Военная кампания, проведенная в Ливии с участием вооруженных сил ведущих государств Запада, по своим целям и содержанию решавшихся задач фактически носила характер интервенции против суверенного государства. Одновременно ливийский конфликт можно рассматривать как один из элементов передела регионального влияния между различными политическими, финансово-экономическими и религиозными мировыми центрами силы, проявившихся в целом ряде средиземноморских стран в виде массовых акций протеста, гражданского неповиновения и вооруженных столкновений.
Причины возникновения кризисной ситуации в Ливии, переросшей в затяжной вооруженный конфликт, носили исторический, внутриполитический и социально-экономический характер. Ключевую роль в провоцировании и последовательном расширении масштабов кризиса сыграло стремление ведущих стран Запада усилить свое влияние в регионе путем устранения неугодного им режима, а также получить фактически беспрепятственный доступ к углеводородным ресурсам на ливийской территории.
Под предлогом выполнения резолюции Совета Безопасности ООН № 1973 от 17 марта 2011 года, предусматривавшей введение эмбарго на поставки вооружения и военной техники в Ливию, установление бесполетной зоны в ее воздушном пространстве, а также защиту мирных граждан от правительственных войск, в регионе была развернута крупная группировка ВС государств НАТО (Бельгия, Великобритания, Греция, Дания, Испания, Италия, Канада, Нидерланды, Норвегия, Польша, Румыния, США, Турция и Франция) и их ближайших союзников (Иордания, Катар, ОАЭ и Швеция), При этом, несмотря на декларирование необходимости соблюдения данной резолюции, эти страны сразу же после ее принятия приступили к ведению боевых действий против режима М. Каддафи, В качестве «инициаторов» их развязывания выступили США, Франция, Великобритания и Канада.
Военная кампания в Ливии включала две взаимосвязанные по целям, задачам и составу участников операции. На первом этапе (с 19 по 31 марта 2011 года) проводилась операция «Начало пути», общее руководство которой осуществляли США.
В последующем (с 31 марта по 31 октября) руководство коалиционной группировкой было возложено на Североатлантический союз, а операция получила наименование «Объединенный защитник».
Отказ Соединенных Штатов от лидирующей роли в боевых действиях в первую очередь был связан с намерением Вашингтона снизить свои и без того высокие расходы, связанные с участием в военных операциях в различных регионах мира. Кроме того, США стремились избежать роста недовольства в мусульманских странах своим активным участием в военной кампании в Ливии.
Основу развернутой у ливийского побережья группировки многонациональных сил (МНС) составили военные формирования США, Великобритании и Франции. Они включали свыше 320 самолетов и около 50 боевых кораблей и судов обеспечения, а также более 4 тыс. морских пехотинцев.
Кроме того, на территории Ливии при активном участии иностранных спецслужб и военных советников многонациональной коалиции были сформированы вооруженные формирования Переходного национального совета (ГТНС). Их основу составляли: представители силовых структур, перешедшие на сторону оппозиции; молодежь; боевики различных исламистских группировок. Благодаря усилиям Запада и его союзников в арабском мире общая численность военизированных формирований ПНС к маю 2011 года, по различным оценкам, достигла 10-11 тыс. человек. При этом в составе оппозиционных отрядов активные боевые действия вели военнослужащие западных и арабских государств.
Для достижения целей военной кампании страны — участницы коалиции основную ставку сделали на применение авиации, боевых надводных кораблей и многоцелевых атомных подводных лодок. Причем вооружение и военная техника применялись практически «в полигонных условиях» при полном отсутствии противодействия со стороны ВС Ливии. Наиболее технологичные образцы ВВТ подтвердили свою сравнительно высокую боевую эффективность: точность попадания, поражающее воздействие по целям и надежность.
Средняя интенсивность действий авиации МНС составила от 60 до 90 самолетовылетов в сутки. Основной формой применения тактической авиации в операции являлись систематические боевые действия, в рамках которых осуществлялась авиационная поддержка формирований оппозиции. Силы и средства авиации привлекались для решения задач непосредственной авиационной поддержки отрядов Переходного национального совета и изоляции районов боевых действий. К нанесению воздушных ударов привлекались в основном самолеты тактической авиации ВВС США, Великобритании, Франции и Канады.
С целью обеспечения необходимых условий для ведения оппозиционными силами наступательных действий командование МНС приняло также решение о задействовании ударных вертолетов, базировавшихся на десантном вертолетоносце «Оушн» (Великобритания) и универсальном десантном корабле «Тонер» (Франция), которые находились в территориальных водах Ливии. Их основными задачами были: авиационное прикрытие и огневая поддержка вооруженных формирований оппозиции; нанесение ударов по стационарным и мобильным объектам правительственных войск; воздушная разведка, высадка и эвакуация разведывательных групп; переброска войск и грузов; поисково-спасательное обеспечение полетов.
