Бой с тенью. Межконтинентальный «антиподный» бомбардировщик Зенгера-Бредт
Небольшая интересная винтажная статья из октябрьского 1953 года выпуска журнала «Air Forse», которая, думаю, заинтересует читателей и коллег и которая выкладывается на сайт «Альтернативная история» в продолжение темы, поднятой в статье Антона Первушина «Космический «Динозавр»».
Секретный русский бомбардировщик?
Фантастика – так одним словом можно охарактеризовать самолет Зенгера-Бредт. Но разве он невозможен?
Автор: ДЖОН У. Р. ТЕЙЛОР
Среди проектов немецких самолетов и технических отчетов, захваченных союзниками в 1945 году, был фантастический проект межконтинентального ракетного бомбардировщика, предназначенного для полета на расстояние 12000 миль (19308 км) через верхние слои атмосферы со скоростью 13000 миль в час (20917 км/ч). Вряд ли можно винить оперативно-аналитические отделы американской и британской разведок в том, что они проявляют больший интерес к проверенным войной V-1 и V-2, а также к всё ещё таинственной угрозе в виде V-3.
Даже русские технические специалисты, стремившиеся не упустить ни одной частицы вражеских исследований, считали проект Эйгена Зенгера и Ирен Бредт (Зенгер-Бредт) не более чем сложным математическим исследованием, не имеющим в данный момент практического применения. Полковник Г.А. Токаев (Col. G. A. Tokaev), авиационный эксперт советской военной администрации в Германии, послушно написал об этом рапорт для своего начальства, а затем забыл об этом. В своей книге «Сталин – это война» (Stalin Means War) он подчеркнул, насколько он был удивлен, когда несколько недель спустя его вызвали в Кремль на совещание со Сталиным, чтобы обсудить возможность развития проекта Зенгера-Бредт в бомбардировщик, способный взлетать с баз на территории России и атаковать Америку атомными бомбами.
Несмотря на очевидный энтузиазм Сталина по поводу этого проекта, Токаев утверждал, что он не советовал пытаться построить самолет, как это предусматривал Зенгер. Вместо этого он считал, что отчет Зенгера следует рассматривать как простое исследование дизайна, потому что
«в науке так же важно обнаружить невозможное, как и определить, что возможно».
По мнению Токаева, если при этом русским удастся создать самолет хотя бы наполовину менее мощный, чем тот, который разработал Зенгер, то у них все будет замечательно.
Тем не менее Сталин настаивал на том, чтобы всесторонние исследования были начаты немедленно и чтобы доктор Зенгер
«по собственной инициативе»
прибыл в Москву для работы над проектом. Зенгер не попал в плен – сегодня он живет во Франции, – а полковник Токаев бежал на Запад в 1948 году. Однако Токаев считает, что интерес России к проекту Зенгера-Бредт вполне может вылиться в своего рода бомбардировщик с ракетными двигателями. Упорные слухи с другой стороны железного занавеса придают вес этой возможности.
Сотрудник британской разведки военного времени Эшер Ли (Asher Lee) настроен скептически. В книге «Советские военно-воздушные силы» (The Soviet Air Force) он признает:
«Осуществимость проекта Зенгера является … пожалуй, самым стратегическим ракетным вопросом на сегодняшний день.»
но добавляет, что, по его мнению:
«Несмотря на мрачные прогнозы двух- или трехлетней давности, конструкторская разработка Зенгера не будет эффективной в ближайшие годы.»
Он считает, что непосредственная опасность исходит от ракет с русских подводных лодок, возможно, оснащенных атомными боеголовками.
Мы должны надеяться, что Эшер Ли прав, поскольку самолет Зенгера-Бредт даже в элементарном, уменьшенном виде, добавил бы к советскому арсеналу стратегическое бомбардировочное оружие устрашающей мощи. На чертеже в трех проекциях, скопированном из оригинального немецкого отчета, показана разработанная доктором Зенгером базовая компоновка самолета (даже без указания кабины экипажа). Прилагаемый эскиз представляет собой представление о том, как мог бы выглядеть проект в его доработанном виде, причем явно неэффективная форма фюзеляжа является существенной частью компоновочной схемы. Консоли крыла имеют аэродинамический профиль треугольное клиновидное сечение с максимальной толщиной в ¹⁄₂₀ длины хорды на расстоянии ²⁄₃ длины хорды от передней кромки. Площадь крыла является достаточной, чтобы слегка нагруженный планер с почти полностью выработанным запасом топлива смог совершить посадку на скорости 90 миль в час (145 км/ч).
Фактически летательный аппарат Зенгера-Бредт представляет собой двухступенчатую ракету, первая ступень которой состоит из установленной на земле сверхзвуковой ракетной катапульты, предназначенной для запуска самолета по трехкилометровой горизонтальной направляющей и способной разгонять его за 11 секунд до скорости примерно М = 1,5. После схода с катапульты самолет за счет тяги собственных ракетных двигателей под углом атаки 30° набирает высоту 500000 футов (152400 м), при этом его скорость увеличивается до 13000 миль в час (20917 км/ч).
Набор высоты длится от четырех до восьми минут, в течение которых самолетом расходуется 90 тонн топлива. Затем угол атаки 10-тонного планера переходит в горизонтальное положение и продолжает свой полет в волнообразном скольжении, скользя по атмосфере так, как плоский камень «блинчиков» прыгает по поверхности воды – отсюда плоская нижняя поверхность фюзеляжа.
Твердый воздух
Это может звучать фантастически, но ни один летчик-испытатель не станет оспаривать «твердость» воздуха при сравнительно низких звуковых скоростях. По словам самого Зенгера:
«Из-за своего крыла и поддерживающих свойств фюзеляжа самолет, снижающийся по баллистической кривой (после того, как его ракетные двигатели выключились), будет отскакивать от нижних слоев атмосферы и затем снова будут подбрасываться вверх. Каждое погружение в более плотные слои атмосферы будет приводить к частичному расходованию кинетической энергии, так что первоначально длинный прыжок будет становиться все короче, в конце концов превращаясь в ровный планирующий полет. В то же время на протяжении 12000 миль (19308 км) траектории планирования скорость полета снизится с ее высокого первоначального значения до нормальной посадочной скорости.»
Таким образом, бомбардировщик Зенгера-Бредт является самолетом однократного применения, рассчитанным на полет в один конец, и маршрут по дуге большого круга из Северной России в Нью-Йорк протяженностью всего 4000 миль (6436 км) и находится в пределах его досягаемости.
Таким образом, это и есть тот самый самолет, разработка которого была заказана русским авиаконструкторам. Россия, возможно, никогда не получит полноценный самолет концепции Зенгера-Бредт, но скорость, с которой русские конструкторы создали первоклассные реактивные истребители и бомбардировщики со стреловидным крылом, должна предостеречь нас от недооценки их возможностей. Они вполне могут найти способ объединить проекты Зенгера и уже имеющимся V-2, чтобы создать пилотируемую крылатую ракету, способную облететь половину земного шара с работающим ракетным двигателем и затем в планирующем полете. Заслуживающие доверия немецкие специалисты в области ракетостроения считали это возможным еще восемь лет назад.
источник: John W. R. Taylor «Russia’s secret bomber?» «Air Forse» 1953-10, pages 22, 61
перевод впервые опубликован — *