Малоизвестный арсенал Америки: SM-62 «Снарк», первый и последний межконтинентальный самолет-снаряд

0
Малоизвестный арсенал Америки: SM-62 "Снарк", первый и последний межконтинентальный самолет-снаряд

В этом материале я хочу рассказать об одной из самых интересных разработок конструкторов ВВС США — межконтинентальной крылатой ракете SM-62 "Снарк". Начатая разработкой еще в 1945 году, она, из-за малого интереса к ней, безнадежно запоздала с принятием на вооружение, и находилась на нем всего лишь с 1958 по 1961 год.
 
За несколько недель до конца Второй Мировой Войны, в августе 1945 года, штаб ВВС Армии США (до 1947 года ВВС США не являлись отдельным видом вооруженных сил страны) объявил о приеме предложений по разработке нового вида вооружений — дозвуковой крылатой ракеты, способной достичь дальности не менее 8000 км. Наилучшее предложение было представлено компанией "Northrop Aircraft", которая в марте 1946 года получила контракт на проведение исследований на предмет разработки дозвуковой крылатой ракеты, способной доставить ядерную боевую часть массой не менее 2300 кг на дальность в диапазоне от 2400 до 8000 км. Президент компании Дж. Нортроп лично присвоил новой ракете имя "Snark" в честь одного из литературных героев писателя Л. Кэрролла.
 
Однако новое изделие едва не приказало долго жить, еще не сойдя с чертежных досок проектантов — в декабре 1946 года, на волне сокращения оборонного бюджета, программа разработки КР едва не была закрыта. Программу спасли лишь гарантии, лично предоставленные Дж. Нортропом руководству ВВС Армии — президент компании пообещал, что ракета будет разработана всего лишь за 2,5 года при цене, не превышающей 80000$ за штуку, если заказ на изготовление со стороны правительства будет не менее 5000 штук (данное обещание, конечно, так и не было выполнено обеими сторонами). Основным подрядчиком по разработке собственно ракеты являлась компания "Northrop Aircraft". На начальном этапе основным подрядчиком по разработке маршевого турбореактивного двигателя выступила фирма "Allison". Система управления разрабатывалась совместно компанией "Northrop Aircraft" и корпорацией "General Electric". Руководство ВВС Армии планировало, что новая ракета будет эффективным беспилотным средством для уничтожения объектов ПВО СССР (прежде всего, РЛС) и обеспечит эффективное преодоление рубежей ПВО стратегическими бомбардировщиками.

Прототип новой крылатой ракеты "Snark" получил фирменное обозначение N-25. Ракета имела «самолетную» компоновку с развитым стреловидным горизонтальным оперением и килем, имела размах крыльев 13,1 м при длине корпуса 15,8 м и взлетной массе 12,7 т, была оснащена ТРД J-33. Первый полет планировалось провести в 1949 году с авиабазы Холломэн (штат Нью-Мексико), однако в силу целого ряда технических проблем он состоялся лишь в апреле 1951 года. Старт был проведен с использованием специальной разгонной катапульты. Еще до того, как "Snark" впервые оторвался от земли, ВВС ужесточили требования к новой машине. В июне 1950 года ВВС выдали компании "Northrop Aircraft" требования следующего порядка: обеспечить для КР возможность короткого сверхзвукового броска на большой высоте; увеличить массу боевой части до 3200 кг; увеличить точность до достижения КВО не более 500 м на максимальной дальности.

