Спорные корни великороссов?
Коллега Борода, вашу статью — Галогруппы славян и финнов, мне сложно оставить без комментария. Но прежде чем прокомментировать хочется задать несколько вопросов. Первый — почему именно вас украинцами с Украины достала эта самая злобная (бандеровская) пропаганда? Второй когда вы говорите бандеровец, что вы вкладываете в это определение и что вы вкладываете, к примеру, в определение ленинец или бонапартист? Насколько можно доверять специалисту генетику из ЖЖ? Приведу ряд выдержек из википедии. По крайней мере немного солиднее чем писюлькы в ЖЖ.
Московское государство, общеупотребительное в исторических трудах название политического объединения, которое предшествовало образованию Всероссийской империи. Другие названия Московского государства — М о с к о в с ь к е
ц а р с т в о, М о с к о в с ь к а Р у с ь; в документах того времени Московское государство иногда называется просто М о с к в о й, иностранцы же часто называли ее М о с к о в и есть ю. Государство это название Московской по имени своей столицы — Москвы.
Она выросла из удела Юрия Долгорукого — «Суздальского Залесье», или Владимиро-Суздальского княжества, расположенного в бассейне Оки, верхнего течения Волги и ее притоков — Шексны и Костромы. Главными городами Суздальской Залесье были — Суздаль, Ростов, Владимир.
Суздальская область выделилась в отдельное феодальное княжество в конце XI в. (После 1097).
«Уже среди населения первого государственного объединения восточных славян — Киевской Руси — был довольно значительный процент финно-и балтомовних племен, а также небольшое количество тюркоязычных воинов и, в раннем средневековье, скандинавских варягов. Первые удельные княжества, на которые, начиная с XII в., Распалась Киевская Русь, также не были этнически однородными. На северо-востоке Руси в результате взаимоотношений восточных славян и Финноязычных племен тогда формировалась новая этническая группа великороссов (об этом уже писал русский историк В. Ключевский [6]. «Великороссами — срок, искусственно введен в 19 веке
Между XI и XIV вв. вокруг города-республики Новгорода на северо-западе территории восточнославянского расселения возникла огромная, заселена многочисленными неславянскими этническими группами государство. Внутренний круг Финноязычных племен на севере — карелы, вотяки, ижорцы (Ингрии) и вепсы — управлялось непосредственно из Новгорода, внешний круг подлежало слабой косвенной данинний власти. Сюда относились Финноязычных Лаппо на Крайнем Севере и далее на северо-востоке тоже Финноязычных зыряне и пермяки, угромовни остяки и вогулы, а также самоеды ….
И в северо-восточных княжествах, между которыми были и Московское великое княжество, которое в течение XIV-XV вв. начало перерастать в ведущую державу, русские жили рядом с Финноязычных этносами. Наконец большинство аборигенов (меря, мурома и весь) культурно и религиозно ассимилировались в процессе, который длился несколько веков, и в XIV в. они исчезают из источников. Как самостоятельный этнос в Московском государстве сохранилась лишь западная мордва на восточных притоках Оки, которая была покорена русскими князьями в XIII в. На северо-востоке Москва распространяла с XIV в. свое влияние на зырян и пермяков, которые до того находились под Новгородским верховенством ». [8]
Население Московского княжества быстро росло за счет течений колонизаторов: южной — из земель вятичей и Киевщины — и западной — с Полоцкой, Новгородской и Смоленской земель, а также переселенцев из Западной Тартария. Население, которое поступало, смешивалось с финскими племенами — м е р е й и м у р о м й, издавна живших в этих землях. «Альберт Кампензе в письме папы Климента VII круг 1523-1534 г. пишет о московское княжество (Moscovia), что оно заселено краеугольным народами: Югры, карельци, печоране, вогуличи, черемисы». [9] Основным занятием туземного населения было пчеловодство ( бортничество), и лесные промыслы (заготовка лыка, дигтярство, охоты и т.д).
Окончательный разрыв с Русью состоялся 1169 года, когда удельный суздальский князь с младшей ветви рода Мономаховичей (династии суздальских Юр `Евич) — Андрей Боголюбский разграбил Киев и провозгласил сам себя великим князем Суздальским и Владимирским, и перестал признавать превосходство Великого князя Киевского, титуловал себя самодержцем всея Руси. 1223 большие суздальские князья и их вассалы не пришли на битву Руси с татарами, которая состоялась на реке Калка.
