Наличие и загрузка крупных стапелей и эллингов на Балтике в 1880-1907 годах

18

Приветствую, уважаемые коллеги. Попробовал и я, вдохновившись недавними обсуждениями на сайте, освежить когда-то собранные данные по наличию и загрузке крупных российских стапелей и эллингов на Балтике в конце XIX — начале XX веков.

Содержание:

Новое адмиралтейство.

Наличие и загрузка крупных стапелей и эллингов на Балтике в 1880-1907 годах 

Наличие и загрузка крупных стапелей и эллингов на Балтике в 1880-1907 годах

«А». Малый каменный эллинг.

Построен в 1833-1838 годах, действовал как минимум до 1909 года.

Размеры эллинга по данным Н.И.Дмитриева и В.В.Колпычева – полная длина 292 фута (89,0 м), наибольшая ширина 91 фут (27,74 м), ширина в свету 70,8 фута (ширина 21,58 м), ширина между дамбами 52 фута (15,85 м).

 

В данном эллинге были построены:

«Дмитрий Донской» (броненосный крейсер):

начало работ на стапеле – 10 сентября 1880 года;

спуск на воду – 10 августа 1883 года.

 

«Грозящий» (канонерская лодка):

начало работ на стапеле – конец января 1889  года;

спуск на воду – 19 мая 1890 года.

 

«Гремящий» (канонерская лодка):

начало работ на стапеле – июнь (?) 1890 года;

спуск на воду – 7 мая 1892 года.

 

«Адмирал Сенявин» (броненосец береговой обороны):

начало работ на стапеле – 9 июля 1892 года;

спуск на воду – 10 августа 1894 года.

 

«Храбрый» (канонерская лодка):

начало работ на стапеле – 15 декабря 1894 года;

спуск на воду – 10 ноября 1895 года.

«Гиляк» (канонерская лодка):

начало работ на стапеле – декабрь 1895 (?) года;

спуск на воду – 23 сентября 1897 года.

 

«Волга» (минный заградитель):

начало работ на стапеле – май 1903 года;

спуск на воду – 28 августа 1904 года.

 

«Гиляк» II (канонерская лодка):

начало работ на стапеле – 16 октября 1904 года;

спуск на воду – 14 октября 1906 года.

«Б». Большой деревянный эллинг.

Построен в 1825 году, разобран в 1903 году.

Размеры эллинга по данным Н.И.Дмитриева и В.В.Колпычева – первоначальная длина 285 футов (86,87 м), полная ширина здания 118,5 фута (36,12 м), ширина между средними колоннами в свету 76 футов (23,16 м), полная высота до конька крыши 86 футов (26,21 м), высота от уровня земли до затяжки стропил 67,5 фута (20,57 м).

В 1861 году эллинг реконструирован – длина его стапеля увеличена до 374 футов (114,0 м).

Перед постройкой эскадренного броненосца «Император Александр II» с мая 1883 года по данным В.В.Арбузова проходил подготовительные работы (обновление стапеля и, видимо, здания эллинга):

«Работам непосредственно на стапеле предшествовала долгая вереница работ подготовительных. Их начали уже в мае 1883 г. Из доставленных заранее досок начали «латать» стапель в Новом Адмиралтействе (ныне Адмиралтейский завод).»;

«К осени с поступлением первой партии металла в мастерских Адмиралтейства начали изготовление составных частей шпангоутов, киля и стрингеров. Тогда же начали строительство нового деревянного эллинга, выделив на это сверх запланированной суммы еще 50 тысяч рублей.».

 

В данном эллинге были построены:

«Император Александр II» (эскадренный броненосец):

начало работ на стапеле – октябрь (?) 1883 года;

спуск на воду – 14 июля 1887 года.

 

«Гангут» (эскадренный броненосец):

начало работ на стапеле – 29 октября 1888 года;

спуск на воду – 6 октября 1890 года.

«Сисой Великий» (эскадренный броненосец):

начало работ на стапеле – 25 июля 1891 года;

спуск на воду – 20 мая 1894 года.

