Десять полуторок по цене одной
Одна из самых больших проблем РККА это нехватка автотранспорта и тракторов. Они необходимы и для моторизованных и танковых дивизий, и для снабжения запасов армии из тыловых складов и железнодорожных станций, а также для буксировке артиллерии. Некоторые посетители сайта предлагают производить машины вместо танков, освободить ГАЗ от второстепенных заказов, и не производить легкие танки и САУ, чтобы хоть как то поднять выпуск грузовиков. Да и само руководство СССР признало проблему транспорта заказами студебекеров. Так что задача ясна – с наименьшими затратами выдать РККА как можно больше грузовиков и тракторов. Вариант с супертехнологичными альтернативными машинами, и вытягиванием дополнительных ресурсов для автомобильных заводов это слишком просто, эту проблему можно если не решить, то значительно облегчить и административными методами. Для начала нужно понять что самое нужное армии, и как считать автопарк неодинаковых машин? Есть два основных показателя автотранспорта – количество машин и тонно – километры.
Тонно – километры это важная логистическая величина – сколько груза может доставить автопарк на дистанцию в один километр, пока не выработает весь свой ресурс. И в таком разрезе улучшить что-то тяжело – советский автопарк имеет большое количество машин, но с небольшой грузоподъемностью и скоростью. Моторесурс этих машин тоже не впечатляет, в этом направлении возможны лишь небольшие улучшения без вложения кучи ресурсов. Основная потребность в перевозке гор грузов на большие расстояния появилась в РККА в 43 году, когда в ходе наступления армия отрывалась далеко от своих железнодорожных станций, тогда же СССР почувствовал и дефицит паровозов, вызванный боевыми и эксплуатационными потерями во время долгой войны, ведь они почти не пополнялись. Если РККА не будет отступать так далеко, раньше перейдет в решительное контрнаступление, то такого серьезного дефицита автотранспорта как в 44-45 не будет.
А вот количество автомобилей легко можно поднять в разы в действующей армии. А именно о малом количестве грузовиков, без привязки к моторесурсу и жалуются, когда говорят о РККА — а именно о танковых и моторизованных частях. Мобильные части съедают огромное количество машин, но подвижные дивизии используют их не очень активно, особенно танковые, в которых возможности марша ограничены ресурсом двигателя, гусениц, трансмиссии – не зря сейчас активно используют прицепы для перевозки танков. В таких частях грузовики часто долго ждут, пока часть стоит в тылу в резерве или ведет позиционные бои на передовой, они используются только во время экстренного перемещения для затыкания дыры во фронте или напротив входа в прорыв фронта противника, когда въезжают в разрыв и развивают атаку. Для мотопехоты, которой так сильно не хватало советским мехкорпусам, полуторка прекрасно подходит как транспортное средство для пехотных частей. Она технологична, за счет пехоты, которая может ее толкать и небольшого веса она очень проходима, достаточно скоростная.
Так каким образом можно в разы нарастить количество полуторок без больших затрат? Для начала следует отметить, что моторесурсу грузовиков СССР в предвоенный период хватало примерно на 3 года. При этом известно что полуторки могли служить десять и более лет, если их не гонять в напряженном режиме – в то время машин было мало, поэтому каждая работала без простоев и быстро изнашивалась. Как известно машина от выработки ресурса ломается не вдруг, и вполне можно сказать, что какая-нибудь машина проедет еще тысячу километров, или нет.
Мое предложение — для народного хозяйства, в случае доведения машины до ремонтонепригодного состояния налагается штраф, чтобы избавиться от изношенной но еще живой машины ее через специальную военную комиссию передают в армию. Перед передачей наиболее изношенные детали заменяются новыми или почти новыми и в комиссии обкатываются, после чего отправляются на консервацию в автобаты мехкорпусов внутренних округов, которые имеют полный комплект техники и командиров, а личный состав набирают в ходе мобилизации. Похожая схема практикуется в армии с ИРП и разными государственными зерновыми резервами, супермаркетах и подобных организациях – где продукция после производства попадает на склад, и если не понадобилась то через год, или больше заменяется на новую, а старая в первую очередь потребляется.
