Смог бы человек создать цивилизацию на Земле юрского периода?
Статья с канала «Цитадель адеквата» на яндекс-дзене.
Вопрос может показаться странным, но задаётся он в рамках мысленного эксперимента, обратного тому, что рассматривался в статьях цикла «Если бы» ранее. Не вымершие животные переносятся в современную биосферу, пытаясь найти себе место в экосистеме, а человек – в прошлое. Далёкое. Геологическое. Уже были рассмотрены нижний палеозой, девон, карбон, пермь. И теперь – юрский период. Эпоха динозавров.
Напомнить надо, разве что, условия эксперимента. Во-первых, не учитывается разница в составе атмосферы. A priori она пригодна для дыхания. Во-вторых же, под «человеком» подразумевается неолитическое племя, изначально достаточно многочисленное и располагающее «новокаменными» технологиями: умеющее обжигать горшки, делать топоры из шлифованного камня и луки.
…Соответственно, вопрос, выживут ли люди среди динозавров, едва ли достоин рассмотрения. Среди мамонтов выживали, – а там ещё и холодно было. На Земле юрского периода первобытный охотник не встретился бы с серьёзными вызовами. Голодный тираннозавр, конечно, может быть опасен для человека. Но человек для него – опаснее. Большой? Так и китов гарпунами убивали.
Кстати, коль скоро речь о юрском периоде, и не о «парке», а о планете, то тираннозавров ещё нет. Даже само семейство тираннозаврид появляется лишь в позднем мелу, самые же известные его представители жили уже в самом его конце – маастрихте. В эпоху краткую, но настолько особую, что, пожалуй, она заслуживала бы рассмотрения в ранге отдельного периода… Но, не суть. Речь об условных «тираннозаврах» – огромных, хищных тероподах. Такие в юре уже были.
…То есть, человек выживает, – выживал в куда менее гостеприимных местах, чем земля динозавров, – и расселяется по планете столь же стремительно, как расселялся по Американскому континенту, – расширяя ареал со скоростью 10 километров в год. Быстро занимаются все континенты, в том числе и путём преодоления океанов. Сухопутный мост в Америку требовался в мезолите, а у нас – неолит и можно строить лодки… Полинезийцы этим неплохо пользовались… Благо, есть из чего строить. Дерева вокруг – море. А ведь рассмотрение началось с эпох, когда и древко копья изготовить было бы не из чего. И даже не на чем трилобита пожарить.
И на этом этапе возникает первый интересный вопрос. Человек выживает. А динозавры? Расселение первобытных охотников неизменно приводило к вымиранию мегафауны. Динозавры же… не мегафауна. Не имеют специфической уязвимости являющейся обратной стороной гигантизма в эпоху млекопитающих. Кайнозойские гитанты защищённые своим размером от хищников производили мало потомства, – без учёта возможных потерь. Но – поскольку заботились о нём и могли защитить. Динозавры же независимо от размера полагались лишь на число отложенных яиц… Нельзя исключить даже, что появление людей не скажется на численности именно динозавров гигантских. Их молодь в любом случае выбивалась сначала мелкими, потом средними хищниками. Если на неё начнёт охотиться и человек, пострадают от неравноправной конкуренции именно средние хищники.
А зачем пытаться убить гигантского динозавра, если есть мелкие, уязвимые для стрел из лука? Тут надо вспомнить, что люди палеолита, невзирая на риск, добывали мамонтов, поскольку не имели ещё метательного оружия, необходимого для охоты на мелкую, безобидную, но подвижную дичь.
Охотиться на животных мезозоя проще, чем на современных. Вопросы вызывают перспективы развития. Не факт, что какие-то из динозавров подойдут для одомашнивания. Можно отметить, что человек неолита был весьма разборчив в данном отношении, найдя, например, на Американском континенте только лам и индеек. Но млекопитающие юрского периода и на лам не тянули… С другой стороны, чем тероподы так уж сильно от индеек отличаются?
…То есть, с развитием скотоводства предвидятся проблемы. Скорее всего, даже преодолимые сами по себе. Однако, для возникновения идеи «пленения» животных, – а там и земледелия, – уже необходим переход к оседлости. Предпосылки же для такового создаёт собирательство. А с этим – совсем плохо.
Не то чтобы в юрский период, – когда цветковые растения едва возникли, – собирать было нечего совсем. Хвойные растения уже были. А следовательно, и шишки. Но где это основой рациона становились семена хвойных? Были уже саговники, – пальмы, сердцевина которых, именно, составляла основу рациона некоторых племён на современной Земле… Однако, речь о саговниках современных. Грибы, кстати, уже пошли, – то что мы сейчас называем «грибами» – с «ножкой» и «шляпкой» – появляется в самом конце юры – 150 миллионов лет назад. Однако, едва ли их много, и далеко не факт, что первые грибы были в какой-то мере питательны.
…На земле мезозоя нет, вообще, очень многого. Не только семян, плодов и орехов, но и корневищ почти нет. Постоянно жаркий и влажный климат, а значит, почти полное, кроме приполярных районов, отсутствие сезонности, означало, что у растений не имелось необходимости создавать запасы для быстрого роста весной. Данную особенность планета, кстати, сохраняла до неогена.
Даже мёда нет. Откуда мёд без цветов… как и без пчёл, впрочем. Появляясь в юрский период общественные насекомые добиваются успеха, опять-таки, только 20-30 миллионов лет назад.
Таким образом, в юрский период люди могли бы заселить разделённые пустынями и горами леса, – в какой-то мере болота, и повсюду острова и морское побережье. Но источником пищи оставались бы охота и добыча морских ресурсов (причём, лишь последняя создавала бы предпосылки для оседлости). При этом, и на суше основным средством передвижения оставались бы лодки, и люди не уходили бы далеко от берегов рек… Ибо тут надо вспомнить про климат мезозоя – очень жаркий. Влажность и духота привязывают жителей Амазонии к рекам, над руслами которых есть хоть какое-то движение воздуха.
источник: https://dzen.ru/a/Zk7Kcu9EfT1zSu_q