«Путешествие на Луну» 1902 г.
Содержание:
Один из первых в истории мирового кинематографа фантастических фильмов, а на тему космических путешествий — первый. Короткометражный немой шедевр Жоржа Мельеса "Путешествие на Луну" (1902) был создан как экранизация дилогии Жюля Верна "С Земли на Луну" и "Вокруг Луны", а также романа Герберта Уэллса "Первые люди на Луне". Это была уже 400-я кинолента французского режиссера, но именно она принесла ему бессмертную славу. Прежде всего потому, что, получив астрономический по тем временам бюджет (10 000 франков!), Мельес создал по меркам того времени феерическое зрелище, насыщенное революционными визуальными эффектами.
Общее описание:
Цитата из журнала "Если":
…Один из самых ранних фантастических фильмов в истории кинематографа был создан как экранизация дилогии Жюля Верна "С Земли на Луну" и "Вокруг Луны", а также романа Герберта Уэллса "Первые люди на Луне". Речь идет о короткометражном немом шедевре Жоржа Мельеса "Путешествие на Луну" (1902). Это была уже 400-я кинолента французского режиссера, но именно она принесла ему бессмертную славу. Прежде всего потому, что, получив астрономический по тем временам бюджет (10 000 франков!), Мельес создал феерическое зрелище, насыщенное революционными визуальными эффектами.
При обсуждении научно-фантастических романов Жюля Верна принято обычно перечислять допущенные автором ошибки, искажающие физическую картину мира. В случае с экранизацией Жоржа Мельеса подобный разговор не имеет смысла. Для режиссера ничего не значили связность сюжета и правдоподобие. Не интересовало его и соответствие экранизации исходным текстам. В итоге получился классический французский бурлеск, созданный, правда, с парижским шиком.
Сюжет "Путешествия на Луну" не так прост, как можно подумать, зная продолжительность картины — 14 минут. Фильм начинается с научного заседания в Астрономическом клубе — там выступает весьма колоритный профессор Барбенфуллис, которого играл сам Мельес. Профессор рассказывает о проекте полета на Луну. Доклад вызывает неподдельный энтузиазм у присутствующих, и сразу начинается строительство огромной пушки, в которой пятеро астрономов, вызвавшихся сопровождать Барбенфуллиса, готовятся отправиться в космическое путешествие. Наконец стартовое сооружение построено, и весьма милые барышни (Мельес пригласил в качестве статистов танцовщиц кордебалета) заталкивают снаряженный астрономами снаряд в пушку. Затем следует выстрел, и… снаряд прямиком попадает Луне в правый глаз. Луна обиженно подмигивает уцелевшим глазом. Кстати, этот совершенно дикий с позиций научной фантастики кадр стал классическим — его и по сей день приводят в книгах и фильмах, посвященных ранней истории развития космонавтики.
На этом месте "якобы Жюль Верн" заканчивается и начинается "якобы Уэллс". Шестерка первопроходцев выгружается на Луне, любуется пейзажами и засыпает. Потом они видят красочный сон, едва не замерзают при наступлении лунной ночи и попадают в плен к селенитам (на эту массовку Мельес пригласил цирковых акробатов). Разумеется, в плену астрономам не понравилось, и победив лунного короля, они совершают побег. Пушки на Луне нет, а потому снаряд запускает вручную (!) сам Барбенфуллис. Снаряд возвращается на Землю, падает в океан, к морским обитателям, затем всплывает — его подбирает и транспортирует пароход. Франция щедро чествует мужественных межпланетчиков и в память об их полете устанавливает обелиск.
Фильм Мельеса вызвал фурор и был очень популярен в то время. Его даже украли американские кинопираты и крутили копии под названием "Путешествие на Марс" — что говорит о низком образовательном уровне деятелей теневого проката: это ж надо, перепутать Луну с Марсом!…
<iframe src="https://vk.com/video_ext.php?oid=-23724917&id=171134760&hash=8f7fa02a2e9b364e" width="607" height="360" frameborder="0"></iframe>
<iframe src="https://player.vimeo.com/video/39275260" width="500" height="400" frameborder="0" webkitallowfullscreen mozallowfullscreen allowfullscreen></iframe>