Таким образом, можно не только дать танкам мотопехоту, но по этой же схеме можно обеспечить артиллерию тягачами – сельскохозяйственными тракторами. Можно будет предоставить артиллерийским частям двойной комплект тягачей, что особенно важно при отступлении. Так если на батарею из 4 орудий есть 4 тягача, то в случае поломки тягача придется уничтожить и тягач и пушку, чтобы врагу не досталось. А это не только уменьшение количества пушек, но и потеря тягачей, еще сильнее обостряющих проблему транспорта и приводящих к потерям новых пушек и тракторов. А если к батарее из 4 орудий добавить еще 4 трактора, которые в обычной ситуации будут тянуть, например, прицепы с боеприпасами для пушек, весом примерно как сама пушка. А в случае поломки трактора один запасный трактор станет тянуть пушку, а другой будет тянуть сломанный трактор. Прицепы можно разгрузить и тянуть пустыми и парой лошадей, боеприпасы можно расстрелять по противнику, в крайнем случае сбросить и взорвать. Таким образом не теряется ни пушка ни тягач. В больших артиллерийских частях – дивизиях и корпусах можно обойтись и полуторным комплектом тягачей, там вероятность одномоментного выхода со строя 25% тракторов очень сомнительна.
Серьезная проблема этой схемы – необходимость обучения шоферов для всего этого парка, потому что шоферов мирного времени как раз хватит на мобилизованный автотранспорт. Выходом из этой ситуации является подготовка водителей как отдельной специальности в армии. Не шоферов, а именно водителей, умеющих более или менее передвигаться в автоколонне с многометровыми промежутками между машинами. Научить так ездить можно и ребенка, я сам научился ездить на машине менее чем за час, за неделю в колонне передвигаться научился бы не хуже профессиональных армейских водителей. Главное отличие водителя от шофера – он не сможет легко отремонтировать свою машину при незначительных неполадках – для борьбы с этим будет часть опытных шоферов, которые будут управлять водителями и помогать им, и ремонтники, которых у мехкорпусов хватает, и со временем водители постепенно станут шоферами. Будут учиться на ходу и на практике, прямо в ходе войны. В таком случае дополнительным преимуществом станет большое количество людей, знакомых с техникой, принимающих участие в послевоенном восстановлении страны.
Другой проблемой такого подхода будут критерии для машин – народное хозяйство будет пытаться впарить армии металлолом на колесах, а армия захочет брать только машины в хорошем состоянии. Эту систему можно балансировать, в зависимости от того, куда она склоняется на практике, главное создать ситуацию, когда трансфер машин будет необходим обеим сторонам — штрафы за износ до конца машин народным хозяйством и нехватка машин для военных. В общем в приеме с браком и ненадлежащих характеристик была похожая проблема – она касается всего уходящего в армию, и военную приемку никто не отменяет.
Третьим спорным моментом станет почти полное отсутствие специализорованого армейского тягача и грузовиков повышенной проходимости. А также специальных машин типа топливозаправщиков. Какая то часть спецтехники будет смонтирована на шасси повышенной проходимости и достанется армии в новом состоянии, также и самые мощные и скоростные тягачи специальной постройки. Основная часть грузовиков будет из б/у, и это будет дополнительным поводом перейти с автоцистерн на канистры и из самоходных РСЗО на буксируемые, и эти изменения я считаю скорее положительными.
Важным преимуществом в использовании таких полудохлых машин и тракторов — их не особо жалко потерять. Разбомбили фашисты? — не жалко. Сломался при отступлении, и евакуировать нечем? — поджечы, а дальше пусть немцы сами с ними металлоломом мучаются. Случайно утопили в речке при переправе? — все равно бы завтра сломался окончательно.
Важным вопросом по поводу такого автомобильного секондхенда является уход за машинами – если они поржавеют на стоянках за время ожидания войны, то экономика просто потеряет честь денег, вложенных в машину. Автопарк можно законсервировать, тогда потребуется определенное время для приведения их в рабочее состояние, что заставляет их держать во внутренних округах. Можно держать во внутренних округах такие законсервированные автобаты, которые после расконсервации превратят одну из стрелковых дивизий в моторизованную. Будущую моторизованную дивизию можно либо мобилизировать за время расконсервации, либо отправить воевать пешком, с намерением впоследствии снова ее моторизовать.
Альтернативой консервации есть постепенное не очень активное использование. Это хоть и приведет к частичным поломкам техники, но это позволит держать механизированные корпуса держать в полной боевой без мобилизации.
Внедрение такой системы позволит передать РККА большое количество автотранспорта для подвижных дивизий, которые при условии надлежащей связи и разведки могут и переломить ситуацию летом 41 года и значительно улучшить результаты войны для СССР. Тракторы избавят от РККА проблем с тягачами для пушек большого и среднего калибра.