Читатели моего блога, думаю, уже знают, что я считаю современные танки непригодными для современного же поля боя. В статье «Будущее танков: теоретические рассуждения» я рассмотрел спектр проблем, которые привели концепцию мобильной механизированной войны — и порожденную ею идею Основного Боевого Танка — к современному финалу. Напомню вкратце основные тезисы:
* Прозрачность поля боя, контролируемого дронами и сенсорными системами
* Уязвимость существующих танков для непрерывно совершенствующегося управляемого оружия
* Высокая стоимость и долгий цикл производства современной бронетехники
Как гласит классическое правило, «критикуешь — предлагай». В статье я сформулировал несколько тезисов относительно развития бронетехники в ближайшем будущем — оптимизацию вооружения под задачи поддержки пехоты, необходимость выхода за пределы тупикового оптимума массогабаритных характеристик — но не сделал из них некоего заключительного вывода. И вот после долгих размышлений я решил восполнить этот недочет:
Данная статья представляет мое мнение относительно танка «середины XXI» века, условно обозначенного мною как «танк-20ХХ»:
* Архитектура танка-20ХХ строится вокруг идеи «кругового бронирования как опции». В стандартной комплектации, танк представляет собой машину 60-70 тонного класса, выполненную по классической схеме дифференцированного бронирования «мощное бронирование лобовой части, легкое на боках и корме». Однако, шасси танка-20ХХ построено с расчетом на значительно больший максимальный вес — до 100-120 тонн — в виде навесных броневых пакетов на бока и корму машины.
Таким образом, танк-20ХХ может применяться в двух режимах:
1. Как основной боевой танк 60-70 тонного класса, с высокой стратегической мобильностью
2. Как штурмовой танк 100-120 тонного класса, с круговым тяжелым бронированием
Транспортируется танк-20ХХ в «раздетом» виде, навесные броневые модули перевозятся отдельно. За счет этого, танк-20ХХ не создает чрезмерной нагрузки на логистику и может использовать обычные мосты и тоннели при перемещении. Дополнительное бронирование устанавливается на танк непосредственно перед штурмовыми операциями — когда стратегическая мобильность уже не играет роли, и главной задачей танка является «выбраться из укрытия, пересечь ничейную полосу, добраться до вражеских окопов».
* Движитель танка-20ХХ представляет собой линрейл (тм) — не-сцепленный Педрэйл на основе линейного электродвигателя. Иначе говоря, машина движется на множестве отдельных, не соединенных друг с другом «лапок», которые движутся между рельсами синхронного линейного электродвигателя:
Каждая «лапка» состоит из трех сегментов: опоры (противоминного «башмака», рассчитанного на поглощение энергии взрыва при подрыве и рассечение кумулятивной струи мины), стойки подвески (амортизатора с индивидуально регулируемой высотой, что позволяет машине преодолевать препятствия и регулировать клиренс) и роллера с постоянным магнитом (катящегося по рельсам внутри корпуса танка). Смонтированные внутри корпуса танка опорные рельсы — V-образной формы, чтобы минимизировать повреждения в случае подрыва на мине — оснащены индукционными катушками и представляют собой статор синхронного линейного двигателя. Роллеры же «лапок» представляют собой роторы.
При движении танка, индукционные катушки статора толкают роллеры «лапок» вдоль направляющих рельсов. Когда «лапки» упираются в землю, усилие, соответственно, толкает вперед направляющие рельсы (и соответственно, корпус танка). Дойдя до кормовой части машины, «лапки» поднимаются и перегоняются вперед.
Основной идеей движителя линрейла (тм) является обеспечение танку защищенной от повреждений подвижности. Поскольку «лапки» линрейла (тм) не соединены друг с другом, то повреждение и даже разрушение каждой отдельной «лапки» не приводит к потере танком подвижности. Безнадежно поврежденная «лапка» попросту сбрасывается. При выходе из строя сразу нескольких «лапок» танк-20ХХ начнет «прихрамывать», но далеко не в той степени, в которой обычный танк утратит мобильность в случае разрыва гусеницы.
(безусловно, что линрейл (тм) не является принципиально неуязвимым, и при достаточно неудачном подрыве, танк-20ХХ тоже встанет. Однако, в комбинации с обычными противоминными средствами линрейл (тм) может обеспечить значительно большую боевую устойчивость танку, чем обычный гусеничный движитель)
* Отличительной особенностью танка-20ХХ является очень большая необитаемая башня — фактически, прикрывающая целиком весь корпус машины. Эта особенность конструкции предназначена для защиты танка от атак сверху: от дронов, крышебойных ракет и противотанковых суббоеприпасов.
