А. В. Платонов «Артиллерийские башни главных и противоминных калибров советских кораблей»
В начале второй половины XIX в. бортовое расположение корабельной артиллерии вступило в неразрешимое противоречие, как со вновь создаваемыми артиллерийскими системами, так и с требованиями тактики нарождающегося парового броненосного флота. Рост калибра и длины орудий, значительное увеличение реакции выстрела привели к необходимости введения металлических орудийных станков, что в совокупности резко ухудшало весогабаритные характеристики установок. При одном и том же водоизмещении корабль «мог себе позволить> меньшее количество орудий, нежели раньше, а их деление на батареи правого и левого бортов еще более сокращало огневые возможности. С другой стороны, появление паровых машин, позволяло кораблю независимо от ветра энергично маневрировать в бою и занимать, в том числе, позиции на носовых и кормовых курсовых углах цели, там, где противник не мог использовать бортовую артиллерию.
Требования тактики применять наибольшее количество стволов артиллерии на любых курсовых углах привело сначала к попыткам использования подвижных орудий, которые могли перемещаться по специальным рельсам в нужных направлениях, а затем к созданию вращающихся орудийных установок — башен и барбетов. Первым башенным броненосцем должен был стать «Роял Соверен», переоборудуемый англичанами из деревянного винтового трехдечного линейного корабля; однако пока шла переделка, в Северной Америке в 1862 г. построили и опробовали в бою первый в мире башенный броненосец «Монитор». Идея монитора пришлась «по вкусу» ведущим морским державам, аналогичные корабли начали строить и в России, причем башенные установки почти полностью повторяли свой американский прототип. Как видно из рис. 1, на платформе располагались два 229-мм орудия, которые для заряжания с дула и во время перехода морем втягивались внутрь башни, пушечные амбразуры закрывались тяжелыми вращающимися ставнями. Нижней своей частью башня лежала на палубе, и для ее поворота требовалось поднять всю конструкцию на центральном штыре с помощью клина, загонявшегося под него раздвижным упором. Механизм горизонтального наведения находился вне башни и связывался с зубчатым погоном посредством червячной передачи; естественно такая башня не могла отслеживать движущуюся цель, и для точной наводки приходилось маневрировать кораблем.
Башенные установки прошли сложный эволюционный путь и достигли совершенства накануне второй мировой войны. Современная артиллерийская башенная установка состоит из качающейся, вращающейся и неподвижной частей. Под качающейся частью понимается орудие с механизмами вертикального наведения, а под вращающейся — собственно бронированная башня с механизмами горизонтального наведения, подачи боеприпасов и заряжания орудий, с прицелами и т. д. У башен крупного калибра внизу монтируется цилиндрическая конструкция, включающая одну или несколько площадок, служащих для перегрузки боезапаса с невращающейся части на вращающуюся и соединенные с боевым отделением, т. е. с самой башней, подъемниками. Неподвижная часть представляет собой бронированный вертикальный цилиндр («жесткий барабан»), по верхнему ободу которого на специальных шарах или катках поворачивается в горизонтальной плоскости башня, внутри цилиндра располагаются тракты подачи боеприпасов к орудиям, а в нижней его части имеются проходы для сообщения с погребами. До первой мировой войны и погреба боеприпасов находились внутри цилиндра, но в Ютландском бою в башни главного калибра нескольких линейных крейсеров англичан попали крупные снаряды противника, пробили верхнюю броню и разорвались внутри. Это вызвало воспламенение подготовленных к заряжанию зарядов в боевом отделении башен и трактах подачи; образовавшийся мощный форс огня ударил в погреб и вызвал взрыв боезапаса, приведший к гибели кораблей. Аналогичная трагедия произошла и с нашим линкором «Марат» 23 сентября 1941 г. в Военной гавани Кронштадта; правда взрыв носового погреба главного калибра не привел к полному уничтожению корабля — после ремонта он использовался как плавучая батарея, ведя огонь по противнику из оставшихся трех башен.
Первой советской артиллерийской башней стала установка Б-1-К для крейсера «Красный Кавказ»; специфика состояла в том, что она создавалась не для вновь спроектированного, а для достраивавшегося по новому проекту старого корабля. В частности, эта одноорудийная башня имела слабое бронирование, но зато позволяла обеспечивать небывало большой угол возвышения и заряжание на всех этих углах. К недостаткам Б-1-К нужно отнести отсутствие системы продувания орудийного ствола, что приводило к большой загазованности, особенно при интенсивной стрельбе, не предусматривались дальномер и башенный автомат стрельбы, и потому в случае выхода из строя центрального артиллерийского поста огонь можно было вести только «на глазок». В целом же следует отметить, что создание Б-1-К явилось закреплением советскими специалистами русского опыта.
