Екатерина Великая в сериалах и в жизни — попытка сравнения
Пару лет назад назад два наших телеканала решили посоревноваться и сняли параллельно сериалы о возвышении будущей императрицы Екатерины II – сериал "Екатерина" (2014) с Марией Александровой в главной роли и сериал "Великая" (2015) с Юлией Снегирь.
Следует отметить, что данный сюжет уже не раз использовался в кинематографе. Для примера укажу только на две наиболее интересные, хотя и во многом противоположные по своим подходам, ленты:
Картина «Распутная императрица» (США, 1946) с Марлен Дитрих, замечательная собранием классических штампов про историю России, что превращает ее, на мой взгляд, в прекрасную комедию (правда, сама героиня больше напоминает фарфоровую куклу, зато Петр в исполнении Сэма Джафе потрясающий).
И фильм «Молодая Екатерина» (США, 1991 г.), где красиво показана классическая версия этой истории, которую во многом повторили оба сериала . В итоге между всеми фильмами много совпадений – почти все персонажи и многие элементы дублируются, что позволяет их сравнить между собой.
Сейчас, когда только что прошла вторая часть "Екатерины", показывающая ее уже императрицей, я предлагаю немного поговорить на тему того, насколько сюжеты и персонажи обоих фильмов близки своим историческим прототипам, и где происходит между ними различие и почему.
В качестве источников для статьи я буду использовать следующие книги: Анисимов В.Е. «Елизавета Петровна», Елисеева О.И. «Молодая Екатерина», Ф.Д. Лиштенан «Россия входит в Европу».
Итак, в обоих случаях мы видим, как юная принцесса въезжает в Россию. Следует отметить, что когда весьма взрослая Александрова изображает молоденькую девушку, это смотрится довольно наигранно. В "Великой" эту роль отдали действительно девочке, которая с ней, кстати, прекрасно справилась.
Здесь перед нами предстают основные персонажи фильма – Елизавета Петровна, Петр, Бестужев, Орлов, Шувалов.
В "Екатерине" главным двигателем событий предстает сама императрица, роль которой играет Юлия Ауг – решительная, властная женщина, контролирующая все и вся, направляющая и понукающая своих сановников.
Ее аналога в "Великой" играет Наталья Суркова. Она намного менее решительна, мало занимается государственными делами и больше времени уделяет своим удовольствиям, хотя при необходимости и способна действовать решительно и жестко.
Даже внешний вид обеих императриц различен – Ауг практически всегда появляется либо в парадных платьях, либо в мундире, тем самым подчеркивая решительность и властность своего персонажа, Суркова, наоборот, часто появляется в кадре в домашнем, иногда даже в рубахе. Она намного больше колеблется, поддается решениям своих фаворитов и т.д.
Что касается реального прототипа, то следует отметить следующее – внешне, насколько я могу судить по портретам, внешне Елизавета Петровна была ближе к Ауг, но по характеру совсем другая – умная, но ленивая, жадная до удовольствий, полагающаяся на фаворитов во всех основных вопросах, хотя и сохраняющая над ними общий контроль, капризная и нередко вздорная, впрочем умеющая при желании контролировать и использовать свое своеволие и нежелание принимать решение в своих интересах.
По своему поведению и характеру она во многом напоминала русскую барыню, такую, как персонаж Тургенева в повести "Муму".
Поэтому, на мой взгляд, характер Елизаветы намного лучше показала Суркова; что касается Ауг, то она мне напомнила скорее саму Екатерину, правда уже в возрасте, да и тогда, насколько я представляю, великая императрица была в большей степени железный кулак в бархатной перчатке, а не столь откровенной.
