Красные крылья Франции. Французские самолеты и летчики на фронтах испанской гражданской войны
Авторское предисловие: Гражданская война в Испании как никакой другой европейский конфликт 20-30 годов XX века носила интернациональный характер — с обеих сторон сражались многочисленные иностранные граждане. Причем среди них были и военные специалисты, посланные туда по приказам своих правительств, и «идейные» добровольцы, и обыкновенные «солдаты удачи». На стороне мятежников, как известно, выступили Германия, Италия и Португалия, а вот национальный состав республиканских частей был гораздо пестрее — кроме советских «спецов», туда приехали защищать демократию или просто подзаработать люди практически со всего мира.
Объединенные общей идей добровольцы зачастую имели весьма поверхностное представление о военном деле. Если в наземных боях такие дилетанты еще куда-то годились, то в авиации от них не было никакого толка. Поэтому неудивительно, что летный состав республиканских ВВС поначалу был весьма однороден — кроме кадровых испанских военных, оставшихся верными республике, на раннем этапе войны смогли проявить себя только профессиональные французские летчики.
Кроме того, Франция в начальный период конфликта стала основным поставщиком авиатехники для Испанской республики. В те дни именно с машин французского производства начиналась «испанская командировка» и для первых советских летчиков, прибывших в Испанию, причем как бомбардировщиков, так и истребителей. А самолеты Туполева и Поликарпова еще ждали погрузки в советских портах или плыли на пароходах по Черному и Средиземному морям. О «французском аспекте» гражданской войны в испанском небе пойдет наш рассказ.
Когда всему миру стало известно о военном мятеже в Испании, только два государства — Мексика и Франция сразу и безоговорочно поддержали республиканцев не только словами, но и делами. Даже советский лидер И.В.Сталин поначалу колебался, стоит ли ввязываться в далекий и весьма запутанный испанский конфликт с неясными перспективами. Но Франция, где в то время у власти находилось социалистическое правительство Народного фронта, практически сразу откликнулась на призыв испанских «левых» о помощи.
Уже 21 июля, то есть через три дня после начала восстания, в парижском аэропорту «Ле Бурже» приземлился пассажирский DH.89 испанской авиакомпании LAPE. На его борту находилась делегация во главе команданте Исмаэлем Варлета де ла Куинтана, прибывшая во Францию для заключения договоров о поставках вооружений. В результате двухнедельных переговоров 4 августа был подписан контракт на поставку шести бомбардировщиков «Потэз-540» и 14 истребителей «Девуатин-372». Цифры выглядят не очень внушительно, но это было только начало…
Итак, первыми более-менее новыми истребителями французского производства, которые появились в небе Испании, стали «девуатины» D.371/372. Отличие между 371-й и 372-й модификациями состояло в том, что первая была вооружена только пулеметами, а вторая могла нести еще и 20-миллиметровые крыльевые пушки.
схемы и компоновка истребителя «Девуатин-371»
Ранее на вооружении испанских ВВС состояла лицензионная копия другого французского истребителя, разработанного еще в 20-е годы, — полутораплана «Ньюпор-Деляж» NiD-52C.1. К началу гражданской войны эти машины морально устарели, но именно на них испанским пилотам пришлось вступать в первые схватки с итальянскими «фиатами» и немецкими «хейнкелями».
«Девуатин» на этом фоне выглядел более прогрессивно. Он был разработан в 1934 году и состоял на вооружении ВВС Франции, однако выбор именно этой машины для поставок за Пиренеи оказался в какой-то мере случаен — взяли то, что было, как говорится, под рукой. Дело в том, что летом 1936 года Литовская республика заказала через компанию «Lior et Olivier Society» 14 истребителей D.372 для модернизации парка своей истребительной авиации. Пока готовилось подписание соглашения, литовские военные решили отказаться от контракта от пользу еще более новых и перспективных истребителей «Девуатин» D.510. Но «372-е» для литовцев французы уже успели собрать и после некоторых колебаний решили продать их испанским республиканцам. Таким образом, в Испанию попали первые 13 (один самолет из 14 закупленных разбили при перегонке) D.371/372.
Истребители литовского заказа, с которых «для проформы» сняли вооружение и синхронизаторы, были перегнаны французскими летчиками в Испанию с аэродрома «Тулуза — Франказаль» 7 — 9 августа 1936 года. По ходу заметим, что потом именно эти летчики составили костяк знаменитой «Эскадры Эспанья». После промежуточной посадки в Тулузе их путь лежал в Мадрид. Тут самолеты «кустарно» вооружили двумя 7.7-мм синхропулеметами «Виккерс» (единственный тип авиапулемета, имевшийся на испанских складах до начала поставок советских вооружений).
«Девуатины» прибыли в самый критический момент — большинство военных летчиков, которые считались элитой испанских вооруженных сил, приняли участие в мятеже, а на стороне республиканцев их оставались считанные единицы. Понятное дело, что ни о каких слетанных подразделениях речи не шло, и республиканская авиация в тот момент представляла собой довольно жалкое зрелище — в большинстве своем устаревшие машины, на которых, вдобавок, почти некому было летать.
