Юрий Пашолок. Истребитель танков с самым мощным орудием

15

Юрий Пашолок. Истребитель танков с самым мощным орудием

История FV 4005, английского истребителя танков с самым мощным орудием

Английское танкостроение очень часто порождало довольно странные боевые машины. Результатом стало то, что более-менее догнать основные танкостроительные страны англичанам удалось уже после окончания Второй мировой войны. Отчасти можно сказать, что с Centurion им повезло случайно. Об этом говорит и то, что происходило в английском танкостроении после окончания войны. Основная масса боевых машин, которые проектировались в тот период, так и не добрались до стадии постройки опытных образцов, не то, что до серийного производства. Да и те, что построили, получились, в основной своей масса, странными. Касалось это не только танков, но и самоходных артиллерийских установок.

FV 4005 Stage 1

FV 4005 Stage 1

50-е годы стали временем заката классических, пушечных истребителей танков. Отметились на этом поприще и англичане, причем сделали они это, можно сказать, с размахом. Они смогли хоть в чем-то превзойти все остальные страны. Финальным аккордом стала самоходная артиллерийская установка FV 4005, которая оказалась обладательницей самого мощного танкового орудия в истории. С этой точки зрения данная боевая машина остается непревзойденной, правда, назвать это достоинством можно с большой натяжкой.

Данная конструкция была реализацией четвертого варианта носителя 183-мм орудия Ordnance QF L4

Данная конструкция была реализацией четвертого варианта носителя 183-мм орудия Ordnance QF L4

История данной боевой машине восходит к 1950 году. В это время английское Военное Министерство инициировало разработку нового орудия, которое поражало воображение. До того самое мощное орудие для гусеничного шасси разработали немцы, да и то, систему калибра 173 мм так и не построили. Англичане же не стали мелочиться и взяли для орудия Ordnance QF L4 калибр 7,2 дюйма (183 мм). Появилось данное орудие не на пустом месте. К тому моменту появились тактико-технические требования на систему, способную поражать на дистанции 1830 метров броню толщиной 152 мм, установленную под углом 60 градусов.

Орудие получило систему, упрощающую заряжание

Орудие получило систему, упрощающую заряжание

Самое интересное, что столь мощное мега-орудие предполагалось использовать для борьбы с… ИС-3. Данный танк за рубежом довольно долго считался образцом того, как выглядит современная броневая защита. То, что ИС-3 давно снят с производства, англичане не знали. Но на фоне обострения ситуации в 1949 году и начала войны в Корее работы по средству борьбы с ИС-3 форсировали. Жаль, что у нас не сделали партию ИС-7 и не прокатили по Красной Площади. Можно только представить, какие средства борьбы с ними могли разработать.

Впрочем, отсутствие хоть какой-то защиты усложняло жизнь расчету

Впрочем, отсутствие хоть какой-то защиты усложняло жизнь расчету

Ordnance QF L4 удовлетворяла новым требованиям с запасом. Первоначально речь шла о калибрах 155 и 165 мм, но генерал-майор Стюарт Роулинс посчитал, что 183 мм — самое оно. Дело в том, что орудие вело огонь бронебойно-фугасными снарядами (HESH, или High-Explosive Squash Head), а 165-мм снаряда показалось недостаточно. Поэтому и выбрали более крупный калибр. Масса снаряда составила 72,5 килограмма, такой штуковины хватало с запасом, чтобы поразить любой танк того периода. Правда, имелась масса нюансов. Во-первых, при такой массе снаряда его заряжение вызывало проблемы. Во-вторых, при стрельбе возникала сила отдачи в 87 тонн. Так что требовалось соответствующее шасси.

Еще до постройки было решено, что FV 4005 Stage 1 будет промежуточным решением

Еще до постройки было решено, что FV 4005 Stage 1 будет промежуточным решением

9 ноября в Военном Министерстве состоялось совещание, посвященное «повозке» для Ordnance QF L4. Всего предложили 4 варианта решения вопроса. Первым решением стал FV 215 Gun Tank No.2, или FV 215, фактически танк с использованием шасси FV 200 (позже FV 214). Второй вариант подразумевал САУ с ограниченным сектором обстрела. Третий путь — это САУ с круговым сектором обстрела, но минимальной броневой защитой. Наконец, четвертый вариант, который утвердили 30 января 1951 года, имел круговой сектор обстрела, но вообще без броневой защиты.

На САУ обкатывали орудие

На САУ обкатывали орудие

Идея с запасным вариантом проекта оказалась здравой, поскольку FV 215 Gun Tank No.2 так и не вышел за стадию полноразмерного макета. А вот по САУ, получившей обозначение FV 4005, работы двигались довольно быстро. Связано это было с тем, что шасси не требовалось строить с нуля. За основу брался серийный Centurion Mk.3, который немного дорабатывался. В носовой части ставился складной стопор орудия по-походному, а в корме предусмотрели опускаемый сошник. Концепция оказалась очень схожей с еще одним опытным истребителем танков — FV4004 Conway.