Для удовлетворения возросших требований со стороны ВВС Дж. Нортроп приказал начать разработку усовершенствованной версии КР, получившей обозначение N-69A "Super Snark". Новая ракета имела взлетную массу 22,2 т, длину 20,4 м, более мощный двигатель "Allison" J71 (он же был установлен и на модификациях N-69B и N-69C). В 1952 году ВВС приказали свернуть испытательную активность на авиабазе Холломэн и перенести ее на авиабазу Патрик, штат Флорида, где размещался Атлантический Ракетный Полигон ВВС ("Air Force Atlantic Missile Range"). Однако, несмотря на данный приказ, вплоть до 1957 года полностью развернуть испытания на новом месте не удавалось (хотя первый пуск по программе состоялся на новом месте в августе 1953 года) из-за постоянных срывов сроков ввода в строй важных испытательных стендов. Испытательная программа срывалась не только по вине ВВС — в мае 1955 года на очередном испытательном этапе обнаружилось, что ракета не в состоянии с требуемой точностью выполнить «нырок» с дальнейшим поражением цели с помощью неотделяемой БЧ. Подрядчик был вынужден вносить многочисленные изменения в конструкцию ракеты — теперь БЧ была размешена в отделяемой носовой части, а основной корпус КР после отделения БЧ подрывался с помощью системы самоуничтожения (таким образом планировалось создать значительное количество ложных целей, что затруднило бы перехват отделившейся БЧ). Модифицированная ракета с отделяемой БЧ N-69C вышла на испытания в сентябре 1955 года. В ноябре 1955 года на испытания вышла модификация N-69D — данная модификация была оснащена ТРД J57 корпорации "Pratt & Whitney" и астроинерциальной системой управления (дальность стрельбы увеличена за счет оснащения КР подвесными сбрасываемыми топливными баками). Отработка астроинерциальной системы началась еще в январе 1948 года на земле, а в 1951-1958 г.г. продолжилась в воздухе — на бомбардировщиках B-29 и B-45. В октябре 1957 года приступили к испытательным пускам предсерийных прототипов N-69E КР "Snark". В декабре 1957 года на авиабазе Патрик, Флорида, была активирована 556-я стратегическая ракетная эскадрилья, призванная готовить персонал для будущих штатных подразделений.

КР Snark

Испытания КР "Snark" шли с большими проблемами — количество разбившихся и упокоившихся на дне Атлантики ракет было так велико, что местные острословы окрестили воды вблизи авиабазы Патрик «зараженными с помощью Snark». Апофеозом, привлекшим пристальное внимание прессы, стало крушение одной из ракет, сбившейся с курса, в тропических лесах Бразилии в декабре 1956 года. Естественно, что такая полоса неудач настораживала САК ВВС, которое должно было стать основным эксплуатантом новой техники. Эксперты САК указывали, что новая ракета чрезвычайно уязвима как на земле, так и в полете. В свою очередь, создатели пытались защитить свое детище — в период 1955-1958 гг. Дж. Нортроп провел в авиационной прессе агрессивную компанию в защиту КР "Snark". Основными аргументами были следующие — отсутствие необходимости в большом количестве дорогостоящих воздушных танкеров, необходимых для стратегических бомбардировщиков, равно и как отсутствие необходимости в большом количестве подготовленных экипажей. Кроме того, "Snark" был значительно меньше в размерах и дешевле, нежели новейший тогда стратегический бомбардировщик Boeing B-52 "Stratofortress".

Однако к 1958 году стало ясно, что основным конкурентом "Snark" выступает как раз не стратегический бомбардировщик, а новый вид оружия — межконтинентальная баллистическая ракета. К концу 1958 года окончательно стало понятно, что поступление МБР на вооружение совсем не за горами, поэтому высшее руководство ВВС выражало сомнение в обоснованности дальнейших финансовых расходов на программу "Snark". Руководство ВВС укрепилось в своей уверенности после того, как в июне 1958 года к испытательным пускам КР "Snark" приступили экипажи САК ВВС из состава 556-й стратегической ракетной эскадрильи — ракета продемонстрировала крайне неудовлетворительные показатели по точности стрельбы и надежности.