К моменту вступления в строй «Красного Кавказа» на повестке дня уже стоял вопрос о постройке первых советских крейсеров типа «Киров». Проектировщики стремились не выйти за рамки назначенных водоизмещения и главных размерений, но в тоже время во чтобы то ни стало вооружить их 180-мм орудиями, что привело к созданию трехорудийной башни МК-3-180 (МК — морская корабельная), в которой все орудия Б-27 (Б — завод изготовитель «Большевик») размещались в одной люльке, т. е. вертикальное наведение всех стволов осуществлялось одновременно и одним наводчиком. Это заметно уменьшило ширину установки, но снизило живучесть, так как заклинивание одного орудия сразу приводило к выводу из строя всей башни. МК-3-180 впервые в отечественном флоте оснастили дальномером и приборами управления стрельбой, в результате чего каждая башня могла самостоятельно вести огонь по назначенной цели, что повышало боевые возможности в целом.
Завершают развитие артиллерийских башен главного калибра крейсеров установки МК-5 (рис. 2), которыми вооружали корабли типа «Чапаев» и «Свердлов». Они унаследовали все лучшее от своих предшественниц. Каждое из орудий имело индивидуальное вертикальное наведение, башни оснащались дальномерами и автоматами стрельбы, снаряды и заряды подавались к каждому орудию отдельными элеваторами, причем заряды — в асбестовых пеналах. Все это повышало взрывопожаробезопасность башен, обеспечивало автономность каждого орудия и в целом увеличивало скорость подачи боезапаса. У МК-5 должна была быть «родная сестра» — башня МК-9, которая однако так и не воплотилась в металле; она предназначалась для противоминного калибра линейного корабля «А», впоследствии проект 23 («Советский Союз»). Эта, совершенно идентичная МК-5 башня, отличалась бы только неподвижной частью, что диктовалось спецификой бортового расположения на линкоре. Но впоследствии четыре трехорудийных башни в проекте заменили шестью двухорудийными МК-4, представлявшими собой уменьшенный вариант МК-9, но без дальномера. Для противоминного калибра начатых постройкой тяжелых крейсеров типа «Кронштадт» спроектировали башню МК-17, которая отличалась от МК-4 только бронированием и массой. Следует упомянуть и о 240-мм орудийных башнях, проектировавшихся для советского рейдера, способного нести, в том числе, более десяти гидросамолетов, торпедные катера и сверхмалые подводные лодки. При массе 584 т, диаметре шарового погона 7100 мм башню хотели оснастить 10-м дальномером, обеспечить 240-мм орудиям с длиной ствола 60 калибров углы возвышения от —5° до 60° и скорострельность 2,7—5 выстрелов в минуту.
С принятием решения по строительству в нашей стране линейных кораблей, началась разработка и артиллерийских башен для их главного калибра— 406-мм трехорудийной МК-1 (рис. 3) для проекта 23 и 305-мм трехорудийной МК-2 (рис. 4) для проекта 25. После перехода к разработке линкора проекта 64 началось проектирование 356-мм трехорудийной башни МК-12, во многом повторявшей МК-1, только вместо шаров в ее основании предусматривались более простые по технологии изготовления катки. От постройки этих линкоров тоже отказались, отпала необходимость и в МК-12; но зато конструкторы приступили к созданию проекта тяжелых крейсеров типа «Кронштадт:». Эти корабли предназначались, в том числе, для борьбы с вашингтонскими крейсерами, вооруженными 203-мм артиллерией, и должны были нести три 254-мм трехорудийные башни МК-13. Однако рассмотрение эскизного проекта Комитетом обороны 22 июня 1938 г. завершилось переориентированием их против германских линкоров типа «Шарнхорст» и вооружением 305-мм артиллерией. Началась разработка трехорудийных башен МК-15. Но на этом перипетии с главным калибром первых советских тяжелых крейсеров не закончились.
