На сайте неоднократно поднимался вопрос о том "разрешает или нет на самом деле конвенция Монтре проход авианосцев черех проливы"? Что же, разберем вопрос внимательно:
Статьи конвенции, имеющие отношение к проходу через проливы военных кораблей. Раздел II, так и названный "Военные корабли":
В целях настоящей Конвенции определением, подлежащим
применению к военным кораблям и к их спецификации, а также к
исчислению тоннажей, является определение, изложенное в приложении
II к настоящей Конвенции.Вспомогательные корабли военного флота, исключительно
приспособленные для перевозки жидкого или иного топлива, не будут
обязаны предуведомлением, предусмотренным в статье 13, и не будут
входить в исчисление тоннажей, подлежащих ограничению в силу
статей 14 и 18, при условии прохождения через Проливы в одиночку.
Однако, они будут подводимы под военные корабли в отношении других
условий прохода.
Вспомогательные корабли, указанные в предыдущем абзаце, могут
пользоваться изложенным выше отступлением, лишь если их вооружение
состоит: в отношении артиллерии против плавучих целей не более чем
из двух орудий максимального калибра в 105 мм; в отношении
артиллерии против воздушных целей не более чем из двух аппаратов
максимального калибра в 75 мм.В мирное время легкие надводные корабли, небольшие боевые
суда и вспомогательные суда, независимо от того, принадлежат ли
они Державам, прибрежным к Черному морю, или нет, каков бы ни был
их флаг, будут пользоваться правом свободы прохода через Проливы,
без каких-либо сборов или плат, поскольку они входят туда днем и
на условиях, предусмотренных в изложенных ниже статьях 13 и
следующих.
Военные корабли иные, чем те, которые подходят под классы,
указанные в предыдущем абзаце, будут иметь право прохода лишь на
особых условиях, предусмотренных в статьях 11 и 12.Прибрежным к Черному морю Державам разрешается проводить
через Проливы свои линейные корабли тоннажа, превышающего тоннаж,
предусмотренный в первом абзаце статьи 14, при условии, что эти
корабли следуют через Проливы в одиночку, эскортируемые не более
чем двумя миноносцами.Державы, прибрежные к Черному морю, будут иметь право
проводить через Проливы, в целях возвращения к их базе, свои
подводные лодки, сооруженные или купленные вне этого моря, если
Турции заблаговременно было сделано уведомление о закладке или о
покупке.
Подводные лодки, принадлежащие названным Державам, могут
равным образом проходить через Проливы для ремонта на верфях,
расположенных вне этого моря, при условии, что точные данные по
этому поводу будут даны Турции.
Дальнейшие статьи раздела II стандарты прохода, правила, условия, и имеют меньшее отношение к вопросу. Для нас важно следующее — были четко озвучены классы кораблей, которым разрешены проходы проливов:
— Легкие и вспомогательные корабли
— Линейные корабли
— Подводные лодки
Запомнили? Теперь определения классов, данные в приложении:
В. Классы
1. Линейными кораблями являются надводные военные корабли,
относящиеся к одному из следующих подклассов:
а) надводные военные корабли, иные чем авианосцы,
вспомогательные корабли или линейные корабли подкласса b),
стандартное водоизмещение которых выше 10 000 тонн (10 160
метрических тонн) или которые имеют орудия калибра выше 203
миллиметров (8 дюймов);
b) надводные военные корабли, иные чем авианосцы, стандартное
водоизмещение которых не выше 8 000 тонн (8 128 метрических тонн)
и которые имеют орудия калибра выше 203 миллиметров (8 дюймов).
2. Авианосцами являются надводные военные корабли, которые,
каково ни будь их водоизмещение, предназначены или устроены
преимущественно для перевозки и ввода в действие на море воздушных
судов. Если военный корабль не был предназначен или устроен
преимущественно для перевозки и ввода в действие на море воздушных
судов, то устройство на этом корабле палубы для спуска или взлета
не будет иметь последствием включение его (корабля) в класс
авианосцев.
Класс авианосцев подразделяется на два подкласса, а именно:
а) корабли, имеющие палубу, дающую воздушным судам
возможность взлетать с нее или спускаться на нее;
b) корабли, не имеющие палубы, описанной выше в пункте а).
3. Легкими надводными кораблями являются военные надводные
корабли, иные чем авианосцы, небольшие боевые суда или
вспомогательные корабли, стандартное водоизмещение которых выше
100 тонн (102 метрических тонны) и не превышают 10 000 тонн (10
160 метрических тонн) и которые не имеют орудий калибра выше 203
миллиметров (8 дюймов).
Класс легких надводных кораблей подразделяется на три
подкласса, а именно:
а) корабли, которые не имеют орудия калибра выше 155
миллиметров (6,1 дюймов);
b) корабли, которые не имеют орудий калибра выше 155
миллиметров (6,1 дюймов и стандартное водоизмещение которых выше 3
000 тонн (3 048 метрических тонн),
с) корабли, которые не имеют орудий калибра выше 155
миллиметров (6,1 дюймов) и стандартное водоизмещение которых не
выше 3 000 тонн (3 048 метрических тонн).
4. Подводными лодками являются все корабли, предназначенные
для плавания под поверхностью моря.
5. Малыми боевыми судами являются надводные военные корабли,
иные чем вспомогательные корабли, стандартное водоизмещение
которых выше 100 тонн (102 метрические тонны) и не превышает 2 000
тонн (2 032 метрические тонны) и которые не отвечают ни одной из
следующих особенностей:
а) иметь на вооружении орудия калибра выше 155 миллиметров
(6,1 дюймов);
b) быть предназначенными или оборудованными для выбрасывания
торпед;
с) быть предназначенными для достижения скорости хода,
превышающей двадцать узлов.
6. Вспомогательными кораблями являются надводные корабли,
входящие в состав военного флота, стандартное водоизмещение
которых выше 100 тонн (102 метрические тонны), которые обычно
используются для нужд флота или для перевозки войск или для
всякого иного предназначения, чем боевые суда, которые не
построены специально для того, чтобы быть боевыми судами, и
которые не отвечают ни одной из следующих особенностей:
а) иметь на вооружении орудия калибра выше 155 миллиметров
(6,1 дюймов);
b) иметь на вооружении более восьми орудий калибра выше 76
миллиметров (3 дюйма);
с) быть предназначенными или оборудованными для выбрасывания
торпед;
d) быть предназначенными для защиты броневыми плитами;
е) быть предназначенными для достижения скорости хода,
превышающей двадцать восемь узлов;
f) быть предназначенными или устроенными главным образом для
ввода в действие на море воздушных судов;
g) иметь на оборудовании более двух аппаратов для пуска
воздушных судов.
Мы видим, авианосцы оговорены как отдельный класс с весьма жесткими определениями. И в списке классов, которым разрешен проход через проливы, авианосцы НЕ ОГОВОРЕНЫ: они не относятся линкорам, легким военным и вспомогательным кораблям и подводным лодкам.
Т.е. хотя специальной статьи, оговаривающей проход авианосцев через проливы нет, они не относятся НИ К ОДНОМУ классу кораблей, которым разрешен проход!