Также следует отметить, что в "Екатерине" персонаж Юлии Ауг желает сама родить наследника от Разумовского или воспитать наследника, при этом заточив его родителей в крепость. Первое – брак Елизаветты с Алексеем Разумовским действительно планировался, и скорее всего они действительно обвенчались, но в тайне. Идея брака незаконнорожденной (родившейся до официального заключения брака) дочери Петра с простым казаком и воцарение династии Разумовских выглядело слишком для русской аристократии, а уж предложений сначала родить ребенка (в глазах света незаконнорожденного, что бы ни говорили его родители) было просто нелепо. Да вообще, отправить в крепость родителей наследника просто так было невозможно, и даже имея реальные подозрения, Елизавета на это не пошла.
Вторым по важности персонажем выступает Петр. Здесь нельзя не отметить работу Александра Яценко; его Петр в сериале "Екатерина" – это слабый, трусоватый, но все же по-своему неплохой человек. Он знает, что после рождения ребенка его отправят в крепость, поэтому всячески избегает контактов с женой, ну и чудит по тихому. Став императором, он начинает воплощать в жизнь свои фантазии, не обращая внимания на реальность. Его роман с Екатериной Воронцовой снят очень душевно – два, может быть, не самых умных человека, но любящих друг друга. Отцом Павла здесь показан Салтыков.
В противоположность ему Деревянко играет более стандартную для таких фильмов фигуру человека глупого, слепо преданного Фридриху и своим капризам. Екатерина Воронцова показана скорее глазами ревнивой жены – дама неприятная, выпендривающаяся и т.д. Отцом Павла показан Салтыков.
Насколько можно судить, реальный Петр Федорович был все-таки ближе к персонажу Деревянко – человек не слишком умный, капризный, во многом раб своих эмоций.
Отходя в сторону, замечу, что может быть, Петр стал бы более разумным человеком, если бы не конкуренция со стороны супруги, которая во многом подавляла его, будучи явно намного более умным человеком.
В обоих фильмах Бестужев почти сразу выступает в качестве союзника и наставника Екатерины, но если Меньшов играет довольно доброго дядюшку, то Шакуров показывает намного более жестокого персонажа, более близкого к реалу. Действительно Бестужев любил выпить, имел свои четкие принципы (систему), кроме того настойчиво вымогал взятки у союзных послов (английского и австрийского, хотя отказывался продаваться пруссакам и французам, так как считал союз с первыми выгодными для России).
Однако фактически Бестужев долгое время был противником Екатерины.
Кроме того, если и Меньшов и Шакуров изображают Бестужева как человека, сохраняющего значительное самоуважение перед императрицей, то источники того времени часто говорят о том, как умело и активно реальный Бестужев подлизывался к своей государыне, демонстрируя все навыки придворного подхалима.
Также в обоих сериалах выступают другие исторические персонажи. В целом в сериале "Великая" их явно больше и они активнее играют свои роли, чем в "Екатерине", где они больше выполняют роль статистов.
Но самое интересное – это то, как в обоих сериалах показана судьба и характер главной героини.
Основными элементами сюжета в обоих сериалах являются следующие: приезд в Россию, высылка матери, неудачные попытки наладить отношения с мужем, многолетнее заточение вдали от двора, роман с Салтыковым, рождение наследника, новая изоляция, небольшие контакты с Бестужевым и Апраксиным, провал, вступление на престол Петра, его многочисленные ошибки, переворот.
Легко заметить, что бóльшую часть времени главная героиня находится одна, без друзей, а ее переворот во многом спонтанный – в "Екатерине" она вообще решается на переворот, когда ее приказывают арестовать, причем ее спасает случайное появление Орловых, а бунт в гвардии вызывают ее появление и слова.
В "Великой" больше показана ее деятельность как политика, но только в самом конце, в последние годы жизни Елизаветы. Некоторые важные моменты – внимание к окружающим, уважение веры и традиций, разбор писем – здесь затронуты, но тоже мельком.
На самом деле Екатерина Алексеевна почти с самого начала показала себя неплохим политиком.
Во-первых, она с самого начала начала учить русский язык, традиции и веру. При дворе она славилась вниманием к окружающим, четким соблюдением всех канонов православной веры, вежливым поведением. Уже спустя пару лет после их брака иностранные послы говорят о популярности и даже любви к великой княгине среди нации (т.е. придворных и населения столицы).