Центром политической власти и местом пребывания князя был г. Владимир над Клязьмой, или «Владимир Залесский».
Вследствие татарского завоевания Суздальское Залесье потеряла свое единство и многочисленные потомки Всеволода Большое Гнездо растянули княжество на отдельные «вотчины», что было выгодно и татарском хане-царю.
Новые хозяйственные явления того времени (рост численности ремесленников и городов) привели к росту внутреннего рынка. А развитие торговых отношений способствовал подъему одного из мелких княжеств Суздальской земли — Московского, и стало центром будущего объединения — Московской государства. Рост богатства московского князя приьедналося к умелому низкопоклонства перед ханской властью. Уже скоро это привело к назначению московского князя великим князем, руководителем других вассальных земель, находящихся на северо-западе Золотой Орды. Москва стала основным центром сбора дани ордынских царей.
Московский князь сумел заручиться идеологической поддержкой церкви: митрополит переехал из Владимира над Клязьмой в Москву. Иван III (1440-1505) 1448 окончательно подчинил себе церковь, оторвав московскую церковь от мирового православия. Этот акт привел к расколу Киевской митрополии и др..
1493 Иван III самостоятельно добавил в свой великокняжеского домена приставку — «всея Руси», которая в московских князей не встречалась в более древних документах и не признавалась другими монархами.Десь спустя десятилетия после вступления на престол Ивана III <…> наставники великого князя поняли < …>, что вокруг двора и армии их суверена формируется новая мощная сила. И <…> они <…> начинают создавать надлежащий имперский стиль. С ренессансной Италии пригласили архитекторов, карбивникив монет и, так сказать, консультантов по стилю. Эти мастера превратили Москву из провинциального города на пышную монаршую резиденцию: они окружили ее фортификационными сооружениями невиданного в России масштаба, построили первый в Москве большой дворец, три монументальные церкви и колокольня, которая своим силуэтом должна внушать путешественнику первое зрительное впечатление нового царственного города. Эти сооружения (хотя и большей частью перестроены) даже теперь создают рекламно-туристический образ московского Кремля, и нет сомнения, что они задумывались как тщательно взвешенная манифестация понимание новостверджуваною династией своей сути. Вместе они создают важный архитектурный ансамбль из всех, когда-либо построенных в Московии.
Во всем этом — в церковных и светских зданиях, в названиях и посвящениях церквей, в надписях или летописных упоминаниях о сооружении — почти нет намека или хотя аллюзий киевского наследия. Храмы, имея какие-то детали итальянского ренессанса, вообще взоруються на российские Верхневолжского города, например Владимир и Суздаль, но не на Киев. Нет здесь ни Десятинной церкви, ни Борисоглебской, ни даже Святой Софии (как в Новгороде и Полоцке) — несмотря на то, что Иванову вторую жену, которая явно приложила много усилий к созданию нового облика столицы, имела имя София (Зоя). Что касается ворот московского Кремля, то не только одну из них не был назван в честь знаменитых киевских (особенно Золотых Ворот), а надпись на главной из них сделано не кириллицей, а латыни! [10] Так же и в построенной через пятьдесят лет «знаковой» национальной церкви середины XVI в. — Так называемом соборе Василия Блаженного (на самом деле главный алтарь в этом комплексе храмов посвящено Покрова Богородицы) — мы видим полное отсутствие каких-либо ссылок на киевскую символику или пантеон святых. Возможностей для наименований здесь было очень много — но все часовни назван в честь или северорусских святых, или выдающихся сражений в Казанской кампании 1552 года.
Еще через сто лет Борис Годунов согласно своим грандиозным планом обновления столицы частично перестроил Кремль надстроил колокольню, и опять эта же поразительное отсутствие киевских реминисценций. Эти люди о Киеве даже и не думали. [11].
Московские князья усиливали свою власть и расширяли свои владения — когда силой, а иногда приобретая земли. На основе хозяйственного развития возрастала политическая мощь княжества, в конце концов, позволило московскому князю вести самостоятельную политику и захватить власть на большинстве территорий Золотой Орды, покорив раздробленные золотоордынские царства. 1572 войскам Ивана Грозного удалось преодолеть армию крымского хана Девлет-Гирея, который считал себя правопреемником империи Чингисхана и избавиться от него высокомерия и утвердиться в царском титуле.
