Юрий Пашолок. Vickers Mk.E на стероидах

18

История Carro Armato M 13-40, первого массового итальянского среднего танка классической компоновки

Содержание:

История итальянского танкостроения — это череда взлетов и падений. За итальянцами закрепился стереотип тех, кто делал плохие танки, но если беспристрастно посмотреть на итальянскую «броню», выяснится, что это слегка не так. Что FIAT 2000, что FIAT 3000, ставшие первыми итальянскими танками, получились совсем не плохими. В случае с FIAT 3000 так и вовсе получился лучший клон Renault FT, более подвижный, легкий и просторный. Другой вопрос, что итальянским инженерам часто не удавалось нащупать правильный вектор развития. Они могли довести чью-то идею до совершенства, а вот с чисто своими разработками получалась беда. Поэтому и получалось движение по синусоиде.

Carro Armato M 13-40 третьей производственной серии на тактических занятиях

Carro Armato M 13-40 третьей производственной серии на тактических занятиях

Во второй половине 30-х годов командование итальянской королевской армии определилось с направлением развития своих бронетанковых сил. После неудачи с Carro Armato da 9 T, который был создан при участии английской компании William Foster and Co. Ltd, итальянцы решили пойти по своему пути. Началась работа по Carro di Rottura 10 T, среднему танку, который приняли на вооружение как Carro Armato M 11 (M 11-39). Он стал первым итальянским серийным средним танком. Впрочем, еще задолго до принятия его на вооружение началась работа над другой боевой машиной. Она имела классическую компоновку, с вооружением, размещавшемся во вращающейся башне. Известен этот танк как Carro Armato M 13 (M 13-40). На момент его запуска в серийное производство он выглядел не хуже, чем схожие по классу танки противника.

Возвращение к классике

Одной из ключевых ошибок, которую совершили итальянские военные в 30-е годы — это сотрудничество с William Foster and Co. Ltd. Странно, что они вообще связались с теми, кто вдрызг проиграл собственный рынок бронетанковой техники. То, что потом эти же люди создали TOG, говорит о многом. Вместе с тем, виноваты были и сами итальянские военные. Еще в начале 30-х годов они купили единичный экземпляр Vickers Mk.E, вполне удачный легкий танк сопровождения. Его концепцию в то время брали на вооружение многие страны. Кто-то копировал машину полностью, кто-то использовал лишь его общую концепцию. Итальянцы же решили, что можно сэкономить на массе, поставив вооружение в корпусе, а башню сделать пулеметной. Получилось что-то вроде карманного Char B.

Полноразмерный макет Carro Armato M 13. Спаренная установка курсовых пулеметов пока от Carro Armato L 3

Полноразмерный макет Carro Armato M 13. Спаренная установка курсовых пулеметов пока от Carro Armato L 3

Не то, чтобы Carro Armato M 11 был совсем плохим. Конечно, по массе (10900 кг) он был ближе к легким танкам, но не всё так просто. Толщина лобового листа составляла 30 мм, что вполне соответствовало требованиям защиты от крупнокалиберных пулеметов и 20-мм автоматических пушек. Именно такие требования появились по итогам Гражданской войны в Испании. При этом танк получил не самую плохую в классе пушку. Если сравнивать с тем ужасом, который пихали французы в свои легкие танки, итальянские танки предстают слегка в ином свете. Тем не менее, 37-мм пушка с длиной ствола 40 калибров — это уже маловато для конца 30-х годов. Поняли это и в командовании итальянской армии. Особенно после того, как весной 1937 года и их руках оказались первые трофейные Т-26.

Опытный образец танка, изготовленный осенью 1939 года

Опытный образец танка, изготовленный осенью 1939 года

Результаты изучения трофейных советских танков дали богатую пищу для размышления. С одной стороны, шасси Carro di Rottura 10 T выглядело как минимум не хуже (а с учетом броневой защиты — лучше). С другой стороны, боевое отделение Т-26 произвело если не эффект разорвавшейся бомбы, то уж точно навело на не самые приятные мысли. У нас как-то принято ругать этот танк, а на самом деле коллектив завода №174 провел большую работу. Т-26 имел существенное преимущество над своим прародителем, особенно что касается вооружения, башни, боезапаса и приборов наблюдения. Кроме того, стало понятно, что насчет размещения орудия в корпусе итальянские военные погорячились. Разработку Carro di Rottura 10 T останавливать не стали, но выводы сделали.