Во-вторых княгиня начала создавать, говоря современным языком, свою команду, вначале в своем окружении. Это было весьма непросто, так как долгое время великая княгиня была под подозрением не только тетки, но и ее придворных, поскольку раз за разом оказывалась в числе проигравших в придворных интригах.
Приехав в Россию, она автоматически, вместе с матерью, прусской подданной, примкнула к партии Лестока–Шетарди–Брюмера, которую обычно называли голштинской партией. Ее основу составляли иностранцы, часть которых способствовала возведению на престол Елизаветы. Эти люди, ориентировавшиеся во внешней политике на интересы Пруссии и Франции (в то время союзников), продолжали традиции засилья и даже господства иностранцев, сложившиеся при Петре и Анне Иоанновне, смотревших на Россию просто как на орудие своего могущества. К этой партии также примыкали Шуваловы – Иван Шувалов контролировал, с большой пользой для себя, финансы страны, его брат Александр – Тайную канцелярию. И Воронцов, вице-канцлер.
В первой половине сороковых годов эта партия была постепенно разгромлена так называемой русской партией, ядро которой составлял союз Румянцева и Бестужева. Также в нее входили генерал Апраксин (глава Военной коллегии, т.е. военный министр) и Черкасов, секретарь императрицы. При этом Бестужев открыто критиковал «цербстских побирушек», выступал за брак Петра и Марианны Саксонской, способствовал изгнанию герцогини Иоганны, матери Екатерины и т.д., на некоторое время ставшей центром голштинской партии.
В ходе борьбы Шетарди был изгнанн, Лесток оказался в ссылке и т.д. Русские участники партии перешли на сторону победителей.
Следует отметить, что борьба была долгой и постепенной, Елизавета Петровна явно предпочитала иметь у себя под боком две группировки, каждая из которых апеллировала к ней, тем самым сдерживая друг друга. Такое соревнование в какой-то степени вело к тому, что обе партии не зажиралась, а вместе работали над упрочением трона Елизаветы и на благо страны. Кроме того, потенциальным заговорщикам нужно было убрать сразу две команды, каждая из которых опиралась на широкий круг преданных и проверенных людей.
Победа русской партии отражала и тот факт, что российское дворянство уже считало себя европейски образованным сословием, и занятие господствующего положения европейцами воспринималось весьма неодобрительно в отличие от времен Петра и Анны Иоанновны, когда модернизация страны проходила во многом в форме копирования Европы, а иностранцы вопринимались как учителя.
Поэтому позиция урожденной немки Екатерины Алексеевны, активно перенимавшей традиции новой Родины, воспринималась обществом крайне положительно, Екатерина, так сказать, попала в струю. Большую роль сыграло не просто формальное принятие православия, но и активное участие во всех обрядах – соблюдение постов, пешие богомолья по монастырям. Также изучение русского языка, внимание к окружающим.
Даже когда Петра и Екатерину отдалили от двора, точнее от придворных увеселений и церемоний, они продолжали жить во дворце, часто появляться на придворных балах и т.д. Вообще молодой двор, как называли окружение наследника и его жены, по-прежнему оставался частью старого.
Следует отметить, что при этом общались они намного теснее, чем обычно показывают, поскольку их буквально запирали на ночь в одной комнате. Позднее в своих мемуарах Екатерина не раз будет критиковать великого князя за его игры в солдатики, за увлечение муштрой. Но в то время она все-таки активно участвовала в жизни своего мужа. Достаточно сказать, что Екатерина, судя по тому, что она о себе говорила, усвоила все основы муштры, выполняя роль живого солдатика для своего мужа, что требовало большого количества времени.
Во время этого периода Екатерина, весьма молодая девушка, сумела продемонстрировать очень важное для политика качество –- умение создавать свою команду, причем в условиях, когда не она выбирала свое окружение, а скорее те, кто относился к ней недоброжелательно, следовательно это окружение должно было следить за ней. Разумеется, это происходило не через щелочки в стенах (это уж слишком наигранно), а через окружающих.