Подъем Московии началось при вассалитета Ивана III, который подчинил себе, или силой, или соглашениями, земли, окружавшие Московское княжество: крупнейший торговый центр — Великий Новгород был взят благодаря крестовому походу, организованном в союзе с татарами, главным лозунгом которого было «принудить новгородцев ставить архиепископа на Москве »(новгородцы послали к каноническому Киевского митрополита, чтобы тот посвятил им архиепископа), а также Тверское, Ростовское, Ярославское и Рязанское княжества.
Его политику продолжили сын Василий III (1505-1533) и внук Иван IV Грозный (1533-1584), а позднее представители династии Годуновых (потомки золотоординських князей Четив) (1598 (фактически с 1584) -1605) и династии Романовых — Михаил ( 1613-1645) и Алексей Михайлович (1645-1676). В семнадцатом веке христианской эры, впервые за свою историю, Русь [12] почувствовала грозный натиск западного мира. Польское войско на целых два года (1610-1612) захватил Москву, а вскоре после этого шведский король Густав-Адольф оттеснил Россию от Балтийского моря, завладев всем его восточным побережьем, от Финляндии до северной границы Польши, который в те времена проходил за несколько миль от Риги. Но только закончилось века — как Петр Великий ответил на западное давление образованием на отвоеванной у шведов территории Петербурга в 1703 г. и в стиле западных морских держав поднял над Балтийским морем флаг русского военного флота
Преобразование Московия — Россия
Британский историк Норман Дэвис в своей работе «Европа. История "так описывает процесс появления этнонима« Россия »в Московии:
Московские князья вышли из тьмы на сияющие вершины течение двух веков после монгольского нашествия.
Во-первых, сочетая победу и подкуп, они подвели под свое многочисленные княжества Рюриковичей вокруг Владимиро-Суздальской земли. 1364 они присвоили себе наследственный титул великих князей Владимирских.
Во-вторых, наслаждаясь лаской хана Золотой Орды, московские князья получили ярлык, дающий им право быть главным сборщиком дани татарам, они отвечали за выплаты и за долги остальных князей. Иван I (правил 1325-1340), известный как Калита, большую часть своего княжения провел не в Москве, а в пути к Сарая.
В-третьих, щедро одаривая православную церковь, московские князья добавили к своей политической власти ауру благоговения. 1300 Митрополит Киевский перенес свой двор (резиденцию) из Киева во Владимир над Клязьмой, 1308 — в Москву. Монастыри, учреждаемые в лесных пущах, составляли новые очаги торговой и территориальной экспансии.
Московия в то время была par excellence патримониальной государством, где к княжьих подданных и их имущества можно было относиться с абсолютным презрением. 1327 Иван Калита помог монголам подавить восстание своего главного соперника — города Тверь на Волге. Но уже в 1380-1382 гг Князь Дмитрий Донской (правил 1359-1389) впервые бросил вызов военной мощи монголов. 8 сентября 1380 На Куликовом поле он одержал победу над ордынским темником Мамаем, который пытался захватить высшую власть в Орде, и то только на то, чтобы увидеть как легитимный хан Тохтамыш, с целью воспрепятствовать дальнейшему росту могущества московских князей, сжег за два года Москву. 1408 сын Дмитрия Василий I (правил 1389-1425) попытался не отдавать дань, но уступил когда монголы окружили осадой Москву. Московиты набирали силу, но и дальше были вассалами. Именно той поры московиты стали называть свою страну греческим словом «Россия», что означало «Русь», а себя называли русскими. Эти московиты никогда не обладали Киевом, однако нехватка оснований не препятствовал им считать Москву единственный законный наследник киевских земель. Именно их восточнославянские говор стал основой современного русского языка. [14] Еще один странный сих пор незамеченный проявление перерваности традиции или исторической амнезии можно увидеть из тех имен, которые московская знать давала своим детям. Нечего говорить о важности этого акта для любой культуры, ее символическое значение, культурную обусловленность и подвластность моде. Исторические источники времен Ивана Грозного сохранили имена тысяч мужчин из высшего класса. По однообразием они ничем не отличались от имен в других обществах. Десяток самых распространенных имен покрывал 70% лиц, а остальные случались редко. Самыми популярными были имена правителей московской династии — Иван (20%) и Василий (10%). Ничего неожиданного. Что действительно удивляет, если следовать традиционным представлениям об этой культуре, то это почти полное отсутствие специфически киевских имен. Среди почти трех тысяч имен в разрядных книгах времен Ивана — ни Игоря, Святослава, Мстислава, менее 1% Владимиров и всего три Глеба. Московского придворного времен Ивана скорее назвали бы Темир или Булгак, чем Владимиром, Глебом или Всеволодом.