В ходе ходовых испытаний

В ходе ходовых испытаний

13 декабря 1937 года Ansaldo, основной разработчик и производитель итальянских танков, получил новое задание. Согласно тактико-техническим требованиям, создавался танк боевой массой 13 тонн, имеющий схожие с будущим Carro Armato M 11 характеристики подвижности и броневой защиты. Максимальная скорость оценивалась в 35 км/ч, запас топлива должен был обеспечивать автономную работу в течение 12 часов. Броневая защита изначально была такой же (до 30 мм), но далее толщину бортов увеличили до 25 мм. Главным отличием стало перемещение пулеметного вооружения в правую часть лобового листа подбашенной коробки, где у Carro Armato M 11 находилась орудийная установка. Основное вооружение, соответственно, переносилось в башню, которую требовалось увеличить. Башня делалась двухместной, соответственно, экипаж возрастал до 4 человек.

На дальние дистанции танки перевозились на прицепах. Так экономился ресурс мотора, КПП и ходовой части

На дальние дистанции танки перевозились на прицепах. Так экономился ресурс мотора, КПП и ходовой части

Крайне примечательным было вооружение нового танка. У Ansaldo получались хорошие полевые орудия, но с противотанковой, не то, что танковой, артиллерией была беда. Проблему решали так же, как и с танками — искали помощи на стороне. Здесь помогло военно-техническое сотрудничество с Австрией. Когда-то непримиримые противники, Италия и Австрия в межвоенный период весьма плотно сотрудничали в военной сфере. Например, самым массовым австрийским танком была итальянская танкетка CV 35. От австрийцев имелся бонус в виде 47-мм противотанковой пушки Böhler M35. На дистанции 500 метров бронебойный снаряд этой пушки поражал лист толщиной 43 мм. Это позволяло уверенно поражать все типы танков потенциального противника на тот период.

Опытный образец в финальной конфигурации, со штырьевой антенной и радиостанцией RF 1CA

Опытный образец в финальной конфигурации, со штырьевой антенной и радиостанцией RF 1CA

Первое время Ansaldo было немного не до нового танка, поскольку работы по Carro Armato M 11 никто не отменял. Активные работы по танку начались во второй половине 1938 года, вскоре был был подготовлен полноразменый макет. При его создании использовался опыт разработки не только Carro Armato M 11, но и Carro d’Assalto Mod.36. Особенно это касается башни. Несмотря на то, что Carro d’Assalto Mod.36 был неудачным танком, некоторые технические решения оказались вполне грамотными. Касалось это и башни, имевшей форму подковы, с рациональными углами наклона листов бортов и кормы. Броневые листы прикручивались на болтах с пулестойкими головками к каркасу, по той же схеме собирался и корпус. Это заметно упрощало сборку корпуса с башней, заодно можно было поменять поврежденные листы.

Двигатель поначалу остался тот же, что и у Carro Armato M 11-39

Двигатель поначалу остался тот же, что и у Carro Armato M 11-39

15 октября 1939 года комиссии C.S.M. был представлен опытный образец танка Carro Armato M 13. Он несколько отличался от макета. Если на макете использовалась спаренная пулеметная установка Carro Armato L 3, то на опытной машине поставили оригинальную установку, под пулеметы Breda 38. Имелся и ряд других изменений, в том числе и по массе. Боевая масса достигла 14 тонн, что в то время было вполне нормой для среднего танка. Для справки, английские «крейсера» весили еще меньше. Дизельный V-образный мотор SPA 8T, развивавший мощность 105 лошадиных сил, поначалу остался тем же, что и у Carro Armato M 11. Конечно, было бы желательно мотор помощнее, но свои 32 км/ч танк вполне развивал. Для боевой машины, имеющей схожие задачи с Vickers Mk.E (и похожую ходовую часть) этого оказалось достаточно. Да и опорные катки небольшого диаметра вряд ли бы были рады более высокой скорости.