«Девуатины» поначалу сосредоточили на двух столичных аэродромах — «Барахас» и «Хетафе», откуда немногочисленные летчики, оставшиеся верными республике, эпизодически выполняли боевые вылеты, в основном, — на разведку. Один самолет уже 16 августа отправили на юг, а 27 числа эта машина была сбита прямо над аэродромом «Кадис» итальянским пилотом сержантом Джиованни Магистрини, более известным в Испании под псевдонимом Майнетти (он погиб 4 ноября 1936 года в воздушном бою с И-15 над Мадридом). Видимо, испанского летчика теньенте (лейтенанта) Антонио Харо Лопеса погубило отсутствия опыта и боевых навыков, ведь до начала мятежа он летал только на гидропланах. Для итальянцев это была вторая воздушная победа в Испании.
В дальнейшем «девуатины» применялись в районе Мадрида. Именно тут французские истребители и их пилоты вписали славную страницу в историю гражданской войны в Испании. Первоначально их главной задачей было прикрытие бомбардировщиков «CASA-Бреге XIX» и «Потэз-540», которые атаковали наступающие колонны мятежников в районе Сьерра Гуадаррамы.
Прибытие в Испанию опытных французских летчиков на относительно новых машинах сразу сказалось на потерях авиации мятежников. Так, 31 августа летчики интернациональной эскадрильи «Лафайет» смогли сбить в одном бою сразу два «фиата». Однако в тот же день мятежный пилот капитан Мигель Гарсия Прадо, летавший на стареньком «Ньюпоре-52» сумел сбить «Девуатин», который сопровождал «Потэз-540».
схемы и вариант окраски истребителя Nieuport-Delage NiD-52 (11-я истребительяная группа)
2 сентября пара «девуатинов», также прикрывавшая «Потэз», провела безрезультатный воздушный бой с немецким «Хейнкелем-51», который пилотировал будущий ас №1 испанской войны Хоакин Гарсия Морато. Надо отметить, что сентябрь 1936 года стал самым напряженным месяцем для экипажей «девуатинов». Французские летчики выполняли в день по 4 — 5 боевых вылетов. При этом из-за потерь и поломок количество боеспособных машин неуклонно сокращалось.
К середине октября правительственная авиация в районе Мадрида понесла тяжелые потери как в технике, так и в летном составе. Последние оставшиеся в строю «девуатины» решили перебросить на прикрытие порта Картахена, куда уже начали прибывать первые транспорты с советским оружием. Налетам итальянских бомбардировщиков «Савойя» республиканское командование смогло противопоставить два «девуатина», один «Ньюпор» и один трофейный «Фиат» CR.32.
Вкратце проследим судьбу поставленных из Франции истребителей. В воздушных боях были сбиты четыре «девуатина»: три — в районе Мадрида и один, как уже упоминалось, — на юге (погиб один летчик). Еще пять самолетов было уничтожено или серьезно повреждено при налетах авиации противника, а шесть — разбились в авариях. Несоответствие в количестве можно объяснить самоотверженной работой французских механиков, которые прилагали максимум усилий, чтобы вводить в строй поврежденные машины. Попутно отметим, что летчики мятежников претендуют на 20 сбитых «девуатинов».
В конце 1936 года из Франции удалось получить еще несколько D.371/372 (в числе которых были и два прототипа). Машины отправили на вооружение сформированной в середине 1937 года 71-й группы береговой обороны. Тут истребители вооружили советскими пулеметами ПВ-1, имевшимися в достаточном количестве. По крайней мере, три «девуатина» дополнительно получили крыльевые 20-мм пушки «Эрликон». Первоначально группу возглавил итальянский пилот словенского происхождение Иосип Кризай. В апреле 1938 года его сменил испанец Хозе Коррал, которому и пришлось пережить горечь поражения Республики.
71-я группа летала на патрулирование с различных аэродромов, в числе которых называют «Эль Кармоли», «Ла Апаресида», «Ла Рабасада», «Кастельон», «Реус» и «Баньолас». Аварии и различные поломки были не редкостью, но большинство из них обходилось без жертв: только 31 декабря 1938 года во время аварийной посадки погиб сержант Антонио Бокуэр Мората.
Последним местом базирования группы стал «Баньолас». Именно на этом аэродроме все ее самолеты погибли под бомбами итальянских SM-79, летевших под прикрытием «Фиатов» из эскадрильи «Гамба ди ферро».
Еще одним истребителем французского производства, прошедшим боевое крещение за Пиренеями, стал «Луар-46» — весьма оригинальный самолет с высокорасположенным крылом типа «чайка». Для поставок в Испанию в конце августа 1936 г. по звонку из Парижа на аэродром «Виллакублэ» перегнали шесть таких машин из 6-й истребительной эскадры французских ВВС. Там с их сняли вооружение — по четыре 7.5-мм пулемета MAC. А после приезда летчиков — «перегонщиков» истребители отправили по уже проторенному маршруту через Тулузу. На мадридские аэродромы они прибыли двумя группами с 5 по 7 сентября. Первоначально испанцы получили только пять самолетов, так как шестой пострадал при промежуточной посадке в Франказале и после полевого ремонта попал в Испанию через несколько дней.