Более того, те, кто проникался к великой княгине слишком большой симпатией, убирались из ее окружения.
Тем не менее, Екатерина раз за разом перевербовывала свое окружение, переводя их на свою сторону, превращая своих тюремщиков в своих друзей и сторонников. Так, чета Чоголоковых, в первую очередь Мария Чоголокова, приставленная следить за супружеской парой, удостоилась многих отрицательных характеристик в мемуарах Екатерины за свои придирки и грубости. Но в конце концов великая княгиня стала поверенной любовных тайн своей надзирательницы.
Для того, чтобы этого добиться, использовались разные средства – уважительное обхождение, в котором была сильна будущая императрица, умевшая держаться с достоинством и одновременно уважительно к собеседнику.
Не будучи писаной красавицей по меркам того времени, Екатерина была очень обаятельна и обходительна в общении.
Важную роль также играли деньги. Екатерина имела репутацию мотовки, молодой двор был все время в долгах, но великая княжна не просто тратила деньги – она сознательно тратила их так, чтобы привлечь людей, например регулярно проигрывая той же Марии Чоголоковой крупные деньги в карты или покупая различные вещи через посредство другой камер-фрейлины, княгини Гагариной, давая той возможность получить различные преимущества от торговцев.
Были и другие награды для преданных или нужных людей – помощь в карьере, организации выгодных браков. Важную роль играло и то, что Екатерина не раз демонстрировала умение помогать своим людям даже в том случае, если они попадали в беду, по возможности, но все же вытаскивать пострадавших на ее службе.
Последним, но не по важности, было умение великой княжны четко оценивать людей и награждать их за дело, а не за приятные слова.
При этом Екатерина не раз демонстрировала, что при необходимости может работать даже с весьма неприятными для себя людьми.
Также следует отметить, что именно великая княгиня в этот период фактически решает все вопросы по управлению голштинским герцогством (чьим правителем был Петр), составляя указания и инструкции различным министрам и т.д. в течении тринадцати лет.
Особо стоит остановиться на ее взаимоотношениях с великим князем – как уже говорилось, они вынуждены были общаться намного теснее, чем хотелось бы Екатерине и самому Петру.
Тем не менее, все слухи о том, что первые дети Екатерины были не от Петра, были ложными. Историки уже давно обратили внимание на схожесть внешнего облика Петра и Павла, даже курносый нос последнего был наследственной чертой, которой обладала и сама Елизавета Петровна, которая запрещала по этой причине изображать себя в профиль. Также нельзя не заметить сходство характеров отца и сына, заметное даже в мелочах. Второй ребенок Екатерины, Анна, родился тогда, когда у нее не было любовников, так что и тут ничье внимание, кроме мужа, не прослеживается.
Роль Салтыкова, как он, сам, кстати, и говорил, сводилась к тому, что он уговорил Павла на операцию для решения проблемы фимоза.
После рождения сына, хотя последнего и забрала императрица, положение Екатерины заметно упрочилось – если от бесплодной жены императора можно было избавиться относительно безболезненно, разведясь с ней или отправив ее в монастырь, то компрометировать будущего императора, сделав это с его матерью, было нежелательно.
С другой стороны, меняются варианты дальнейшего престолонаследия – наряду с вариантом воцарения Петра Федоровича возникает возможность воцарения малолетнего Павла, что фактически означает введение должности регента. Следует учитывать, что этот пост могла занять как мать малолетнего императора, так и какой-либо другой сановник или совет знати.
Как бы то ни было, именно после рождения наследника Екатерина Алексеевна выходит на политическую арену, заключая союз с Бестужевым. Последний по-прежнему придавал важную роль поддержанию хороших отношений с Англией, так что постарался сблизить Екатерину Алексеевну и английского посла Уитворта, что ему удалось. Екатерина Алексевна стала одной из конфидентов английского посла, и стала получать от него деньги.