Продольный разрез серийного Carro Armato M 13-40. Танк имел ряд интересных технических решений, отсталым его назвать крайне сложно, особенно на фоне английских танков

Продольный разрез серийного Carro Armato M 13-40. Танк имел ряд интересных технических решений, отсталым его назвать крайне сложно, особенно на фоне английских танков

Несмотря на то, что база была не более чем развитием Carro Armato M 11, на самом деле Carro Armato M 13 был большим шагом вперед. Для итальянкой армии это был скорее даже прыжок. Такого танка у них еще не было. Выглядел он как минимум не хуже тогдашних одноклассников, а по толщине брони (неподвижная бронировка системы имела толщину 42 мм) и вовсе их превосходил. Впрочем, надо учитывать тот факт, что защита делалась от автоматических малокалиберных пушек. Как показала практика, главными врагами танка стали пушки калибра 37-40 мм, а тут даже 42 мм брони оказалось маловато. Да и итальянская броня была не лучшего качества.

Внутри боевого отделения танка

Внутри боевого отделения танка

Танк имел ряд интересных особенностей. Например, у командира/заряжающего имелся перископический смотровой прибор. Кроме того, Carro Armato M 13 стал первым серийным танком, где наводчик размещался с правой стороны от орудия. Это было более удобным не только для наводчика, но и для заряжающего. Правой рукой работать удобнее, не говоря уже о том, что танк имел гидравлический привод поворота башни. Также на танке появилась радиостанция RF 1CA.

Массовый середняк

Появление первого образца Carro Armato M 13 произошло вскоре после начала Второй мировой войны. Италия, как и в Первую мировую войну, вступать в боевые действия не торопилась. Состояние итальянской королевской армии можно охарактеризовать как «много амбиций, мало амуниции». Политика Mare Nostrum соседствовала с прагматичным расчетом на то, что лучше не ввязываться в драку, если к ней не готов.

Один из танков первой производственной серии. Видна установка пулемета Breda 38 на зенитном вертлюге

Один из танков первой производственной серии. Видна установка пулемета Breda 38 на зенитном вертлюге

Итальянские военные хорошо помнили уроки Первой мировой войны. Она очень дорого обошлась Италии, достаточно сказать, что во Вторую мировую войну итальянцы имели значительно меньшие безвозвратные потери. Поэтому пока Италия не ввязывалась в войну, копя силы. Вплоть до того, что в 1940 году они поставляли грузовики французской армии, то есть действуя против своего союзника — Германии.

Радиостанциями эти танки не комплектовались

Радиостанциями эти танки не комплектовались

Нейтральный статус, впрочем, ничего не означал. Рано или поздно Италия вступила бы в войну, причем не на стороне своих бывших союзников. Это, кстати, было весьма непопулярно в Италии, и отчасти объясняет, почему итальянцы воевали в Африке без особого энтузиазма. Танки были нужны как воздух. Поэтому ситуация вокруг Carro Armato M 13 развивалась быстро. Официально решение по поводу принятия на вооружение было утверждено 26 декабря 1939 года. При этом опытный образец продолжали дорабатывать (радиостанцию, например, он получил уже в начале 1940 года, а финальные испытания прошли 15 февраля 1940 года. Но еще 16 ноября 1939 года Andsldo получила заказ на выпуск 430 танков, из которых 400 ожидалось к декабрю 1940 года.

Более массовым стал Carro Armato M 13-40 второй производственной серии. Их сдали 200 штук

Более массовым стал Carro Armato M 13-40 второй производственной серии. Их сдали 200 штук

Для итальянской промышленности это были более чем внушительные цифры. Да и не только для итальянской. Англичане, с которыми итальянцы воевали больше всего, за 1940 год сдали 473 крейсерских танка. Так себе сравнение, с учетом того, что промышленность у англичан была развита гораздо лучше. Понимая возможности Ansaldo, заказ было решено разбить по сериям. Первая из них составила 100 штук, на ней обкатывался производственный цикл. Задача несколько облегчалась тем, что у Ansaldo была кооперация с автомобильным гигантом FIAT. В его состав входила фирма SPA, которая специализировалась на военных заказах. Там разрабатывали и выпускали двигатели, узлы трансмиссии и другие схожие агрегаты. На долю Ansaldo приходилось производство брони, вооружения, а также сборка.