схемы и компоновка истребителя «Луар-46»
На месте «луары» быстро вооружили двумя пулеметами «Виккерс» и распределили между «Эскадрой Эспанья», 2-й интернациональной эскадрильей «Лафайет» и 11-й авиагруппой. Это подразделения считались самыми боеспособными и хорошо оснащенными в республиканских ВВС. Первоначально исключительно право на боевые вылеты имели только испанские летчики, что вызвало законное недовольство французов. Правда, потом, в связи с ухудшением обстановки на «луарах» стали летать все, кто умел пилотировать эти машины.
Первый бой с участием новых истребителей произошел 21 сентября над Толедо, однако противники разошлись без потерь. А через пять дней случилась и первая авария: испанский летчик Андрее Гарсия Лакаллье (закончил войну с 14 воздушными победами) из-за отказа двигателя при посадке разбил самолет. «Луар» пришлось списать, но летчик, что называется, отделался легким испугом. Через несколько дней тот же Лакаллье стал косвенным виновником списания еще одного самолета — во время воздушного боя он опустился слишком низко и был обстрелян вражескими солдатами из стрелкового оружия. И хотя ему удалось аварийно посадить «Луар» на своих позициях, машина была уничтожена артналетом.
16 октября все республиканские истребители были брошены командованием на штурмовку войск мятежников в районе города Моцехон. Фалангисты тоже отправили в бой все наличные силы. В результате Гарсия Морато пополнил свой счет одним сбитым «Луаром». Это была последняя боевая акция истребителей данного типа на Мадридском и Толедском направлениях.
Оставшиеся две машины перебазировали на юг, где они сражались вместе с «ньюпорами» и «девуатинами». Правда, длилось это недолго: один самолет был сбит в первом же воздушном бою, а второй серьезно поврежден во время посадки несколькими днями позже. Так закончилась короткая история применения «луаров-46» в Испании.
Попали в Испанию и два пушечных истребителя «Девуатин» D.510T. Эти вполне современные самолеты были вооружены 20-мм мотор-пушками «Испано-Сюиза», стрелявшими сквозь вал винта, и двумя 7.5-мм пулеметами МАС-34 в крыле. Поскольку «Международный комитет по невмешательству в испанский конфликт» (полноправным членом которого, кстати, являлась Франция) наложил эмбарго на поставки вооружений обеим воюющим сторонам, документы на продажу истребителей были составлены таким образом, что покупателем «девуатинов» являлся … арабский эмират Хиджаз, о чем сам эмир этого полудикого государства, затерянного в аравийской пустыне, естественно, не имел ни малейшего понятия.
схемы, компоновка и вариант окраски истребителя «Девуатин» D.510
Первый самолет перегнал через Тулузу на испанский аэродром «Эль Прат» летчик Анри Розэ. Второй имел серьезные проблемы с двигателем, и потому его отправили в Барселону наземным транспортом. Но во французскую прессу просочились сведения, что военное министерство продало в Испанию «новейшие секретные истребители». Разразился скандал, и республиканское правительство было вынуждено вернуть во Францию двигатели вместе с пушечными установками.
А планеры «девуатинов» остались пылиться в ангаре на аэродроме «Сабадель», пока на них случайно не наткнулся летчик из 71 -й группы французский доброволец Вильям Лабусье (кстати, один из немногих французов, которые в Испании освоили истребители И-16). Он предложил поставить на самолеты советские двигатели М-100 с бомбардировщика СБ, благо те были копиями французских моторов «Испано Сюиза» Hs 12, ранее стоявших на «девуатинах». Естественно, что о пушках речи не шло, ограничились стандартными на тот момент советскими 7.62-мм пулеметами ПВ-1. Вскоре дело было сделано, и два истребителя пополнили 71-ю группу.
Здесь из них вместе с трофейным «Фиатом» сформировали звено. Один «Девуатин» разбился при посадке в конце 1938 года и больше не восстанавливался, а второй был уничтожен во время уже упоминавшегося налета итальянцев на Баньонес. Однако до своей гибели один из этих истребителей под управлением испанского летчика Хосе Кораля одержал выдающуюся победу. В ночь с 21 на 22 марта 1938 года во время очередного рейда немецких двухмоторных поплавковых бомбардировщиков «Хейнкель» Не 59В из «Легиона Кондор», базировавшихся на Мальорке, с республиканского аэродрома «Реус» взлетел на перехват единственный истребитель. В результате короткого боя один из «хейнкелей» вспыхнул и рухнул на берег. В его обломках погиб весь экипаж в составе обер-лейтенанта Хайо Юргенса, лейтенанта Карла Цункера и сержантов Юрта Кейтцеля и Курта Вернера.
Стоит упомянуть и о нескольких устаревших истребителях французского производства, которые также попали в Испанию.