Архитектурно, башня танка-20ХХ разделена на серию изолированных (частично) друг от друга боевых модулей, оснащенных вышибными крышками и системами пожаротушения. Эти модули предназначены для размещения боекомплекта и вспомогательных систем вооружения. Весь боекомплект танка-20ХХ располагается в башне: хотя это повышает уязвимость, собственно, боекомплекта, такое размещение существенно снижает риск катастрофической для танка детонации.
За исключением подачи питания и обмена информацией, башня танка-20ХХ полностью изолирована от корпуса. Хранение всего боекомплекта в башне позволяет отказаться от наличия в крыше корпуса танка каких-либо крупных (и уязвимых) отверстий. Фактически, даже в случае катастрофической детонации боекомплекта и полного разрушения башни, корпус танка — а стало быть, и размещенный в корпусе экипаж — не пострадают.
* Вооружение танка-20ХХ представлено низкоимпульсной 155-мм пушкой-пусковой установкой. Калибр орудия выбран как из соображений унификации с артиллерией, так и оптимизации боеприпасов для выполнения основной задачи танка: подавления огневых точек и оборонительных сооружений неприятеля и поддержки пехоты на поле боя. Эти задачи не требуют стрельбы высокоскоростными снарядами на максимальную дистанцию, но зато требуют мощного фугасного действия снарядов. 155-мм калибр (помимо того, что является общемировым стандартом, на который переходят практически все страны) представляется оптимальным в отношении веса и габаритов снаряда к взрывчатой начинке (до 10-12 кг на 46-50 кг снаряд).
Относительно короткий ствол и большой максимальный угол возвышения орудия позволяют танку-20ХХ поражать неприятеля на верхних этажах зданий (что немаловажно в городских боях) и вести навесной огонь через препятствия. Это не превращает танк в полноценную САУ, но позволяет ему при необходимости играть сходную роль на поле боя.
Боекомплект танка размещается в двух ближайших к орудию центральных боевых модулях, во встроенных магазинах конвейерного, либо барабанного типа. Механизм заряжания/экстракции гильз проходит по оси башни. Дополнительный боекомплект размещается в двух задних боевых модулях, в аналогичной конструкции магазинах. Для обмена боекомплектом между задними и передними модулями, в разделяющих их перегородках предусмотрены отверстия, в обычном режиме закрытые взрывоустойчивыми крышками.
Основным боеприпасом танка-20ХХ является фугасный снаряд с программируемым многорежимным взрывателем. Также в боекомплект входят бетонобойные снаряды (для поражения особо укрепленных сооружений и огневых точек в железобетонных строениях) и управляемые снаряды (для точного поражения особо ценных и движущихся целей).
Для борьбы с бронетехникой противника — задача, которую не стоит делать приоритетом, но нельзя и полностью исключать — танк-20ХХ использует крышебойные управляемые/самонаводящиеся боеприпасы типа «ударное ядро», а также фугасно-кумулятивные снаряды. Не стоит также недооценивать и, собственно, поражающий эффект 155-мм бетонобойного каморного снаряда против современной бронетехники.
(впрочем, если кинетические подкалиберные снаряды все же окажутся оптимальным типом противотанковых боеприпасов — ничто не мешает разработать активный подкалиберный снаряд с ракетным, либо воздуходыщащим прямоточным двигателем)
* Вспомогательное вооружение танка-20ХХ размещается в периферических боевых модулях башни. В состав такового могут входить:
1. Дистанционно управляемые турели с пулеметами/автопушками/гранатометами в качестве противопехотного и противо-дронового вооружения (вторая функция в современных условиях вполне может являться приоритетной)
2. Пусковые установки для управляемых многоцелевых ракет с лазерным либо электрооптическим наведением (противотанковых и противодроновых)
3. Пусковые контейнеры для запуска тактических ударных дронов и барражирующих суббоеприпасов (типа «Ланцет»/«Switchblade»)
4. Взлетные площадки для запуска FPV-дронов для разведки и решения тактических задач. В случае использования дронов-мультикоптеров, способных к возврату и вертикальной посадке — также посадочные площадки с системой захвата и фиксации шасси дрона для перезарядки и повторного использования.
5. Лазерных и мазерных систем энергетического вооружения (установка которых облегчается электрической силовой установкой танка — генерирующей большое количество электроэнергии)
Каждый модуль вспомогательного вооружения самодостаточен и изолирован от остальных в своей взрывозащитной «ванне». От танка он получает только электропитание и канал обмена данными с общей системой управления.
* Система управления огнем танка-20ХХ в первую очередь обеспечивает оборону танка от потенциальных угроз с любого направления. Основой ее является расположенная на башне РЛС с фазированной антенной решеткой миллиметрового диапазона. Четыре распределенные антенны обеспечивают радару 360-градусный полусферический обзор в пространстве вокруг танка. Эта система дополняется 360-градусным комплексом ИК-камер и детекторов радиоизлучения, обеспечивающих пассивное слежение и обнаружение угрожающих танку объектов.