Шасси M 13-40 основной серии, вид сверху

Шасси M 13-40 основной серии, вид сверху

Такая кооперация принесла свои плоды. Одного танкосборочного завода было всё же маловато, но среди «малых» танкостроительных держав Италия оказалась на первом месте. Тем не менее, практически сразу образовалась «болезнь роста». Танки первой серии не имели радиостанций — их просто не успевали производить. Неизбежно сместилось и время запуска танка в серию. Первые два Carro Armato M 13-40 (в руководстве от сентября 1940 года он именуется так) с регистрационными номерам 2762 и 2781 поступили в войска 6 августа 1940 года. Танки первой серии были похожи на опытную машину, но получили иные подножки и другие отличия по мелочам.

Вторая серия получила укороченные крылья

Вторая серия получила укороченные крылья

Больше отличий оказалось у Carro Armato M 13-40 второй производственной серии, выпуск которой начался осенью 1940 года. По неизвестной причине было решено переделать конструкцию крыльев. Они стали «короткими», то есть от центральной и задней секций отказались. В связи с этим домкрат перенесли на кормовой лист корпуса, а подножки получили защиту от грязи.

Начиная со второй серии стали ставить радиостанции

Начиная со второй серии стали ставить радиостанции

Всего заказали 200 танков второй производственной серии. Последние из них сдали уже в 1941 году, то есть реализовать изначальный план не удалось. Справедливости ради, для страны, которая до того средние танки не выпускала, вполне результат. Кроме того, танк постепенно дорабатывали. Например, на танках второй серии появились радиостанции, хотя пока это было скорее редкостью.

Самой массовой стала третья серия, ее легко можно отличить по выступу на крыше башни

Самой массовой стала третья серия, ее легко можно отличить по выступу на крыше башни

Сложная ситуация на фронте привела к тому, что планы по выпуску Carro Armato M 13-40 пришлось менять. Если ранее суммарно ожидалось сдать 430 танков, то заказ на третью серию оказался почти таким же по объему — 410 штук. Также танк немного изменился. На крыше появился выступ для увеличения угла склонения орудия. Опыт эксплуатации показал, что кормовой буксирный крюк слабоват, его усилили. Наконец, мотор форсировали. В режиме максимальных оборотов его мощность поднялась до 125 лошадиных сил. Впрочем, это оказалась скорее полумера. Кстати говоря, судя по инструкции на более поздний Carro Armato M 14-41, вокруг мотора проходили, можно сказать, танцы с бубном. Различные изменения происходили 3 раза — со 101-го танка, с 451-го, и с 551-го. Это не считая доработок в ходе эксплуатации.

Всего сдали 410 танков третьей серии, это сделало ее самым массовым итальянским танком военного периода

Всего сдали 410 танков третьей серии, это сделало ее самым массовым итальянским танком военного периода

В общей сложности было выпущено 710 Carro Armato M 13-40, получивших регистрационные номера в пределах с 2762 по 3797. На то, чтобы выпустить такое число танков, Ansaldo и FIAT потребовалось немногим больше года. Для итальянской промышленности очень достойный результат. Правда, как показала практика, такого объема для войны против бывших союзников оказалось недостаточно.

Хороший, но не против «Матильды»

Дожидаться начала выпуска Carro Armato M 13-40 итальянские военные не стали. 10 июня 1940 года Италия объявила войну Франции и Англии. Сделано это было на фоне тяжелейшего поражения французов и англичан в мае-июне 1940 года. Казалось, что вот-вот, и англичане проиграют. Но «оказалось, что казалось». Англичане потерпели поражение в Европе, но не проиграли войну. А итальянские войска оказались в дурацком положении. Большую часть времени они сидели, постепенно накапливая силы. Не «Странная Война», но похоже.