 

«Генерал-адмирал Апраксин» (броненосец береговой обороны):

начало работ на стапеле – 12 октября 1894 года;

спуск на воду – 30 апреля 1896 года.

 

«Аврора» (бронепалубный крейсер):

начало работ на стапеле – 18 октября 1896 года;

спуск на воду – 11 мая 1900 года.

«Камчатка» (плавучая мастерская):

начало работ на стапеле – 10 апреля 1901 года;

спуск на воду – 19 октября 1902 года.

 

«В». Открытый стапель.

Оборудован к марту 1905 года (?) на месте разобранного большого деревянного эллинга (по всей видимости, с сохранением основания имевшегося в нем стапеля).

Размеры стапеля – длина около 117,5 (?) м и ширина около 30,5 (?) м (на основе замеров по планам завода).

 

На данном стапеле были построены:

 

«Паллада» II (броненосный крейсер):

начало работ на стапеле – 4 мая 1905 года;

спуск на воду – 28 октября 1906 года.

 

«Г». Новый каменный эллинг.

Строительство данного эллинга начато в 1889 году на месте ранее имевшегося на предприятии и разобранного в том же 1889 году малого деревянного эллинга длиной 260 футов (79,25 м) и шириной 60 футов (18,29 м). Новый каменный эллинг закончен постройкой в 1892 году.

Размеры эллинга по данным Н.И.Дмитриева и В.В.Колпычева – полная наружная длина 424 фута (129,24 м), внутренняя длина между завесами 409 футов (124,66 м), наружная ширина 114 футов (34,75 м), внутренняя ширина между стенами 100 футов (30,48 м), внутренняя ширина между контрфорсами 92 фута (28,04 м), ширина в арке 85 футов (25,91 м), высота до низа стропил 77 футов (23,47 м).

По данным С.В.Молодцова внутренние размеры этого эллинга – длина 125,0 м, ширина 26,8 м, высота 21,6 м.

 

В данном эллинге были построены:

 

«Полтава» (эскадренный броненосец):

начало работ на стапеле – февраль 1892 года;

спуск на воду – 25 октября 1894 года.

«Ослябя» (эскадренный броненосец):

начало работ на стапеле – 9 ноября 1895 года;

спуск на воду – 27 октября 1898 года.

«Бородино» (эскадренный броненосец):

начало работ на стапеле – май 1899 года;

спуск на воду – 26 августа 1901 года.

«Олег» (бронепалубный крейсер):

начало работ на стапеле – ноябрь 1901 года;

спуск на воду – 14 августа 1903 года.

 

«Хивинец» (канонерская лодка):

начало работ на стапеле – 11 сентября 1903 года;

спуск на воду – 28 апреля 1905 года.

 

«Баян» II (броненосный крейсер):

начало работ на стапеле – 2 августа 1905 года;

спуск на воду – 2 августа 1906 года.

 

При этом по данным Н.И.Дмитриева и В.В.Колпычева:

при разработке различных проектов переустройства Нового адмиралтейства из-за расположения главной мастерской Нового адмиралтейства длина имеющихся на нем стапелей не могла быть увеличена более чем до 450 футов (137,16 м);

к 1909 году на трех имеющихся построечных местах Нового адмиралтейства (малый каменный эллинг, новый каменный эллинг и открытый стапель) можно было строить 1 судно длиной до 300 футов (91,44 м) и шириной до 50 футов (15,24 м) и 2 судна длиной до 470 футов (143,26 м) и шириной до 70 футов (21,34 м).

Впрочем, необходимо учитывать, что фактически в том же новом каменном эллинге Нового адмиралтейства удалось построить и эскадренный броненосец «Бородино» с наибольшей шириной 23,2 м. Ввиду этого к утверждениям Н.И.Дмитриева и В.В.Колпычева о максимальных размерах строящихся кораблей следует относиться с известной осторожностью.

Галерный остров.

