Автомобиль с электрическим двигателем 100 лет назад. Зумм-зумм вместо брум-брум
Даже император Kaiser Wilhelm прокатился на одном из них: в конце 19-го-начале 20-го веков в городах мира жужжали десятки тысяч электромобилей. Эти автомобили с аккумуляторами явно превосходили создающие много выхлопных газов автомобили с карбюраторными двигателями. Эти грязные конкуренты казалось бы не имеют шансов. Потом простое изобретение электрических революционных автомобилей завершилась.
Это были тысячи таких электромобилей. 40% от общего объёма перевозок в New York-е. Жужжа они катятся по улицам метрополии не создавая шума или вони своими выхлопными газами. Там где автомобили с карбюраторными двигателми по мимо бака с бензином еще имеют и выхлопные трубы, у электромобилей вместо этого под капот затолкали аккумуляторные батареи. Мечта о победе электромобилей становится реальностью.
Это звучит как видение будущего 21-го века, уже долгое время будущее присутствует здесь: история впечатляющего успеха электроавтомобилей длится уже 100 лет. 60 000 автомобилей с электрическим приводом тогда жужжали в США, на большом количестве станций для подзарядки жужжащие автомобили могли осуществлять подзарядку в 128-ми американских городах. После того как долгое время было не понятно кто выйдет вперёд, автомобили с карбюраторными двигателями или электромобили, почти 40 % всех автомобилей едущих по дорогам США двигателиь при помощи электрического тока. Тенденция увеличения: только в 1912 году еще почти 34000 новых электромобилей появились на улицах.
И уникальный бум распространился далеко за пределы США: в 1912 году почти все индустриально развитые страны производили электроавтомобили. Журналисты приветствовали перспективные технологии, короли из Азии и Европы заказывали чудесные ящики на колёсах для своих автопарков. Электромобили были так широко распространены и любимы как никогда ранее – и никогда позже.
Их прорыв обеспечили несколькими годами ранее электродвигатели. Дороги соединяющие Париж с прилегающими территориями были пропитаны водой когда в один холодный апрельский день 1899 года во французском Achиres-а начались гонки которые должны были решить технологии будущего: автомобили с карбюраторными двигателями или электроавтомобили? Перед стартовой линией стояли две странных смеси из автомобилей похожих на мыльницы и торпеды. В одном из таких автомобилей на корточках сидел бельгийский конструктор Camillie Jenatzy. Он в своём похожим по форме на сигарету электротомобиле названном, самоуверенно "La Jamais Contente"-»Никогда не доволен», рядом с его электромобилем находился автомобиль построенный рекордсменом Gaston-ом de Chasseloup-Laubat-ом. Jenatzy одел на свою огненно-рыжую голову капитанскую фуражку натянув её почти на лицо. Потом раздался стартовый выстрел.
Бензин: только в аптеке
Колёса высотой 65 см. провернулись и снаряд Jenatzy весом в 1000 килограммов ринулся вперёд. Остановились автомобили через 2 км за серо-голубой финишной чертой среди восторженных зрителей. 3 члена жюри сравнили результаты времени на своих часах, не много пощептались между собой, и потом сообщили собравшимся сенсацию: 2 двигателя автомобиля Jenatzy мощностью по 25 киловатт разогнали его электромобиль до скорости 105,88 км/час-новый мировой рекорд скорости. К числу первых поздравивших рекордсмена принадлежал и его многолетний соперник Chasseloup-Laubat и он знал: победа Jenatzy будет иметь последствия.
Мир был опьянён новыми техническими возможностями. В первую очередь силой и скоростью современных на то время транспортных средств. До этого дня Chasseloup-Laubat был героем подобных технических достижений. Несколькими годами ранее он установил на своём автомобиле с карбюраторным двигателем рекорд скорости в 92,7 км/час доказав приемущества двигателя внутреннего сгорания перед электродвигателями электромобилей. Только его конкурент Jenatzy в течении нескольких месяцев взвинтил вверх маскимальную скорость электромобиля с 60-ти до 100 км/час устранив таким образом клише слабосильных электродвигателей. И так в дождливый день 29-го апреля начался победный день для болидов с аккумуляторными батареями которым казалось бы принадлежит будущее.
До сих пор автомобили с двигателями внутреннего сгорания принадлежали к наиболее быстрым. Сейчас же электродвигатели вытеснили из этой категории стучащие автомобили с карбюраторными двигателями.. Двигатель внутреннего сгорания конечное же имел и недостатки: он дёргался, кряхтел и гудел, он него воняло выхлопными газами и завести его можно было при помощи кривого стартера только приложив значительные усилия. К этому же следует причислить и страх перед бензином который был почти так же взрывоопасен, как и взрывчатое вещество и который по началу можно было приобрести только в аптеках.