Помимо башенных систем кругового обзора, танк-20ХХ также оснащен телескопической башенкой-мачтой со смонтированным на ней электро-оптическим комплексом и лазерным прицелом в шаровой турели. Пушка танка оснащена термографической камерой с высокой степенью оптического и электронного увеличения, и лазерным дальномером. Наконец, по бокам башни имеются две сенсорные башенки со стабилизированными панорамными камерами для независимого поиска целей.
БИУС танка-20ХХ полностью «виртуализирована» (т.е. представляет собой виртуальную машину, эмулируемую на внутренних процессорах танка, и не нуждается в физической модернизации для подключения нового оборудования) и обеспечивает как взаимодействие экипажа танка с собственными системами вооружений, так и интеграцию боевой машины с сетью батальона и выше. Обмен данными в реальном времени осуществляется как через стандартную цифровую радиосеть, так и через узколучевую связь — с использованием танковых радаров для генерации коммуникационных лучей в пределах видимости — и через терминал низкоорбитальной спутниковой системы. Значительные серверные мощности позволяют использовать танк-20ХХ как узел ретрансляции/управления для союзных сил в пределах радиогоризонта.
* Защита танка, как уже упоминалось выше, строится вокруг идеи «добронирования». Лобовая часть корпуса и лоб башни танка имеют встроенное многослойное разнесенное композитное бронирование NERA поверх гомогенной стальной плиты (на случай попадания каморного артиллерийского снаряда). Борта и тыл корпуса и башни — при использовании танка в штурмовых операциях — до-бронируются композитными броневыми модулями, вставляемыми в предусмотренные конструкцией пазы между двумя слоями стальной брони.
(так как танк-20ХХ обладает избытком электроэнергии ввиду применения электрического привода, то вполне возможным выглядит использование электромагнитной реактивной брони — использующей мощный электрический разряд между наружными и внутренними плитами для нагрева и разрушения кумулятивной струи)
Пассивная и динамическая броневая защита дополнена встроенной активной — пусковыми установками для «софт-килл» (ложных целей и постановщиков завес) и «хард-килл» (противоракетных перехватчиков) по периметру башни.
* Силовая установка танка состоит из четырех многотопливных турбогенераторов, расположенных парами в носовой и кормовой части корпуса. Такая компоновка позволяет исключить возможность полного выхода из строя силовой установки от одного пробившего броню танка попадания. Так как движитель танка-20ХХ — линрейл (тм) — полностью электрический, то распределенная конструкция силовой установки не представляет собой критической проблемы с точки зрения передачи мощности.
* Экипаж танка-20ХХ размещается в наиболее защищенной части корпуса — центральной, непосредственно под основанием башни. Броневая капсула экипажа герметизирована, защищена от поражающих факторов ОМП и имеет дополнительную бортовую противокумулятивную защиту на случай атак дронов в борта танка. Вход и выход членов экипажа осуществляется через кормовой тоннель, проходящий между кормовыми турбогенераторами (имеется также аварийный эвакуационный люк в днище машины).
Экипаж состоит из четырех человек:
1. командир танка (он же оператор бортовой БИУС)
2. механик-водитель
3. первый оператор вооружения (специализируется на вооружении непосредственно танка)
4. второй оператор вооружения (специализируется на оперировании носимыми дронами, ракетами и т.д.)
Для эффективной работы экипажа, БИУС танка берет на себя функции обнаружения, предварительной идентификации и каталогизации целей, а также выработки огневого решения по представляющимся наиболее приоритетными. Самообучающаяся компонента в составе БИУС позволяет ей «накапливать опыт» и повышать эффективность идентификации на основании взаимодействия с экипажем и позитивных/негативных подтверждений предлагаемых БИУС планов действий.
Вот в целом как я представляю себе бронированную машину поля боя относительно просматриваемого будущего. Безусловно, танк-20ХХ, это не более чем набор предположений и возможных путей их решения с современных представлений. Развитие технологий вполне может сделать высказанные тезисы устаревшими задолго до того, как появится возможность (и намерение) воплотить их в металле.
Основной задачей моего материала было обрисовать как лично я представляю себе эволюцию бронетехники в ближайшем будущем. Эта точка зрения, разумеется, небесспорна — но все же достаточно аргументирована.
P.S. Идея моего линрейла (тм), кстати, выглядит вполне интересной в плане движителя для футуристической техники в фантастике… Обычно воображение авторов не уходит дальше банальных гусениц даже в отдаленном будущем, и даже на гигантских машинах, где гусеничные ленты смотрятся уже… нелепо (пример — «Боло» Кита Лаумера или «Огры» Стива Джексона). Футуристический супертанк, который резко теряет в подвижности от одного попадания по ходовой, согласитесь, выглядит как-то уныло. Линрейл (тм) позволяет решить эту проблему…