1 августа 1938 г. в Чехословакию прибыла советская делегация во главе с директором завода «Большевик» Д. Ф. Устиновым и заключила договор об открытии в Праге совместного КБ при фирме «Шкода». Ожидалась разработка 280-мм трехорудийной башни с длиной ствола орудий 55 калибров при максимальном угле возвышения 45°, дальностью стрельбы 42 км и массе снаряда 360 кг (масса башни порядка 650 т). Но в октябре начался Судетский кризис и создать КБ не удалось. После установления в следующем году «теплых» отношений с фашистской Германией, наряду с покупкой у нее трех строящихся тяжелых крейсеров типа «Принц Ойген», линейного корабля «Тирпиц», 406-мм двухорудийных башен заложенных линкоров «Н» и «I», мы хотели приобрести вооружение главного калибра планировавшихся к постройке линейных крейсеров «О», «Р» и «О» с 380-мм двухорудийными башнями. Однако 8 декабря 1939 г. Гитлер принял решение об отказе в продаже двух тяжелых крейсеров из трех и башен с заложенных линкоров, а затем отпал вариант с покупкой 380-мм башен для «Кронштадта».
Оценивая опыт гражданской войны в Испании, где произошел ряд боевых столкновений на море, советское военно-морское руководство сделало вывод о возросшей угрозе штурмовой авиации и сочло необходимым свести до минимума количество незащищенного личного состава на верхней палубе, укрыв всех в бронированные рубки и башни. Реализуя эту концепцию, приступили к созданию артиллерийских башен главного калибра для эскадренных миноносцев и их лидеров, причем совершенно идентичные 130-мм двухорудийные башни, получившие обозначение Б-2-М и Б-2-Л, отличаясь лишь бронированием — модификация «Л» имела 13-мм лобовую броню при 10-мм остальной, а модификация «М» соответственно 10- и 6-мм. В отличие от башен более крупных калибров, на этих отсутствовали вращающиеся перегрузочные площадки — вместе с башней вращались сами снарядные и зарядные элеваторы. Их загрузка осуществлялась в подбашенном отделении, куда из погреба подавались снаряды, а заряды поступали из погреба сначала в соседнее помещение, а уже оттуда через турникеты в подбашенное отделение. Отсутствовали в этих башнях дальномеры, но предусматривались автоматы стрельбы. После ряда проработок командование ВМФ пришло к выводу о нецелесообразности иметь две модификации и приняло на вооружение компромиссный по бронированию вариант Б-2-ЛМ (рис. 5). Но первые башни, предназначавшиеся для лидера «Ташкент», отличались от серийных неподвижной частью и обозначались Б-2-ЛМ-И (итальянская). Дело в том, что на этом корабле для носовых башен имелись отдельные снарядные и зарядные погреба, а для кормовой башни весь боезапас хранился в одном помещении. Серийные Б-2-ЛМ предназначались для эсминцев проекта 30, лидеров проекта 48 (тип «Киев»), прорабатывался вариант перевооружения ими крейсера «Красный Кавказ», а также применения на различных проектах тяжелых кораблей в качестве противоминного калибра. Однако унифицированная башня Б-2-ЛМ не могла удовлетворить все требования моряков, и появляется ее более забронированный аналог — Б-28. Эта башня предназначалась для речных кораблей, в частности, для амурских мониторов типа «Хасан». Новая башня отличалась более сложной конфигурацией брони, отсутствием центральной переборки, делившей боевое отделение на орудийные отсеки, прицелом, ручным вертикальным наведением орудий. С учетом малой высоты борта и осадки мониторов перегрузочное отделение Б-28 оказалось по сути дела в погребе, что позволило сократить количество перегрузок, а, следовательно и расчет башни.
Оригинальную, девятиугольную в плане 100-мм двухорудийную башню МК-2-4 (МБ-2-4-45) создали для днепровских мониторов. Она вращалась вокруг 750-мм трубы, на которой размещался главный командный пункт. Но это было сделано на мониторах типа «Железняков> (проект СБ-37), а вот на их предшественнике «Активном» (проект СБ-30) РКП просто установили на крыше башни и он вращался вместе с ней. Кроме этой башни на речных кораблях устанавливали 130-мм одноорудийные башни (монитор «Ударный»), 85-мм одноорудийные МК-85 (шхерные мониторы) и одноорудийные 152-мм и двухорудийные 120-мм (амурские мониторы).
Таким образом в предвоенные годы советскими конструкторами были созданы артиллерийские башни главных и противоминных калибров для всех классов боевых кораблей.
Рисунки Ю. В. Апалькова
1 ЦГАВМФ СССР, ф. Р-840, он. 22, д.д. 306, 564, 679, 1574, оп. 23, д.д. 24, 63; ф. Р-891, оп. 3, д.д. 1444, 1687, 3216, 3386, 3517, 3637, 3638; ф. Р-441, оп. 6, д. 13.