Альтернативный взгляд на принципы производства отечественной БТТ в 30-е годы.
Решил вынести свой комментарий из поста, рассмотреть глубже некоторые вопросы поднятые в нём и узнать мнение коллег-альтернативщиков по этой теме.
Вот сам комментарий:
Во-первых, главная наша проблема это падение качества изготовления в процессе крупносерийного производства: те же кв-1 и т-34 пока в серии не были, показывали замечательные результаты на всех испытаниях. Но потом начались проблемы с трансмиссиями, качеством броневой стали, проработкой сварных швов и многие другие. Сокращая темпы производства мы выигрываем в качестве продукции, увеличиваем её моторесурс. Опять же если нет надобности в выпуске большого количества танков, то и госприёмка может работать иначе, не допуская откровенный брак в армию, боясь "сорвать план". И логично ведь, что для производства меньшего количества танков необходимо меньшее количество станков (освобождаем производственный мощности для производства тех же грузовиков, например) и рабочих, которых можно ещё более качественно и продолжительно обучать, тем самым опять подняв культуру производства.
Во-вторых, передавая меньшее количество танков в армию мы уменьшаем её потребность в танковых экипажах, что опять же исключает необходимость готовить оных в спешке, чтоб посадить их на 25-тысячную ораву танков и БА. А значит теряя в «количестве» мы уже дважды выигрываем в «качестве». К слову сам А. В. Суворов говорил, что побеждать следует не числом, а умением, надеюсь, он для вас достаточный авторитет?
В-третьих, снизив темп выпуска танков мы получим возможность увеличить объём выпуска запчастей к ним (за счёт освободившихся производственных мощностей), а так же снизим потребность в них в армии. Ведь чем меньше танков, чем качественнее они сделаны и чем более квалифицированными экипажами они управляются, тем меньше они ломаются в процессе эксплуатации и тем меньше требуют запчастей и ГСМ.
В-четвёртых, появится возможность на базе серийных танков производить множество вспомогательных машин типа БРЭМ, транспортёров боеприпасов и мотопехоты, мостоукладчиков и даже САУ всех мастей (всё это я в те самые 5-8 тысяч не включал!).
Вот по выше озвученным причинам я и называю цифру в 5 000 танков предельной для РККА конца 30-х и 8 000 для неё же образца 22 июня 1941 года.
И чуть не забыл: 5-8тысяч танков и 1-3 тысячи машин на их базе по стоимости ГОРАЗДО ДЕШЕВЛЕ 25 тысяч постоянно ломающихся устаревших машин.
А вот с этого места начнём поподробнее. Так во сколько же обошёлся СССР весь его танковый парк произведённый до начала войны?
наименование | ~ стоимость одного экземпляра в тыс. рублей | ~ выпущено до 22.06.41г, штук | суммарные денежные затраты за время производства в тыс. рублей |
кв-1 (вместе с кв-2) | 700 | 600 | 420 000 |
т-34 | 350 | 1500 | 525 000 |
БТ (5-й и 7-й моделей) | 110 | 5500 | 605 000 |
т-26 | 65 | 10000 | 650 000 |
т-28 | 260 | 500 | 130 000 |
ИТОГО: | 18100 | 2330000 |
*В таблице не указаны динозавры типа мс-1 и т-24, танкетки, «плавунцы» и многочисленные БА(которые заслуживают отдельного разговора).
Из таблицы видно, что за всё старьё в количестве около 16 000 штук, фактически оказавшееся абсолютно бесполезным в ходе войны, наша родина заплатила почти 1.4 млрд рублей. При этом их огромное количество не дало нам ни политических бонусов (не испугала Гитлера вероятность наличия многочисленных ТК), ни значительной пользы в войне (без запчастей, ГСМ, обученных экипажей и средств эвакуации и прикрытия они горели тысячами за просто так). В то время как на 2 с лишним тысячи т-34 и КВ не истратили и 1 млрд рублей, но в тех же условиях, в основном за счёт ТТХ, они внесли хоть какой-то вклад в дело обороны в первые месяцы войны.
На основании этого можно сделать решительный вывод: «танковая гонка» конца 30-х, так же как и «ядерная гонка» 2-й половины 20-го века, ничто иное, как навязанная нам из вне и абсолютно бессмысленная затея. Она обошлась стране в миллиардные убытки и выразилась в сильнейшем отставании по несмежным отраслям, которые не меньше чем многочисленные танковые армады или ядерные арсеналы, влияли как на оборонный потенциал так и на жизнь внутри страны в целом.
Моё «предложение» заключается в следующем – сократить суммарное производство танков БТ-серии и т-26 на 50-60%% от того что было в РИ. Т-28 довести до мелкосерийного производства меньше 100 единиц, для отработки технологий (как было в РИ с т-35, который в моей альтернативе вообще не существует). И только к 1940 году выходить на высокий (максимальный в реалиях СССР конца 30-х) темп производства с началом поставки в войска новых образцов техники. Хотя учитывая что станочный парк будет изношен меньше, а подготовка кадров на производстве выше (ведь нет необходимости «в темпе вальса» раскидывать неучей по расширяющимся производственным мощностям как было в РИ), ни что не помешает превысить выпуск из РИ на 15-20%% при гораздо лучшем качестве выпускаемой продукции.
В таком случае при производстве только 4 000 т-26 и 2500 БТ и отказе от «массового» производства т-28 мы экономим больше 800 млн рублей и разгружаем станочный парк почти в двое. Сэкономленные средства и производственные мощности можно пустить как на производство вспомогательных машин (гусеничные транспортёры, САУ, БРЭМ, МТУ. Из расчета на 5 произведённых танков 1 такая машина) на базе серийной техники, увеличить количество поставляемых на склады запчастей. Тому же ГАЗу и ЗиСу можно позволить больше заниматься профильной деятельностью и производить так необходимые стране и армии грузовики. Но и в таком случае на руках останется как бы не половина сэкономленных средств, которые можно потратить как на повышение жалования армейским специалистам, чтобы обученные танкисты, матросы, младший офицерский состав не торопились возвращаться в свои города и сёла, а передавали свой опыт неофитам. Проводить больше масштабных учений всех родов войск. Чаще обновлять станочный парк за рубежом, и нанимать там необходимых специалистов, ведь начало 30-х ознаменовался кризисом в капиталистических странах, на котором наша промышленность только выиграла, скупая по дешёвке и станки и нанимая за бесценок спецов. Теперь же есть возможность этот успех ещё больше развить.
Насытив, таким образом не только ВПК, но и обычные рембазы бОльшим количеством оборудования и квалифицированных специалистов, мы получим возможность к 1940-41 году силами последних переделывать устаревающую и неисправную технику в те же «охотники на танки», БТР и ЗСУ.
При таком развитии событий РККА обладающая к 22.06.41 следующим танковым парком: 3000 т-26, 2000 БТ-шек, + больше 1000 вспомогательных машин на их базе, до 1800 т-34 и до 700 КВ, обладающая более квалифицированными кадрами и гораздо лучше снабжающаяся, численно уступающая по танкам "нашей РККА" примерно в 3 раза, врятли будет иметь худшие боевые возможности. А уж как всё это богатсво применить — это уже совсем другая история !