромождают театр военных действий. Если кому-то она нужна в первоначальном виде, прошу обращаться.
Редкая фотография выхода Второго боевого отряда в открытое море, период русско-японской войны.
Крейсер "O'Higgins"
Крейсер "Garibaldi"