Сергей Махов. Юность английского флота

14

Вы когда ни будь задумывались, когда день рождения Английского Флота и что было в начале. Именно об этом статья ниже, признанного знатока истории Парусных флотов, Сергей Махова.

Содержание:

От Вильгельма Завоевателя до Столетней войны

Сначала все было просто.

Вильгельм I Завоеватель в 1066 году издал билль, согласно которому пять основных портов королевства несли денежные и иные повинности на создание флота. Согласно Вильгельму Пять Портов (Дувр, Гастингс, Хайт, Нью-Ромни и Сэндвич) в обмен на привилегии и уменьшение налогов должны были в случае необходимости выставить в море 57 кораблей. Понятно, что полностью снаряженными и с командами, но на два месяца. Далее король, если он продолжал использовать флот, был вынужден платить «по хорошей торговой ставке».

Прибытие Вильгельма Завоевателя в Англию.

Прибытие Вильгельма Завоевателя в Англию.

Но вскоре быстро выяснилось, что само существование Пяти Портов и вышеописанной договоренности препятствует развитию флота. То есть, грубо говоря – его размер ограничен 57 судами. А если надо больше?

И тот же самый Вильгельм Завоеватель придумал и еще одну вещь – арест и принудительный наём на службу королю. Всех находящихся в английских портах кораблей, если вдруг в этом возникнет нужда. Понятное дело, что когда отдавался приказ о всеобщем аресте, иностранные корабли принуждались к службе на тех же основаниях, что и английские, и эта практика продолжалась вплоть до первых лет правления Елизаветы I.

Ну а первые королевские корабли возникли при знаменитом принце Джоне – тот самый Иоанн Безземельный, знакомый нашему читателю по роману сэра Вальтера Скотта «Айвенго». Именно принц Джон ввел должности «хранителя королевских кораблей» (Keeper of the king’s ships) и «хранителя и губернатора Пяти портов» (Keeper and Governor).

Джон пошел на это не от хорошей жизни – Ричард Львиное Сердце, укатив в Палестину, так и оставался королем, то есть вооружать и собирать налоги на флот Пяти Портов мог только он, а у Джона был конфликт с баронами. Поэтому он и озаботился созданием собственно королевского флота. Правда, это не прошло ему даром – когда Иоанн стал полноправным королем, бароны восстали, вскоре в Англии высадилась французская армия вторжения, а Иоанн был вынужден подписать Великую Хартию Вольностей.

До правления Генриха III флот в основном состоял из парусных судов, и к тому времени многие из них имели две мачты, каждая из которых несла один парус. Преобразование торгового судна в боевой корабль осуществлялось путем оснащения его временными носовым и кормовым замками (форкасл и ахтеркасл), которые позже стали постоянными баком и ютом, добавлением «верхнего замка» или боевого марса и обеспечением надлежащего вооружения.

Несомненно, собственные корабли короля были более прочными и лучше приспособлены к бою внутренними устройствами, чем наемные торговые суда.

Возвращение Генриха III и Элеоноры Аквитанской из Гаскони в 1243 году.


Возвращение Генриха III и Элеоноры Аквитанской из Гаскони в 1243 году.

Именно со времен Иоанна Безземельного можно говорить хоть о каком-то королевском флоте. В XV и XVI веках «хранитель королевских кораблей» стал сначала клерком по морским вопросам (clerk of marine causes) потом клерком по флоту (clerk of the navy) и наконец в XVII веке – клерком актов (clerk of the acts). Это была первая военно-морская должность в Англии. Но вскоре возникли и другие.

Примерно в 1299–1300 гг. возникла еще одна должность – хранитель (или губернатор) моря (keepers or governors of the sea). Их было два – Хранитель Востока или Прибрежных вод (Narrow seas) и Хранитель Юга (этот дворянин или рыцарь отвечал за все боевые действия в Канале). Самое интересное, что снабжался и оплачивался флот из средств Гардеробных счетов (Wardrobe Accounts).

Примерно в это же время Эдуард I создал и Совет по флоту (Navy Board), в который входили все Хранители, коннетабль, казначей и сам король. И в начале Столетней войны английский флот заслужил много похвал.

Во времена Столетней войны

Однако уже в 1360–1370-е годы у англичан начались проблемы. Например, год смерти Эдуарда III характеризовался разграблением испано-французскими эскадрами Рая, Льюиса, Гастингса, Ярмута, Дартмута, Плимута, Фолкстона, Портсмута и острова Уайт. В 1378 году палата общин прямо вошла в конфликт с королевской властью, назвав причинами немощи английского флота потери и нищету, вызванные неуплатой или задержкой оплаты за использование кораблей, а также отсутствием компенсации за заготовку припасов и зипов. И в 1380 году король согласился, что все владельцы кораблей, нанятых на королевскую службу, будут получать компенсацию 3 шиллинга 4 пенса за тонну водоизмещения каждые три месяца, начиная со дня найма.