Эскизный проект FV 4005 Stage 2

Эскизный проект FV 4005 Stage 2

Достаточно быстро разработали и орудийную часть FV 4005. Поскольку было понятно, что столь тяжелые снаряды заряжать вручную является непосильной задачей, на Vickers решили использовать уже имеющиеся наработки по системе механизации заряжания. За основу взяли наработки по 102-мм зенитной системе QF 127/58 SBT X1, она же Green Mace. На платформе справа разместился механизм подачи снарядов, а слева размещалась укладка для зарядов. Они, кстати, тоже были совсем не легкими — весили 32,8 кг. Механизация была не полной, но двое заряжающих более-менее справлялись. Работать им приходилось стоя, причем имелась не нулевая вероятность свалиться с платформы.

Системы подачи снаряда с земли

Системы подачи снаряда с земли

Следует отметить, что четвертый вариант проекта установки Ordnance QF L4 уже в 1951 году считался временным решением. По ходу проектирования стало очевидно, что хоть какая-то защита для расчета всё же нужна, кроме того, получившаяся система подачи снарядов была громоздкой. В результате исходный проект FV 4005 переименовали в FV 4005 Stage 1, а на свет появился вторая версия, FV 4005 Stage 2. Первая машина, которую ожидалось получить к концу 1951 года, становилась стендом для отработки орудия.

Данный образец был похож на серийное изделие

Данный образец был похож на серийное изделие

Поначалу в Министерстве Снабжения оптимистично считали, что FV 4005 Stage 2 будет готова в марте 1952 года, но работы затянулись. Дело в том, что установку орудия пришлось делать заново. Вместо кольцевого механизма отката FV 4005 Stage 2 получила традиционную систему, с гидравлическими цилиндрами. Вместо платформы появилась полноценная башня, изготовленная из листов толщиной 14 мм. Сварная башня не только защищала расчет от огня стрелкового оружия, но и заметно упростила размещение расчета.

При стрельбе орудие весьма так качало

При стрельбе орудие весьма так качало

Совершенно иначе был решен вопрос размещения боезапаса. Боекомплект сократили до 12 выстрелов, при этом от механизированной укладки отказались. Снаряды разместили на правом борту рубки, а орудие получило досылатель. Заряды оказались на левой стенке рубки. При этом большой проблемой столь маленький боекомплект не считался. Явно предусматривалась работа с быстрой загрузкой боезапаса снаружи, для чего предусматривались «рельсы» и тележка.

Цели, впрочем, от этого было не легче

Цели, впрочем, от этого было не легче

К марту 1956 года FV 4005 Stage 2 прошла два этапа испытаний. Первый предусматривал серию из 32 выстрелов, далее последовала серия из 131 выстрела. Перед стрельбой опускался сошник, кроме того, выстрелы производились снаружи. Внутри боевого отделения разместили манекены, на всякий случай. В целом испытания дали положительный результат. При обстреле танка Centurion первое попадание машину «раздело», а вторым снесло башню. Похожие результаты дал и обстрел Conqueror.

САУ на шасси от другого танка в Бовингтоне

САУ на шасси от другого танка в Бовингтоне

Главной проблемой являлось то, что при стрельбе машину весьма существенно шатало, даже при опущенном сошнике. Во время стрельбы при угле возвышения 0 градусов раскачка носовой части машины достигала 22 см, а кормовой 12 см. Максимальные колебания достигались при возвышении 3 градуса и составили 27 см носовой части и 19 см кормы. При таких показателях наличие вращающейся башни было скорее опциональным решением. Может и не перевернуло бы, но про точность говорить не приходилось.

Сейчас САУ находится на реставрации

Сейчас САУ находится на реставрации

Впрочем, главной причиной, почему FV 4005 Stage 2 осталась опытной, стала ситуация вокруг ракетного вооружения. В 1956 году управляемые противотанковые ракеты были успешно применены в ходе Суэцкого кризиса, что дало мощный импульс для их развития. Приоритетной разработок стали противотанковые ракеты Malkara, разработка которых началась еще в 1951 году. Что же касается FV 4005, то данную программу закрыли в августе 1957 года. Зачем строить мега-дрыну, если того же результата можно достичь ракетой, которая еще и точнее?

Внутри боевого отделения

Внутри боевого отделения

От FV 4005 Stage 2 сохранилась башня, которую установили на шасси Centurion Mk.8. До прошлого года данный кентавр являлся одним из экспонатов открытой площадки перед въездом в Танковый музей, Бовингтон. Сейчас идет процесс реставрации, на Tankfest-2024 машина ожидается уже в ходовом состоянии. Она явно заслужила место в музейной экспозиции. Как-никак, самая мощная противотанковая САУ в истории.

Список источников:

      1. The Tank Museum
      2. The Centurion Tank, Bill Munro, The Crowood Press Ltd, 2005
      3. https://tanks-encyclopedia.com/coldwar/uk/fv4005-stage-i-ii/

источник: https://dzen.ru/a/ZjiQ2m03ZVpSfREm

Подписаться
Уведомить о
guest

3 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account