Наличие и загрузка крупных стапелей и эллингов на Балтике в 1880-1907 годах 

Наличие и загрузка крупных стапелей и эллингов на Балтике в 1880-1907 годах

Наличие и загрузка крупных стапелей и эллингов на Балтике в 1880-1907 годах

Наличие и загрузка крупных стапелей и эллингов на Балтике в 1880-1907 годах

Наличие и загрузка крупных стапелей и эллингов на Балтике в 1880-1907 годах

«А». Фрегатский деревянный эллинг.

Построен примерно в 1857-1859 годах, капитально отремонтирован в 1863 году, разобран в 1888 году.

Размеры эллинга по данным Н.И.Дмитриева и В.В.Колпычева – длина 280 футов (85,34 м), ширина 52 фута (15,85 м).

Судя по габаритам иных эллингов Галерного острова, имевшихся на нем к 1883 году, только в этом эллинге и большом деревянном эллинге могли одновременно строиться два корвета типа «Витязь».

 

В данном эллинге были построены:

«Рында» (бронепалубный крейсер):

начало работ на стапеле – 13 октября 1883 года;

спуск на воду – 16 июля 1885 года.

 

«Б». 2 малых деревянных эллинга.

Построены в 1862 или 1863 году, разобраны, очевидно, в 1888 году вместе с фрегатским деревянным эллингом.

Размеры эллингов – длина каждого 264 фута (80,47 м), ширина (из описания у Н.И.Дмитриева и В.В.Колпычева неясно, одного или обоих вместе) 64 фута (19,51 м)).

 

«В». Новый каменный эллинг (№ 1).

Построен в 1889-1892 годах на месте разобранных фрегатского деревянного эллинга и 2-х малых деревянных эллингов.

Размеры эллинга по данным Н.И.Дмитриева и В.В.Колпычева – первоначальная длина стапеля 364 фута (110,94 м), высота до карниза 77 футов (23,47 м), высота до низшей точки стропил 78 футов (23,77 м), внутренняя ширина между стенами 100 футов (30,48 м), внутренняя ширина между контрфорсами 92 фута (28,04 м); при этом по утверждению Н.И.Дмитриева и В.В.Колпычева, если бы данный эллинг не имел сужения в выходной арке на 5 футов (1,52 м), «он с удобством мог бы служить для постройки судов до 85 футов (25,91 м) шириной»:

С начала 1895 года и примерно до середины 1896 года новый каменный эллинг проходил реконструкцию с удлинением его до на 112 футов (34,14 м), итоговая длина эллинга после реконструкции 476 футов (145,08 м).

 

В данном эллинге были построены:

 

«Петропавловск» (эскадренный броненосец):

начало работ на стапеле – 19 марта 1892 года;

спуск на воду – 28 октября 1894 года.

 

«Диана» (бронепалубный крейсер):

начало работ на стапеле – июль 1896 года;

спуск на воду – 30 сентября 1899 года.

 

«Орел» (эскадренный броненосец):

начало работ на стапеле – ноябрь 1899 года;

спуск на воду – 6 июля 1902 года.

 

«Андрей Первозванный» (эскадренный броненосец):

начало работ на стапеле – 2 марта 1904 года;

спуск на воду – 7 октября 1906 года.

 

По данным С.Е.Виноградова, к 1909 году ширина этого эллинга в чистоте составляла 28,2 м (указываемая Виноградовым длина эллинга в 112 м, очевидно, является ошибочной и не учитывает проведенную в 1895-1896 годах его реконструкцию). При этом именно в нем, несмотря на стесненность, в 1909-1911 годах был построен корпус линейного корабля «Гангут» типа «Севастополь», наибольшая ширина которого с броней составляла 26,89 м.

 

«Г». Большой деревянный эллинг.

Построен в 1862-1864 годах, реконструирован в 1868 году, 1 июня 1901 года сгорел вместе с недостроенным бронепалубным крейсером «Витязь».

Размеры эллинга по данным Н.И.Дмитриева и В.В.Колпычева – первоначальная длина 360 футов (109,73 м), длина после реконструкции в 1868 году 400 футов (121,92 м), наибольшая ширина 93 фута (28,35 м), ширина в свету 77 футов (23,47 м), высота до карниза 50 футов (15,24 м), высота до затяжки стропил 68 футов (20,73 м).