Интересно отметить, что в обоих фильмах, как вообще в классической версии, английские послы представляются весьма приятными и достойными людьми. Также она завязала роман с секретарем посольства и воспитанником посла, Станиславом Понятовским.
Однако при этом следовало учитывать, что позиции партии Бестужева-Разумовского в это время серьезно пошатнулись. Сам канцлер допустил целый ряд грубых просчетов в политике, практически втянув Россию в союз с Пруссией. Кроме того, его покровитель Разумовский потерял свое положение фаворита, что также серьезно ослабило позиции этой партии.
Вероятно, важную роль сыграло и то, что Елизавета не хотела сосредоточения власти в одних руках.
Поэтому после разгрома голштинской партии следует возвышение Шуваловых. Они уже давно занимали высокое положение, а с 1749 г., когда их двоюродный брат, Петр Шувалов, стал фаворитом стареющей императрицы, их влияние вышло на первый план.
Впрочем, это возвышение шло постепенно, И частично Бестужев сохранял свои позиции. Т.е. баланс в окружении Елизаветы сохранялся.
Интересно отметить, что в сериале "Екатерина" у императрицы всего один фаворит, граф Разумовский, по поведению и внешности скорее напоминающий именно Петра Шувалова, достаточно мягкого человека, однако сумевшего получить деньги на создание первого российского университета.
Зато Александр Шувалов, глава Тайной канцелярии, представлен в обоих сериалах, причем в сюжете "Великой" он играет важную роль.
Следует отметить, что Шуваловы сделали ставку на Петра, заключив с ним союз в 1754 г., когда Александр Шувалов занял пост гофмейстера (управляющего) молодого двора.
В то же время Петр влюбился в Елизавету Романовну Воронцову, которая заняла пост официальной фаворитки наследника, в результате еще больше отдалившись от великой княгини, фактически создав вторую семью.
Однако в начале Семилетней войны супруги вновь действуют совместно – Екатерина из симпатии к Англии, Петр к Фридриху Прусскому. Они вместе выступают против этой войны, т.е. фактически против интересов России. Эта позиция, видимо, повлияла на главнокомандующих русской армии того времени, в первую очередь на Апраксина, явно тормозившего выход войск.
Интересно отметить, что в обоих сериалах генерал Апраксин изображен как положительный герой, умирающий с оружием в руках. На деле он умер от инфаркта, узнав о том, что задержан по обвинению в отступлении. Историки давно знают, что отступил он по весьма веским причинам – недостатка продовольствия. Его смерть была весьма выгодна молодому двору, а также Шуваловым, которые в то время уже были крупнейшими откупщиками и казнокрадами.
В итоге последовало новое расследование, которое привело к ссылке Бестужева, старого союзника Апраксина, и опале великой княгини.
Важную роль сыграло и то, что стареющая и болеющая императрица, болезненно переживающая потерю с возрастом своей красоты, все реже показывалась на люди, а Шуваловы сумели окружить ее своими людьми, котролируя большую часть поступающей к ней информации. В результате в конце правления слабеющая императрица уже не могла поддерживать баланс сил между придворными.
Тем не менее, Екатерина Алексеевна осталась при дворе и, более того, начинает вести себя как глава всех противников Шуваловых, в первую очередь Разумовских. А их было много, так что великая княгиня к концу жизни Елизаветы Петровны вновь становится заметной политической фигурой, влияющей на положение придворных.
Вступление на престол Петра III без всяких проблем, тем более что нового царя поддерживали Шуваловы и Воронцовы, т.е. наиболее влиятельные партии двора.
А дальше Петр начал чудить, причем со всем могуществом самодержавного императора. Его действия поразительно напоминали поступки попаданца, который решил сразу осчастливить своих подданных, совершнно не думая о том, насколько его решения соотвествуют традициям и обычаям, а главное интересам реальных людей, в первую очередь элиты.
В сериалах обычно подчеркивается заключение мира с Пруссией, что означало предательство союзников и возвращение всех завоеванных владений без всякой компенсации. Также упоминаются секуляризация церковных земель и намерения преобразования православной церкви в лютеранскую, плюс ликвидация Тайной канцелярии.