С августа 1940 года стали формировать танковые батальоны, вооруженные средними танками

С августа 1940 года стали формировать танковые батальоны, вооруженные средними танками

Начало поставок Carro Armato M 13-40 совпало с изменениями в штате итальянских танковых подразделений. Как и французы, итальянцы формировали танковые батальоны, правда, в меньшем объеме. Если у французов полный состав танкового батальона составлял 45 танков, то у итальянцев их было 37. По 12 танков было в танковой роте, всего было 3 роты, плюс командирский танк. У французов их было больше за счет того, что у каждой роты был командирский танк, плюс 5 танков в резерве. Всего штат от 19 августа 1940 года использовался при формировании трех танковых батальонов — 3-го (исходно M 11-39), 4-го (M 13-40) и 5-го (M 13-40). При этом в 4-й ТБ попало всего 30 танков.

Первые Carro Armato M 13-40 прибыли в Северную Африку в ноябре 1940 года

Первые Carro Armato M 13-40 прибыли в Северную Африку в ноябре 1940 года

В дальнейшем случилось укрупнение штатов. Первым «полноценным» танковым батальоном, получившим Carro Armato M 13-40, стал 6-й ТБ. Он получил смешанный состав, то есть танки 1-й и 2-й производственных серий. Теперь каждая танковая рота имела по 15 танков, также в состав роты входил взвод управления, расширили и состав штаба. В общей сложности танковый батальон средних танков состоял из 52 танков. Это стало типовой структурой, хотя она могла варьироваться по численности.

Вполне типичная картина начала 1941 года. Часть танков сломалась, а не подбита

Вполне типичная картина начала 1941 года. Часть танков сломалась, а не подбита

Надо сказать, что на лето 1940 года Carro Armato M 13-40 смотрелся вполне достойно. Наиболее массовыми английскими танками того периода были «крейсера», у которых с броней дела обстояли совсем плохо. Правда, и броня Carro Armato M 13-40 была рассчитана не на 2-фунтовые (40-мм) английские танковые орудия. В любом случае, говорить о том, что итальянские средние танки откровенно уступали английским боевым машинам — это не совсем так. Вопрос в том, как дальше развивались события.

Трофейные M 13-40 попали в несколько английских и австралийских подразделений

Трофейные M 13-40 попали в несколько английских и австралийских подразделений

Первым на фронт прибыл 3-й танковый батальон, перевооруженный на Carro Armato M 13-40, случилось это 7 ноября 1940 года. Вскоре численность новых итальянских средних танков выросла до 72 штук. Проблема состояла в том, что англичане тоже времени даром не теряли. В конце 1940 года в Египет прибыл 7-й королевский танковый полк, имевший на вооружение Infantry Tank Mk.IIA. В отличие от Арраса мая 1940 года, в Ливии декабря 1940 года у «Матильд» 7-го RTR проблем не было от слова совсем. В 5 утра 9 декабря 1940 года началась операция «Компас», превратившаяся для итальянских танкистов в кошмар. С «Матильдами» они просто ничего не могли сделать.

Зенитный пулемет за работой

Зенитный пулемет за работой

В январе 1941 года 3-й танковый батальон перестал существовать. Вместе с ним прекратил существование и 5-й танковый батальон. 6-й танковый батальон, также входивший в специальную танковую бригаду, пережил своих братьев по оружию ненадолго. 6 февраля 1941 года батальон был уничтожен в ходе сражения под Беда-Фомм. Часть танков оказалось захвачено в целом виде, их велючили в состав австралийских подразделений, оборонявших Тобрук. Следует отметить, что потери батальоны несли не только от вражеского огня. Спешка с отправкой в войска сказалась на качестве изготовления, кроме того, системы очистки воздуха были не очень эффективны против пыли. Так что ломались итальянские танки поначалу регулярно.