В августе 1936 года в отрезанную мятежниками от основной территории Испанской республики Страну басков Эускади прибыло несколько истребителей «Гурду-Лезье» GL.32, закупленных баскским правительством, которое обладало определенной независимостью от центральных властей в вопросах обороны. Поставки ограничились четырьмя машинами, причем самолеты были далеко не новые и взятые не из строевых частей, а из летных школ. При перегонке они получили французские регистрационные коды.
В октябре 1936 года баски приобрели еще две машины этого типа (бортовые коды — F-APPX и F-APPZ), которые перегнали французские летчики Марсель Серрэ и Улиссес Горсэ.
Самолеты вошли в состав так называемого «Цирка Кроне» и базировались на аэродром «Ла Альберисия» недалеко от Сантандера. Об их боевой работе известно мало, но, судя по всему, она была весьма интенсивной, так как после захвата франкистами Сантандера им в руки достались только обломки одного «Гурду-Лезье» — все остальные были уничтожены во время налетов или погибли в боевых вылетах.
Еще одним «древним раритетом» являлся «Спад-51» — истребитель, созданный вскоре по окончании Первой мировой войны и после списания из французских ВВС закупленный Арагонском авиклубом. С началом гражданской войны ему вновь пришлось «встать в строй», но, несмотря на постоянный дефицит самолетов в республиканских ВВС, в боях он уже не участвовал, ввиду явной ветхости. Зато в западной авиационной печати довольно часто встречаются фотографии улыбающихся итальянских военных, которые с удовольствием позировали на его фоне после захвата аэродрома, на краю которого этот бывший истребитель простоял всю войну. Видимо, эти же снимки и послужили основанием для утверждений некоторых историков, что испанский «Спад-51» применялся на фронте и даже был сбит в воздушном бою!
Примечательна история боевого применения еще одного истребителя, также попавшего в Испанию в единственном числе — «Блерио-Спад 91». Этот старый самолет, разработанный в 1926 году, в один из сентябрьских дней 1936-го прилетел из Франции под управлением пилота М. Ландри. После посадки в Эль Прате самолет опробовал в полете другой французский летчик Абель Гуиде, а затем он же перегнал его в Мадрид. Там машину включили в состав «Эскадры Эспанья». Истребитель совершил несколько боевых вылетов, например, в октябре французские летчики прикрывали «потезы-540» в районе Моцейона, причем тогда им пришлось выдержать бой с «фиатами».
Появление у республиканцев «нового» самолета не прошло незамеченным для их противников, которые назвали его в своих коммюнике «Спадом-510». Именно так и был записан этот «Блерио-Спад 91» в летной книжке итальянского добровольца Монтеньякко, сбившего его в бою над Хетафе 21 октября 1936 года.
Перейдем теперь к рассказу о французских бомбардировщиках, «отметившихся» в войне за Пиренеями. Самым распространенным из них был двухмоторный «Потэз» Р.540 (или просто «Потэз-540»). Всего на Пиренеи попало около 20 машин данного типа.
Хотелось бы остановиться всего на одном моменте — гибели одного из «потэзов» 10 ноября 1936 г. и связанным с ней различным версиям произошедшего. Вкратце напомним, что согласно официальной республиканской версии, «Потэз-540» с бортовой литерой «А» из состава «Эскадры Эспанья» был сбит огнем с земли. Командир экипажа — гражданин СССР и выходец из Италии Примо Джибелли попал в плен и был зверски замучен. А на следующий день франкисты сбросили с парашютом на аэродром базирования французов ящик с изуродованным телом пилота и запиской — предупреждением:
«Так будет с каждым иностранцем».
Эта версия получила широкое распространение в советской печати и была описана французским писателем Андрэ Мальро в его романе «Надежда», посвященном гражданской войне в Испании.
Но, разумеется, существует еще и официальная версия противоположной стороны, согласно которой все вышесказанное является клеветническим вымыслом. Самая последняя по времени реконструкция событий 10 ноября опубликована в испанском журнале «Военная история» (Historia Militar) за ноябрь 2000 года. В статье «EI macabro cajyn» ее автор впервые вводит в научный оборот найденный им в архиве города Авилы документ: «Boletin de operaciones N.233bis of the Jefatura de las Fuerzas Aereas», датированный 10 ноября 1936 года. Документ очень любопытный и стоит того, что привести его полностью:
«Вылеты с Алькалы и неизвестного аэродрома:
В 8:30 два «потэза» взлетели с задачей бомбардировки целей, намеченных командованием на день. Во время пролета к востоку от Аль-корсина (Alcorcyn) они были обстреляны из зенитных орудий. «Потэз» «А» в результате был сбит. Из его экипажа ни один человек не парашютировался. Самолет разбился к северо-востоку от Алькорсина, междугородом, железной дорогой и домом маркиза Бальдераса. Другой самолет вернулся на аэродром, не выполнив бомбометания.
Экипаж сбитого самолета — первый пилот Кольдеро, второй — сержант Поль, стрелки сержант Шардель, сержант Гамеро, сержант Кото, корпорал Вирджилио Гонсалес, и штурман Монтилла.
