SM-62 «Super Snark»: надолго, если не навсегда

0

История

В 1946 году, фирма "Northrop" по заказу военно-воздушных сил США начала работу над проектом межконтинентальной крылатой ракеты MX775A — будущим SM-62 "Snark". Военно-воздушные силы хотели получить дешевый дозвуковой самолет-снаряд, способный доставить ядерную боеголовку на расстояние до 10000 км. Проект едва не был закрыт в первые же несколько месяцев в рамках послевоенного сокращения финансирования (военные считали более перспективной сверхзвуковую крылатую ракету MX775B "Boojum"), однако Джеку Нортропу удалось остоять продолжение работ, аргументируя к большей надежности дозвуковой ракеты и большому объему задач, которые предстояло бы решить при создании сверхзвукового снаряда.

Несмотря на это, первые несколько лет проект тянулся ни шатко ни валко. Помимо недостаточного финансирования, на ходе работ отрицательно сказывались регулярные пересмотры требований со стороны заказчика (ВВС США), и их скептическое отношение к крылатым ракетам как таковым.

Положение кардинально изменилось в 1949 году, когда испытание первой советской ядерной бомбы, победа коммунистов в континентальном Китае и начало боевых действий в Корее изменили картину послевоенного мира. Конгресс США, обеспокоенный нарастающей активностью и ростом военной мощи Советского Союза, одобрил масштабное расширение финансирования военных программ. Под влиянием обстоятельств, ВВС США также изменили свое отношение к ракетным программам — особенно после того, как провал в 1948 году проекта "Boeing" XB-52[1] породил недоверие к скоростным межконтинентальным бомбардировщикам (вскоре, однако, успешно нейтрализованное с принятием на вооружение "Convair" B-60 "Exterminator"). Весной 1950 года, программа B-62[2] "Snark" получила высокий приоритет.

С адекватным обеспечением ресурсами и кадрами, Джек Нортроп наконец-то мог приступить к работе всеръез. Первые летные испытания прототипов ракеты начались еще в 1951 году. Несмотря на множество технических проблем, работы над ракетой шли успешно, и в декабре 1955 года, прототип N-69D выполнил успешный полет на дистанцию 8000 километров. Возникшие проблемы с точностью были "удивительным образом" разрешены простой сменой полигона — как оказалось, причиной недостаточной точности ракеты было неверное картографирование района Островов Вознесения, использовавшегося как мишень для учебных пусков. Президент Эйзенхауэр был впечатлен ходом работ по программе (а также ее низкой стоимостью) и распорядился начать серийное развертывание ракет с 1957 года.

Официально, межконтинентальный самолет-снаряд SM-62 "Snark" был принят на вооружение в 1959 году. Еще с 1958 года, фирма уже начала производство предсерийных ракет и развертывание их в опытном порядке в 702-ом ракетном крыле (штат Мэн). К осени 1958, первые четыре ракеты уже стояли на боевом дежурстве. С июля 1959 по 1961 год на боевом дежурстве были развернуты четыре полностью укомплектованных ракетных крыла:

— 702-е ракетное крыло в штате Мэн

— 308-е (бывшее 308-е бомбардировочное, расформированное в 1949 году) ракетное крыло в штате Вашингтон

— 310-е (бывшее 310-е бомбардировочное, расформированное в 1949 году) ракетное крыло в штате Монтана

— 19-е (бывшее 19-е бомбардировочное, расформированное в 1949 году) ракетное крыло на Аляске

Планирующееся развертывание еще четырех ракетных крыльев было отменено , в связи с началом массового развертывания межконтинентальных баллистических ракет SM-65 "Atlas" и SM-68 "Hyperion"[3]. Также (не считая опытных пусков) остались нереализованными планы запуска SM-62 с борта тяжелых бомбардировщиков.

Каждое ракетное крыло оперировало 32 ракетами, из них 18 постоянно находились в готовности к старту. Для хранения ракет использовались заглубленные железобетонные капониры: первоначально запуск также осуществлялся со стационарных огневых площадок, но затем была принята концепция рассредоточенного пуска ракет со множества рассредоточенных установок, на которые SM-62 доставлялись трейлерами. 

SM-62B "Super Snark"

Еще в 1957 году, когда развертывание SM-62A только начиналось, возникли существенные сомнения относительно его реальной боевой эффективности. Хотя "Снарк" был малоуязвим для ствольной зенитной артиллерии и дозвуковых истребителей-перехватчиков с пушечным вооружением, то же самое нельзя было сказать о зенитных ракетах и сверхзвуковых перехватчиках. Рассчеты показывали, что даже ранние зенитные ракетные комплексы вроде MIM-3 "Nike Ajax" при своевременном обнаружении, в состоянии сбить летящий "Снарк": перспективные же дальнобойные зенитные ракеты с ядерными боевыми частями (наподобие MIM-14 "Nike Hercules" или CIM-10 "Bomarc") могли свести его эффективность к недопустимо малой. 

