Финляндия: Система оборонительных сооружений «Salpa Line»
m_ryabinin пишет в military_photos
Земля Финляндии славится своими сказочными лесами, очаровывающими чистотой воздуха и природной красотой…
Приятно прогуляться по зеленому ковру, усыпанному спелыми ягодами, но ягоды в здешних местах не самое удивительное открытие, которое вас ждет…
Недалеко от современной российско-финской границы, протянулась система оборонительных сооружений "Salpa Line". Российским путешественникам больше известна "Линия Маннергейма" и совершенно незаслуженно. В отличие от Франции, где практически уничтожены все оборонительные сооружения времен ВОВ, финам удалось сохранить объекты исторического наследия, чтобы позволить нам увидеть их собственными глазами.
Каменные глыбы, только на первый взгляд расположены хаотично. Это система противотанковой обороны, призванная остановить продвижение бронетехники противника, которой и без того достаточно сложно двигаться по пересеченной местности заросшей густым лесом.
Чуть дальше вражеские войска встречают более серьезные укрепления.
Сегодня уже ни для кого не секрет, что строительство линии обороны "Salpa Line", как и "Линии Маннергейма" велось исключительно для защиты финской территории от неспокойного соседа — Советского Союза и для этого были все основания. Наличие этой линии обороны было одним из "козырей" финского военного и политического руководства при заключении мирного соглашения в ходе русско-финской войны.
Немецкие войска, при организации укрепленных линий обороны, активно использовали танковые орудийные башни, устанавливая их на бетонные долговременные огневые точки. Фины не обошли возможность использования огневой мощи и броневой защиты танков при организации обороны.
Однако финские бронированные огневые точки представляли собой упрощенный вариант немецких сооружений, известных нам по Нормандии и др.
Такая конструкция значительно уступает орудийным башням, устанавливаемым на бетонные бункеры, обеспечивающие прикрытие пулеметными огневыми точками, но является более простым решением, предоставляя "экипажу" гораздо меньше свободы действий и перемещения.
Внутри, бетонные бункеры финского производства полностью автономны и рассчитаны на долгосрочное пребывание личного состава в состоянии полной боевой готовности. Отопление, водоснабжение, возможность приготовления горячей пищи предусмотрена конструкцией.
Огневые точки оборудованы подвижными системами для установки станковых пулеметов. Система до сих пор в полностью рабочем состоянии, двигается и управляется легко и просто.
Вести огонь и наблюдение можно не только из обустроенных огневых точек для орудий и станковых пулеметов.
Сейчас в бункере очень сыро. Система вентиляции присутствует, но не работает.
Работа приточно-вытяжной вентиляции основана на механизме ручного привода.
Несмотря на сырость и большой возраст, все механизмы приводов находятся в исправном состоянии.
Более того, огневые точки внутри бункера были снабжены индивидуальными дыхательными системами, чтобы обеспечить защиту личного состава от отравления пороховыми газами, которые непременно скапливаются при интенсивном использовании огнестрельного оружия в замкнутом пространстве.
Спать личному составу приходилось на деревянных "шконках".
Вокруг множество различных сооружений.
С виду похоже на блиндаж с "накатным" бревенчатым потолком…
На самом дел это бетонная долговременная огневая точка, оснащенная не только бетонной защитой, но и стальными бронелистами. Обратите внимание на наклонный бронелист наверху, защищающий пулеметчика сверху-сзади…
На самой вершине "холмов" установлены наблюдательные бронированные колпаки.
Сами бетонные сооружения отличаются друг от друга не только размерами, но и формами.
Неизменным остается наличие наблюдательного бронированного колпака, а также наличие совмещенных по секторам обстрела пулеметным и орудийным окнам.
Несмотря на огромное количество ростовых окопов вокруг бетонных укреплений, обеспечивающие оборону и прикрытие укреплений от пехоты противника, даже стальные бронированные огневые точки имеют совмещенные пулеметные и орудийные окна.
Чуть в глубине линии обороны расположились казематы, в которых личный состав пехотных подразделений мог пережидать артиллерийские обстрелы и бомбардировки, а также предназначенные для хранения боеприпасов и пр.
Назначение некоторых сооружений неизвестно, так как нет возможности обнаружить входы в них, или они находятся в закрытых для посещения бункерах. Скорее всего это вентиляционные или наблюдательные окна, которые оказались ниже уровня земли за многие годы, прошедшие после войны.
А вокруг все тот же очаровательный финский лес, в котором природа все сильнее прячет от взгляда то, что напоминает о давно минувших днях…
В заключение хочется добавить, что вдоль всей линии обороны предусмотрен пешеходный маршрут продолжительностью около 50 километров, имеющий места для разведения огня и установки палаток.
