История Руси, принявшей западное христианство. Часть седьмая

19

Андрей Владимирович родился в 1261 году. Второй сын в семье, он изначально готовился своим отцом, Василием I Владимировичем, к духовной карьере. В четырехлетнем возрасте его отняли от матери и отдали на воспитание в один из монастырей королевской загородной резиденции, села Боголюбово, где уже воспитывался Роман, старший брат Андрея. Но в четырнадцатилетнем возрасте Василий I Владимирович думал забрать первенца из обители и привлечь к государственным делам, взрастив тем самым короля-монаха, кем был и он сам.

Василий I Владимирович дал указание не относится к своим сыновьям как к королевским особам, а обеспечить им условия ничем не отличимых от обычных монашеских, с раннего детства привив аскетизм.

Братья были разных характеров. Вялый и усердный Роман послушно копрел над книгами и занимался физическим трудом, в то время как жизнерадостный и весёлый Андрей предпочитал отлынивать от занятий и работы. Первое время почти всё внимание забирал Роман, наследник престола, а Андрей был по сути предоставлен самому себе.

История Руси, принявшей западное христианство. Часть седьмая

Монах Доминиканского ордена варит пиво

Всё изменилось, когда Роман Васильевич скончался в семилетнем возрасте в результате острого пищевого отравления. Андрей Васильевич стал престолонаследником и его беззаботной жизни пришёл конец.

Но ему всё так же претили занятия и труд. Однажды он сбежал из монастыря, его быстро нашли и вернули обратно. На ночь его теперь запирали на замок.

Бежать снова он не пытался, выражая протест в мелких шалостях и богохульстве. Так что в обители вдохнули с облегчением, когда в возрасте четырнадцати лет Андрей Васильевич наконец-то их покинул.

Василий I Владимирович, отправив сына в четырехлетнем возрасте, не находил времени навещать его, занятый государственными делами, и с отцом Андрей Васильевич встретился только десять лет спустя. Он ожидал увидеть блеск двора, а по сути попал в ещё один монастырь. В стенах обители Андрей Васильевич пристрастился к пиву, но в королевском дворце не было даже его. Год Андрей Васильевич мирился со скукой двора, послушно посещал заседания Боярской думы и участвовал в государственных делах, а потом бежал, однако был пойман при попытке пересечь Васильевскую линию и вернут отцу, который собственноручно высек блудного сына и заставил вернуться к обязанностям.

Однако смирился Андрей Васильевич после того, как отец пригрозил лишить его престолонаследия в пользу старшей дочери и её мужа, а сына навечно запереть в башне Боголюбского замка.

В 1276 году Василий I Владимирович женил Андрея Васильевича на Василисе Александровне, внучке князя Смоленского Глеба Ростиславича. В браке родилось четверо детей:

1. Алексей II Андреевич, наследовал отцу;
2. Юрий Андреевич, наследовал брату;
3. Михаил Андреевич, умер в детстве;
4. Дмитрий Андреевич, князь Звенигородский.

Всё последующее правление отца Андрей Васильевич тихо жил в отцовском дворце, заведая при нем налоговым сбором с населения Владимира-на-Клязьме.

Андрей II Васильевич взошёл на престол в неполный тридцать один год. Хронисты отмечали, что на похоронах отца он не мог сдержать своей радости — наконец он был полностью свободен.

Не успело остыть тело Василия I Владимировича, во дворец вернулись дорогое убранство, шуты, менестрели и к возмущению народа траур по горячо им любимому Василию I Владимировичу при дворе превратился в самый настоящий праздник радости жизни и освобождения от монашеских оков. Владимирцы требовали от епископа Ростовского и Ярославского отлучения нового короля от церкви, но Теодор опасался опалы и не вмешался.

Согласно сложившемуся обычаю, по прошествии траура Андрей II Васильевич отправился в Киев на свою коронацию. Это была увеселительная поездка, король останавливался в Коломне, Козельске, Трубчевске, Новгород-Севрске и Чернигове. В каждом городе он устраивал трёхдневное пиршество — Андрей II Васильевич явно намеревался наверстать упущенное.

В Киеве Андрея II Васильевича короновал архиепископ Киевский и всея Руси Марцеллин Брисонне. Этот человек известен своими управленческими талантами и тем, что был одним из немногих латинских иерархов конца XIII века, носившим бороду.

История Руси, принявшей западное христианство. Часть седьмая Марцеллин Брисонне

Андрей II Васильевич решил переплюнуть своего деда и праздник по поводу его коронации продолжался четыре недели, за время которых король приметил талантливого француза, предложив ему перебраться в столицу и взять бразды правления в свои руки. Марцеллин Брисонне с удовольствием согласился и ещё до окончания праздника прибыл во Владимир-на-Клязьме. Вскоре Андрей II Васильевич учредил должность канцлера, второго человека в государстве, на которую был назначен Марцеллин Брисонне.

