Истребители Fokker D.III (М-19). Германия

15

Истребители Fokker D.III (М-19). Германия

В годы Первой Мировой войны авиастроительная компания Fokker Flugzeug-Werke GmbH (Fokker) создала не только наиболее известные немецкие самолеты-истребители того времени от E.I до E.III, Dr.I и D.VII, но и целую серию самолетов, которые оказались менее успешными. К числу неудачников относятся самолёты, спроектированные для компании Fokker в 1916 году её первым главным конструктором Мартином Кройцером – двухстоечные истребители-бипланы D.II (M-17Z) и D.I (M-18Z) – и изготовленные небольшими сериями. Кройцер лично летал на некоторых своих самолетах, что стало для него роковым. 27 июня 1916 года пилотируемый Мартином Кройцером истребитель D.I разбился, смертельно ранив авиаконструктора.

После гибели Кройцера в компании Fokker остались несколько разработанных им самолетов, которые строились или проходили испытания. Их дальнейшую разработку взял на себя Райнхольд Платц – нанятый в 1912 году Энтони Фоккером сварщик и затем инженер-авиаконструктор компании Fokker. Одним из уже построенных прототипов был Fokker M-19, который по сути представлял собой модифицированный истребитель D.II .В отличие от своего предшественника, оснащенного ротативным девятицилиндровым двигателем Oberursel U.I мощностью 100 л.с. (74 кВт), силовая установка прототипа M-19 состояла из одного ротативного двухрядного 14-цилиндрового двигателя Oberursel U.III, развивавшего мощность 160 л.с. (118 кВт). Новая машина также получила увеличенную площадь крыльев, поскольку она получила более крупные крылья истребителя Fokker D.I.

Конструктивно M-19 не отличался от своих предшественников: силовой набор фюзеляжа и хвостового оперения (оперение состояло из цельноповоротных рулей высоты и направления) были сварены из стальных труб. Из стальных труб были изготовлены основные стойки шасси и межкрыльевые стойки. Крылья самолета имели цельнодеревянный силовой набор. В качестве обшивки самолёта использовалось полотно. Из листового алюминия был изготовлен только подковообразный открытый снизу капот двигателя, расположенный в передней оконечности фюзеляжа. Таким образом, машина была концептуально основана на монопланах E.I – E.IV. С последним из них прототип M-19 соответствовал типу используемого двигателя и топливной системы. В серийном производстве вооружение истребителя состояло из двух 7,92-мм пулеметов LMG-08/15, произведенными на оружейном заводе в Шпандау. С целью усиления конструкции крыльев Райнхольд Платц обшил носовую часть крыльев фанерой и добавил три вспомогательные нервюры между двумя существующими нервюрами.

Fokker M-19 имел гораздо лучшие характеристики, чем D.I и D.II, а вооружение из двух пулеметов только усиливало боевой потенциал машины. Когда прототип M-19 успешно прошел испытания на прочность, ему было присвоено официальное обозначение D.III. Сразу после этого самолет был предложен знаменитому немецкому летчику-истребителю Освальду Бёльке, который 1 сентября 1916 года, еще до официальных типовых испытаний в Адлерсхофе, принял экземпляр №352/16. Машина Бёльке стала первым принявшим участие в боевых действиях истребителем Fokker D.III, и уже 2 сентября 1916 года Освальд Бёльке одержал свою двадцатую победу. Эта победа была одновременно его первым сбитым самолетом в составе вновь созданной 2-й истребительной эскадрильи (Jagdstaffel 2; Jasta 2). Однако Бёльке вскоре обнаружил, что его D.III не быстрее британского многоцелевого самолета Sopwith 1½ Strutter и значительно медленнее французского истребителя Nieuport 17 C-1. По этой причине Освальд Бёльке сменил Fokker D.III на созданный с ним одновременно истребитель Albatros D.I.

Всего с сентября 1916 по весну 1917 года Имперские военно-воздушные силы Германии (Deutsche Luftstreitkräfte) получили 159 истребителей Fokker D.III. К 1 января 1917 года на вооружении находилось всего 34 истребителя D.III, а в феврале уже только семь машин. Истребители D.III не имели элеронов и подобно предыдущим самолетам компании Fokker для поперечного управления использовали гоширование крыла. Эти самолеты имели внутрифирменное обозначение M-19F. Позднее в серийное производство была запущена версия с элеронами, получившая внутрифирменное обозначение M-19K.

