0

История

После окончания Второй Мировой Войны, американский флот был не слишком-то доволен своими "большими крейсерами" типа "Аляска". Заложенные как ответ на превосходство японцев в тяжелых крейсерах, эти огромные корабли запоздали к основным сражениям, и вступили в строй под занавес войны — не успев к последней в истории битве линейных кораблей в заливе Лейте, где тяжелые снаряды линкоров Хэлси поставили точку в судьбе "Мусаси". Практически немедленно после войны, крейсера типа "Аляска" были выведены в резерв. Моряки, хотя и отмечали их достоинства — высокую скорость и мощное вооружение — считали эти большие крейсера слишком слабо защищенными, а главное — слишком дорогими в эксплуатации, чтобы обосновать их присутствие в составе флота в мирное время. Конгресс, в первые послевоенные годы озабоченный сокращением военного бюджета, также не видел смысла в этих единицах. Судьба двух первых "Алясок" была решена.

Однако, оставалась нерешенной судьба их третьего собрата — "большого" крейсера CB-3 "Гавайи". Заложенный на стапеле Нью-Йоркской судостроительной компании, этот огромный крейсер был спущен на воду уже после прекращения военных действий, в ноябре 1945 года. К тому моменту, когда Конгресс принял решение прекратить работы, корпус и основные механизмы корабля уже были готовы более чем на 82,4%, установлена артиллерия и бронирование. Некоторое время обсуждалась возможность достройки корабля по усовершенствованному проекту, или переоборудования его в опытное судно для отработки вопросов применения управляемых ракет, но никаких практических действий предпринято не было. Огромный корпус на долгие десять лет застыл у причальной стенки как хорошо поставленный вопрос.

Ситуация с "Гавайи" сдвинулась с места только в 1950-ых. Корейская Война наглядно продемонстрировала, что угроза нового мирового конфликта далеко не так призрачно-нематериальна, как еще недавно представлялось. Быстрый рост советского флота внушал американцам серьезные опасения: в 1953 году, самолет-разведчик RB-47, пролетев над Ленинградом заснял огромные корпуса новых советских авианосцев "Сталинград" и "Ленинград" на стапелях судостроительных заводов. Американский флот понимал, что новый раунд борьбы за власть над морем начался, и ему нужны новые корабли.

Окончательно сломить сопротивление Конгресса снова помогла Москва. Действия советского авианосного соединения в Средиземном Море во время Суэцкого Кризиса 1956 года привлекли значительное внимание: особенное беспокойство западных военных вызвала продемонстрированная русскими тактика применения морской ракетоносной авиации, прикрываемой палубными истребителями. Аналитики ВМФ считали, что эффективно парировать подобные тактические приемы будет невозможно без радикального усиления противовоздушной обороны авианосных соединений. Под двойным давлением флота и общественности (требовавшей "дать флоту корабли, которые способны сражаться, а не только героически погибать!"), Конгресс уступил: в бюджет 1957 года была включена перестройка CB-3 "Гавайи" в тяжелый ракетный крейсер, способный также исполнять функции командного корабля.

USS CBG-3 "Гавайи"

Модернизация

В начале марта 1957 года, крейсер был отбуксирован на военно-морскую верфь в Бостоне, и 11 марта встал у причальной стенки для капитальной модернизации.

В процессе перестройки, с корабля была полностью демонтирована артиллерия главного калибра, старые надстройки и большая часть вспомогательной артиллерии за исключением четырех бортовых спарок 127-мм орудий (первоначальный проект предусматривал замену таковых 76-мм скорострельной артиллерией, но из-за превышения бюджета в ходе работ от этой идеи вынужденно отказались). На их месте были возведены массивные аллюминиевые конструкции новой башнеподобной надстройки, предназначавшейся для размещения электронных компонентов и штабного персонала корабля. Позже аналогичная конструкция использовалась на крейсерах типа "Олбани".

— Основное вооружение корабля составили два зенитных ракетных комплекса RIM-8 "Talos". В отличие от первых носителей "Талоса" — легких крейсеров типа "Галвестон" — "Гавайи" получил более позднюю версию, на которой ракеты хранились в подпалубных магазинах и доставлялись в палубный ангар только для предстартовой подготовки. Носовой комплекс имел двойной подпалубный магазин, вмещавший 104 ракеты: кормовой был рассчитан только на 52. Для управления ракетным вооружением, крейсер получил четыре радара управления ракетами AN/SPW-2 и четыре сверхмощных радара сопровождения и "подсветки" целей AN/SPG-49, использовавшихся для целеуказания ракетам на терминальном участке.

