Крейсер «Китежград» — защитник торговли
Доносившаяся со стороны фортов Таку канонада постепенно усиливалась, что не способствовало улучшению настроения командира стоящего на внешнем рейде муравийского крейсера «Китежград». Отправив на берег десантную роту, капитан 1-го ранга Н. Амиров мерил шагами мостик своего крейсера от левого борта до правого и обратно. Впрочем, офицеры крейсера впоследствии говорили, что их командир попросту отчаянно скучал. «Китежград» стоял за кормой китайского крейсера «Хай-Тиен», держа под давлением половину котлов и освещая потенциального противника лучами прожекторов.
Наконец, уже на рассвете, командиру «Китежграда» показалось, что китайские матросы заняты чем-то подозрительным возле кормового орудия. Этого было достаточно – приказав объявить боевую тревогу и на ходу выбирать якорь, командир муравийского крейсера направил свой корабль прямо на «Хай-Тиен».
Впоследствии говорили, что Амиров собирался таранить китайский крейсер, хотя сам он этого не подтверждал. Высекая снопы искр «Китежград» скользнул вдоль борта «Хай-Тиена» и замер, прижавшись к китайскому кораблю. Дальнейшее было делом техники: муравийские моряки показали себя истинными наследниками своих предков, «морских хрестьян» XVII-XVIII веков. Китайский крейсер был взят на абордаж, и на его мачте был поднят муравийский флаг.
Флаг этот, впрочем, был вскоре спущен и заменен на белый – командиры стоящих вокруг кораблей международной эскадры, потребовали от муравийцев прекратить классифицируемые как пиратство действия. В итоге, несмотря на активную работу муравийских дипломатов, получить «трофейный» крейсер Муравии не удалось, и он остался в составе китайского флота. Несмотря на это Великий князь Василий II, высоко оценил действия командира «Китежграда», реабилитировавшего себя после опалы, в которую он попал по воле Великого князя Димитрия, после сражения в Манильской бухте в 1898 году.
Переговоры с Францией о постройке для Муравийского флота фрегата с броневой палубой велись с начала 80-х годов шли не шатко ни валко. Ограниченное в средствах Муравийское адмиралтейство желало получить максимально мощный корабль за минимальную цену. Французы предлагали проект батарейного фрегата с 14 138-мм и одним 164-мм погонным орудием под бушпритом. Этот проект, в общем, устраивал муравийцев, которым был необходим защитник торговли для борьбы с неприятельскими крейсерами в случае возможной войны, но, при требуемой ими скорости 18 узлов, цена корабля оказывалась слишком большой.
Положение изменилось после появления на Тихом океане английских и русских крейсеров с шестидюймовым броневым поясом. Проектируемый крейсер оказывался слишком слаб для борьбы с подобными кораблями, и муравийцы заказали Круппу 240-мм восемнадцатитонные орудия, которые планировалось разместить в одноорудийных барбетных установках. Французские проектировщики разместили эти барбеты по ромбической схеме, что теоретически обеспечивало возможность стрельбы из трех орудий в любом направлении, однако продольному залпу мешали фок- и бизань-мачты. Конструкторы вышли из положения сместив носовую и кормовую барбетные установки в сторону от диаметральной плоскости на пол метра – носовую к правому борту, а кормовую к левому. От 164-мм орудия отказались, заменив его 138-мм.
Крейсер, получивший название «Китежград» был заложен в 1884 году, в 1886 был спущен на воду и весной 1888 был принят в состав Муравийского флота. На испытаниях он развил ход 16,5 узлов, а при искусственной тяге 17,2 узла.
При переходе на Тихий океан «Китежград» показал себя неважным ходоком под парусами. Опасный крен возникал уже при свежем ветре, что позволяло двигаться только под уменьшенной парусностью. Несколько попыток изменить схему парусного вооружения не увенчались успехом и в 1893 году оно было полностью ликвидировано, причем вместо снятых стеньг на мачтах установили боевые марсы с шестью 37-мм пушками. Вскоре 138-мм орудия были заменены на 127-мм 33-калиберные пушки муравийского производства, а на кормовом балконе разместили седьмое 47-мм орудие.
В 1902-1903 годах «Китежград» совершил кругосветное плавание, причем стал первым муравийским военным кораблем посетившим Кронштадт.
В 1904 году был разработан проект модернизации «Китежграда», но архаичность конструкции и обветшалость первого муравийского крейсера делали таковую явно бессмысленной, и в 1909 году он был сдан на слом, передав свое имя новому линейному кораблю.
Нормальное водоизмещение: 5500 т.
Скорость 17,2 узла. Мощность (проектная): 6000 л.с.
Вооружение: 4х1 240-мм/30, 11х1 138-мм/30, 6 47-мм орудий, 4 бортовых надводных торпедных аппарата.
Бронирование: палуба 60 мм.
Размерения: 100,5х15,0х5,95 м.
Частично использованы схемы с сайта http://www.shipbucket.com/