Интересно отметить, что многие из этих решений были затем приняты и продолжены Екатериной.
Однако в отличие от мужа, она все эти решения принимала после серьезной подготовки, включавшей в обязательном порядке изучение общественного (дворянского) мнения путем пробных шагов и т.д.
Петр же провел все ключевые решения буквально в течение трех дней, причем нередко очень грубо.
Так, кроме секуляризации церковных земель, во многом начавшейся при Елизавете, Петр попытался изменить саму православную веру, убрав большую часть икон и приказав священникам не носить бороду, распространил рекрутский набор на священников, начал изымать ценности из монастырей. И хотя последние меры были вскоре отменены, они сильно подорвали авторитет императора, впрочем как и его поведение – он открыто пренебрегал посещением православных церквей, пародировал молитвы, зато посещал протестантские храмы.
Кроме того, следует отметить, что Петр возрождает засилье немцев. Он вводит в войсках немецкую форму, вызывает и назначает на ключевые посты, в том числе в гвардию, своих родственников из Голштинии, возвращает из опалы Бирона, Лестока, Миниха. Кроме того, личная гвардия Петра, голштинцы, получают все новые почести; ходят слухи, что они заменят старые гвардейские полки. Их количество растет, причем они пополняются из числа прибалтийских немцев
Все эти люди занимают высокие посты, заставляя серьезно потесниться даже сторонников Петра – Шуваловых и Воронцовых. Кроме того, смерть Ивана Шувалова убирает из окружения императора лидера клана, единственного, с которым Петр, возможно, считался.
В итоге реальная власть во многом переходит к немецким ставленникам Петра – его родственникам и тем, кого он вернул из опалы. Но все эти люди были чужаками в стране, за каждым из них, в отличие от тех же Шуваловых или Бестужева, не стоял целый круг преданных и проверенных временем сторонников, которыми они могли заполнить все ключевые посты.
Многие честолюбивые офицеры и придворные, рассчитывавшие на то, что с новым воцарением и уходом старых сановников возникнет много новых возможностей для карьеры, обнаруживают, что теплые места заняты иностранцами. Учитывая традиции прошлого царствования, это вызывает массовое недовольство.
В русле политики усиления личной власти Петр во многом сокращает функции Сената, который при Елизавете играл роль площадки по согласованию интересов партий и тем самым больше учитывал мнение широких кругов дворянства. Новый император выдвигает на первый план Государственный совет, составленный из своих фаворитов. Тем самым нарушается частичная децентрализация власти, которая позволяла Елизавете сохранять баланс сил между придворными группировками и одновременно учитывать мнение дворянства.
Обращает на себя внимание и то, как грубо Петр нарушает свои финансовые обязательства, обманывая, можно сказать откровенно кидая, откупщиков и финансистов путем различных махинаций, выпуская более дешевую монету и т.д., что вызывает рост инфляции в стране.
Сама Екатерина в это время ведет себя, как и показано в сериалах, подчеркнуто скромно. Единственное, что она делает (хотя этого нет в фильмах), так это руководит организацией похорон Елизаветы Петровны.
В остальном она почти не появляется на людях, тем самым демонстрируя свою отстраненность и непричастность от мер Петра. Последнего это весьма устраивает, и похоже в реале, в отличие от кино, он намеревался сохранить за своей Елизаветой Воронцовой роль официальной фаворитки, а не жениться на ней, при этом максимально убрав жену из своей жизни.
Вообще следует отметить, что реальная политика Петра частично преувеличивается и доводится до абсурда слухами. Сейчас уже трудно сказать, была ли как минимум часть из этих слухов делом рук сторонников Екатерины, что весьма возможно. Тем не менее нельзя не признать, что больше всего против Петра III агитировали действия самого Петра.