Как правило, вертолеты действовали в темное время суток на предельно малых высотах (не более 50 м), применяя ракетное и артиллерийское вооружение. По оценке командования МНС, использование боевых вертолетов оказало существенное деморализующее воздействие на личный состав правительственных войск Ливии. Одновременно снизились затраты на поражение целей.
Всего за время проведения операции «Объединенный защитник» авиация МНС выполнила более 26 000 самолетовылетов, в том числе свыше 9 600 для нанесения ударов по объектам на территории Ливии.
В рамках выполнения резолюции СБ ООН обязательной проверке перед проходом через зону «особого внимания» в акватории центральной части Средиземного моря было подвергнуто 3 [ 75 судов, 296 из которых были проверены досмотровыми командами, 11 судов не получкам разрешение на проход.
Благодаря операции коалиционных сил победу в Ливии одержали отряды оппозиции, а лидер Джамахирии М. Каддафи был схвачен и убит. После этого 31 октября 2011 года руководство Североатлантического союза заявило об «успешном» завершении ливийской военной кампании.
Важной особенностью ливийского кризиса стало то обстоятельство, что наряду с Францией, Великобританией и США активную роль в свержении режима М. Каддафи сыграли некоторые исламские государства. Наибольший вклад в решение этой задачи внесли аравийские монархии. Так, военнослужащие Катара, ОАЭ и Иордании приняли непосредственное участие в боевых действиях на стороне ливийских оппозиционеров, что фактически свидетельствует о завершении эпохи «единого» арабского мира. Основной причиной занятой ими такой позиции стало стремление ликвидировать одного из своих региональных конкурентов, а также создать условия для дальнейшей реализации планов Саудовской Аравии и Катара по созданию «Суннитского халифата».
Следует отметить, что в ходе операции коалиционных сил в Ливии выявился ряд внутринатовских военно-политических проблем. В частности, государствам — членам альянса не удалось достичь консенсуса по вопросу о необходимости проведения военной операции. Отдельные страны блока отказались выделять свои войска для участия в боевых действиях, рассматривая военную активность Франции, Великобритании и США как стремление решить свои внешне- и внутриполитические задачи за счет других союзников. Так, только 14 государств направили свои воинские контингенты в состав многонациональной группировки.
Значительными проблемами для НАТО стали неравномерность затрат и различный уровень участия в боевых действиях государств — членов альянса. Около 60 проц. финансовых расходов пришлось на Францию и Великобританию. При этом после окончания военной кампании резко обострилась конкурентная борьба между союзниками по НАТО за доступ к углеводородным ресурсам и контроль за формированием новых властных структур в Ливии
Наряду с этим завершение военной операции не привело к стабилизации военно-политической ситуации в стране и регионе в целом. Можно констатировать, что в результате действий многонациональных сил в Ливии развитие ситуации в этой стране происходит по «иракскому сценарию». Вместо одного «одиозного» диктатора появилось множество неконтролируемых экстремистских группировок, деятельность которых способна привести к дальнейшей дестабилизации обстановки в регионе.
Кроме того, увеличение времени проведения военной кампании с запланированных трех до семи месяцев показало неспособность Североатлантического союза организовать и провести в короткие сроки военную операцию против государства с ограниченными оборонными ресурсами. Это свидетельствует о переоценке альянсом возможностей сил оппозиции и недооценке способности к сопротивлению режима М. Каддафи.
Действия Запада по «урегулированию» ливийского кризиса продемонстрировали ряд новых моментов в организации и проведении военных операций по разрешению кризисных ситуаций. Это обусловлено как специфичным характером современных кризисов, так и возросшими военными возможностями западных стран, прежде всего Соединенных Штатов.
В частности, антиправительственные выступления в Ливии переросли в так называемую мятеж-войну, особенности которой заключаются в отсутствии четких линий фронта и границ между противоборствующими сторонами. Кроме того, в ходе операции коалиционных сил отмечались новые элементы войн будущего. Их основными отличительными чертами являются: бесконтактные военные действия без задействования сухопутных группировок войск; массовое применение высокоточного оружия; повышенное внимание к организации информационного противоборства.
В части касающейся планирования и непосредственного проведения операции, необходимо отметить, что ливийский кризис продемонстрировал «громоздкость» существующих в НАТО на стратегическом уровне механизмов принятия коллективных решений на применение военной силы. Так, процедура согласования подходов союзников к разрешению ливийской проблемы заняла около месяца. При этом основная дискуссия развернулась вокруг вопроса об организации руководства коалиционной группировкой ВОЙСК (сил).