Именно тот факт, что Россия, получив свое название в лучшем случае в XVIII веке, претендовала на историческое наследие Руси, созданный на семьсот лет раньше, дал основания Карлу Марксу утверждать в своей работе «Разоблачение дипломатической истории XVIII века», что: «В кровавом болоте монгольского рабства, а не в строгом славе норманской эпохи стоит колыбель Московии. Современная Россия это только перевоплощений Московия »
Этнонимы
Украинское название от — Россия (Россия), греческой формы «Русь». Самоназвание — «русские» в конце XIII в. распространяется на северо-восточных землях рядом с топонимом «Русь», вытесняя местные земельные названия. В отличие от этнонима субстантива «русины» (ср. «литвины», «мордвин», «волошин» и др.)., Название «Русские» изначально было атрибутивом, что означало принадлежность к «русскому» князя или русской земли, и впоследствии превратилось в субстантив.
В XIV в. константинопольским патриархатом были введены термины Большая и Малая Россия, по аналогии с терминами «Малая Греция» (основные земли, метрополия) и «Великая Греция» (колонии), в «Малой Россией» понимали метрополию — именно Русь (современную Украину), а во «Великой Россией» — северные русские земли. Следовательно, значительно позже, распространяется принятая в государственном делопроизводстве России в 18-19 вв. форма «великороссияне», «великороссы», в отличие от «малороссиян», «малороссов» — украинский. «великороссами — срок, искусственно введен в 19 веке.
Исходный текст (рус.) "
Под таким названием русские известны в русском, украинском, кое-где в иноязычной научной литературе 19 — 20 вв. В украинской, польской и других славянских языках принята для россиян также название «москали» [4] (или «московини» от Московия, Москва). Со временем название «москаль» стала считаться русскими оскорбительным, причинами этого стало переименование Московии в Российскую Империю и последующее переименование этноса, населявшего империю. Особенно усердно работала на этом поприще Екатерина II, российская императрица немецкого происхождения. Также на Дону и в других местах распространено самоназвание русских — «кацапы». В Эстонии распространено оскорбительное для русских прозвище — тибла, которое связывают с использованием ненормативной лексики российскими военными.
Этногенез
Русский народ в историческом развитии образовался на базе финно-угорских племен: мурома, меря, весь, мещера, мокша, пермь, нарова и других. [5] [6] Такого мнения придерживаются российские историки, работавшие во времена Российской империи: К. Валишевский, Н. М. Карамзин («История государства российского». 1803-1826 гг), В. О. Ключевский («Курс русской истории». 1904-1910 гг), С. М. Соловьев (История России с древнейших времен. 1851-1879 гг.) То, что финно-угорские племена были этническим субстратом русского народа отрицает и советская наука. [7]
Достаточно четко определяли границы расселения русских и западные послы: Посол Папы Римского в Империи Чингисидов Иоанн де Плано Карпини, посол короля Франции Людовика IX до хана Золотой Орды Сартака Вильгельм де Рубрук. Первый посетил двор Хана Батыя и столицу Империи Каракорум в 1246 году и вернулся в Европу в 1247 году через Киев. Второй посетил страну Хана Сартака, страну Хана Батыя и столицу Империи Каракорум в 1253-1254 гг и вернулся в «Землей обетованной» 1255.