С неизвестного аэродрома в 07:30 поднялись восемь истребителей для прикрытия рейда «потэзов». Но они не смогли найти бомбардировщики и отправились в район Мадрида и Касса де Кампо. После атаки наземных вражеских войск они приземлились успешно в 8:20».
Испанский автор посвятил свою статью опровержению «республиканской» версии относительно судьбы первого пилота сбитой машины «Кольдеро» (такой псевдоним носил Примо Джибелли в Испании). Опираясь на приведенный здесь документ, он утверждает, что Джибелли не выпрыгнул с парашютом, а погиб еще в воздухе или при падении бомбардировщика на землю вместе с остальными членами своего экипажа. А после того, как место падения было обнаружено, а тела — опознаны, кому-то из франкистов пришла в голову мысль сбросить республиканцам труп «Кольдеро», чтобы таким кощунственным способом предупредить и запугать иностранцев, воюющих в рядах правительственных войск.
В принципе, обе версии имеют право на существование. В условиях жестокой гражданской войны было возможно всё — как зверское убийство пленного одной из сторон, так и пропагандистский вымысел этого другой стороной с целью очернения и дискредитации противника…
Кроме «потэзов», в Испании воевали и другие французские двухмоторные бомбардировщики — «Блок» MB.200 и MB.210. Но этих машин было мало и заметной роли они не сыграли. «200-х» поступило всего два самолета. Они были куплены на средства, собранные рабочими французской компании «Burdeos». Самолеты прибыли в Испанию 20 августа 1936 г. Об их боевой работе и дальнейшей судьбе никакой информации нет.
Немного больше известно об MB.210. Хотя источники расходятся в количестве поставленных в Испанию машин этого типа (по одним -три, по другим — четыре), все они едины в том, что первый такой бомбардировщик прибыл в августе 1936 г. Его пригнал в Барселону француз Лионель де Мармие. Самолет поступил на вооружение «Эскадры Эспанья». Еще одну машину в начале зимы того же года перегнал из Парижа летчик Винсент Шмидт.
В декабре из трех МВ.210 сформировали так называемую «Групо Блок», которую возглавил Хуан де ла Рокетт, ранее летавший на «Потэзе-540». В начале 1937-го пара МВ.210 использовалась для патрулирования каталонского побережья. Позже их передали в 11-ю группу ночных бомбардировщиков. В составе этой группы «блоки» совершили несколько ночных налетов на Мальорку, причем однажды один из них был поврежден огнем с земли.
Из французских легких бомбардировщиков, кроме широко распространенных «Бреге XIX» (это были машины испанской сборки, поэтому они выходят за рамки данной статьи), упомянем бипланы «Потэз-25», которые закупались как баскским, так и центральным правительствами. Баски приобрели 25 машин с мотолрами Бристоль «Юпитер» (стояли на самолетах, первоначально заказанных Латвией) и «Лоррэн-Дитрих» 12Еb (стандартные двигатели машин французских ВВС). Использовались они ограниченно, прежде всего, из-за своих «ужасных» (по отзывам пилотов) летных характеристик.
Позже, в середине 1937 года испанское правительство купило еще несколько одномоторных «потэзов» с двигателями «Сальмсон». Однако, по всей видимости, эти машины никогда не применялись на фронте, так как были распределены между летной школой в Мурсии и прибрежными аэродромами. Позже оставшиеся в строю аппараты сосредоточили в 11 -й группе ночных бомбардировщиков.
Интересно, что, по крайней мере, один «Потэз-25» использовали мятежники. И попал он к ним довольно экзотическим образом. 28 октября 1936 года на аэродроме «Тетуан» (Испанское Марокко) приземлился легкий бомбардировщик французских колониальных ВВС, пилот которого со знаменитой фамилией Бальзак дезертировал, чтобы, как он выразился, «сражаться с коммунизмом». О дальнейшей судьбе этого летчика никаких упоминаний найти не удалось, зато на самолет франкисты нанесли свои эмблемы и какое-то время использовали в качестве учебного.
Одним из наиболее экзотических «франкоиспанцев» в республиканских ВВС был единственный экземпляр разведчика-бомбардировщика «Бреге-460». Этот самолет не приняли на вооружение 80 Франции, а его прототип остался на фирме «Бреге». Чтобы компенсировать затраты на его постройку, а заодно и прорекламировать машину в расчете на возможных иностранных покупателей, опытный самолет решили отправить в Испанию. В конце декабря 1936 г. «Бреге» из Парижа через Тулузу прилетел в Каталонию. Там на него установили три пулемета «Виккерс» и подвески на 1080 кг. бомб.
Анализ документов тех лет и более поздней информации позволяет сделать вывод, что «Бреге» слегка разочаровал республиканских авиаторов. Например, вместо заявленной французами номинальной мощности в 950 л.с, его моторы развивали всего 850 л.с. Соответственно, максимальная скорость оказалась не 402 км/ч, как значилось в документах, а 384 км/ч.