Примерно через четыре месяца после начала нового царствования (после рождения ребенка) императрица начинает открыто демонстрировать неуважение к желаниям императора. С ее стороны эти демарши скорее всего представляют определенную политическую заявку на нежелание просто оставаться в тени.
В ответ император начинает грубо вести себя и, возможно, проговривать возможность устранения жены.
Сейчас очень трудно сказать, когда Екатерина начала планировать переворот. Во всяком случае, она уже опирается на целую группу преданных помощников. Достаточно сказать, что во дворце, полном слуг и придворных, не нашлось никого, кто сообщил бы Петру о беременности его жены. Скорее всего, она сама через преданных ей людей сумела блокировать эту информацию, которую знали ее служанки, фрейлины и т.д.
Несомненно одно: в отличие от фильмов, где Екатерина или вообще не готовит заговор, или готовит, опираясь на пару преданных офицеров, императрица, опираясь на сеть знакомств и сторонников, созданную задолго до вацарения Петра, сумела за несколько месяцев до переворота сплести целую сеть заговорщиков.
При этом значительной части знати, во главе которой стояли Панин и Дашкова, было обещано регентство Екатерины с определенным ограничением ее власти, как минимум до восшествия на престол Петра.
Многие высшие чиновники знали о заговоре, но не участвовали в нем напрямую, закрывая на него глаза и не открывая глаза Петру.
С другой стороны, при Екатерине была достаточно многочисленная группа лиц, которые реально участвовали в заговоре с целью возведения ее на трон самодержавной императрицы. Во главе этой партии стояли Орловы и другие выдвиженцы императрицы, преданные ей лично и идее ее правления.
Но все нити были в руках самой Екатерины.
Говоря обо всех этих перипетиях, остается только пожалеть, что становление и начало столь сильного политика, как Екатерина, остается за кадром многочисленных фильмов и сериалов, посвященных ей.
Естественно, встает вопрос, почему это происходит.
Вначале я считал, что дело в самой Екатерине – ее искусно написанные мемуары послужили основой той версии, которую раз за разом тиражируют киношники.
Но со временем стало ясно, что если сценаристы и режиссеры могут и не знать таких деталей, то их консультанты-историки, безусловно, знают намного больше, чем автор статьи.
Так, в сериале "Великая" видны очень многие элементы той политической борьбы, о которой я писал выше, но именно как отдельные элементы. Основная канва классической версии остается неизменной.
Скорее всего, причина стойкости классической версии заключается в том, что согласно ей история Екатерины – это история Золушки, милой девушки, которой за доброту и сердечность удается стать королевой. Именно эта версия, столь понятная обычным обывателям, привлекает киношников. Именно под нее они и подгоняют исторических персонажей. В результате Елизавета Петровна становится злобной мачехой, которая, постепенно растаяв под обаянием главной героини, превращается в крестную, которая благославляет ее на царство, Павел из жертвы превращается либо в сумасшедшего, которого нужно убрать, либо в тирана, Бестужев становится опять таки аналогом феи-крестной и т.д. В общем все упирается в простую и понятную схему.
Именно эту красивую сказку экранизировали в фильме "Екатерина", самым запоминающимся эпизодом которого стала сцена, когда персонаж Александровой говорит: "Вы не принц, Я любить не вас?". И в дальнейшем весь фильм она неудачно пытается полюбить то мужа, то сына, а в итоге начинает любить всю Россию.
В сериале "Великая" попытались скрестить реальную политическую борьбу и сладкую сказку; в результате, несмотря на очень выразительную игру целого ряда актеров (мне особенно запомнилась сцена, когда казнокрад Шувалов вдохновенно вещает о том, что "Русский солдат за Матушку-Россию и Матушку-императрицу без всякого питания и обмундирования" – крайне актуально, прям-таки "Вы держитесь там, только денег нет"), полностью не удалось сделать ни первое, ни второе.
Хотя оба фильма безусловно, красиво сняты и лично я с удовольствием посмотрел оба.
И все же мне очень жаль, что реальная история становления великой императрицы до сих пор не привлекла их внимание.