Вильгельм де Рубрук отмечал, что земли Руси лежали к северу от Перекопа. По его наблюдениям Русь везде имела леса и простиралась от Польши и Венгрии в Танаида. [8] Вот как Рубрук описывал народы, населявшие земли на северо-восток от ставки Сартака (ориентировочно северо-восток современной Воронежской области): «Эта страна за Танаидом очень хорошая и имеет реки и леса. На севере находятся огромные леса, в которых живут два рода людей, именно: Моксель, не имеющие никакого закона, настоящие язычники. Города у них нет, а живут они в маленьких хижинах в лесах. Их государь и большая часть людей были убиты в Германии. Вдоволь у них свиней, меда и воска, драгоценных мехов и соколов. Позади них живут другие, именуемые Мердас, которых Латины называют Мердинис, и они — Сарацины. За ними Етилия. »
В официальной советской науке
Не отрицая положения, этническим субстратом российского населения центральных и северо-восточных земель стали, кроме славянских племен словен, кривичей, вятичей и восточных сиверянив, частично финно-угорские и балтийские племена — меря, мурома, весь, голядь и др. ., официальная советская наука выдвинула в 1930-х pp. концепцию общего происхождения трех вост.-слав. народов — русского, украинского и белорусского, которые, мол, составляли некогда "единой древнерусскую (или« русскую ») народность", а формирование народов с этой народности началось только после распада Киевской Руси. Эта концепция была утверждена в офиц. правительственно-партийной тезису, что «единственный русском народе», «далекий предок рус., укр. и билор, наций », образовался уже в 10 — 11 вв., но процесс его формирования был прерван поздними ист. условиями (в частности монголо-тат. нашествием), в результате которых впоследствии, в 14 — 15 вв., сформировались три отдельные «братские» народности: великорусская, украинская и белорусская. По этой концепции, русский (великорусская) народность сложилась только в 14 — 15 вв. в районе Великого Новгорода и Волго-Окского междуречья с центром во Владимире на Клязьме и затем в Москве, в период подъема последней и постепенного объединения вокруг нее всей Северной и Северо-Восточной Руси, то есть Московии.
В работах В. О. Ключевского
По мнению российского ученого действительного члена Российской академии наук В. О. Ключевского весь обширный край от Тулы и Рязани на север и восток в XI-XIII веках принадлежал финским племенам: мурома, меря, весь, мокша, мещера и другие. Племя великороссов или русский народ, как он сегодня называется, появилось около XV-XVII вв. среди муромы, мери, веси, мокши, мещеры, откуда, согласно автору начало «растекаться». [10] «В области Оки и верхней Волги в XI-XII веках жили три финские пелмена: мурома, меря и весь. Начальный киевская летопись довольно точно обозначает места жительства этих пелемен: он знает Мурому на нижней Оке, мерю вблизи озер Переяславского и Ростовского, весь в области Белоозера. Сейчас в центральной Великороссии нет уже живых остатков этих племен, но они оставили по себе память в ее географической номенклатуре. На обширном пространстве от Оки до Белого моря мы встречаем тысячи нерусских названий, легко заметить, … что некогда на всем этом пространстве звучал один язык, которому принадлежали эти названия, и она сродни тем наречии, с которыми общается туземное население нынешней Финляндии и финских инородцев среднего Поволжья, мордва, черемисы. »
В работах К. Валишевский
По мнению российского ученого К. Валишевский Московское княжество в ХVI в девять десятин мало нерусское население. Остальные — колонизаторы из русских земель. Основой населения везде было финское племя. [12]
В работах С. М. Соловьева
Заведующий кафедрой Российской истории Московского университета профессор Соловьев обосновал утверждение, что Ростово-Суздальская земля была заселена финской мерею. «Только когда по смерти Боголюбского ростовцы высказали свои требования, началась открытая борьба между ними и братьями Андрея, которая закончилась поражением ростовцев. Неудивительно, что борьба была непродолжительна: обратив внимание на расположение Ростова, трудно предположить, чтобы этот город был силен, мало численное народонаселения вследствие большой торговой деятельности; трудно предположить, чтобы этот город, скрытый своими учредителями, финской мерею от живого пути, от Волги , к печальному мертвенного озера, чтобы этот город процветал, как Новгород, Смоленск, Полоцк. »
В работах М. С. Грушевского
В «Истории Украины-Руси» М. Грушевский выдвинул тезис, что «началом формирования молодого, но и многочисленного из славянских народов — великороссов» была новгородско-Кривицкая и кривичских-Вятский колонизация, которая, «ассимилируя финский население и модифицируясь под ее влиянием … спрятала в нем полностью слов. нац. тип ». Намеченный М. Грушевским исторический процесс возникновения русских, как народа, подтвердили итоге еще раньше российские историки С. Соловьев и В. Ключевский, а позже частности советский историк Покровский (и его школа) в тезисе о большой процентное участие угрофинського элемента в возникновение русского народа. На чисто славянском субстрате зформувалися только потомки ильменских словен — русские Новгорода и его земель и потомки выходцев из Киевской Руси — русской Суздальщини. Согласно догадкой В. Ляпунова и Ф. Филина, Ростово-Суздальская область была заселена в эпоху Киевской Руси отдельным славянским племенем, название которого не сохранилось.
