Россия на Средиземном море или как Российский Императорский Флот в «луже» между Европой и Африкой купался
Заинтересовался вопросом российского военно-морского присутствия на Средиземном море в межвоенный период, то есть между русско-японской войной и первой мировой (1906-1914). И оказалось, что оно было очень приличное, состояло оно из двух состовляющих:
- отдельного отряда судов на Средиземном море или отдельные суда несущие службу на Средиземном море;
- отряд судов, назначенных для плаванья с корабельными гардемаринами, еще используется определение Балтийский отряд (может это разные подразделения, а может разное название одного и тогоже, я запутался).
Первый это, как правило, канонерки Балтийского или Черноморского флота и иногда миноносцы, а также ряд вспомогательных судов. Было их не мало, кстати, посмотрим, как они распределялись в хронологии:
- Миноносцы типа «улучшенный Уссури» № 212 и 213 ‑ февраль 1904-июль 1907;
- Миноносец «Резвый» типа «Сокол»‑ январь 1905-август 1906. Правда он там «затусовался», потому что просто со второй Тихоокеанской эскадрой не дошёл до Цусимы и проторчал в Тулоне и нет уверенности что он входил в состав отряда. Кстати «Пронзительный» вообще оказался в Джибути;
- Канонерская лодка Черноморского флота «Кубанец ‑ апрель 1909-ноябрь 1911;
- Канонерская лодка Черноморского флота «Запорожец» ‑ март 1906- ноябрь 1906;
- Канонерская лодка Черноморского флота «Уралец» ‑ август 1908-май 1909, сентябрь 1912-ноябрь 1913;
- Канонерская лодка Черноморского флота «Донец» ‑ ноябрь 1911- октябрь 1912;
- Канонерская лодка Черноморского флота «Терец» ‑октябрь 1913-июль 1914;
- Канонерская лодка Балтийского флота «Храбрый» ‑ август 1899-август 1906;
- Канонерская лодка Балтийского флота «Хивинец» ноябрь 1906- июнь 1912, октябрь 1912- 1913. Промежуток в 4 месяца связан с тем, что канонерка проходила ремонт в Севастополе.
Данные по нахождению черноморских канонерок я собирал по частям, поэтому допускаю, что какую то упустил. Тем не менее, как видим почти всегда на службе было 2 канонерки, а иногда и 3. Красили их в типовую окраску «средиземноморской станции», т.е. белый низ, желтый верх. Пример показан на рисунке.
Известно, что иногда в состав отряда включали и крейсера. По крайней мере, по моему командир «Богатыря» (есть вариант, что им мог быть и командир «Авроры» не смог найти эту информацию, но может, кто поправит), стал командиром отряда, в который входили «Уралец», «Кубанец» и «Хивинец».
Вторая составляющая была еще более серьезная. Отдельный отряд судов, назначенных для плаванья с корабельными гардемаринами (с 1908 «Балтийский отряд»-пусть будет так, хотя первое название встречается и в 1913 году) который ходил в том числе и в Средиземное море. Хронология нахождения на Средиземном море следующая:
- приблизительно ноябрь 1906-февраль 1907 г.г. и декабрь 1907- февраль 1908 г.г. (ЭБ затем линкоры «Цесаревич», «Слава», БпКр «Богатырь);
- октябрь 1908-февраль 1909 г.г. ЛК «Цесаревич», «Слава», БрКр «Адмирал Макаров», БпКр «Богатырь», позднее присоединился БпКр «Олег»);
- октябрь 1909-март 1910 г.г. БпКр «Богатырь», «Диана», «Аврора», «Олег» (прибыл на Средиземное море в мае 1909). «Богатырь» в декабре 1909 уходил в Севастополь;
- август 1910 – октябрь 1910 г.г. ЛК «Цесаревич», «Слава», БрКр «Рюрик», «Адмирал Макаров», БпКр «Богатырь»,
- февраль-июль 1912 БпКр «Аврора»;
- ноябрь 1912 – июнь 1914 БпКр «Олег», «Богатырь».
То есть в год сильнейшие корабли Балтийского флота проводили почти ¾ времени на Средиземном море. Не совсем понятно почему такой провал в 1911 году, но тогда как раз формировали линейные и крейсерские бригады и возможно корабли нужны были на Балтике, для сплаванности экипажей. Хотя допускаю что я просто не нашел данных. Но все равно все таки внушительно, несмотря на изначально учебные цели. Как я понял они оставались в типовой серой окраске, например на превью и фото ниже крейсер «Олег» в Алжире в 1912 г.
Кроме того флот заработал и политические дивиденды, например помощь пострадавшим после землетрясения на Сицилии в 1908, тушение пожара в 1910 в Неаполе и так далее. В целом можно сказать, что единственная недоработка была в том, что морское ведомство положило на строительство специальных судов-стационеров для службы на этом театре и на то что бы превратить территорию, которая принадлежала России на о. Порос хотя бы в пункт базирования.