В 1956 году, СССР поставил на вооружение свою первую зенитную ракетную систему, многоканальный комплекс С-25 "Беркут" для защиты от воздушного нападения Москвы, Ленинграда и других крупных городов [4]. Хотя этот комплекс был стационарным и очень дорогим, тем не менее уже в 1958 году в массовое производство пошел первый крупносерийный советский ЗРК С-75. Все это — вкупе с совершенствованием советских радаров и появлением на вооружении сверхзвуковых перехватчиков вроде Су-9, оснащенных управляемыми ракетами "воздух-воздух" — делало военные перспективы "Снарка" довольно сомнительными, и уже в 1961 году ВВС США заявили о намерении снять комплекс с вооружения к 1965 году.

Однако, фирма "Northrop" не собиралась оставаться в кильваттере разработки стратегических вооружений. Еще в 1958 году, инженеры фирмы инициировали теоретическое исследование "Snark to 60th", направленное на изучение путей повышения боевой ценности ракеты. Изучив вопрос, инженеры пришли к выводу, что существующая доктрина применения стратегических крылатых ракет — высотный полет с сверхзвуковым маршевым либо терминальным участком — не оправдывает себя из-за высокой заметности для радаров и истребителей.

Но существовала другая возможность: гораздо лучшие перспективы предоставлял маловысотный полет на высотах до 1000 метров, позволявший ракете длительное время находиться ниже горизонта неприятельских радаров. Подобное решение уже было реализовано фирмой "Martin" при разработке системы наведения для тактической крылатой ракеты MGM-13B "Mace". Огромный "Снарк" с его значительным запасом хода мог быть без особого труда (и без значительного сокращения общей дальности) оборудован аппаратурой для проведения части полета на сверхмалых высотах.

Летом 1961 года, Джон Нортроп представил доклад по программе "Snark to 60th" на рассмотрение ВВС США. В нем он постулировал:

1) Большую дешевизну крылатых ракет в сравнении с баллистическими (и особенно невысокую цену модернизации существующего арсенала)

2) Высокую мобильность не зависящего от места запуска "Снарка" в сравнении с МБР.

3) Возможно, недостаточную эффективность МБР в свете полученных данных о создании средств противоракетной обороны в СССР.

4) Целесообразность значительного разнообразия систем ядерного оружия, что затруднит для СССР создание эффективной обороны против всех видов возможного ведения боевых действий.

Как решение проблемы, Нортроп предлагал модернизацию "Снарка" с приданием ему системы низковысотного полета на финальном 1000-километровом участке. Это позволило бы ракете пролететь большую часть траектории на большой высоте, а вблизи района неприятельской ПВО — опуститься до высоты менее километра и совершить рывок к цели, оставаясь вне досягаемости зенитных ракет и перехватчиков. 

Изначально, военные были настроены скептически, но Нортроп выдвинул решающий аргумент: он предложил оснастить ракету 9-мегатонной боевой частью W-53 на базе свободнопадающей термоядерной бомбы Mk-53, и обеспечить КВО менее 1000 метров. Против этого предложения (особенно учитывая его невысокую стоимость) военные США, озабоченные недостаточным мегатоннажем МБР, уже не сумели устоять. Согласование в Конгрессе прошло на удивление гладко, и весной 1962 года программа "Супер Снарк" была официально одобрена.

Модификация:

Программа SM-62B "Super Snark" в первую очередь заключалась в следующем:

 — Оснащение ракеты новым складывающимся назад крылом для удобства транспортировки

— Замену турбореактивного двигателя J57 близким по габаритам но более экономичным турбовентиляторным

— Увеличение на 20% запаса топлива за счет отказа от отделяемой головной части

— Замена 3,9-мегатонной термоядерной боеголовки W-39 меньшей по габаритам и весу но существенно более мощной 9-мегатонной W-53

— И в завершение всего — оснащение ракеты низковысотной системой ориентации по карте местности ATRAN (Automatic Terrain Recognition and Navigation — Автоматическое Распознавание Поверхности и Навигация).

Система ATRAN предназначалась для обеспечения независимой навигации ракеты по рельефу местности при полете на малых высотах. В ее основе лежало сопоставление данных от радара (сканирующего узким лучом местность под летящей ракетой) с результатами построчного сканирования (при помощи фотоэлемента) предварительно записанной на пленку радарной картой рельефа. Если данные от радара совпадали с результатами сканирования центральной части карты, то это означало, что ракета оставалась в пределах "коридора" траектории и пленка перематывалась на следующий кадр. 

Если же данные от радара совпадали с картой правее или левее "коридора" траектории, это означало, что ракета, соответственно, сместилась вправо или влево от курса. Вырабатывался сигнал рассогласования, который возвращал ракету в пределы проложенного курса. Таким образом, система обеспечивала пролет ракеты на малой высоте с высокой (по меркам времени) точностью.