Тем не менее, логика холодной войны диктовала свои законы — еще в марте 1957 года было объявлено, что первым (в дальнейшем оказалось, что единственным) позиционным районом базирования для КР "Snark" станет авиабаза Прескью Айзл (штат Мэн), строительные работы на которой начались еще в мае 1956 года (основной подрядчик — компания J.R. Cianchete Construction). Позиционный район был максимально приближен к потенциальным целям в Европейской части СССР. В марте 1958 года корпорация "Northrop Aircraft" поставила в ВВС первую серийную ракету "Snark", получившую обозначение SM-62A. Первый успешный запуск серийной КР состоялся в апреле 1959 года.

В январе 1959 года на авиабазе Прескью Айзл было активировано 702-е стратегическое ракетное крыло. Первая КР "Snark" прибыла на базу в мае 1959 года и встала на боевое дежурство в марте 1960 года. 556-я стратегическая ракетная эскадрилья, которая должна была войти в состав 702-го стратегического ракетного крыла с перемещением с авиабазы Патрик на авиабазу Прескью Айзл, была деактивирована в июле 1959 года. НИОКР по программе "Snark" были полностью закончены в декабре 1960 года. Полностью боеготовой база была объявлена в феврале 1961 года — на боевом дежурстве могло находиться максимально не более 12 КР. Однако успехи в разработке и постановке на боевое дежурство МБР первого поколения ( "Atlas" и "Titan-I" ) вкупе с успешными НИОКР, направленными на создание значительно более совершенных МБР второго поколения ( "Titan-II" и "Minuteman IA/B" ), вынудили американское руководство вынести окончательный приговор КР "Snark". Уже в марте 1961 года Президент США Дж. Ф. Кеннеди приказал снять КР "Snark" с вооружения «в силу устаревания и минимального военного значения». К концу июня 1961 года все ракеты "Snark" были сняты с боевого дежурства и вооружения. 702-е стратегическое ракетное крыло было деактивировано тогда же. Несмотря на то, что процесс разработки и испытаний ракеты занял около 15 лет, на вооружении она простояла чуть более года. Учитывая затраченные на проект немалые силы и финансовые средства, программу "Snark" нельзя назвать удачной.

Схема

Малоизвестный арсенал Америки: SM-62 "Снарк", первый и последний межконтинентальный самолет-снаряд

 

КР "Snark" представляла собой моноплан с высокорасположенным стреловидным крылом (см.схему). Хвостовое горизонтальное оперение отсутствует. Органы управления — двухсекционные элевоны на крыльях и относительно небольшой руль направления на вертикальном хвостовом оперении. Фюзеляж КР функционально делился на несколько частей и был выполнен из алюминиевых сплавов с включением стальных элементов. В носовой части размещалось боевое оснащение — термоядерная боевая часть W-39 мощностью 4 Мт, которой было достаточно для гарантированного уничтожения площадных военно-политических целей на территории СССР. БЧ боевая часть традиционно разрабатывалась Комиссией по атомной энергии ("Atomic Energy Commission"). Данная боевая часть была выполнена на базе термоядерной свободнопадающей бомбы стратегического назначения B-39. БЧ была выполнена отделяющейся от основной части корпуса. Для поражения цели был предусмотрен следующий маневр — КР, совершавшая полет на высоте 15,8 км (крейсерский потолок полета) со скоростью 0,9 М, на расстоянии 80,5 км от цели начинала ускоряться до скорости 0,94 М с набором высоты до 18,3 км. После завершения разгона происходил полет к цели, недалеко от которой происходило отделение ГЧ с помощью пироболтов и раскрытие на корпусе ГЧ специальных стабилизирующих поверхностей, после чего ГЧ устремлялась к цели по баллистической траектории (см.фото). Основная часть фюзеляжа разрушалась затем специальными маломощными зарядами с целью создания ложных целей для РЛС и ракетных комплексов ПВО. В носовой же части фюзеляжа находилась и аппаратура для проверки автоматики подрыва боезаряда. Во время полета данная аппаратура проверяла автоматику подрыва по специальной тестовой программе дважды.

