Легкий самолет Loughead S-1. США
Хотя крошечному одноместному спортивному биплану S-1 не удалось добиться коммерческого успеха, он дал своим создателям Аллану Локхиду (Allan Loughead) и Джеку Нортропу (Jack Northrop) выдающийся летательный аппарат для исследований их нового метода постройки деревянных монококовых фюзеляжей. Действительно, S-1 имел на редкость совершенную конструкцию, которая обеспечила техническую базу для другой перспективной машины — Lockheed Vega, которая совершила первый полет спустя восемь лет и вскоре получила широкую известность.
схемы Loughead S-1
В 1919 году стремясь захватить долю рынка частных самолетов, который, как предполагалось, возникнет после возвращения пилотов военного времени к мирной жизни, Аллан Локхид и Джек Нортроп при содействии Тони Стедлмана (Tony Stadlman) задумали создать легкий одностоечный биплан. Конструкция этого самолета включала в себя несколько новейших особенностей. Среди них были складываемые вручную крылья, облегчавшие наземную транспортировку и хранение в гараже. Для управления по крену на самолете не использовались элероны или перекашивание крыла — консоли нижнего крыла могли разнонаправлено изменять угол атаки при помощи расположенного в фюзеляже шарнира. Кроме того, для снижения посадочной скорости обе консоли нижнего крыла могли быть отклонены одновременно и могли быть использованы в качестве воздушных тормозов.
Loughead S-1 с отклоненными консолями нижнего крыла
Еще более примечательной была конструкция фюзеляжа с двумя фанерными половинками корпуса, наклееными на концентрические деревянные круги. Половинки корпуса были получены путем размещения в специально построенной на всю длину корпуса бетонной ванне трех слоев фанеры с прокладками из волокон и покрытия слоями казеинового клея. Для обеспечения адекватного соединения и надлежащего формообразования в ванне был размещен резиновый мешок. После того как крышка ванны была закрыта, в мешок нагнетался воздух до давления в 20 фунт/дюйм² (1,4 кг/см²). Через 24 часа оболочка, имевшая швы по верху и низу и толщину 0,125 дюйма (3 мм), была готова к установке. Результатом работы был аэродинамически очень чистый корпус, сочетавший в себе малый вес и достаточной прочностью.
бетонная ванна, в которой компанией Lockheed формировались фанерные фюзеляжи для ранних одномоторных самолетов от Vega до Orion-ов (Lockheed)
Поскольку соответсвующей требования двигатель был недоступен — планы использовать двигатель британской постройки Green провалились после выхода производителя из бизнеса — Аллан Локхид подобрал нужную спецификацию, и Тони Стедлман спроектировал двухцилиндровый горизонтально-оппозитный двигатель водяного охлаждения XL-1, который при 1800 об/мин развивал мощность 25 л.с. С этим двигателем и двухлопастным винтом Paragon в конце 1919-начале 1920 года S-1 под управлением Гилберта С. Бадвига (Gilbert C. Budwig) был впервые поднят в небо. Это событие произошло в Редвуд-Сити (Redwood City), штат Калифорния. Машина сразу же продемонстрировала хорошие характеристки управляемости, а после установки нового пропеллера (также разработанного Тони Стедлманом) самолет показал хорошие летные характеристики: максимальная скорость составила 70 миль/ч (113 км/ч), а посадочная скорость даже без использования нижнего крыла в качестве воздушных тормозов — всего 25 миль/ч (40 км/ч).
на этом снимке хорошо заметны очень чистые линии фюзеляжа S-1 (Lockheed)
К сожалению для Аллана Локхида и его команды одноместному S-1 несмотря на демонстрации по всей Калифорнии и привлечение внимания со стороны таких известных авиаторов как лейтенант Х.Х Арнольд (будущий начальник военно-воздушных сил Армии США) не удалось привлечь клиентов, поскольку цена покупки самолета значительно превышала стоимость новейшего двухместного Curtiss Jennies, продававшегося в качестве излишков военного времени по цене $350 за штуку. Четверть века спустя Lockheed Aircraft Corporation вновь наступила на эти грабли: слишком высокая цена приобретения пассажирского самолета Lockheed Saturn и легкого самолета Lockheed Little Dipper не могла компенсировать их эксплуатационные расходы, которые были значительно меньшими, чем у самолетов из числа излишков военного времени.
чтобы привлечь как можно более широкое внимание к своему самолету S-1, компания выставила его перед зданием городского совета Сан-Франциско (Lockheed)
Вложив $29800 в спортивный биплан S-1 в 1921 году Loughead Aircraft Manufacturing Company была вынуждена выйти из бизнеса. однако спустя шесть лет технологии производства S-1 были возрождены в легком транспортном самолете Vega — первой машине, получившей имя Lockheed.
несмотря на низкие эксплуатационные расходы и легкость управления спортивный биплан S-1 не пошел в серийное производство (Lockheed)
ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Тип: легкий самолет
Экипаж: 1 человек
Силовая установка: двухцилиндровый горизонтально-оппозитный двигатель водяного охлаждения XL-1, развивавший 25 л.с. при 1800 об/мин
Размеры:
размах крыла
верхнего 28 фт (8,53 м)
нижнего 24 фт (7,32 м)
длина 20 фт (6,10 м)
высота 7 фт 3 дйм (2,21 м)
Вес:
пустого 375 фнт (170 кг)
с полной нагрузкой 825 фнт (374 кг)
удельная нагрузка на мощность 33 фнт/л.с. (15 кг/л.с.)
Летные характеристики:
максимальная скорость 70 миль/ч (113 км/ч)
начальная скороподъемность 700 фт/мин (213 м/мин)
практический потолок 12000 фт (3658 м)
максимальная продолжительность полета с 8 амер. галлонами топлива (30 л) 8 часов
источник: RENE J FRANCILLON "Lockheed Aircraft since 1913"