 

В данном эллинге были построены:

«Витязь» (бронепалубный крейсер):

начало работ на стапеле – 16 августа 1883 года;

спуск на воду – 23 октября 1884 года.

 

«Император Николай I» (эскадренный броненосец):

начало работ на стапеле – 8 марта 1886 года;

спуск на воду – 20 мая 1889 года.

 

«Наварин» (эскадренный броненосец):

начало работ на стапеле – 1 июля 1889 года;

спуск на воду – 8 октября 1891 года.

 

«Севастополь» (эскадренный броненосец):

начало работ на стапеле – март 1892 года;

спуск на воду – 20 мая 1895 года.

 

«Паллада» (бронепалубный крейсер):

начало работ на стапеле – июль 1896 года;

спуск на воду – 14 августа 1899 года.

 

«Витязь» (бронепалубный крейсер):

начало работ на стапеле – 21 октября 1900 года;

1 июня 1901 года недостроенный крейсер вместе с эллингом уничтожен в результате случившегося на верфи пожара.

 

«Д». Каменный эллинг № 2.

Построен в 1901-1906 (по другим данным – в 1902-1906) годах на месте сгоревшего большого деревянного эллинга.

Размеры эллинга – полная длина в чистоте между завесами 468 футов (142,65 м), внутренняя ширина между контрфорсами 105 фута (32,0 м). При этом из-за сужения в выходной арке до 96 футов (29,26 м), по утверждению Н.И.Дмитриева и В.В.Колпычева, постройка судна шириной в 90 футов (27,43 м) в данном эллинге «будет уже сопряжена с известными затруднениями».

По данным С.Е.Виноградова этот эллинг к 1909 году имел наибольшую длину 146,0 м и ширину в чистоте 29,9 м.

Балтийский завод

Наличие и загрузка крупных стапелей и эллингов на Балтике в 1880-1907 годахНаличие и загрузка крупных стапелей и эллингов на Балтике в 1880-1907 годахНаличие и загрузка крупных стапелей и эллингов на Балтике в 1880-1907 годах

Наличие и загрузка крупных стапелей и эллингов на Балтике в 1880-1907 годах

 

«А». Малый деревянный эллинг.

Построен в 1876 (?) году, разобран в 1894 году с созданием на его месте малого открытого стапеля.

Размеры эллинга – длина около 115 (?) м и ширина около 17 (?) м (на основе замеров по планам завода).

 

В данном эллинге были построены:

«Владимир Мономах» (броненосный крейсер):

начало работ на стапеле – 16 февраля 1881 года;

спуск на воду – 10 октября 1882 года.

 

«Котлин» (миноносец):

начало работ на стапеле – январь 1885 года;

спуск на воду – май 1885 года.

 

«Лейтенант Ильин» (минный крейсер):

начало работ на стапеле – 3 августа 1885 года;

спуск на воду – 12 июля 1886 года.

 

«Полярная звезда» (императорская яхта):

начало работ на стапеле – 17 августа 1887 года;

спуск на воду – 19 мая 1890 года.

 

«Отважный» (канонерская лодка):

начало работ на стапеле – июль (?) 1890 года;

спуск на воду – 7 мая 1892 года.

 

«Адмирал Ушаков» (броненосец береговой обороны):

начало работ на стапеле – 16 июня 1892 года;

спуск на воду – 27 октября 1893 года.

 

«Б». Малый открытый стапель.

Оборудован к январю 1895 года (?) на месте разобранного малого деревянного эллинга, действовал как минимум до 1909 года.

Размеры стапеля – длина около 120 (?) м и ширина около 18 (?) м (на основе замеров по планам завода).

 

На данном стапеле были построены:

«Верный» (учебное судно):

начало работ на стапеле – январь 1895 года;

спуск на воду – 9 ноября 1895 года.

«Амур» (минный заградитель):

начало работ на стапеле – 7 мая 1898 года;

спуск на воду – 27 октября 1898 года.

Наличие и загрузка крупных стапелей и эллингов на Балтике в 1880-1907 годах

«Енисей» (минный заградитель):

начало работ на стапеле – 3 ноября 1898 года;

спуск на воду – 8 мая 1899 года.

