И сумрачный германский гений… 28-см сверхдальнобойная железнодорожная пушка К5(Е)
Проектирование 28-см сверхдальнобойной железнодорожной пушки К5(Е) начато фирмой Круппа в 1934г. Первый ствол был отстрелян в 1936г.
Пушка К5(Е) имела очень длинный ствол, в 1,5-2 раза длиннее, чем железнодорожные или морские 28-см орудия. За что немецкие солдаты называли К5(Е) ‘Стройной Бертой’ (‘Schlank Berta’).
Для предотвращения прогиба ствол был помещен в очень длинную люльку коробчатого типа. Затвор клиновый горизонтальный. Тип ствола — скрепленная труба с лейнером. Приводы наведения установки электрические. Откат системы одинарный.
Для придания орудию кругового обстрела установка заводилась на круговую платформу длинной около 30 м. Платформа вращалась на катках по круговым рельсам. Платформа, разобранная на 16 секций, и устройство для их сборки перевозились вместе с орудийной установкой. Для одного орудия со средствами обеспечения требовалось два железнодорожных состава. Тепловозы с составами могли развивать скорость до 60 км/час.
Кроме транспортера с орудием и элементов поворотной платформы, в состав поезда входили: два вагона-снарядных погреба вместимостью по 113 снарядов, два вагона-зарядных погреба, вагон-центральный пост, вагон-электростанция, вагон-компрессорная станция, вагоны для личного состава, вагон-кухня, вагон с ГСМ, вагоны с 20-мм зенитными автоматами обр.1938 г. и др.
К 1 сентября 1939 г. на вооружении было три 28-см пушки К5(Е) и 360 выстрелов со снарядами Gr.35. Стоимость одной установки составляла 1,25 млн. Rm.
В 1939 г. было изготовлено 2 установки К5(Е), в 1940 г.- 3, в 1941-8, в 1943 г.- 2 установки.
Производство снарядов (число всех типов снарядов), шт.:
1939 г. — 280
1940 г. — 2019
1941 г. — 3098
1942 г. -1320
1943 г. -1118
1944 г. -583
1945 г. -263
Итого — 8681
К февралю 1941 г. установками К5(Е) были оснащены три двухорудийные батареи — №№712, 713, 765. Установки К5(Е) довольно широко использовались на фронтах Второй мировой войны. Их роль можно оценить по производству снарядов для них.
В качестве использования К5(Е) можно привести неоднократные обстрелы осажденного Ленинграда, с 1943 г. они применялись в Италии, а с 1944 г. на Западном фронте. Две единицы были захвачены американцами в Анцио (Италия. Позже американцам удалось отремонтировать и испытать одну из них.
В 1943 г. из-за разрушения авиацией железнодорожных путей и мостов генштаб потребовал создать устройства для транспортировки орудия К5(Е) по шоссе. Вскоре такой проект был создан. Установка при этом разбиралась на три части: повозку ствола, повозку лафета и повозку установочных частей. Вес каждой повозки не должен был превышать 130 т. Для буксирования каждой повозки требовалось два тягача на шасси танка ‘Тигр II’.
28-см пушка К5(Е) предназначалась для сверхдальней стрельбы, то есть задач, решаемых в наше время в наше время решаемых в наше время оперативно-тактическими ракетами от «Точки» до 8К14. Достичь этого со стволом обычной конструкции и обычными снарядами с медными поясками было очень сложно. Поэтому германские конструкторы создали для К5(Е) несколько принципиально новых типов стволов и снарядов.
Первые предназначались для стрельбы снарядами с готовыми выступами и имели 12 глубоких нарезов глубиной 6,75 мм. Ширина нарезов 15,88 мм, крутизна постоянная 5,5 грд.
Из таких стволов стреляли 28-см гранатами Gr.35 длиной 1276/4,5 мм/клб и весом 225 кг. Снаряды содержали 29,3 кг взрывчатого вещества. Снаряды имели 12 готовых выступов на корпусе. При заряде весом 175 кг начальная скорость составляла 1130 м/с, а дальность стрельбы 62,4 км.
Чтобы увеличить дальность стрельбы, в ходе войны были созданы активно-реактивные снаряды Raketen-Granate 4341 весом 245 кг, длиной 1220/4,3 мм/клб. Снаряд содержал 17 кг ВВ. Дульная скорость составляла 1120 м/с. После вылета снаряда из ствола включался реактивный двигатель, работавший 2 с. Средняя скорость снаряда составляла 1120 м/с. После вылета снаряда из ствола в двигателе было 19,5 кг дигликолевого пороха. Дальность стрельбы снарядом Raketen-Granate 4341 составляла 87 км, то есть пушка могла из Кале или Булони обстреливать ряд южных британских городов. Недостатком активно-реактивных снарядов было сравнительно большое рассеивание (по дальности 2,2 процента, боковое 1,8 процентов). Активно-реактивный снаряд имел стальной поддон, вышибаемый газами двигателя снаряда. В связи с этим перед орудием устанавливали опасную зону длиной 10-15 м и шириной 4 м.
Работа над этим выстрелом была начата в 1941 г. Опытные стрельбы закончены, и снаряд был принят на вооружение летом 1944 г. Число таких боеприпасов составляло 50 процентов от обычных выстрелов К5(Е). Всего было изготовлено 200 снарядов для испытаний, 30 снарядов для обучения и 600 для боевого применения. Стоимость всех работ составила около 800 тысяч Rm.
Но дальность 87 км (активно-реактивным снарядом) не была пределом. В ракетно-артиллерийском конструкторском бюро при полигоне в Пеенемюнде был сконструирован новый ствол и сверхдлинный подкалиберный снаряд к нему. Ствол имел гладкий канал калибра 31 см. Длина подкалиберного осколочно-фугасного снаряда 31-cm Spreng-Granate 4861 составляла 3012 мм, вес 136 кг. Снаряд содержал 25 кг ВВ. Диаметр активного снаряда 120 мм. Снаряд был снабжен поддоном с центрирующими поясками. После вылета снаряда из канала ствола поддон отделялся. В полете снаряд стабилизировался четырьмя хвостовыми стабилизаторами. При заряде 248 кг начальная скорость составляла 1420 м/с, а максимальная дальность стрельбы 160 км.
Было начато изготовление семи гладкоствольных 31-см орудий, из которых закончено два. Одно — фирмой Круппа, другое фирмой «Ганомаг». Оба орудия вели огонь по англо-американцам в боях у Бонна.
28-см сверхдальнобойная железнодорожная пушка К5(Е).
Калибр, мм: 283
Длина ствола, мм/клб: 21 539/76,1
Длина канала, мм: 20 548
Длина нарезной части, мм: 17 397
Длина каморы, мм: 2925
Объем каморы, л: 240
Угол ВН: от 0 до +50 град.
Угол ГН:
• без поворота установки на круге: 1 град.
• с поворотом установки на круге: 360°
Высота линии огня, мм: 3550
Длина отката, мм:
• максимальная: 1150
• минимальная: 1100
Длина установки, мм: 31 100
Число осей: 12
Давление на ось, т: 17,3
Полный вес установки, т:
• в походном положении: 209,55
• в боевом положении: 218
Скорострельность, выстр./час: 15