Автоматический привод, освещение салона, обогрев ног
Электромобили наоборот в течении десятка лет их развития становились всё лучше: еще в 1835 году в Шотландии впервые поехал автомобиль с электрическим приводом-за пол века до первой поездки 3-х колёсного автомобиля «С газовым мотором» Carl-а Benz-а в июле 1886 года через город Mannheim. Через 7 лет автостроитель Radcliffe Ward представил в London-е такси с электрическим приводом. Через 2 года получил разрешение на эксплуатацию первый Omnibus с электрическим приводом. В 1907 году даже немецкий Император Wilhelm представил публике 3-и "Mercedes Electrique" из своего гаража в Berlin-е. Электромобили к тому времени уже находились в гаражах пивоварен, почтовых предприятий и в пожарных командах.
Элегантные электромобили в городском сообщении были непобедимо практичны: бензин им не требовался, сцепление и переключение скоростей так же не были нужны. И двигатель сразу же после запуска был готов к поездке. Модель „Queen Victoria" одного промышленника из Ohio позволяла управлять собой при помощи одного лишь рычага что было очень удобно подбирать необходимую скорость. Единственной педалью была педаль тормоза. Многие автомобили имели уже внутреннее электрическое освещение, фары и даже обогрев для ног находящихся в автомобилях людей. Их эксплуатация было на столько простой, что они даже считались наиболее подходящими для женщин.
Этот бум электромобилей стал возможен уже в 1888 году благадаря молодому техническому гению из Bцhmen-а: Ferdinand-у Porsche. В качестве конструктора в Wien-е на фирме у Ludwig-а Lohner-а он тогда сотворил сенсацию: первый гибридный автомобиль. Для увеличения дальности хода без подзарядки аккумуляторов Porsche установил на эдектромобиле электрогенератор с двигателем внутреннего сгорания фирмы Daimler. Прошло еще 12 лет когда он окончательно обеспечил себе памятник: на всемирной выставке в Париже в 1900 году он представил электромобиль "Lohner-Porsche" с прямым приводом на переднюю ось: без КПП, шестерен, ремней. Пресса, специализирующаяся на подобного рода новинках, по достоинству отметила это. Одно таксомоторное предприятие занимавшееся перевозками пассажиров сразу заказало 48 таких автомобилей по 6000 золотых марок каждый.
При этом электромобили имели и ряд недостатков. Прежде всего, это касалось аккумулятроных батарей: высокочувствительные батареи, как их оценил журналист Baudry de Sanier:
«несмотря на большие объем и вес имели не очень большую емкость и быстро разряжались».
Самые лучшие батареи после, самое большое, 80-ти км. пробега нуждались в подзарядке которая было возможна только в городах. Длительные поездки вне городов были невозможны.
Тенденция становится стандартом
Но как и большинство его современников журналист Sanier не смотря на имеющиеся проблемы и опасность считал что автомобили с бензиновыми двигателями все же имеет больше преимуществ:
«Бесшумные двигатели чистые и бесшумно работающие о которых только можно мечтать» — писал он: « Они распространяют неприятный запах, еще и оставляют за собой белое или черное облако дыма как знак своего присутствия на дороге».
Sanier, как показало время, был прав: каждый год на улицах жужжало все больше и больше электромобилей и этот тренд наблюдался до 1912 года и стал практически стандартом.
Но все же затем одному мужчине из Ohio удалась сенсация.
Вообще то Charles Kettering хотел стать учителем, но его глаза видели все хуже и хуже и ему пришлось прекратить обучение в ВУЗ-е-и стать одержимым изобретателем: он вмешался в развитие дизельных локомотивов, изобрел инкубатор для родившихся раньше положенного срока детей. Среди 300 принадлежащих ему патентов один маленький прибор стал историей: когда он в 1911 году собрал: электрический стартер. Ненавязчивое стремление что либо этакое сделать прекратившего учебу в ВУЗ-е студента должно было изменить 20-й век. Еще в 1912 году разработанный Kettering-ом стартер был установлен на Cadillac-е с бензиновым двигателем что позволяло легко заводить двигатель без рукоятки. Бум связанный с развитием электромобилей как раз достиг своей наивысшей точки: внезапно автомобили с бензиновыми двигателями стали проще в управлении и имели значительно большую автономность чем их тихие конкуренты. Поездки вне населенных пунктов для этих все еще опасных автомобилей не представляли проблем. В отличии от электромобилей.
И так чудесный электромобиль 100 назад оказался не у дел и даже сегодня водители автомобилей не спешат пересаживаться из автомобилей с бензиновыми двигателями в электромобили.
Зарядная станция: В 1912 году одна молодая женщина использует для подзарядки аккумуляторных батарей ее электромобиля зарядное устройство . Модель Columbia Mark 68 Victoria.
Baker Electric Victoria: На изображении Thomas Edison в 1910 году в качестве пассажира в одном Baker Electric Victoria, питаемом от аккумуляторных батарей Edison-а. Рядом с ним сидит Emil Gruenfeldt, инженер автомобилестроительного предприятия Baker.
Никогда не доволен: Camille Jenatzy за рулем автомобиля со своей женой во время парада в честь победителей гонки, 1.05.1899 года. "La Jamais Contente" — "никогда не доволен" — 29. 04. 1899 года в Achиres-е под Paris-ем первым из водителей превысил отметку скорости в 100 км/час и побил рекорд своего конкурента Gaston-а de Chasseloup-Laubat-а.