Неясно, где строилась на Балтийском заводе в 1901-1902 годах подводная лодка «Дельфин». Приводимая Г.М.Трусовым фотография ее на стапеле не позволяет соотнести место строительства с планировкой завода в тот период.

Наличие и загрузка крупных стапелей и эллингов на Балтике в 1880-1907 годах

«Налим» и «Окунь» (подводные лодки, в силу своих небольших габаритов строились на данном стапеле одновременно):

начало работ на стапеле – апрель 1904 года;

спуск на воду – 26 августа 1904 года («Налим») и 31 августа 1904 года («Окунь»).

 

«Енисей»  II (минный заградитель):

начало работ на стапеле – 28 мая 1905 года;

спуск на воду – 5 июля 1906 года.

 

«Амур» II (минный заградитель):

начало работ на стапеле – 18 июля 1906 года;

спуск на воду – 16 июня 1907 года.

Наличие и загрузка крупных стапелей и эллингов на Балтике в 1880-1907 годах

«Шквал» (башенная канонерская лодка):

начало работ на стапеле – июль (?) 1907 года;

спуск на воду – 28 июня 1908 года.

Наличие и загрузка крупных стапелей и эллингов на Балтике в 1880-1907 годах

 

«В». Большой деревянный эллинг.

Построен в 1881 (?)-1883 годах, к середине 1901 года разобран с созданием на его месте открытого стапеля.

Размеры эллинга – длина около 134 (?) м и ширина в чистоте около 24,5 (?) м (на основе замеров по планам завода и фотографиям).

 

В данном эллинге были построены:

«Адмирал Нахимов» (броненосный крейсер):

начало работ на стапеле – 7 декабря 1883 года;

спуск на воду – 21 октября 1885 года.

 

«Память Азова» (броненосный крейсер):

начало работ на стапеле – 4 марта 1886 года;

спуск на воду – 20 мая 1888 года.

 

«Рюрик» (броненосный крейсер):

начало работ на стапеле – сентябрь 1889 года;

спуск на воду – 22 октября 1892 года.

 

«Пересвет» (эскадренный броненосец):

начало работ на стапеле – 9 ноября 1895 года;

спуск на воду – 7 мая 1898 года.

 

«Победа» (эскадренный броненосец):

начало работ на стапеле – 18 мая 1898 года;

спуск на воду – 17 мая 1900 года.

«Г». Открытый стапель.

Оборудован к середине 1901 года на месте разобранного большого  деревянного эллинга, действовал как минимум до 1909 года.

Размеры – длина около 145 (?) м и ширина около 29 (?) м на основе замеров по планам завода.

 

На данном стапеле были построены:

 

«Алмаз» (неброненосный крейсер):

начало работ на стапеле – апрель 1902 года;

спуск на воду – 19 мая 1903 года.

Наличие и загрузка крупных стапелей и эллингов на Балтике в 1880-1907 годах

«Касатка», «Фельдмаршал граф Шереметев», «Макрель» и «Скат» (подводные лодки, в силу своих небольших габаритов строились на данном стапеле одновременно):

начало работ на стапеле – март-апрель 1904 года;

спуск на воду – 24 июля 1904 года («Касатка»), 8 августа 1904 года («Фельдмаршал граф Шереметев»), 14 августа 1904 года («Макрель») и 21 августа 1904 года («Скат»).

Наличие и загрузка крупных стапелей и эллингов на Балтике в 1880-1907 годах

Наличие и загрузка крупных стапелей и эллингов на Балтике в 1880-1907 годах

На данном стапеле, очевидно, летом-осенью 1907 года после подписания соответствующего контракта были заложены 3 из 8 заказанных Балтийскому заводу башенных канонерских лодок типа «Шквал».

 

«Д». Новый каменный эллинг.

Построен в 1891-1895 годах. При этом уже в сентябре 1893 года, несмотря на неполную готовность эллинга, в нем начали строить броненосный крейсер «Россия».