Впрочем, даже с такими характеристиками «Бреге-460», без сомнения, являлся одним из лучших республиканских бомбардировщиков. Но он не успел проявить своих боевых качеств: уже 5 марта 1937 г. этот самолет не вернулся из разведывательного полета в район Малаги. По одной из версий он обнаружил эскадру франкистов и был сбит зенитным огнем крейсера «Канариас». по другой, менее героической, — просто разбился из-за плохой погоды.
Транспортных самолетов французского производства в республиканских ВВС известно довольно много. Часть из них до войны эксплуатировалась авиакомпанией LAPE, остальные были куплены позже.
Вероятно, самыми распространенными являлись «латэкоры» L-28. Восемь таких машин «прокачали» через гражданскую авиакомпанию «Эйр Франс». Проследить судьбу всех самолетов очень непросто, так как, в отличие от боевых машин, в военных сводках они почти не упоминаются. Однако известно, что один самолет включили в состав 3-й эскадрильи где использовали его в качестве импровизированного бомбардировщика. Это подразделение в начале войны отправили в Арагон и вскоре оно стало известно под названием «Алас Рохас» («Красные Крылья»).
19 сентября «Латэкор» был подбит огнем с земли. Пилот Рауль Делажэ получил ранение, но смог перетянуть через линию фронта и совершить посадку на своей територии, однако позже умер в госпитале. Машину не восстанавливали. Кстати, в той же эскадрилье состоял на вооружении еще один транспортный самолет французского производства — небольшой «Фарман-194».
Из авиакомпании LAPE были также реквизированы, по крайней мере, один «Бреге» 26Т и один «Бреге» 470Т (бортовой код ЕС-АНС).
После захвата северных провинций Испании мятежникам среди прочего достался бывший республиканский «Кодрон» С.488. О самой машине и о том, как она попала в Испанию, ничего не известно. На основании имеющихся фотографий можно сказать, что самолет нес французские регистрационные коды, поверх которых нарисовали красные полосы. К этому стоит добавить, что в самой Франции было построено всего семь таких самолетов.
В «Эскадре Эспанья» также эксплуатировался один «Луар-Оливье 213», летавший в окраске авиакомпании «Эйр Юнион». Этот двухмоторный транспортник использовался в качестве бомбардировщика, и в одном из вылетов на Толедском участке фронта был сбит.
Развертывание полномасштабной войны в воздухе потребовало от Республики подготовки большого количества новых летчиков. Потому решили купить несколько десятков учебных машин в разных странах, прежде всего, конечно, в соседней Франции. Больше всего (около десятка) приобрели «кодронов» С.600, которые поступили в летную школу «Эль Кармоли» и использовались для подготовки пилотов вплоть до конца войны. Именно на этих машинах советские и испанские инструкторы проверяли летную подготовку только что прибывших иностранных наемников и добровольцев.
Также применялись самолеты Кодрон «Люсиоль» и один «Анрио» Н-439, использовавшийся в «Эль Кармоли» для отработки ночных полетов. Там же и в другой авиашколе — «Ла Рибера» числились несколько учебных бипланов «Романо» R-82. В «Ла Рибере» эксплуатировались и два «Морана-Солнье» MS-233, попавшие в Испанию в начале 1937 г.
Наравне с «полуофициальными» поставками 8 Испанию широким потоком шли «контрабандные» самолеты, в большинстве своем негодные к боевому использованию. Так, например, известный пилотажник Марсель Дорэ продал испанцам свой акробатический «Девуатин» D.53. За Пиренеи попал и старый «Блерио-111», в свое время созданный для авиагонок по трассе Лондон — Мельбурн. Такие самолеты приобретались частными гражданами, а затем нелегально перелетали в Испанию. Всего испанское правительство закупило около 400 подобных машин, большинство из которых не совершило ни одного боевого вылета.
***
Одновременно с закупкой самолетов испанские официальные лица с первых дней войны обговаривали возможность найма французских авиаторов для перегонки закупленной авитехники, так как отвлекать малочисленных республиканских пилотов с фронта не было никакой возможности. Понятное дело, что такой щекотливый вопрос официально не решался («Комитет по невмешательству» строго следил за недопущением отправки наемников), а потому министр авиации Франции — член компартии и горячий сторонник испанских республиканцев Пьер Кот попросил заняться этим «на общественных началах» писателя-коммуниста, большого энтузиаста авиации и своего личного друга Андрэ Мальро.
Мальро взял на себя руководство и решение организационных вопросов, а непосредственный отбор летного состава вел известный французский летчик, автор 20 мировых рекордов Люсьен Боссотро. В его распоряжение предоставили списки военных пилотов-резервистов. Кроме того, был издан приказ, разрешающий «временно увольняться» из армии летчикам и техникам, которые прямиком направлялись в Испанию. Таким путем, например, попал на войну лейтенант Виктор Вениэль (взявший себе псевдоним «Фернандес Руис»).
Мальро тоже проявил инициативу, и упор в своей работе сделал на гражданских летчиков, которые в тот период переживали не лучшие времена, хватаясь буквально за любую возможность подзаработать. Кроме того, писатель провел большую работу по привлечению ветеранов Первой мировой и «воздушных солдат удачи», вернувшихся из Африки, Китая или Южной Америки.