В центральной части фюзеляжа находились внутрифюзеляжные топливные баки, содержавшие стандартное для ВВС США того времени горючее — авиационный керосин JP-4. Помимо фюзеляжных топливных баков, горючее находилось и в двух сбрасываемых подкрыльевых топливных баках общей емкостью 2245 л. Баки, размещавшиеся на специальных малогабаритных подкрыльевых узлах подвески, находились под углами 4.5° к вертикальной плоскости и 2° к горизонтальной плоскости. В хвостовой части размещалась силовая установка — турбореактивный двигатель J57-P-17 корпорации "Pratt & Whitney". Двигатель размещался в специальном обтекателе в нижнем отсеке хвостовой части. Обтекатель был снабжен воздухозаборником и выхлопным соплом для обеспечения работы двигателя. На начальном этапе полета включались и два твердотопливных ускорителя, установленных на специальных подвесных узлах в хвостовой части. Ускорители были разработаны Аллеганской баллистической лабораторией ("Allegany Ballistics Laboratory"). Ускорители работали 4 секунды, после чего сбрасывались с целью уменьшения массы ракеты и снижения ее аэродинамического сопротивления. В хвостовой части же размещалась и астроинерциальная система управления. Астроблок включал в себя три телескопа, прикрытых двумя заслонками. В случае прохождения полета по штатной программе астроблок включался в работу дважды. Допустимое в ходе полета отклонение ракеты от курса составляло 120,7 км в сторону от траектории полета. При таком отклонении система управления могла справиться с задачей возвращения ракеты на прежний курс. В ходе полета при необходимости система управления могла выдавать запрограммированные заранее команды на выполнение противозенитных маневров уклонения — до 8 отклонений на 90° от прежнего направления полета включительно. Для охлаждения находившейся в хвостовом отсеке электроники в нижней части вертикального оперения был предусмотрен небольшой воздухозаборник.

Стартовый комплекс ракет "Snark" на авиабазе Прескью Айзл (см.схему) включал в себя 6 одноэтажных ангаров, где ракеты, закрепленные на подвижных пусковых установках (см.схему), хранились, проверялись и готовились к запуску. В каждом здании одновременно хранилось не более 5 КР. Ракета №1 хранилась в 15-и минутной готовности к запуску. Ракеты №№2 и 3 — в 30-и минутной и 180-и минутной готовностях к запуску, соответственно. Ракеты №№4 и 5 могли быть подготовлены к запуску не более чем за 3 и 5 суток, соответственно. Каждый ангар имел размер 128*24 м. Ангары находились на расстоянии 137 м каждый друг от друга. Перед каждым ангаром находились две пусковых площадки диаметром по 48,8 м, выполненных из железобетона толщиной 25-30 см. Таким образом, одновременно на боевом дежурстве могло находиться не более 12 ракет. Описанная методика базирования имела немало критиков, поскольку даже по меркам второй половины 50-х годов не обеспечивала должной выживаемости стратегической системе.

Кроме ангаров и стартовых площадок, на базе были размещены: электростанция/водонасосная станция (49*31 м); испытательная лаборатория для ТРД (30*19 м); двухэтажное здание командного пункта/наблюдательного пункта (13*12 м); топливохранилище, вмещавшее свыше 57 000 литров керосина.

Тактико-технические характеристики: 
Длина , м  20.93
Размах крыльев, м  12.86
Высота, м  4.6
Стартовая масса (без разгонных РДТТ), т   22.5
Масса разгонных РДДТ (суммарная), т   5.15
Скорость крейсерская, км/час   843
Максимальная высота полета, км   18.3
Дальность стрельбы, км  Точно не известна: от 8800 км до 10100 км
КВО, км  2.4
Мощность БЧ, Мт  4.0
Тяга маршевого ТРД, кН  51.1
Тяга разгонных РДТТ (суммарная), кН  1160
 
 
Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account