— Первоначальный проект предполагал, что крейсер будет дополнительно оборудован зенитным ракетным комплексом среднего радиуса действия RIM-2 "Терьер". Однако, еще в процессе разработки было предложено заменить его более компактным зенитным ракетным комплексом ближнего радиуса действия RIM-24 "Tartar" (на момент начала работ находившимся еще в разработке). В итоге, две пусковые установки были смонтированы побортно в центре корпуса корабля. Целеуказание выполнялось с помощью четырех РЛС AN/SPG-51.

— В качестве противолодочного вооружения, крейсер получил пусковую установку ПЛУР RUR-5 ASROC. Восьмизарядная пусковая установка была смонтирована на крыше носового ракетного ангара, сразу на носовым комплексом радаров ЗРК "Талос". Дополнительное противолодочное вооружение включало три трехтрубных 324-мм торпедных аппарата для самообороны.

— Интересной особенностью корабля были смонтированные на спонсонах по бокам от носовой надстройки две автоматические бомбометные установки RUR-4 "Альфа". Хотя это оружие воспринималось уже как устаревшее, авторы проекта модернизации предложили использовать бомбометы как средство борьбы с угрожающими кораблю торпедами — для чего были разработаны новые глубинные заряды, взрывавшиеся вблизи поверхности. Целеуказание предполагалось получать от смонтированных в подводной части гидролокаторов. Хорошая в теории, идея оказалась не слишком удачной на практике и более не повторялась.

— Базовый проект крейсера предусматривал также стратегическое вооружение, основу которого должны были составлять 16 баллистических ракет "Поларис". Однако, в 1959 году, когда работы на корабле уже шли полным ходом, стало известно о крайне низкой надежности боевых частей, используемых на этих ракетах (вероятность успешной детонации оценивалась не выше 30%). Опасаясь, что стратегическая компонента военно-морских сил будет поставлена под сомнение, ВМФ принял решение заменить баллистические ракеты крылатыми сверхзвуковыми ракетами SSM-N-9 "Regulus II". Шесть ракет со сложенными крыльями и демонтированными головными частями хранились в двухъярусном кормовом ангаре крейсера: запуск осуществлялся с помощью ускорителя с поворотной стартовой рампы.

— Крейсер не имел вертолетного ангара, но как командный корабль, он был оборудован двумя вертолетными площадками: основной на корме, и вспомогательной — на крыше ангара крылатых ракет, за кормовой ПУ "Талос".

Особое внимание было уделено радиоэлектронному оснащению крейсера. Основным средством обнаружения воздушных целей являлся смонтированный на кормовой решетчатой мачте радар трехкоординатного обзора AN/SPS-2. Его дополняли установленные на носовой надстройке РЛС обнаружения воздушных целей AN/SPS-6 (двухкоординатного обзора), навигационная РЛС SPS-10 и механический радиолокационный высотомер SPS-30. Корабль также имел широкий комплект антенн связи, радиотехнической разведки и противодействия, включая системы РЭБ AN/WRL-1 и AN/WRL-3.

Модернизированный крейсер повторно вступил в состав флота на официальной церемонии в мае 1961 года. К этому моменту, за "Гавайи" уже прочно закрепилось шутливое прозвище "великий крейсер" (англ. Grandcruiser), данное ему персоналом верфи за огромные габариты и массивный вид новых надстроек.

Боевая служба

В августе 1961 года, CBG-3 "Гавайи" вошел в состав Атлантического Флота. Осенью 1961 он принимал участие в больших военно-морских маневрах в Северной Атлантике, во время которых отрабатывались аспекты применения ядерного оружия и средств массового поражения в войне на море. 11 октября 1961 года, CBG-3 "Гавайи" стал первым (и единственным) американским кораблем, осуществившим практический пуск зенитной ракеты RIM-8 "Talos" с рабочей ядерной боевой частью по воздушной мишени — группе из трех радиоуправляемых бомбардировщиков в плотном построении.