Операция подтвердила так же отсутствие в странах альянса, за исключением США, необходимых для ее проведения средств связи и разведки стратегического уровня. Недостаток таких систем у европейских членов блока вынудил коалицию использовать в течение всей военной кампании американские силы и средства. Подобная ситуация сложилась и со стратегическими разведывательными самолетами, беспилотными летательными аппаратами и с высокоточным оружием.
Данные проблемы стали прямым следствием растущего разрыва между боевыми возможностями американских вооруженных сил и остальных стран НАТО. Кроме того, это свидетельствует о неспособности альянса самостоятельно, без участия США, проводить продолжительные операции,
Подтверждением тому являются и меры, реализуемые руководством блока по итогам проведенной военной кампании. Так, принято решение о внесении изменений в программу развития военно-технических возможностей НАТО «Разумная оборона», предусматривающих наращивание современных видов ВВТ в странах альянса, а также более тесную координацию их деятельности в этой области,
Следует отметить, что, несмотря на возникшие проблемы политического характера, странам коалиции удалось за счет находящихся в регионе формирований в короткие сроки развернуть в районе кризиса довольно крупную группировку войск. Этому способствовала созданная как в Европейской зоне, так и в Средиземноморье соответствующая инфраструктура. Одновременно принятая в альянсе «военная» стандартизация обеспечила своевременную ротацию и эффективное использование многонациональных объединений и частей
Кроме того, коалиционные силы сумели обеспечить внезапность нанесения первых ударов по ливийским объектам (фактически сразу после принятия СБ ООН резолюции), Однако статистические данные об эффективности боевого применения группировки указывают на достаточно низкий уровень результативности ее действий. В частности, количество самолетовылетов коалиционной авиации было соразмерно численности правительственных войск (на двух военнослужащих армии М. Каддафи пришлось по одному самолетовылету). Необходимо отметить, что самолеты часто возвращались на аэродромы с неизрасходованным боекомплектом. Возникали проблемы оперативно-технической совместимости авиационных средств связи, особенно на начальном этапе. В результате этого французские и американские летчики вынуждены были действовать только в своих зонах ответственности.
Управление силами и средствами на тактическом уровне в течение всей операции осуществлялось по национальным планам, что значительно осложняло координацию их действий с другими национальными контингентами. В рамках этих планов применялись подразделения сил специальных операций (ССО), морской пехоты, а также боевых вертолетов. Особенностью операций ССО являлось то, что они проводились на ливийской территории незаконно и выходили за рамки принятой СБ ООН резолюции по Ливии.
С учетом вышесказанного переброска подразделений ССО носила скрытый характер, а боевое использование прикрывалось действиями ОППОЗИЦИОННЫХ военных формирований. Следует также отметить, что подразделения сил специальных операций сыграли основную роль в захвате ключевых населенных пунктов, в том числе и столицы страны – г. Триполи. При этом боевые вертолеты на протяжении всей операции оказывали непосредственную огневую поддержку как спецподразделениям стран коалиции, так и отрядам оппозиции.
Активное использование ССО и частных военных компаний для подготовки отрядов ОППОЗИЦИОННЫХ СИЛ
способствовало достижению целей боевых действий без применения группировок сухопутных войск.
Серьезной проблемой для МНС в начале операции явилось отсутствие в регионе необходимых средств разведки. В подобной ситуации органы военного управления альянса имели ограниченные возможности для идентификации наземных целей и оценки результатов нанесения по ним авиационных ударов. При этом командование авиационной группировкой стран коалиции часто не располагало достоверными сведениями о поражаемых объектах, что привело к нанесению ударов по уже уничтоженным либо ложным целям. Такая ситуация позволила М. Каддафи длительное время сохранять значительное количество бронетанковой техники, складов вооружения и ГСМ, а также тактические ракеты типа СКАД. В результате сложившегося положения командование группировки к началу второго этапа кампании вынуждено было принять меры по усилению разведывательного обеспечения боевых действий. С этой целью в район кризиса были направлены дополнительные разведывательные самолеты и БЛА, а также усилена агентурная разведка на территории Ливии
Следует отметить высокую эффективность применения беспилотных летательных аппаратов. В результате наращивания их количества значительно повысился уровень разведки наземных целей. Кроме того, задействование американских стратегических разведывательных БЛА «Глобал Хок» позволило решать разведывательные задачи без захода в зону поражения огневых средств ливийских правительственных войск. Одновременно использование разведывательно-ударных БЛА США «Предатор» показало, что подобные образцы вооружения являются наиболее перспективными для применения в будущих конфликтах и войнах.