Подбитый танк из состава 4-го танкового батальона, Греция

Подбитый танк из состава 4-го танкового батальона, Греция

4-й танковый батальон появился в Северной Африке позже, но ему уже досталось в Европе. Дело в том, что 28 октября 1940 года началась итало-греческая война. Казалось бы, что такое итальянская армия, и что такое греческая армия. Но дальнейшие события показали, что греков явно недооценивали. Мало того, что они смогли удержать итальянское наступление, так еще 6 января 1941 года началось контрнаступление греческой армии. Итальянцам пришлось не наступать, а обороняться. Досталось и 4-му танковому батальону, только получившему новые танки. Он понес потери, несколько танков греки захватили исправными. Одним словом, дебют оказался грустным.

M 13-40 из состава 7-го танкового батальона

M 13-40 из состава 7-го танкового батальона

В общей сложности Carro Armato M 13-40 получило около полутора десятков танковых батальонов. Часть из них входила в состав танковых полков, которые структурно входили в танковые дивизии. Вроде как структура правильная, но фортуна к итальянским военным была неблагосклонной. В начале 1941 года было разгромлено 6 танковых батальонов, только появление Африканского Корпуса уберегло итальянцев от полного разгрома. В первой половине 1942 года наиболее массовыми итальянскими танками на фронте стали Carro Armato M 14-41. Это, впрочем, не помешало использовать M 13-40 довольно долгое время.

Carro Armato M 13-40 быстро устарели, уже в конце 1941 года они сильно уступали английским танкам

Carro Armato M 13-40 быстро устарели, уже в конце 1941 года они сильно уступали английским танкам

Стоит также упомянуть Carro Armato M 13-40 в немецкой армии. В сентябре 1943 года немцы оккупировали Италию, им достались и танки. В том числе и 21 Carro Armato M 13-40. В немецкой армии они именовались как Pz.Kpfw.M 13-40 (i), либо как Pz.Kpfw.M 13. Применялись они преимущественно для противопартизанских целей. Впрочем, воевать приходилось и с кем посерьёзнее. Например, такие танки были в составе 105-й танковой роты СС, которая входила в состав 5-го горного корпуса СС. В феврале 1945 года корпус, вместе с его подразделениями, перебросили под Франкфурт-на-Одере. Отчасти итальянским танкам везло: из 10 машин на 13 апреля 1945 года в строю находилось 7. Ну а дальше они попали под каток советского наступления. Это был едва ли не последний случай применения Carro Armato M 13-40.

Carro Armato M 13-40 из состава GNR

Carro Armato M 13-40 из состава GNR

Нельзя не упомянуть и факт применения Carro Armato M 13-40 силами RSI. Часть итальянской армии осталось верной Мусолини, влившись в состав RSI. Им спихивали те танки, которые были не особо интересны немцам. Например, Carro Armato M 13-40, составлявшие основу танкового парка националистов. В общей сложности части RSI использовали около 20 танков данного типа. Часть из них погибло в боях, часть оказалось захвачено.

Суровая итальянская полиция, послевоенный период

Суровая итальянская полиция, послевоенный период

После войны несколько M 13-40 служило в итальянской военной полиции, далее их потихоньку списывали. На сегодняшний день известен всего один экземпляр Carro Armato M 13-40, доживший до наших дней. С учетом того, что на этот танк свалилась первая волна неудач итальянской армии, неудивительно. Дело оказалось не в том, что танк плохой. На самом-то деле машина вполне удачная. Другой вопрос, что создавалась она под иные требования, а его главные визави оказались совсем не такими, как это предполагалось изначально.

Список источников

      1. Gli autoveicoli da combattimento dell’Esercito Italiano P.2 (1940-45), Nicola Pignato, Filippo Cappellano, SME, 2002
      2. Carro M. Carri medi M 11-39, M 13-40, M 14-41, M 15-42, semoventi e altri derivati p.1, Andrea Tallillo, Antonio Tallillo, Daniele Guglielmi, Gruppo Modellistico Trentino, 2010
      3. Carro M. Carri medi M 11-39, M 13-40, M 14-41, M 15-42, semoventi e altri derivati p.2, Andrea Tallillo, Antonio Tallillo, Daniele Guglielmi, Gruppo Modellistico Trentino, 2012
      4. US NARA
      5. eBay
      6. Архив автора

источник: https://dzen.ru/a/ZAKCZwKLnXrkdM-j

Подписаться
Уведомить о
guest

3 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account