37-мм автоматическая безоткатная пушка Кондакова. СССР. 30-е

5

Перед войной у нас как раз разрабатывали именно безоткатки с нагруженным стволом. Об авантюристе Курчевском написано очень много, а о безоткатных орудиях системы М.Н. Кондакова информации крайне мало.

Причем Кондаков, в отличие от Курчевского, не был не только репрессирован, но и бессменно оставался до самой смерти в 1954 году руководителем мощного артиллерийского КБ (вначале его именовали КБ Артакадемии, а затем — ОКБ-4З).

Кондаковым впервые в мире была создана безоткатная автоматическая пушка. Автоматика пушки работала на принципе отвода газов. Считать автоматическими пушки Курчевского, где подача патрона происходила за счет мускульной силы стрелка или сжатого воздуха из баллона, нельзя.

В январе 1934 г. Кондаков и Толочков предложили проекты автоматических 76-мм безоткатных авиапушек. В АУ проект был в целом одобрен, но конкурентам первоначально предложили создать уменьшенный образец системы калибром 45 мм и 37 мм, что и было выполнено в ОКБ АУ.

45-мм пушка была изготовлена и успешно прошла испытания. И 76-мм, и 45-мм пушки имели нагруженный ствол, но на этом кончалось их сходство с ДРП Курчевского. Автоматика пушки работала за счет отвода пороховых газов из канала ствола. Питание обойменное. В обойме 6 снарядов. Гильза несгораемая латунная. После выстрела ствол перемещался вперед на 450 мм, после чего происходила экстракция стреляной гильзы и подача очередного патрона.

В 1935–1936 гг. Кондаковым было создано 37-мм ротное реактивное ружье РПТР (фактически это была пушка). Существенный вклад в проектирование ружья внес С.Е. Рашков.

37-мм автоматическая безоткатная пушка Кондакова. СССР. 30-е

Такой принцип автоматики был применен Кондаковым в 45-мм авиационной и 37-мм противотанковой пушках.

37-мм автоматическая безоткатная пушка Кондакова. СССР. 30-е

37-мм РПТР создана по схеме нагруженного ствола.

На поле боя система перевозилась на колесах. Кроме того, она легко разбиралась и переносилась на людских и конских вьюках.

Калибр мм: 37
Угол ВН град: -10°-+15°
Угол ГН град: 60°
Длина ствола с воронкой мм: 1550
Полная длина системы, мм: 1650
Вес системы в боевом положении: 63 кг.
Практическая скорострельность, выстр./мин: 30

Испытания опытного образца РПТР были начаты на НИАПе в конце 1936 года. В качестве снарядов был взят штатный 37-мм бронебойный снаряд от 37-мм ПТП обр. 1930 г. Вес снаряда 0,674 кг, взрыватель МД-5. На НИАПе РПТР показала ту же кучность стрельбы, что и 37-мм ПТП обр. 1930 г.

Вес снаряда, кг 0,674
Вес заряда, кг 0,175
Начальная скорость, м/с 545
Давление в канале, кг/см² 2450

Завод № 7 получил заказ на малую серию из 30 пушек РПТР. Однако в массовое производство РПТР не пошло из-за общего предубеждения против безоткатных орудий. До этого претензии были к весу (!) и демаскирующему действию струи газа.

Но в отличии от орудий Курчевского, автоматические безоткатки Кондакова – вполне неплохо работали. В проектах были автоматы калибров 45 и 76,2 мм, которые действительно могли быть использованы в авиации СССР.

Увы, бездарные конструкции авантюриста Курчевского очень сильно скомпрометировали саму идею безоткатных орудий. Широкорад пишет, что в 1943 г, после появления информации о немецких 75-мм и 105-мм безоткатных орудий,Сталин сказал по этому поводу: «Вместе с грязной водой выплеснули и ребенка».

В музее на Поклонной горе стоит очень интересное орудие, которое я не могу идентифицировать. Вероятно, это одно из опытных орудий Кондакова на орудийном лафете.

37-мм автоматическая безоткатная пушка Кондакова. СССР. 30-е

Продолжение и дополнение из других источников:

Согласно постановлению ГКО № 1454 от 17 сентября 1943 г. ОКБ-43 разработало 76-мм авиационную автоматическую пушку ДРП-76. Пушка стреляла унитарными выстрелами весом по 8,75 кг. Снаряд весом 4,6 кг имел начальную скорость 530 м/с. Темп стрельбы орудия составлял 80 выстр./мин. Питание ленточное. В ленте 6 патронов. Заводские наземные испытания ДРП-76 прошла в 1949 г. на полигоне ВВС. Испытания подтвердили сравнительно высокие проектные данные пушки, включая хорошую меткость, но ВВС от нее отказались. ОКБ-43 переделало ее в корабельную систему. В 1951–1952 гг. ДРП-76 прошла испытания на катере-охотнике (МО), но и ВМФ не захотел иметь дело с ДРП.

Подписаться
Уведомить о
guest

51 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account