За всё время своего правления Андрей II Васильевич не вернулся к управлению страной. Он проводил время на соколиной охоте, в объятиях любовниц, за столом во время бесчисленных пирушек, которые редко не перерастали в побоища, в которых король был только зрителем. Так как он был человеком физически слабым и несколько тщедушным, Андрей II Васильевич не любил участвовать в турнирах, но с удовольствием их посещал.

История Руси, принявшей западное христианство. Часть седьмая Соколиная охота начинается…

А в это время иностранец управлял Русским королевством. Марцеллина Брисонне вполне устраивало его бедное жилище, но с мягкой периной и деликатесами. Он взяв себе в напарники по правлению епископа Ростовского и Ярославского Теодора. Это был прекрасный двуумвират: Марцеллин Брисонне был в меру амбициозен, а Теодор отлично чувствовал себя на вторых ролях. Вместе они правили фактически самодержавно, считаясь с мнением Боярской думы по настроению.

В целом, страна наслаждалась десятилетиями мира, в городах появились первые на территории Руси различные цеха, неурожайных лет не было уже несколько лет и о привычным для той эпохи голоде стали понемногу забывать.

История Руси, принявшей западное христианство. Часть седьмая В цеху часовых дел мастеров

В 1294 году между архиепископом и королём начался конфликт на почве финансов. Андрею II Васильевичу стало не хватать денег, ежегодно выделяемых на его содержание, и он попытался запустить руку в казну, но Марцеллин Брисонне не дал ему это сделать. Андрей II Васильевич пришёл в ярость и заявил, что вышлет архиепископа из страны, если он ещё хоть раз позволит себе перечить королю.

Епископ Теодор самоустранился от конфликта, уехав в Ростов, а Марцеллин Брисонне уступил и не стал мешать Андрею II Васильевичу превратить казну в королевский карман. Но то ли затаил обиду, то ли действительно беспокоился о ставшей для него родной стране… Через несколько месяцев он предоставил Андрею II Васильевичу лекарство от похмелья, некую толченью, которую хронисты описывают как нюхательный порошок белого цвета. Король ещё не утратил доверя к своему архиепископу и принял от него данное лекарство.

План Марцеллина Брисонне сработал, Андрей II Васильевич стал более покладистым и согласился на прежнюю сумму своего содержания. Видя результат, некоторые попытались выкрасть толченью и приобрести влияния на короля, но эти неудачные попытки вскоре прекратились сами собой.

Сразу же появились побочные действия странного лекарства. Короля начала мучать бессонница, он по ночам в одиночестве бродил по дворцу, заходил в комнаты слуг, а если они просыпались от его присутствия, то Андрей II Васильевич говорил, что он им снится и давал монету. Более того, после принятия толченьи король становился буйным и импульсивным, к нему боялись приближаться. Тогда Марцеллин Брисонне, достигший своей цели, решил перестать давать ему толченью. Андрей II Васильевич поначалу согласился с решением архиепископа, но через несколько часов, во время обеда, вдруг упал и начал кататься по полу, рвать на себе одежду и кричать что-то мало вразумительное. Перепуганный архиепископ выдал обезумевшему королю толченью. С тех пор её у Андрея II Васильевича не забирали, а Марцеллин Брисонне, державший в своих руках всю полноту власти, на треть сократил расходы двора.

Со временем Андрей II Васильевич становился всё более неуправляемым. Однажды он в припадке ярости разбил голову пажу об каменный пол замка. Королева Василиса Александровна прервала свое молчание и заперла мужа одного в своих покоях, после чего взяла детей и со свитой отправилась к отцу в Смоленск. Марцеллин Брисонне одобрил действия королевы по изоляции Андрея II Васильевича, а препятствовать её отъезду не стал. Это дало ему повод сократить расходы двора уже вдвое.

Андрею II Васильевичу поначалу не нравилось, что его заперли, как какого-то зверя. Он громил мебель, пытался выпрыгнул из окна, но окно заблаговременно заколотили. Но чем дольше он сидели взаперти, тем спокойнее к этому относился. Кормили его разнообразно четыре раза в день и один раз ночью, толченьей обеспечивали бесперебойно. Король жаловался на скуку, но одиноко ему особо не было: несколько раз на дню его навещал Марцеллин Брисонне и выдавал толченье.

Андрей II Васильевич неожиданно умер 14 августа 1295 года, в возрасте всего тридцати четырёх лет. В народе шептались, что он помер от того, что дьявол стукнул его по макушке.

Подписаться
Уведомить о
guest

1 Комментарий
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account