Первый гибрид: Идея комбинированного, одновременного использования двигателя внутреннего сгорания и электродвигателя, для привода автомобиля, не была нова. Ferdinand Porsche до 1899 года вместе с Ludwig-ом Lohner-ом разработал так называемый Lohner-Porsche для Wiener k. u. k. Hofwagenfabrik Jacob Lohner & Co. С подобным приводом. Porsche представил свою разработку на всемирной выставке в Париже в 1900-м году. Фотография была сделана 15.11.2007 года в Los Angeles-е. На ней изображен Mixte 1900-го года.
Detroit Electric: Электромобиль Anderson Electric Car Company из Detroit-а. Здесь фотография датированная 1921-м годом, производился с 1907 года до 1939 года. Если кому либо эта модель покажется знакомой: она присутствует в комиксах Donald-Duck-а- адаптирована кинокомпанией Walt Disney в качестве транспортного средства Dorette Duck, бабушки Donald-а.
Самое современное средство: иллюстрация на титульном листе "Petit Parisien" от 21.01.1900 года показывает электромобиль используемый пожарной командой.
Если аккумуляторная батарея разряжена: один Detroit Electric с запасным колесом, на зарядной станции располагающейся в сарае за домом ждет пока будут заряжены его аккумуляторные батареи.
Электромобиль-солярий: Этот Baker Electric построенный в 1912 году был переделан в электромобиль-солярий. Здесь автор этой практичной переделки изобретатель Charles Alexander Escoffery объясняет 9.08.1960 года как функционирует панель солнечной батареи находящейся на крыше его электромобиля.
Ракета на колесах: "La Jamais Contente" принадлежащий Camille Jenatzy был первым в истории автомобилем который превысил скорость 100 км/час. 29.04. 1899 года Jenatzy установил этот рекорд скорости на треке расположенном в близи от Paris-а. Силовой установкой данного электромобиля служили 2 электродвигателя с суммарной мощностью 50 Квт., питаемыми от 2-х 100-о вольтовых аккумуляторных батарей. Снимок был сделан 14.01.2010 года в Detroit-е.
Больше сока в накопителе: Thomas Edison разработал более мощные батареи для полюбившихся электромобилей и заменил ранее использовавшийся в батареях свинец более легким сплавом из никеля и железа. Тут он в 1913 году стоит перед автомобилем Bailey Electric в котором располагаются такие новые аккумуляторные батареи успешно выдержавшие гонки протяженностью 1000 миль – через каждые 100 миль эти батареи все же приходилось заряжать.
Thomas Alva Edison: Американский изобретатель Thomas Edison, фотография 1895 года, находится у первого своего электромобиля, модель Baker Motor Vehicle Company с электрическим приводом. Левую руку он положил на аккумулятор своего электромобиля. Edison оптимизировал аккумуляторы для использования в электромобилях и разработал более легкие и емкие накопители электроэнергии.
Электромобиль: Walter C. Busey на своем Elektro-Landau. Снимок сделан 14.11.1896 года во время гонок London-Brighton. Эта модель своим внешним видом очень напоминает гужевую повозку, но в ней имеется место для целой семьи.
Шикарный автомобиль: Anderson Electric Car Company для Detroit Electric в 1913 году обещает быть подходящим для города электромобилем стоимостью 2300 долларов. Для сравнения одна запрягаемая лошадьми повозка стоила 25 долларов.
Повозка без лошадей: Одна ранняя модель электромобиля едет по Hennepin Avenue по центру Minneapolis-а.
Возвращение: Этот похожий на мыльницу электромобиль 1.11.1941 года на улицах Paris-а рядом со старомодной повозкой для лошадей привлекли к себе внимание. Из за недостатка бензина вызванного началом войны запряженные лошадьми кареты и электромобили снова нашли себе клиентов во французской столице.
В напряжении: Водители в 1906 году позируют в электромобилях в New Yorker Edison Company на Manhattan-е. Тихие электромобили создали в New York-е бум-только 6-ю годами позднее, в 1912 году, предприятия производившие электромобили покинули 34 000 этих транспортных средств.
Полностью заправлен: Батареи этого электромобиля заряжаются на одной зарядной станции в New York-е. Только несколькими годами позднее по США в общей сложности сверкали примерно 60 000 электромобилей. Почти столько же, распределенных на всей территории страны, имелось и зарядных станций.
Ранняя модель: Этот электромобиль был запатентован в London-е в 1890-м году.
Фургон: В 1930-м году работники одной фермы загружают маленький электромобиль в британском Blackpool-е ящиками с молочными бутылками.
Техническое новшество: Один так называемый Lohner-Porsche, гибридный автомобиль с электрическим приводом в ступицах на всемирной выставке в 1900 году в Paris-е. Под понятие Lohner-Porsche подпадали все автомобили с гибридным приводом построенные на Wiener Lohner-Werke
источник: http://www.spiegel.de/einestages/elektroauto-revolution-vor-100-jahren-a-947600.html