Однако первыми пилотами, завербованными Мальро стали профессионалы: Абель Гуидэ, Жан Дарри, Виктор Вениэль, Жан Лабиттэ, Адриен Матерон, Кастанеда ди Кампо, Франсис Пулэйн, Франсис Буржо, Клейн и Рэне Иссарч. Также в эту первую группу вошли два русских эмигранта — некие «Гончаров» и «Иванов» (по всей видимости, бывшие белогвардейские летчики взяли себе псевдонимы).
Дальнейшую судьбу «Гончарова» проследить не удалось, а вот «Иванов» летал в качестве бортстрелка на «Потэзе-540» и упоминание о нем можно найти в советской мемуарной литературе. С ними заключили стандартные контракты от имени испанского правительства с выплатой 50 тысяч франков в месяц и страховкой в 500 тысяч песет.
Степень подготовки, а также летный и боевой опыт завербованных для службы в Испании пилотов были различны. Среди них встречались и настоящие ветераны, вроде Жана Дарри (в Испании «Хулио Дориа Альварес»), воевавшего еще в Первую мировую и одержавшего на ней шесть воздушных побед. По окончании войны он вместе с Фрэнсисом Буржо отправился в Штаты, где работал на известного гангстера Джона Дилинджера, перевозя через границу контрабандный алкоголь. К моменту заключения «испанского» контракта ему исполнился 41 год.
Интересно, что кое-кто во Франции прилагал усилия и в противоположном направлении. Так, профашистская организация «Croix de Feu» («Огненный крест») попыталась собрать группу пилотов во главе с Робертом Бранкартом (в годы Первой мировой войны служил в истребительной эскадрилье SPA 100) для помощи Франко, однако у «ультраправых» дальше разговоров дело не сдвинулось.
Тем временем Испанское республиканское командование свело французских летчиков в одно подразделение, которое возглавил сам Андрэ Мальро. По его предложению и с общего согласия авиагруппа получила название «Эскадра Эспа-нья». В начале августа эскадра прибыла в Барселону, но уже 16-го числа ее перебросили в Мадрид.
Стоит отметить, что прибытие такого полунезависимого подразделения добровольцев-наемников было воспринято многими республиканскими военными «в штыки». Из-за этого и вопреки первоначальным амбициозным планам Андрэ Мальро, французам передали только пять «потэзов-540» (на которых Мальро сразу приказал нарисовать буквенные коды E,S,P,A и С) и несколько старых «ньюпор-деляжей».
Впоследствии эскадра пополнилась несколькими «девуатинами» D.372. Их кое-как вооружили старыми авиапулеметами «Виккерс», найденными непонятно где. Однако что это было за вооружение! Из «виккерсов» можно было сделать только одну- две очереди, после чего их заклинивало. Также эскадре передали один «Луар-46» (тактический номер «6», французский N-093), на котором доверяли летать только двум наиболее опытным кадровым военным пилотам — Абелю Гуидэ и Виктору Вениэлю. Но боевая карьера этой машины оказалась недолгой; как уже говорилось, в октябре 1936-го она была уничтожена во время бомбардировки аэродрома «Хетафе» франкистскими «юнкерсами».
самолеты французского производства, поступившие на вооружение республиканских ВВС
Несмотря на «прохладное» отношение испанского командования, французским летчикам благодаря их большому опыту порой доверяли весьма ответственные и сложные задания, как, например, бомбардировка генерального штаба путчистов и аэродрома в Талавере де ла Рейна. Эта акция состоялась 27 октября 1936 года. Звено «потэзов-540», пилотируемых Абелем Гуидэ, Жаном Дарри и Виктором Вэниелем, атаковала аэродром. Бомбардировщик Дарри повредил бомбами взлетную полосу, а остальные сбросили бомбы на аэродромные постройки.
На обратном пути франкистские истребители пытались атаковать, но безуспешно. Уже при подлете к линии фронта бомбардировщики взяли под прикрытие три «девуатина» D.372 из «своего» подразделения. Этот налет вместе с разгромом воинской колонны в Медельине стал самым большим успехом французских летчиков в республиканских ВВС.
Кроме повседневной боевой работы, французы иногда выполняли и «нестандартные» миссии. Например, такие, как перегонка в Барселону трофейного «Юнкерса» F.13, по ошибке совершившего посадку в Барахасе, осуществленная Виктором Вениэлем. Чтобы избежать перехвата вражескими истребителями, Вениель всю дорогу летел на малой высоте, при этом постоянно подвергаясь обстрелу с земли. Лишь после приземления он заметил, что, отправляя самолет из Мадрида в Барселону, на нем забыли закрасить вражеские опознавательные знаки!
Михаил Кольцов в своем «Испанском дневнике» приписывает Абелю Гуидэ 10 воздушных побед. Однако к этой информации стоит отнестись с недоверием, впрочем, как и к официальным коммюнике националистов, согласно которым каждые два дня их авиация сбивала половину всего самолетного парка Республики!