Поскольку такая сумма оказалась для королей неподъёмной, ее сначала пытались снизить до 2 шиллингов, потом до полутора, и проблемы с флотом все нарастали. Вместе с этим сокращался и флот торговый, что заставило короля Генриха IV принять указ, обязывающий английских подданных экспортировать и импортировать товары только на английских кораблях, причем большинство экипажей этих судов должны были являться подданными английской короны. Фактически, это была первая попытка Англии принять аналог Навигационных актов.

Битва при Слейсе, 1340 год.


Битва при Слейсе, 1340 год.

Эта мера повлекла увеличение английского торгового судоходства и постепенное снижение зависимости от Ганзы и ее перевозок, которые на 1406 год составляли до 70% от всего числа поставляемых и вывозимых товаров. Во времена же Генриха V английские корабли уже курсировали до Лиссабона и Марокко, а английские рыбаки ловили рыбу во всем Северном море вплоть до Исландии.

При Генрихе же V воспрял из небытия и военный королевский флот. Так, на 1416 год флот Генриха V насчитывал 17 коггов (самый большой – это 1 000-тонный Jesus of the Tower), 7 каррак, 2 барка и 12 балинджеров (balinger – мелкое рыболовное судно, в основном для охоты на китов). Тогда же Генрих V начинает строительство гиганта – Grace Dieu, корабля длиной 218 футов (66,5 метра) и шириной 50 футов (15,24 метра).

Вооружение составляло всего лишь три пушки, но форкасл и ахтеркасл были подняты на высоту до 50 футов с целью обстрела неприятельских кораблей лучниками и пращниками сверху вниз. Общее водоизмещение оценивается в 2 850 тонн.

Корабль так ни разу не был в море и в 1439 году затонул от удара молнии в реке Хэмбл.
Строительство такого большого флота не могло не отразиться на финансах короля, Генрих влез в большие долги, и после его смерти в 1422 году его имущество, включая королевские корабли, было в основном распродано по остаточной стоимости. При этом кредиторы Генриха V получили лишь 1 000 марок, остальные деньги от продажи новый король Генрих VI просто положил себе в карман.

Grace Dieu, реконструкция.


Grace Dieu, реконструкция.

Эта продажа флота спровоцировала слабость Англии на море, а английские берега стали грабить пираты. К тому же вскоре началась война Роз, и всю пиратскую вольницу очень часто возглавляли английские бароны.

Во время войны Роз

В 1432 году палата общин официально заявила, что датские корабли разграбили гавань Халла (Гуля) на сумму 5 000 фунтов стерлингов, а другие порты – на 20 000 фунтов стерлингов за один год, и потребовала выпустить каперские патенты для возмещения убытков.

В 1435 году Вильгельм Морфоут из Уинчелси подал прошение о помиловании, отсидев, как он саркастически выразился, «долгое время в Дуврском замке», он вышел в море со 100 людьми, чтобы атаковать врагов короля. Ему было трудно получить провизию, что, по-видимому, и привело его на путь пиратства, но вместо датских он начал грабить свои, английские же корабли.

«Вы используете свое судоходство, чтобы воевать с бедными купцами, грабить и отнимать у них их товары, и вы сами становитесь грабителями и пиратами»,
– так описал эту ситуацию современник.

Статутом Генриха V нарушение перемирия и охранной грамоты квалифицировалось как государственная измена, и чтобы как-то легализовать каперство, была введена должность Хранителя патента, которым должно было быть высокопоставленное лицо, имевшее доход не менее 40 фунтов стерлингов в год. Хранитель был одновременно и поручителем за капера, и если капитан становился на скользкий путь пиратства, Хранитель выплачивал за капера убытки.

При Генрихе VI нейтралам бесплатно предоставлялись охранные грамоты для погрузки товаров на корабли, и палата общин опротестовала это решение – ибо, по мысли парламентариев, за охрану надо платить. Правда, военный флот к тому времени был распродан за долги, и охранная грамота была только каким-то бумажным пожеланием к пиратам не грабить это судно. Понятно, что пираты гораздо больше боялись военных кораблей, а не каких-то бумажек.