Помимо Освальда Бёльке на самолётах Fokker D.III летали другие немецкие летчики истребители, такие как Манфред фон Рихтгофен и Эрнст Удет. Последний модифицировал свой D.III (№364/16), поместив на фюзеляж за верхним крылом муляж наблюдателя для отпугивания истребителей противника. Целью этой мистификации было заставить пилотов вражеских истребителей поверить, что перед ними двухместный самолет, оснащенный стреляющим назад пулеметом! Помимо этого, машина Удета получила по дополнительному лонжерону на бортах фюзеляжа, в результате чего первоначальное прямоугольное поперечное сечение изменилось после покрытия фюзеляжа полотняной обшивкой.

Рекомендации Освальда Бёльке, а также, несомненно, ненадежность двигателя Oberursel U.III, привели к снятию с вооружения истребителей Fokker D.III и выводу их из подразделений на Западном фронте. «Фоккеры» были заменены «альбатросами» D.I, D.II и D.III, а также истребителями-бипланами компании Halberstadt. Позднее самолеты Fokker D.III были переведены в авиацию территориальной обороны, эскадрильи одноместных истребителей (Kampf-Einsitzer-Staffel – Kest) которой стали приобретать все большее значение. В авиации территориальной обороны истребители Fokker D.III прослужили до осени 1917 года., но пилотам «фоккеры» не нравились. Некоторые Fokker D.III использовались в качестве учебных самолетов; десять из них в 1917 году были приобретены Нидерландами, несколько машин были поставлены Австро-Венгрии. Что касается D.III (№352/16) Освальда Бёльке, то этот самолет был частью экспозиции берлинского музея авиации, но был уничтожен в 1943 году во время налета бомбардировщиков союзников.

схема истребителя Fokker D.III

схема истребителя Fokker D.III

истребитель Fokker D III, No.365/16

истребитель Fokker D III, No.365/16

истребитель Fokker D III, No.365/16

истребитель Fokker D III, No.365/16

истребитель Fokker D III, No.365/16

истребитель Fokker D III, No.365/16

истребитель Fokker D III, No.365/16

истребитель Fokker D III, No.365/16

истребитель Fokker D III последней производственной серии с элеронами на верхнем крыле и шестиугольным в поперечном сечении фюзеляжем

истребитель Fokker D III последней производственной серии с элеронами на верхнем крыле и шестиугольным в поперечном сечении фюзеляжем

истребитель Fokker D III

истребитель Fokker D III

немецкий истребитель-биплан Fokker D.III (M-19K) последней производственной серии с элеронами на верхнем крыле и шестиугольным в поперечном сечении фюзеляжем. Представленный на рисунке истребитель летал на Западном фронте в конце 1916 года. Верхняя и боковая поверхности были покрыты неравномерными полями коричневого и темно-зеленого цветов, нижние поверхности были окрашены в относительно темный сине-зеленый цвет. Капот двигателя и носовая часть из листового металла были окрашены в черный цвет

немецкий истребитель-биплан Fokker D.III (M-19K) последней производственной серии с элеронами на верхнем крыле и шестиугольным в поперечном сечении фюзеляжем. Представленный на рисунке истребитель летал на Западном фронте в конце 1916 года. Верхняя и боковая поверхности были покрыты неравномерными полями коричневого и темно-зеленого цветов, нижние поверхности были окрашены в относительно темный сине-зеленый цвет. Капот двигателя и носовая часть из листового металла были окрашены в черный цвет

ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Тип: Fokker D.III

Назначение: истребитель

Статус: серийное производство

Компания-производитель: Fokker Flugzeug-Werke GmbH, Шверин, Мекленбург

Экипаж: 1 человек

Силовая установка: один ротативный двухрядный 14-цилиндровый двигатель Oberursel U.III, развивавший мощность 160 л.с. (118 кВт) и вращавший двухлопастный деревянный винт

Размеры:

размах крыльев 9,05 м
длина 6,30 м
высота 2,25 м
площадь крыльев 20,00 м²

Масса:

пустого самолета 452 кг.
взлетная 710 кг

Летные характеристики:

максимальная скорость 160 км/ч
время набора высоты
• 1000 метров 3 мин
• 4000 метров 20 мин
практический потолок 4725 м
продолжительность полета 1,5 ч

источник: Text: Jiří Hornát Výkres Stanislav Smékal «Letadla 14-18. Fokker D.III (М-19)» «L+K» 2/90, str.35/75

перевод впервые опубликован – https://vk.com/@710541705-istrebiteli-fokker-diii-m-19-germaniya

Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account