В работах Н. И. Костомарова
Костомаров в «Двух русских народностях» («Основа», 1861) утверждал, что россияне отличаются от Украинской своим внешним видом, одеждой, поведением, домашним бытом, обычаями и обрядами, как и хозяйственной техникой.
Расселение
Ядром рус. этнической территории было Владимиро-Суздальское, а впоследствии — В. Московское княжество; в начале 16 в. ее можно считать (без редко заселенных или и незаселенных пространств на сев.) на которых 1 млн км ², а количество Р. — на 5 — 6 млн (?). Зато она не испытывала больших изменений на зап. — С нынешними эстонцами и латышами и на сев. зап. — С белорусами и украинский, где этническая граница покрывалась примерно с границами Москвы и В. Княжества Литовского. и Речи Посполитой (см. с. 2585).
Россияне постоянно колонизировали север и сплошь заселили южн. часть тайги, а вдоль рек, в частности Сев. Двины пришли к Белому м. (Поморье): небольшие финские народы подвергались русификации, за исключением карельцив на зап. и коми (зырян) в сточищи Печоры. Во второй пол. 16 и особенно в 17 в. Русские колонизировали Сер. Поволжья и Урал и вытеснили местн. довольно многочисленные народы — тюркские (татар, чувашей, башкир) и финские (мордву, удмуртов, марийцев) с их лучших земель, так что мордва теперь представляет собой небольшие острова на своей кол. территории (они составляют в Мордовской АССР 35,4%), а др.. народы живут правда компактнее, но Россияне в их автономных респ. составляют от 40 до 47%. Также с нач. 16 в. началась рус. колонизация степь. Центр.-Черноморского района (в 16 — 17 вв. Р. заселили в нем территорию ок. 300 000 км ²), и в пол. 17 в. столкнулись здесь с укр. колонизационной волной. Заселение Р. Долл. Поволжье приходится на 17 и 18 вв. (На нем рос. Правительство в 18 в. Поселил нем. И укр. Колонистов), Предкавказье — на вторую пол. 18 и гл. 19 в., И здесь Г. встретились с укр. колонизацией. Заселение Зап. Сибири Р. началось с конца 17 в. (В нач. 18 в. В Зап. Сибири жило ок. 300 000 P., перев. В сев. Полосе тайги), позже оно распространилось на вост. Сибирь, во второй пол. 19 вна Дальний Вост. и Ср. Азию; в колонизации Степи и Дальнего Вост. (Зеленый Клин) с конца 19 в. принимали интенсивное участие и украинская. С местн. населения многочисленными есть теперь якуты и буряты (оба народа имеют свои АССР).
Вместе с тем постоянно увеличивалась рус. этническая территория — только в Европе с 1 млн км ² в начале 16 в. до 2,6 млн в начале 20 в. (Без слабо заселенных этнически смешанных земель). Еще более быстрым темпом росло число P.: с ок. 5 млн на начале 16 вв. до 12 — 13 млн в начале 18 в. и которых 30 — 32 млн в 1858. Быстрая колонизация и частичная ассимиляция ризнонац. племен привели к возникновению окраинных групп рус. населения с местами автономистских и оппозиционными по рус. гос. центра тенденциями (донские и уральские казаки, сибиряки) и обширных этнически смешанных территорий на Ср. Поволжье, Урале, в Карелии и (рус.-укр.) На вост. Предкавказье (вместе ок. 0600000 км ²)
http://uk.wikipedia.org/wiki/Московія
http://uk.wikipedia.org/wiki/Росіяни
Вот еще одна ссылка для сомневаются, из русских учебников — http://www.istpravda.com.ua/columns/2011/02/7/22193/