Размеры эллинга по данным Н.И.Дмитриева и В.В.Колпычева – длина 543 фута (165,51 м), ширина в свету 95 футов (28,96 м), высота в свету 95 футов (29,87 м).

По данным В.Ю.Грибовского длина эллинга составляла 167,8 м, ширина 28,1 м, высота 29,9 м.

 

В данном эллинге были построены:

 

«Россия» (броненосный крейсер):

начало работ на стапеле – 16 октября 1893 года;

спуск на воду – 30 апреля 1896 года.

 

«Громобой» (броненосный крейсер):

начало работ на стапеле – 14 июня 1897 года;

спуск на воду – 8 мая 1899 года.

 

«Император Александр III» (эскадренный броненосец):

начало работ на стапеле – май 1899 года;

спуск на воду – 21 июля 1901 года.

 

«Князь Суворов» (эскадренный броненосец):

начало работ на стапеле – 28 (?) июля 1901 года;

спуск на воду – 12 сентября 1902 года.

 

«Слава» (эскадренный броненосец):

начало работ на стапеле – 19 (?) сентября 1902 года;

спуск на воду – 16 августа 1903 года.

 

«Император Павел I» (эскадренный броненосец):

начало работ на стапеле – 14 октября 1904 года;

спуск на воду – 25 августа 1907 года.

 

В 1907 году (очевидно, не ранее сентября) в новом каменном эллинге по данным И.И.Черникова начали строить сразу несколько (исходя из их габаритов, видимо, 4) заказанных Балтийскому заводу башенных канонерских лодок типа «Шквал». Однако в результате произошедшего в этом эллинге в ночь на 2 ноября 1907 года сгорели стапели, часть деталей, пневматические инструменты и компрессор. Пострадал и сам эллинг. Поэтому постройку канонерских лодок пришлось перенести на открытый стапель (очевидно, в данном случае И.И.Черников ведет речь о новом большом бетонном открытом стапеле.)

Помимо устранения последствий пожара, к концу 1908 году новый каменный эллинг реконструирован с увеличением его длины, благодаря чему на нем по данным Н.И.Дмитриева и В.В.Колпычева стала возможна постройка судов длиной до 650 футов (198,12 м).

 

«Е». Новый большой бетонный открытый стапель.

Построен в 1907 (?)-1909 годах.

Размеры – первоначальная длина 450 футов (137,16 м), к 1909 году по данным Н.И.Дмитриева и В.В.Колпычева длина увеличена до 560 футов (170,69 м), ширина 108 футов (32,92 м)).

По данным С.Е.Виноградова к 1912 году размеры этого стапеля были увеличены до длины 207,8 м при ширине 33,0 м.

На данный стапель, очевидно, зимой 1907-1908 годов было перенесено строительство 4 из 8 заказанных Балтийскому заводу башенных канонерских лодок типа «Шквал» после пожара 2 ноября 1907 года в новом каменном эллинге.

Невский завод

Наличие и загрузка крупных стапелей и эллингов на Балтике в 1880-1907 годах

Данный завод ввиду своего расположения (с учетом необходимости проводки строящихся на нем судов через невские мосты) был в состоянии строить корабли до 6000 т водоизмещением, что в свое время наглядно показала постройка на нем броненосных крейсеров «Минин» и «Генерал-адмирал».

Вместе с тем, когда 11 июля 1898 года правление Невского завода направило в Морское министерство прошение «не отказать… в выдаче заказа на постройку двух или иного числа крейсеров в 3000 или 6000 тонн», резолюция П.П.Тыртова гласила:

«… вряд ли 6000-тонный крейсер пройдет через пролет Литейного моста (один из мостов через Неву, находившийся между заводом и выходом в залив и имевший наименьшую ширину разводной части – примечание А.А.Аллилуева и М.А.Богданова) по своей ширине и углублению. Пусть завод разработает чертеж 3000 крейсера не так грубо, как он это сделал теперь…».

Большой железный эллинг.

Построен в 1898 (?)-1900 (1901 – ?) годах, имел 2 стапеля (№ 1 и № 2).

Размеры эллинга – длина около 130 (?) м, ширина около 40 (?) м.

