Газета "Известия" 8 июня 2015 года опубликовала материал Тимура Хасанова "Минобороны получит 2000-сильный дизель для новой техники. «Царь-дизель» пригодится для танков и тяжелых тягачей", в котором сообщается, что по инициативе Министерства промышленности и торговли России ведутся научно-исследовательские разработки двух серий мощнейших дизельных моторов.
Об этом «Известиям» сообщил представитель департамент автомобильной промышленности Минпромторга.
Дизельный двигатель Liebherr D9512 A7 мощностью 1020 л.с. (с) Liebherr
— Цель проекта — разработка базовых образцов унифицированного семейства перспективных рядных высокооборотных дизельных двигателей мощностью для существующих и перспективных образцов техники, обеспечивающих достижение современных и перспективных требований по техническому уровню совершенства дизельных двигателей, а также конкурентоспособность по отношению к ведущим зарубежным аналогам. Создание на их базе рядных высокооборотных дизельных двигателей коммерческого назначения для применения на колесной и гусеничной технике и организация их серийного производства, — сказал представитель Минпромторга.
На проект с НАМИ будет затрачено из бюджета 301,7 млн рублей, на проект «Уралтрака» — 441,8 млн рублей. Помимо этого МГТУ имени Баумана создаст для этих двигателей испытательные стенды за 202,5 млн рублей. В сопроводительной документации к обеим сериям моторов (есть у «Известий») сказано, что, помимо коммерческих целей, двигатели понадобятся для создания военной автомобильной техники (ВАТ: среди примеров — бронеавтомобили «Тайфун» «КамАЗа» и «Урала»), специальных колесных шасси (СКШ: наиболее известный — белорусский колесный тягач МЗКТ-79221, несущий ракетный комплекс с термоядерной боеголовкой «Тополь-М»), а также для боевых и броневых машин на колесном и гусеничном шасси (БТВТ: танки, бронетранспортеры, боевая машина десанта и пр.).
В технических заданиях к обеим сериям «дизелей» предъявляются довольно высокие требования. Так, 70% деталей какой-либо модели одной серии должны подходить к другой модификации из той же серии (то есть «унификация 70%»). Речь идет прежде всего об основных компонентах мотора: цилиндро-поршневая группа, кривошипно-шатунный механизм, крышка головки блока цилиндров, элементы топливной аппаратуры, система наддува и электронный блок управления двигателем. Оба семейства турбодизелей обязаны обеспечивать высокую экономичность во всем диапазоне рабочих режимов, ремонтопригодность, низкую стоимость эксплуатации и приемистость. Они также должны быть оснащены диагностическими датчиками и разъемами для снятия информации; должны работать в высокогорных условиях (до 5 тыс. м), при температуре от минус 50 до плюс 50 градусов Цельсия. На тот случай, если техника будет работать в условиях Арктики, разработчик мотора обязан предоставить рекомендации по дополнительному оснащению агрегатов.
К двигателям «Уралтрака» Минпромторг выдвинул более сложные требования. В частности, к ним придется разработать топливную аппаратуру. Двигатель должен быть многотопливным, то есть, используя солярку как основной вид топлива, он должен также без проблем воспринимать бензины и керосин. Помимо прочего, мотор должен иметь возможность монтироваться в единый силовой агрегат с трансмиссией — как автоматической, так и механической. От требований по экологической безопасности эти двигатели освободили.
Минпромторг воздержался от комментариев о том, на какую именно технику предполагается устанавливать разрабатываемые двигатели. Дизельные агрегаты мощностью свыше 1200 л.с. востребованы устанавливаются на российские танки, в том числе на «Армату» (12Н360 — Х-образный, 12-цилиндровый мощностью 1500 л.с., разработан «Уралтраком»). Однако в корпорации «Уралвагонзавод» опровергли предположение «Известий» о том, что их проект как-то связан с «Арматой». Речь, по всей видимости, о следующем проекте.
— Данная работа выполняется по линии Минпромторга. В результате мы отработаем новые технологии производства дизельных двигателей двойного назначения с диапазоном мощностей от 750 до 1500 кВт, что позволит обеспечивать потенциальных потребителей двигателями нового поколения, отвечающими современным требованиям, увеличить номенклатуру предлагаемых нами дизельных двигателей и освоить новые рынки сбыта, — сообщили «Известиям» в пресс-службе предприятия.
В качестве соисполнителя по контракту НАМИ выступает «КамАЗ». Однако в пресс-службе челнинского предприятия также затруднились назвать предназначение разрабатываемых моторов.
— Насчет Минпромторга пока сказать не могу. Мы, например, разрабатываем свой мотор для нашей техники, рядный и V-образный. Возможно, эти проекты как-то пересекаются, — предположил директор пресс-службы «КамАЗа» Олег Афанасьев.
Опрошенные «Известиями» военные аналитики разошлись во мнении относительно назначения заказов министерства.
— Во-первых, это могут быть многоосные бронированные бэтээры, тяжелые грузовики и тягачи, — отметил военный эксперт Сергей Суворов. — Сейчас некоторые предприятия ведут разработки тяжелых тягачей — может быть, эти моторы понадобились для них.