Виктор Вениэль говорит о четырех или пяти победах Гуидэ и нескольких — у Дарри, Матерона и чеха Яна Ферака (что является ошибкой). Как пример можно привести случай 14 августа, когда Дарри и Гуидэ заявили о двух сбитых в районе Мадрида франкистских «Бреге-XIX», однако данные противоположной стороны утверждают о том, что в этот день никаких потерь среди франкистской авиации не было.
Тем не менее по состоянию на сентябрь 1936 года французы оказались наиболее результативными пилотами республиканских ВВС, если судить по количеству реально сбитых ими самолетов противника (см. таблицу).
Через «Эскадру Эспанья» прошло примерно 300 человек (включая обслуживающий персонал) и 50 самолетов. Но с массовым прибытием в октябре 1936-го советских военнослужащих значение этого подразделения резко упало. К тому же большая часть его самолетов была сбита в боях или разбита в авариях, а возмещать потери было нечем. «Масла в огонь» добавили несколько неприятных инцидентов, связанных с нарушением французскими наемниками воинской дисциплины. Поэтому в ноябре Мальро пришлось распустить личный состав эскадры.
Читая статью, вы, вероятно, уже обратили внимание, что «Эспанья» — была не единственной республиканской авиачастью, в которой воевали французы. Еще 14 августа 1936 года сформировано второе добровольческое подразделение, состоящее из иностранцев, — 2-я интернациональная эскадрилья под командованием капитана Мартина-Луна Лерсунди.
Позже она получила наименование «Эскадрилья Лафайет» в честь известного французского революционного полководца.Базировалась эскадрилья в Хетафе вместе с 11-й истребительной авиаруппой, вооруженной «ньюпорами» и «фьюри». Кроме французов, 8 ее состав входили британцы Гриффин (кстати, первый иностранный пилот в республиканских ВВС) и Коллинз, итальянец Локателли и трое русских — Копец, Ковалевский и Ерлыкин — первые советские летчики-истребители, прибывшие в Испанию. Как и «Эспанья», «Эскадрилья Лафайет» получила несколько «потезов-540», «луаров-46» и «девуатинов».
Боевой дебют 2-й эскадрильи состоялся 25 августа, когда ее «девуатины» сбили два итальянских истребителя «Фиат» CR.32. Один итальянец — Эрнесто Монико разбился при вынужденной посадке около Герники, хотя итальянцы до сих придерживаются другой версии его гибели, согласно которой летчик воспользовался парашютом, но был убит испанцами после призенмления. Второй — Бруно Кастеллани удачно приземлился на территории, контролируемой правительственными войсками. Он сумел избежать плена, зато его самолет достался республиканцам. Однако этот успех был омрачен потерей в том же бою одного республиканского истребителя.
С прибытием большого количества хорошо подготовленных итальянских кадровых пилотов и новых истребителей потери добровольцев стали расти. Так, 13 сентября итальянцы сбили два «ньюпора-52». В том же месяце погибли британец «Смит-Пиггот» (Эдвард Доунс-Мартин) и француз Мулинэ. Это предвещало конец интернационального подразделения: после завершения контракта его пилоты стали разъезжаться по домам.
Но после расформирования «Эспаньи» и «Лафайетта» некоторые французы все же решили остаться, Жан Дарри, Абель Гуидэ и еще несколько человек поступили в республиканские авиаэскадрильи. Освоив И-15, они продолжали воевать вместе с советскими летчиками. Поначалу французы требовали создать для них отдельное подразделение, однако испанское командование не без давления наших военных советников не это не пошло.
Французы поодиночке участвовали в крупных воздушных боях под Мадридом осенью 1936 года, и им удалось одержать несколько побед на советских машинах. К примеру, 13 ноября Евгений Ерлыкин и Жан Дарри совместными усилиями сбили вражеский самолет, названный ими «старым Фоккером». Однако к началу 1937 года французов постепенно оттеснили на второй план и «французский период» в истории испанских республиканских ВВС окончательно завершился.
Испанские республиканцы по-разному относились к воевавшим на их стороне французским летчикам. Некоторые испанцы в своих мемуарах отзывались о них как о беспринципных наемниках, приехавших с единственной целью — заработать на войне. Но другие высоко оценивали их моральные и профессиональные качества. Несомненным остается одно — французы помогли республиканцам выдержать тяжелые бои лета и осени 1936 года, после чего их эстафету с честью подхватили советские летчики.
Автор статьи выражает благодарность Альфредо Логолусо и Флавио Чианезе (Италия) за предоставленные материалы и фотографии.
источники:
- Михаил ЖИРОХОВ при участии Сергея Вахрушева и Игоря ГОРДЕЛЬЯНОВА "КРАСНЫЕ КРЫЛЬЯ ФРАНЦИИ. ФРАНЦУЗСКИЕ САМОЛЕТЫ И ЛЕТЧИКИ НА ФРОНТАХ ИСПАНСКОЙ ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ" Авиамастер 2005-07
- часть схем была взята с сайта http://www.airwar.ru