 

В данном эллинге были построены:

 

«Жемчуг» (бронепалубный крейсер):

начало работ на стапеле – 19 февраля 1901 года;

спуск на воду – 14 августа 1903 года.

«Изумруд» (бронепалубный крейсер):

начало работ на стапеле – 1 октября 1901 года;

спуск на воду – 9 октября 1903 года.

 

«Бобр» II (канонерская лодка):

начало работ на стапеле – 1 февраля 1906 года;

спуск на воду – 30 мая 1907 года.

 

«Сивуч» II (канонерская лодка):

начало работ на стапеле – 1 февраля 1906 года;

спуск на воду – 19 июля 1907 года.

Путиловский завод.

По всей видимости, к началу 1880-х годов данное предприятие имело неустановленное число действующих открытых стапелей для малых судов, которые допускали постройку нескольких судов водоизмещением как минимум до 1000 т.

Глубина воды, которой по состоянию на 1902 год располагал завод для проводки судов в Морском канале, по данным С.В.Федулова и А.Н.Щербы составляла до 15 футов (4,57 м). Теоретически это позволяло проводить в Кронштадтский порт для достройки не имеющие полной нагрузки после спуска на воду корабли проектным водоизмещением до 3000-4000 тонн.

Такое положение дел сохранялось как минимум до 1907 года.

На данном предприятии были построены:

 

«Кореец» II (канонерская лодка):

начало работ на стапеле – 23 апреля 1906 года;

спуск на воду – 10 мая 1907 года.

 

VI. Ижорский завод (Колпино).

На данном предприятии были построены:

в 1861 году – деревянный эллинг длиной 18,5 сажени (39,47 м) и шириной 7 саженей (14,94 м);

в 1865 году – второй эллинг (видимо, также деревянный) длиной 18 саженей (38,40 м) и шириной 6 саженей (12,80 м).

С началом постройки на заводе миноносцев в конце 1889 года один из эллингов (вероятно, более крупный) был удлинен на 40 футов (12,19 м).

В 1896 году вместо малого эллинга построен новый, пригодный для одновременной постройки в нем двух миноносцев типа «Сокол». Учитывая габариты этих миноносцев (наибольшая длина 57,91 м и наибольшая ширина 5,67 м), внутренние размеры этого эллинга должны были составлять как минимум около 60 метров в длину и около 15 метров в ширину.

Такое положение дел сохранялось как минимум до 1903 года включительно.

 

VII. Завод Крейтона (Або, Финляндия).

К началу 1880-х годов имел неустановленное число действующих открытых стапелей для постройки судов водоизмещением до 5000-6000 т и неустановленное число действующих открытых стапелей для малых судов, которые допускали постройку нескольких судов водоизмещением как минимум до 1000 т.

Такое положение дел сохранялось как минимум до 1905 года.

 

 

Охтенское адмиралтейство, Охтинская верфь завода Крейтона (Санкт-Петербург).

К началу 1880-х годов имел 2 действующих больших деревянных эллинга для постройки судов водоизмещением до 5000-6000 т и не менее 5 (7 – ?) действующих деревянных эллингов для малых судов, которые допускали постройку судов водоизмещением как минимум до 1000 т.

В 1896 году Охтенское адмиралтейство было сдано в безвозмездную аренду на 35 лет акционерному обществу «В. Крейтон и К°» с обязательством переоборудовать завод и оставить по истечении срока аренды все постройки в пользу морского ведомства.

Большие деревянные эллинги Охтенского адмиралтейства, построенные в царствование Императора Николая I, существовали как минимум до начала XX века (судя по фотографиям – даже до ноября 1907 года). Исходя, опять же, из изображенного на упомянутых фотографиях, на ноябрь 1907 года верфь продолжает иметь действующими как минимум два больших деревянных эллинга, допускающих постройку судов водоизмещением для постройки судов водоизмещением до 5000-6000 т.

С уважением. Стволяр.

P.S. Указание на ошибки в приведенной информации и различные уточнения приветствуются.

Подписаться
Уведомить о
guest

25 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account