Данные аппараты американцы активно использовали для уничтожения объектов на территории Ливии на протяжении всей военной кампании, хотя формально Соединенные Штаты на втором ее этапе непосредственного участия в боевых действиях не принимали.
Важное место в ходе ливийской кампании занимали вопросы организации всестороннего обеспечения войск (сил) При этом затягивание конфликта на фоне финансово-экономического кризиса, охватившего подавляющее число основных стран — участниц коалиции, вызвало значительные проблемы с поставками высокоточных авиационных средств поражения и горюче-смазочных материалов. В частности, после 1,5 месяца ведения боевых действий запасы авиационных боеприпасов в ВВС Франции сократились до критического уровня, что вынудило руководство министерства обороны ввести режим экономии боеприпасов и приступить к экстренным закупкам управляемых ракет и бомб.
Еще одним фактором, негативно влиявшим на военные возможности НАТО, явилась психологическая неготовность западных государств к войне. Одним из основных требований стран, выделивших силы и средства для участия в военной кампании, было исключение боевых потерь, что, в свою очередь, вело к снижению эффективности боевого применения авиации.
Оценивая в целом опыт ливийской кампании, следует отметить, что в ходе ее проведения на практике были отработаны способы ведения бесконтактной вооруженной борьбы высокоточными средствами авиации и ВМС в сочетании с массированным применением средств радиоэлектронной борьбы, ССО, задействованием потенциала частных военных компаний, использованием мобильных возможностей тыла.
Результаты такой оценки показывают, что с появлением в вооруженных силах основных государств НАТО высокоточного оружия (ВТО) дальнего действия в количествах, достаточных для ведения крупномасштабной войны, разгром противника как одна из важнейших целей всех войн прошлого может достигаться лишь нанесением массированных ударов ВТО по его объектам стратегического значения. Что касается живой силы противника, то она может не подвергаться огневому воздействию. Удары будут наноситься также по важнейшим объектам государственного управления и экономики на всю глубину территории противостоящей стороны.
В этих условиях отпадает необходимость оккупировать территорию противника, лишенного экономики, а его политический строй, оказавшийся в международной изоляции, наверняка развалится сам.
С учетом таких выводов можно прогнозировать, что дальнейшее развитие получит также применение средств РЭБ, которые начиная уже с войн США в Персидском заливе задействуются в форме массированного радиоэлектронного удара. Основными способами действий сил и средств РЭБ будут: подавление источников любого электромагнитного излучения и всей системы радиоэлектронных средств; защита своих источников радиоэлектронного излучения; радиоэлектронное прикрытие от ударов носителей ВТО на маршрутах полета и в районах их применения.
Ливийский конфликт подтвердил, что общей тенденцией развития военного потенциала стран Запада является достижение такого уровня военно-технического оснащения и организации войск (сил), который позволит добиваться быстрой победы над любым противником путем нанесения массированных высокоточных ракетных ударов в условиях абсолютного радиоэлектронного подавления противника и информационного превосходства над ним. Группировки будут создаваться в короткие сроки на основе боеготовых воинских формирований, обладающих высоким уровнем стратегической мобильности и способности к ведению автономных действий. При этом сухопутные войска будут задействоваться лишь для окончательного закрепления успеха.
С учетом размаха использования коалицией инфраструктуры для проведения операции в Ливии и количества участвовавших в ней стран можно констатировать, что в будущих войнах изменятся многие привычные представления не только в области стратегии, но и в области оперативного искусства и тактики. Такие войны будут иметь широкий пространственный размах, включающий сухопутный и морской театры войны, Кроме того, будет отсутствовать четко выраженное направление главного удара, поскольку удары по противнику будут наноситься со всех направлений.
Одновременно ливийский кризис позволяет говорить о возникновении новой ситуации, когда абсолютное превосходство в технической и огневой мощи не является решающим фактором достижения быстрого успеха в военных действиях. Так, переход регулярных частей и подразделений ВС Ливии на партизанские методы ведения вооруженной борьбы позволил им долгое время оказывать вооруженное сопротивление при полном господстве противника в воздухе и организации блокады с моря Такие асимметричные действия правительственных войск существенно снизили эффективность применения коалиционных сил и средств, а также привели к значительному затягиванию сроков всей военной кампании.
Итоги военной кампании в Ливии свидетельствуют о том, что страны Запада готовы применять военно-силовые методы для достижения своих военно-политических и военно-стратегических целей в будущем. Они также подтвердили намерения США и их союзников возглавить «борьбу народов за демократию», направляя процесс «демократического переустройства» против антизападных режимов в регионе.