Источник «Известий» в Минобороны пояснил, что обычно определение мощности двигателя под военную технику идет из расчета 20–25 л.с. на тонну веса. Излишки мощности при этом могут отбираться на приводы агрегатов дополнительного оборудования и зарядный генератор, который, скажем, питает бортовую сеть, электромотор башни танка. Впрочем, собеседник убежден, что основной упор делается всё же на коммерциализацию проекта.
— Нужно учитывать, что на военной технике всё не заканчивается. В отличие от зарубежного рынка у нас много полноприводной техники, которая работает во внедорожных условиях — для нее предпочтительны именно большие дизели, — рассказал представитель Минобороны.
Главный редактора журнала «Арсенал» Виктор Мураховский полагает, что часть моторов этих линеек пойдет на дорожно-строительную и сельскохозяйственную технику. Что-то «Уралтрак» поставит на тракторы собственного производства, что-то, конечно, может пойти на перспективные военные образцы, добавил эксперт.
К этому материалу стоит добавить комментарий коллеги autocatalogue в Про двигатели… чтобы не забыть, отпишусь по почти горячим следам
Кому интересна тема двигателей для БТТ и ВАТ, почитайте: http://izvestia.ru/news/587454
Комментариев от меня немного. По Челябинску — тема не моя, а про НАМИ/КАМАЗ кое-что сказать у меня есть…
1. КАМАЗ якобы "свои" движки (совместно с НАМИ) "создаёт" с швейцарской фирмой "Либхерр". Почему я пишу "якобы" и в кавычки взял слова "свои" и "создаёт" — а потому, что за основу взята разработка именно "Либхерр", для которой КАМАЗ пытается адаптировать свои хотелки. За период с 1975 года, то есть за 40 лет, КАМАЗ так и не смог создать свою собственную школу двигателестроения (КАМАЗ-740, который до сих пор в серии, — это разработка ЯМЗ), вот и приходится брать то, что можно на стороне. Кстати, "Либхерр" — далеко не самый худший вариант, скорее наоборот! Но… — об этом пункт 2.
2. Обратил внимание на цитату в статье "К двигателям «Уралтрака» Минпромторг выдвинул более сложные требования. В частности, к ним придется разработать топливную аппаратуру." Заметили — к двигателям КАМАЗа такого требования нет. Всё это укладывается в ту информацию, которая была обнародована ранее — см. http://autocatalogue.livejournal.com/47
Так вот, уточнение. У Либхерра действительно есть своя топливная аппаратура Common Rail, на выставке СТТ-2015 ей и двигателям Либхерр был посвящён отдельный стенд. Кстати, есть подтверждение, что как минимум на один образец, разработанный в рамках ОКР "Платформа-О", установлен двигатель Либхерр. Кто не знает, в рамках ОКР "Платформа-О" ведётся разработка шасси, которые могут заменить минские МЗКТ-79221 и др. в РВСН.
3. Помните из советской кинокомедии: "Боливар двоих не вынесет!"? Вот и тут точно также. То есть ЯМЗ, где сосредоточены и конструкторские кадры, и испытательная база, и самый богатый опыт (с 1970-х) в области разработки мощных автомобильных двигателей, и серийное производство (в кооперации с ТМЗ) оставлен за бортом. Уж не знаю каким местом думает Дерипаска — ему виднее, но можно предположить, что военку (в части мощных движков) от него заберут. Впрочем, Дерипаска и сам виноват — надо было вовремя вкладывать деньги в военку, а не херить то, что есть. Конечно, всё ему похерить не дали, но с военными ему надо было дружить! Вспомню тут жалкое сущестоввание конструкторов на заводе "Барнаултрансмаш", выпускающем движки серии УТД для БМП и БМД…
Кстати, ТМЗ также останется не при делах…
4. Указанные в статье цифры по финансам ("На проект с НАМИ будет затрачено из бюджета 301,7 млн рублей", то есть тот самый проект доводки движков Либхерр под военные требования) — это ИМХО далеко неокончательные затраты. Это только начало! Надо ещё будет строить по сути новый завод. Сколько распилят — это отдельный вопрос, но если учесть успехи с распилами на ОКР "Платформа-О" плюс новые распилы на движки для неё же — сумма грозит вылиться не в миллиарды рублей, а в десятки миллиардов. А чему тут удивляться? — Россия по распилам стремительно догоняет тупых америкосов, которые пилят на "военке" раз в десять больше чем пока мы. Но темпы роста у нас впечатляют, причём нолики справа к циферькам у нас приписывают в двойном и в тройном размере. И никому нет дел до этих распилов — ведь друзей Путина проверять нельзя, не так ли? 😉
5. Что по этому поводу скажет основной "стратегический" партнёр КАМАЗа — немцы из Даймлера? Они так настаивали, чтобы КАМАЗ перестал заниматься военкой, америкосы ведь недовольны — а тут КАМАЗ немцам очередную свинью подкладывает, делает кое-что для размещения тех самых ракет, которые потом и по америкосам, и по немцам… Нехорошо, однако, ой как нехорошо! :))) И ведь с прибыли, полученной от выполнения ГОЗ, КАМАЗ кое-что должен и немцам, у которых то ли 11%, то ли 15% акций КАМАЗа, перечислить…
Оригинал взят у bmpd в Разработка в России новых мощных дизельных двигателей