Вместо строительства королевского флота Генрих VI прибегнул к найму кораблей на службу. Однако это оказалось гораздо дороже – так, в 1450 году наемный флот обошелся в 13 000 фунтов стерлингов, то есть в четверть от всего годового дохода короны, и казначейство заявило, что оно не в состоянии покрыть этот долг. В результате король деньгами выплатил только 2 844 фунта, а остальное отдал товарами, шерстью, какими-то активами и… правом сбора налогов на определенных землях.

Флот Генриха V.


Флот Генриха V.

Понимая, что такая ситуация была ненормальной, с 1455 года Генрих начинает сдавать свои немногочисленные суда в аренду купцам. Да, это приносило короне какую-то прибыль (например, уже упоминавшийся Jesus of the Tower принес короне 4 фунта 16 шиллингов и 4 пенса, но в том же плавании он погиб, так что прибыль не покрыла убытки).

В том же 1455 году началась война Роз, и флот был заброшен сильно и надолго.

В 1461 году Эдуард IV ввел измерение тоннажа кораблей в бочках с вином из Бордо. Одна бочка (tun) объемом 252 галлона и стала мерой грузовместимости, а позже – и водоизмещения, которое на тот момент определялось просто – сколько таких бочек мог взять на борт корабль. От названия этой бочки потом и произошло слово «тонна».

Эдуард IV решил восстановить военный флот и действовал весьма методично. В 1464 году вступил в силу закон о мореплавании, первый, одобренный короной со времен правления Ричарда II, и хотя срок его действия истек через три года, он стал залогом будущего и более эффективного законодательства. Говорят, что Эдуард сам занимался торговлей, и торговые договоры с Бургундией, Бретанью и Кастилией показывают, что он понимал, где находятся источники национального богатства.

Тем не менее королевские корабли стал покупать (а не строить) только Ричард III, в чье короткое правление было приобретено 8 судов, в основном во Франции и Испании. Однако в 1485 году в битве при Босворте Ричард был разбит, и на трон взошел Генрих VII Тюдор, он-то и заложил основы, которые позже позволили начать строительство прообраза регулярного флота.

Генрих VII и флот

Именно при Генрихе VII заработок матроса и солдата на кораблях был определен в шиллинг в неделю при нахождении в гавани, и шиллинг и три пенса в неделю в море. Дополнительно поставлялось и продовольствие, на которое выделялось шиллинг и полпенса в неделю. Матросы, рабочие верфей, лесорубы и все другие получали не только зарплату, но и паек. На сто человек на флагманских кораблях впервые были закуплены синие куртки – предтеча будущей униформы.

Капитан, высший офицер флота, получал три шиллинга и четыре пенса в неделю. Казначей и боцман – один шиллинг и восемь пенсов, квотермейстер – один шиллинг и шесть пенсов, стюард и кок – один шиллинг и три пенса. Это были портовые ставки, возможно, в море они были выше.

Джон Кабот на аудиенции у Генриха VII перед отплытием на поиск новых земель.


Джон Кабот на аудиенции у Генриха VII перед отплытием на поиск новых земель.

Например, когда корабль Sovereign совершил поход из устья Темзы в Портсмут, его поход занял 31 день. Капитан получил за это плавание 2 фунта 10 шиллингов, казначей – 14 шиллингов и 8 пенсов, квотермейстеры – по 10 шиллингов каждый, боцман – 16 шиллингов и 8 пенсов, стюард – 8 шиллингов, кок – 10 шиллингов.

Тем не менее англичане тогда еще не были морской нацией. Как писал испанский посол в Англии дон Фердинандо де Пуэбла – «английские моряки суть полные невежи и дикари».

Большое влияние на Генриха оказало открытие Нового Света, и английский король также решил присоединиться к поискам новых земель. Но это требовало строительства флота. И Генрих начал со строительства королевских верфей, именно при нем были построены верфи в Дептфорде, Портсмуте и Вулижде.

Король озаботился постройкой сухих доков и созданием логистики по доставке материалов на верфи, чем позже и воспользовался король Генрих VIII при строительстве первого Тюдоровского флота.

Главное, что сделал Генрих VII – он создал материальную базу. После себя он оставил семь королевских кораблей – две каракки «Sovereign» и «Regent», два мелких 80-тонных судна, которые проходили по реестру как галеры (galley), корабль «Michael», захваченный у шотландцев в 1488 году, каравеллы «Mary and John» и «Carvel Ewe».

Именно это и стало стартовой позицией Генриха VIII, который начал развернутую программу строительства большого флота.

Источник — https://topwar.ru/228701-junost-anglijskogo-flota.html

Подписаться
Уведомить о
guest

4 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account