Где-то в глубине души остался осадок желания пройти пешочком вдоль всей "Salpa Line", быть может это когда-то реализуем, кто знает…
Все фотографии можно кликнуть для просмотра в увеличенном размере.
Источник: http://military-photos.livejournal.com/91414.html
Update.
ЛИНИЯ САЛПА
Линия Салпа – линия массивных оборонительных укреплений длиной 1200 км. Линия Салпа (salpa по фински — засов, задвижка, запор, ригель, сама линия в Финляндии известна как Salpa-asema) является самой большой стройкой независимой Финляндии. В итоге было построено 728 бетонных сооружений и 3000 деревянных полевых укреплений. Укрепления Линии Салпа находятся на территории свыше 30 муниципалитетов. Она строилась в 1940 – 1941 гг. и в 1944 г. для защиты восточной границы Финляндии. Весной 1941 г., когда строительные работы велись наиболее активно, в них участвовали около 35 000 гражданских строителей и 2000 членов женской шюцкоровской организации.
Сразу после окончания войны 1941-1944 г.г. из укреплений сняли практически все вплоть до распорочных брусов полевых укреплений и колючей проволоки. Удалены каменные надолбы, засыпаны траншеи и противотанковые рвы для облегчения движения и земледелия. Сталебетонные укрытия, каменные надолбы и пробитые в скале пещеры и траншеи сохранились относительно хорошо. С оборонительной линией после её реставрации можно ознакомиться в 20-ти пунктах, находящихся вдоль восточной границы Финляндии. Линия проходит вдоль восточной границы Финляндии с Финского залива до Савукоски и далее с полевыми укреплениями до Ледовитого океана.
Линия Салпа — одна из мощнейших фортификационных линий, построенных во время второй мировой войны. Ее можно сравнить с Атлантическим валом, построенным Германией вдоль атлантического побережья Западной Европы от немецкого Нордкапа до Бискайского залива, и Западным валом, а также с построенной на десять лет ранее французской линией Мажино. Линия Салпа никогда не принимала участие в боевых действиях.
Бетонные надолбы в Миехиккяля.
Фотография: Арми Ойнонен
Пулемётная установка в ДОТе, музей Салпа
Каменные надолбы в селе Хаукиперя в Суомуссалми.
Фотография: Арми Ойнонен
Положение фортификационных сооружений Линии Салпа можно сравнить c охраняемыми монументальными объектами. Ныне сооружения не находятся в военном применении, и в связи с этим возможно, что они получат статус охраняемых монументальных объектов. В настоящее время разрабатывается система управления и содержания совместно с органами власти, в ведении которых находятся эти объекты.
Пулеметный полукапонир и амбразура
Карты.
Южная часть
УР Хамина-Тааветти.
Пунктирные линии — отсечные позиции на случай прорыва
передовой линии в северной или южной её части.
Сектор Virolahti — примерно в 7 км за Виролахти (трасса 7 — дорога на Хамину) на правой стороне дороги синий указатель — museum. Сразу за ним — съезд на грунтовку и далее по указателям. В музее — подробный план укреплений. На музейной территории штук 6 бункеров, однако заброшенные ДОТы есть вдоль лесной дороги, которая идет в с.в. направлении на Миехиккала. Хороший ориентир — линия надолбов.
Сектор Miehikkälä — большой музей на 4 гектарах. Бункера, полевые укрепления, пушки. Ехать — из Виролахти на перекрестке направо. В самой Миехиккала — от кирхи дорога резко поворачивает налево, не запилитесь по грейдеру прямо (грейдеры там хорошие). От кирхи до музея примерно 2 км. Мимо не проехать.
Сектор Luumäki — проезжаете Taavetti и выходите на трассу на Лаппеенранту (6). Укрепления расположены поперек трассы примерно в 10 км. от Тааветти. Ориентир — мотель Luumäen. Первые ДОТы — примерно в 1 км за ним (указатель Salpa asema). Линия протянута в с.з-ю.в. направлении от оз.Кивиярве до болот примерно 1.5 — 2 км.
Финляндия — не Россия. И масштабы не те, и дороги (совершенно не те), а на дорогах всегда есть указатели — что, куда и сколько ехать. Написано, конечно, по фински. Но что такое выучить десяток слов на туземном языке для бывалого путешевственника? "Bunkkeri", "museum", "Salpa-asema", а также "päivää", "hyvä", "anteeksi" и "piru vieköön" — весь необходимый словарный запас.
Указатели — что и где находится и как пройти
(это вам не КаУР или MLine)
Дополнительные данные оттуда: