18

Другие части цикла

Осторожно! Документальная фантастика!

В тексте могут встречаться вкрапления альтернативной истории.

Военная реформа 1967 года. Часть 7.1. Танки

На вооружении и в производстве в конце 1960-х годов находились:

— основной боевой танк Т-64 со 115-мм пушкой 2А21 (выпускался на с 1964 года, 544 шт.),

— средний танк Т-62 со 115-мм пушкой 2А20 (выпускался с 1962 года, 5900 шт.),

— средний танк Т-55 со 100-мм пушкой Д-10Т2С (выпускался в различных модификациях с 1958 года, 10500 шт.).

Кроме того имелось большое количество танков снятых с производства, в том числе:

— тяжелый танк Т-10М со 122-мм пушкой М-62Т2 (выпускался в 1954-1966 годах, 1500 шт.),

— средний танк Т-54 со 100-мм пушкой Д-10Т (выпускался в различных модификациях в 1954-1966 годах, 16700 шт., из этого числа часть отправлена на экспорт),

а также еще более старые танки ИС-4, ИС-3, ИС-2, Т-44, Т-34-85.

После начала военной реформы и перехода на новые штаты армии требовалось иметь 38 000 танков, в наличии же танков современных образцов было 35 000 единиц. По плану производства в 1967-1968 годах от промышленности должны были поступить 600 Т-64, 3300 Т-62 и 1800 Т-55, поэтому нехватка танков была временным явлением. Это позволило полностью вывести из боевого состава все старые машины. Тяжелые таки были использованы для оборудования долговременных огневых точек на советско-китайской границе, Т-44 переданы на складское хранение, а “тридцатьчетверки” как и прежде в больших количествах передавались союзникам в виде военной помощи.

Хоть Дмитрий Фёдорович Устинов и пролоббировал запуск в серию нового танка своего друга Александра Александровича Морозова, военные этот танк приняли с настороженностью. Александр Александрович был человеком творческим, ему нравилось творить, создавать что-то новое, а вот доводить до ума свои конструкции терпения уже не хватало. Так было при запуске в серию Т-34 образца 1940 года, так было при принятии на вооружение Т-54 (потребовались экстренные меры по устранению многочисленных недостатков), так случилось и с Т-64. Дошло до того, что в 1964 году танк провалил государственные испытания. Но вопреки этому было начато его серийное производство, и он стал поступать в войска. Постановление о принятии на вооружение танка Т-64 последовало только 30 декабря 1966 года. Но и к этому времени далеко не все его недостатки были устранены. В результате В.И.Чуйков вынужден был принять “соломоново решение”: танк от промышленности принимать, но использовать его в частях дислоцированных на Украине — там где помощь разработчиков и производителей ближе всего. В результате все эти танки оказались в распоряжении 15-й общевойсковой армии Киевского военного округа и Харьковского танкового училища.

Военная реформа 1967 года. Часть 7.1. Танки

Т-62 поступали прежде всего в состав танковых дивизия дислоцированных за границей, а после их укомплектования — в войска Белорусского и Прибалтийского военных округов. Т-55 и Т-54 были сосредоточены в дивизиях внутренних военных округов. По оценке военных танк Т-62 был в состоянии на равных противостоять танкам вероятного противника, а вот Т-55 и Т-54 были слабее. 100-мм пушки этих танков не могли поражать лобовую броню тяжелых М-60 и “Чифтен” и уступали в подвижности легким “Леопард-1” и АМХ-30 (удельная мощность советских машин 15-16 л.с./т, немецких и французских — свыше 20 л.с./т). 

Тем временем с Запада приходили вести о начале совместной работы США и ФРГ над новым танком MBT-70, который по своим характеристикам превзойдет новейший Т-64. По условиям технического задания танк должен был обладать броней защищающей от поражения 115-мм оперенного бронебойного снаряда на дистанции свыше 800 метров. В тоже время новая пушка должна была обеспечить надежное поражение всех советских танков на дистанции до двух километров. Дизельный двигатель мощностью 1500 л.с. обещал придать 50-тонному танку великолепную подвижность (удельная мощность достигала 30 л.с./т). Таким образом, ситуация советским командованием оценивалась как близкая к критической.

Поэтому вопрос о новом танке был вынесен В.И.Чуйковым в ЦК, где ему удалось отстоять два важных решения. Во-первых, решено было объявить конкурс на новый основной боевой танк (на основе Т-64) среди трех основных КБ заводов-производителей. При этом ХЗТМ обязали передать всю документацию по своему танку конкурентам. Во-вторых, требовалось разработать программу модернизации имеющихся танков, чтобы довести их характеристики до приемлемого уровня. За разработку нового танка взялись харьковское КБ-60 под руководством А.А.Морозова, ленинградское СКБ-2 и нижне-тагильское КБ Уралвагонзавода под руководством Леонида Николаевича Карцева. А вот модернизацией кроме Л.Н.Карцева никто заниматься не захотел.

Комплекс мероприятий по модернизации танков первого поколения, разработанный КБ УВЗ включал:

— установку дополнительных противокумулятивных экранов на башне,

— установку дополнительного бронирования на лобовом листе корпуса и в передней части днища ,

— установку резинотканевых бортовых противокумулятивных экранов,

— установку системы запуска дымовых гранат “Туча”,

— установка нового двигателя В-26 мощностью 700 л.с.,

— использование гусениц с увеличенными грунтозацепами,

— разработку новой системы управления огнем (включающую в себя лазерный дальномер, баллистический вычислитель, новый прицел и стабилизатор),

— установку теплозащитного кожуха на ствол пушки,

— установку тепловизионного прицела ТКН-3 и комбинированного прибора у механика-водителя,

— установку 12,7-мм зенитного пулемета ДШКМ.

Данная программа была несколько скорректирована: двигатель В-26 в серию не пошел, вместо него было предложено использовать В-45 такой же мощности (его планировалось устанавливать на новый танк). Кроме того решили не разрабатывать отдельно новую СУО, а использовать модификацию СУО нового танка. Модернизация танков Т-55 для Советской армии проводилась на заводах Министерства обороны в период их капитального ремонта, а танков Т-54 предназначенных на экспорт — перед поставкой заказчикам. Лицензии на данный комплект модернизации были проданы Польше, Чехословакии и Румынии, где до 1977 года производились новые Т-55АМ. В СССР выпуск Т-55 был завершен в 1969 году, т.к. Харьковский завод изготавливал только Т-64, Нижне-Тагильский занимался Т-62, а Омский переключился на производство ходовых частей для САУ и ЗРК. Ленинградский Кировский и Челябинский тракторный заводы (ранее выпускавшие Т-10М) в этот период танки не изготавливали.

Военная реформа 1967 года. Часть 7.1. Танки

Примерно в это время (точнее в 1965 году) Всесоюзный НИИ стали под руководством Богдана Вячеславовича Войцеховского разработал и провел испытания опытных образцов динамической защиты. Однако, её использование на советских танках было заблокировано. Наиболее значимой фигурой среди противников нового средства защиты был маршал бронетанковых войск А.Х.Бабаджанян, который рассматривал танк не только как штурмовую машину, но и как средство транспортировки пехоты (по опыту Второй мировой войны). Срабатывание динамической защиты могло нанести ранения десантникам. Узнав о программе модернизации танков, Б.В.Войцеховский обратился в Л.Н.Карцеву с предложением разработать комплект динамической защиты для танков первого поколения. Л.Н.Карцев подумал и согласился. Элементы динамической защиты устанавливались поверх экранов на башне и вместо дополнительной брони в лобовой части корпуса танка, ими же прикрывались ⅔ борта поверх резинотканевых экранов. Комплект установленный на танке Т-55АМВ успешно прошел испытания в 1969 году, параллельно с испытаниями танка Т-55АМ. Но опять наткнулся на сопротивление военачальников, искренне не понимающих как можно идти в бой “обвесив танк взрывчаткой”. 

Таким образом, по субъективным причинам использовать динамическую защиту на советских танках стали только после её успешного применения израильтянами во время боев в Ливане в 1982 году. Отказ от её использования можно назвать одной из важнейших ошибок В.И.Чуйкова на посту министра обороны. Вероятно, позиция министра обороны по этому вопросу обуславливалась его противостоянием с Д.Ф.Устиновым из-за нового танка, поэтому Василий Иванович остро нуждался в поддержке своих коллег и не хотел её терять из-за динамической брони, эффективность которой не была подтверждена практикой применения в боевых условиях.

Ситуация с разработкой нового танка развивалась следующим образом. 

В 1969 году харьковчане представили две новые модификации Т-64. Оба танка получили 125-мм пушку Д-81 (2А26) и улучшенную броневую защиту. На объекте 434 двигатель остался прежним — 5ТДФ мощностью 700 л.с. На объект 436 установили более простой и привычный В-45 такой же мощности. Тагильчане также презентовали две машины. Объект 172 был похож на объект 436, но с башней отработанной на объекте 167М где вместо механизма заряжания использовался АЗ разработанный на УВЗ. Объект 172М отличался переработанной ходовой частью с использованием элементов ранее проверенных на объекте 167 (разрабатывался на УВЗ в 1961-1967 годах). Ленинградцы представили свой объект 219. За его основу был взят объект 434 с газотурбинным двигателем ГТД-3Т мощностью 800 л.с. В связи с возросшими динамическими характеристиками танка им пришлось внести существенные изменения в ходовую часть. Остальные элементы остались прежними.

Во время испытаний выяснилось что каждый танк имеет свои достоинства и свои недостатки, и ни один из танков не имеет главенствующего преимущества перед другими. Если взять наиболее общую оценку, то ходовая часть об.172М показала себя наиболее надежной, но у об.219 она выдерживала большие динамические нагрузки и (при небольшой доработке) имела лучшие перспективы. Ходовая часть используемая на об.434, 436 и 172 работала нормально, но практически на пределе, что в будущем могло затруднить модернизацию танков. Система управления огнем была совершеннее на об.434 и 436, но условия работы экипажа были лучше на об.172, 172М и 219. Броневая защита всех танков была достаточна против западных 105-мм пушек L7, но требовала усиления в виду разработки на западе более мощных орудий. Необходимость усиления защиты, которая неизбежно вела к увеличению веса, фактически поставила крест на об.434, 436 и 172. Что касается двигателей, то ГТД показал себя чрезвычайно прожорливым, а 5ТДФ слишком сложным в эксплуатации.

После жарких споров военные настояли на том, чтобы дальнейшую разработку вело Ленинградское КБ, при этом была использована ходовая часть об.219, система управления огнем об.434 и башня и автомат заряжания об.172. На танк должен был быть установлен новый двигатель В-46 конструкции ЧТЗ мощностью 780 л.с. Такое решение привело сразу к двум громким отставкам. Первым ушел на пенсию А.А.Морозов, заявив что “у него украли танк”. Правда, в счет прошлых заслуг, его уговорили остаться консультантом харьковского КБ машиностроения и членом научно-технического совета Министерства машиностроения СССР. Л.Н.Карцев уволился с УВЗ. Тут на неудачу с его танком наложился ещё и конфликт с новым директором завода. Однако, такими специалистами не разбрасываются, и он был назначен заместителем председателя научно-танкового комитета ГБТУ МО СССР. Его место на УВЗ занял Валерий Николаевич Венедиктов.

Ленинградский СКБ-2 практически из готовых деталей собрал танк и представил его на испытания в 1971 году. Одновременно технологическая документация была передана на ХЗТМ и УВЗ, где началась подготовка к производству. В 1973 году основной боевой танк Т-72 был принят на вооружение и сразу на трех заводах (ЛКЗ, ХЗТМ, УВЗ) началось его серийное производство. В дальнейшем мощность двигателя танка была доведена до 840 л.с., на нем была установлена модернизированная пушка и комплекс управляемого ракетного оружия, полностью обновлена система управления огнем, применена новая башня с усиленным бронированием и ячеистым наполнителем, а после 1982 года он получил систему динамической защиты.

Военная реформа 1967 года. Часть 7.1. Танки

Содержание:

  1. Военная реформа 1967 года. Предыстория.
  2. Военная реформа 1967 года. Предпосылки. (ожидается)
  3. Военная реформа 1967 года. Организация армии.
  4. Военная реформа 1967 года. Организация частей.
  5. Военная реформа 1967 года. Оружие пехоты.
  6. Военная реформа 1967 года. Артиллерия — 1.
  7. Военная реформа 1967 года. Артиллерия — 2.
  8. Военная реформа 1967 года. Зенитные средства.
  9. Военная реформа 1967 года. Танки. (Вы здесь)
  10. Военная реформа 1967 года. Бронемашины
  11. Военная реформа 1967 года. Автомобили.
Подписаться
Уведомить о
guest

121 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account