Безумец с Бодензее

0

8 июля исполняется 175 лет со дня рождения графа фон Цеппелина. Генерал кавалерии положил начало новой отрасли — дирижаблестроению.

Его имя стало нарицательным, до сих пор дирижабли иногда называют цеппелинами. Фердинанд фон Цеппелин (1838 — 1917) родился в городе Констанц на Бодензее в семье бывшего гофмаршала Вюртембергского королевского двора Фридриха графа фон Цеппелина. Маленький граф рос в родовом замке Гирсберг в Швейцарии под опекой домашних учителей, затем учился в техникуме в Штутгарте.

Военная карьера

В 1855-м он становится кадетом военной школы, через три года — лейтенантом армии королевства Вюртемберг. Но жажда знании не дает ему покоя: он берет армейский отпуск для изучения права, химии и машиностроения в университете.

Через год из-за напряженной обстановки на границе с Австрией его призывают в армию, а еще через полгода неугомонный граф — уже в США, где получает аудиенцию у самого Авраама Линкольна и участвует в гражданской войне на стороне северных штатов. Там он в 1863 году впервые поднимается на разведывательном воздушном шаре. Вспоминать о полете он будет многие годы.

Вернувшись в Германию, граф служит в армии. В 1870 году, на пятый день войны с Францией, капитан кавалерии граф фон Цеппелин оказывается в центре внимания. По приказу Генерального штаба он во главе патрульного отряда конников совершает рейд за линию фронта. Сделав привал около деревни Ширленхоф, разведчики не заметили приближения французов. Началась перестрелка. Видя, что противник в превосходстве, граф вскочил на коня и рванул к своим, за ним — остальные. Генштаб оценил эпизод как бесподобную военно-стратегическую глупость.

Безумец с Бодензее

На войне графа не покидала мысль о воздухоплавании. При осаде Парижа он заметил французский разведывательный воздушный шар и наблюдал за его хаотичным полетом, после чего набросал эскиз управляемого воздушного корабля. Но реализацией своей давней мечты он занялся, только выйдя в отставку в 1890-м.

Глупейший из всех

Граф фон Цеппелин не изобрел дирижабль. ТВ 1898 году он купил у вдовы венгерского изобретателя Давида Шварца патенты и эскизы дирижабля жесткой системы, организовал «Общество содействия дирижаблестроению» и вместе с инженерами принялся за дело.

Первый дирижабль, построенный в 1900 году во Фридрихсхафене, назывался LZ 1 (Luftschin Zeppelin) — сигара длиной 128 метров, образованная алюминиевым каркасом, с двумя двигателями внутреннего сгорания и четырьмя пропеллерами. Первый полет LZ 1 оказался и последним: поднявшись над Бодензее на высоту 400 метров, он через 1.8 минут совершил вынужденную посадку и получил значительные повреждения. В 1906 году та же участь постигла LZ 2.

Жители Вюртемберга с интересом наблюдали за этими событиями и сопровождали их нелестными комментариями. А кайзер Вильгельм II после очередного неудачного полета дал графу унизительную характеристику: глупейший из всех южных немцев. Но тот выдержал удары судьбы — пустил в дело часть своего личного состояния, собрал годные к использованию остатки первых моделей и построил третий дирижабль — LZ 3. Он совершил 45 полетов общей протяженностью 4.500 км. К LZ 3 проявила интерес армия и заказала новый дирижабль — LZ 4.

Народный герой Германии

5 августа 1908 года LZ 4 выполнял пробный 24-часовой полет — так требовал заказчик. В конце дня дирижабль вынужденно приземлился для ремонта мотора недалеко от Штутгарта. Собралась многотысячная толпа зрителей. Внезапно налетел ураган и сильным порывом вырвал якорные крепления дирижабля. Пролетев низко над землей, он зацепился за ветки яблони, сучок распорол отсек с водородом, и в одно мгновенье дирижабль охватило бушующее пламя. Обошлось без человеческих жертв, но от летательного аппарата осталась жалкая кучка пепла.

Безумец с Бодензее

Катастрофа походила на окончательный провал дела Цеппелина, но — поразительное дело! — стала его триумфом. Кто-то из зрителей призвал людей к сбору пожертвований на постройку нового дирижабля, призыв был услышан всей страной. За короткое время собрали 6.096.555 марок. Эти деньги позволили графу создать дирижаблестроительную компанию и завершить дело своей жизни.
С 1899 по 1939 год было построено 119 цеппелинов. Они совершенствовались, участвовали в Первой мировой войне и в спасательных экспедициях. В 1910 году была открыта первая в Европе воздушно-пассажирская линия Фридрихсхафен-Дюссельдорф, по которой курсировал дирижабль «Германия». С конца 1920-х начались регулярные рейсы в США. В мае 1937-го при посадке в Америке загорелся «Гинденбург», самый большой дирижабль в мире (245 м), погибли 36 человек. Эта катастрофа положила конец эпохе дирижаблей. Граф о ней не узнали он умер задолго до трагедии, в 1917-м.

источник: Евгений БАЙЗЕР "Безумец с Бодензее" КОНТАКТ-ШАНС №29 • 08.07.-14.07.2013

NF
Подписаться
Уведомить о
guest

2 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account