В мае 1962 года, CBG-3 "Гавайи" был временно приписан к Средиземноморскому (6-му) Флоту, в качестве вспомогательного флагманского корабля, ракетного крейсера и носителя стратегических ракет. Он был вооружен шестью стратегическими крылатыми ракетами MGM-18 "Regulus II", которые предполагалось применить в случае конфликта против военных объектов Варшавского Договора на Балканах и в Восточной Европе. В этой роли крейсер прослужил три месяца, после чего вернулся в Норфолк.

18 октября 1962 года, "Гавайи" был экстренно мобилизован в связи с началом кризисной ситуации вокруг развертывания советских баллистических ракет на Кубе. 19 октября крейсер уже был в море, вместе со штабом 2-го флота. Первоначально предполагалось направить крейсер к побережью Кубы для координации блокадных действий, однако уже 20-го октября первоначальный приказ был отменен — командованию НАТО стало известно о выходе из Мурманска советского авианосного соединения, призванного прикрыть развертывание в Северной Атлантике советских подводных лодок.

22 числа вернувшись в Норфолк, "Гавайи" вновь вышел в море 24-го, возглавив "флот Уэлси" — экстренно собранное адмиралом Р. Уэлси соединение из укомплектованных резервистами старых крейсеров, линкоров и двух противолодочных авианосцев, направленное командованием для усиления Фарерского Барьера. К этому моменту, обстановка в Северной Атлантике накалилась добела — четырем американским тяжелым авианосцам в Лабрадорском Море противостояло советское авианосное соединение из тяжелых авианосцев "Волгоград", "Киев" и легкого авианосца "Варяг". Прибытие резервного соединения (хотя и архаичного) было чрезвычайно кстати для американских сил, пытавшихся одновременно следить за советской надводной группировкой и отслеживать продвижение советских подводных лодок.

После мирного окончания Карибского Кризиса, CBG-3 "Гавайи" продолжил боевую службу. С 1963 по 1965 год он практически непрерывно находился на Средиземном Море, служа флагманом 6-го флота.

В 1964 году крейсер принимал участие в совместном эксперименте ВМФ и ВВС США — экспериментальном развертывании межконтинентальных крылатых ракет SM-62B "Турбо Снарк" на военных кораблях. Эта новая ракета была модификацией стандартной SM-62 "Snark", оснащенной новым турбовентиляторным двигателем и системой ориентации по радиолокационной карте местности ATRAN, позволявшей ракете пролететь последние 1200 км своего маршрута на высотах от 300 до 500 метров. Флот рассматривал эту ракету как возможную замену стареющему "Регулусу": ряд экспериментальных пусков был осуществлен с борта "Гавайи" в Южной Атлантике, но не смотря на успешное их завершение, дальнейшего продвижения проект не получил.

С 1964 года крылатые ракеты "Регулус-II" на CBG-3 "Гавайи" больше не развертывались, хотя оснащение для них оставалось еще какое-то время.

В 1967-1968 году крейсер прошел цикл модернизации, в ходе которого его электронное оборудование было заменено более совершенным. Ангар для крылатых ракет был демонтирован и заменен просторным вертолетным ангаром на 4 палубных вертолета. Изменено было и радиоэлектронное вооружение — эффективный, но капризный трехкоординатный радар AN/SPS-2 был заменен надежным двухкоординатным AN/SPS-29.

В 1970-ых крейсер принимал участие в боевых действиях у побережья Вьетнама. Основной его функцией была координация действий соединений на "Янки Стейшен" и обеспечение своими ЗРК "контроля воздушного пространства" над побережьем Вьетнама. 11 мая 1972 года крейсер отразил атаку двух крылатых ракет П-15БД, запущенных с береговой установки.

В конце 1970-ых обсуждалась возможность капитальной модернизации корабля. Предполагалось заменить старые RIM-8 "Talos" новым дальнобойным зенитным комплексом RIM-68 SM-2LR, заменить "Тартары" — ПУ "Sea Sparrow", полностью переработать электронику крейсера и установить ПУ ПКР "Гарпун". Однако, этот проект так и остался нереализованным — цена модернизации была сочтена слишком высокой.

В 1980 году крейсер был выведен в резерв. 

Подписаться
Уведомить о
guest

10 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account