Первые успешные испытания ракеты с системой ATRAN состоялись в марте 1963 года. Модифицированная SM-65A успешно продемонстрировала высотный полет до заданой точки, после чего переключилась на ATRAN и прошла по предусмотренному маршруту. При этом, расположенные на пути ее следования армейские ЗРК MIM-14 "Nike Hercules" пытались отследить ракету и взять ее на сопровождение, но из-за малой высоты полета это не удалось. Президент Кеннеди был впечатлен этим решением и (в свете недавних событий Карибского Кризиса) одобрил модификацию существующего парка ракет.

На вооружении

Серийные ракеты SM-62B поступили на вооружение в октябре 1964 года. По сравнению с прототипом, было добавлено только одно: ракеты получили автоматическую станцию постановки помех и комплекты сбрасываемых дипольных отражателей, для затруднения атаки истребителей в хвостовую полусферу.

Полет SM-62B теперь выглядел следующим образом:

— Ракета запускалась со стационарной базы или с борта самолета-носителя

— Поднимаясь на высоту 15000 метров, ракета фиксировала бортовые телескопы системы астрокоррекции на наиболее ярких звездах, и совершала высотный полет длиной до 8000 километров

— На расстоянии приблизительно 1000-1200 километров от цели, ракета активировала систему ATRAN. Бортовая РЛС изучала местность под ракетой, составляя ее (с помощью фотоэлектрических датчиков) с записанной на пленку радиолокационной картой местности.

— Отыскав стартовую точку низковысотного маршрута, SM-62B снижался до высоты 250 метров, и совершал полет по заложенной в ATRAN карте, оставаясь ниже горизонта для радаров противника. Периодически, ракета осуществляла "подскоки" для уточнения навигационных данных с большей высоты

— Непосредственно у цели, ракета использовала катапультируемую станцию постановки активных помех (тем самым устраняя риск наведения ЗРК на помеху) и пассивные средства РЭБ (выстреливаемые патроны диполей) для обеспечения успешного прорыва к цели. Перед подрывом боевой части ракета делала "горку" для детонации на оптимальной высоте.

В 1965 году, все остававшиеся на вооружении ракеты SM-65A были переработаны в SM-65B "Super Snark". Новыми ракетами оперировали два ракетных крыла — 308-е и 311-е (полученное объединением 310-го и 19-го). 702-е ракетное крыло в 1964 году перевели на обслуживание новейшей орбитальной бомбардировочной системы "Geronimo". Каждое из двух крыльев оперировало 48 боеготовыми ракетами, и еще около 300 ранее выпущенных ракет находились в резерве.

Для СССР, развертывание SM-62B было весьма неприятным сюрпризом: благодаря малой высоте полета, SM-62B был неуязвим для ЗРК С-75. Перехватчики также с трудом справлялись с задачей обнаружения низко летящей ракеты на фоне земли. Самой главной проблемой было то, что SM-65B приближался к целям незаметно для РЛС раннего обнаружения, из-за чего даже удовлетворяющие по высотности комплексы ПВО вроде С-125 могли просто не успеть отреагировать на внезано появившуюся из-за видимости ракету. По мнению командования ПВО "эти дешевые ракеты стоили нам очень дорого" в плане дополнительных мероприятий по прикрытию стратегических объектов от атак на малой высоте.

Ракеты SM-65B находились на вооружении с 1965 по 1981 год, прежде чем комплекс был переоснащен под задачи конвенционного нанесения сверхдальних высокоточных ударов, в рамках "быстрого удара возмездия" в локальных конфликтах. При этом, ракеты были переоснащены на конвенционные боевые части и оборудованы системой точного наведения при помощи электрооптического сенсора. В боевых действиях SM-65B не участвовали: однако в середине 1970-ых 12 ракет 2-ой батарей 308-го крыла были экстренно переведены в Австралию в связи с опасениями вмешательства КНР в австрало-индонезийский конфликт.

[1] Boeing не успел представить на конкурс свой переработанный проект бомбардировщика со стреловидным крылом B-52 "Superfortress" и предпочтение было отдано более дешевому проекту модернизации B-36 "Peacemaker" в B-60 "Exterminator"

[2] В 1952-1955  ВВС США временно использовали обозначения самолетов для ракет.

[3] Итоговая версия МБР "Атлас" с забрасываемым весом порядка 3500 кг. Ограниченно развертывалась в 1961-1980 году как носитель 25-мегатонной боевой части W41. Сыграла значительную роль в истории американской космонавтики.

[4] Многоканальный ЗРК, разработанный по приказу И.В. Сталина для ПВО Москвы. Н.С. Хрущев пересмотрел первоначальный проект, вместо развертывания 56 позиций С-25 в двух кольцах вокруг только Москвы, распорядившись развернуть одиночные кольца из 12 позиций вокруг Москвы, Ленинграда, Свердловска и Киева.

 

 

 

 

Подписаться
Уведомить о
guest

43 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account