Кроме того, опыт ливийской кампании выявил ряд новых тенденций, которые с высокой степенью вероятности будут использоваться Западом в дальнейшем. В частности, при достижении военно- политических целей на первый план выдвигаются информационно-психологические, дипломатические и экономические формы воздействия на неугодные режимы. Непосредственно в ходе военного конфликта будут комплексно применяться в первую очередь высокоточные средства поражения, в том числе большой дальности, позволяющие минимизировать ответные действия противника и не допустить существенных потерь своих сил и средств.
Одновременно ливийская кампания подтвердила возрастающее значение информационно-пропагандистского фактора, особенно в современных условиях, когда СМИ играют существенную роль в формировании общественного сознания. Так, в интересах обоснования необходимости вмешательства международного сообщества в разрешение кризиса в Ливии Западом активно проводилась целенаправленная дезинформация, когда акцент делался на «преступлениях» одной из противоборствующих сторон, замалчивая при этом деструктивные и противозаконные действия другой.
Активная деятельность НАТО по информационному воздействию на правительственные войска позволила полностью дезорганизовать ливийские вооруженные силы и подавить их волю к сопротивлению. Кроме того, многие ливийские чиновники высокого ранга, а также ряд военачальников перешли на сторону оппозиции.
В современных условиях важной целью психологических операций является заблаговременное воздействие на потенциального противника в интересах формирования элит с заданным мировоззрением, привития населению определенных ценностей и стереотипов, позволяющих, с одной стороны, прогнозировать его поведение и играть на внутренних противоречиях, а с другой — влиять на процессы принятия решений на всех уровнях управления.
Активные дипломатические действия государств коалиции в короткий срок дали возможность привлечь на свою сторону и сторону ливийских оппозиционных сил широкий круг государств, в том числе арабских. При этом успех западных стран в «продавливании» резолюции СБ ООН по Ливии позволил придать операции легитимный характер и обеспечить действиям по уничтожению ливийского лидера формальное между народно-правовое прикрытие.
Экономическая блокада северо-западной части страны в сочетании с авиационными и ракетными ударами по тыловым базам, замораживание финансовых активов ливийского правительства способствовали быстрому истощению запасов важнейших материальных средств и росту недовольства среди населения, проживавшего на территории, подконтрольной М. Каддафи, что во многом ускорило крах его режима. Как полагают на Западе, задействование финансово-экономических рычагов, включая расширение практики подкупов и шантажа влиятельных лиц, позволяет экономить значительные средства.
Таким образом, в ходе ливийского конфликта был опробован и практически реализован эффективный способ отстранения от власти неугодных Западу режимов, который предполагает:
— формирование протестных настроений и поддержку антиправительственных действий среди населения и элиты страны;
— создание и поддержку антиправительственных и националистических групп, партий и движений, а также подконтрольных Западу СМИ;
— проведение широкомасштабной антиправительственной кампании по дискредитации правящего режима и подрыву легитимности его власти;
— инспирирование жестокости властей по отношению к протестующему населению и провоцирование его на расширение антиправительственных выступлений;
— организацию массовых протестных действий, которые вынуждают власти жестко реагировать на них;
— организацию международного осуждения жестокости властей и скрытую поддержку радикальных группировок, провоцирующих ее;
— создание и поддержку параллельных структур власти в стране из состава оппозиции;
— привлечение к поддержке оппозиции международных организаций и структур, а также усиление экономического давления на режим и введение различных санкций;
— организацию международной кампании по признанию легитимности создаваемых оппозицией территориальных и национальных образований;
— провоцирование властей на применение силы в отношении таких образований;
— создание коридоров и зон безопасности вокруг районов, контролируемых оппозицией, с одновременным их расширением, а также ввод «ограниченных контингентов» войск с целью «защиты» населения;
— проведение ограниченной военной операции против неугодного режима (если это необходимо),
Политические эксперты Запада считают, что такой алгоритм действий является наиболее эффективным. Это также подтверждается сценарием, активно реализуемым уже в отношении Сирии. Не исключено, что в дальнейшем он может быть использован и в отношении Ирана.
В целом конфликт в Ливии подтвердил основные тенденции развития военного искусства западных стран и позволил им на практике проверить ряд новых концептуальных подходов к ведению современных и будущих войн. Кроме того, он показал, что одним из решающих факторов, обеспечивающих победу в войне, становятся мероприятия, связанные с информационно-психологическим и экономическим воздействием на противника.
Автор — Полковник А. ТРОЯН, кандидат военных наук ((с) Зарубежное военное обозрение, 2012-4)