Юрий Пашолок. Ленинградский кочующий миномет

16
Юрий Пашолок. Ленинградский кочующий миномет

Юрий Пашолок. Ленинградский кочующий миномет

Самоходный миномет на базе грузового автомобиля ГАЗ-АА, созданный силами ЛОНИТОМАШ

Первая мировая война дала мощный толчок для развития новых видов вооружения и военной техники. Касалось это и артиллерии, причем некоторые ее образцы появились вслед за новыми типами военной техники. И если для борьбы с авиацией зенитную артиллерию начали создавать еще до начала Первой мировой войны, то противотанковая артиллерия появилась уже ближе к ее концу. Впрочем, частенько на второй план уводят вид артиллерии, который появился еще до Первой мировой войны, но в ее ходе достигший настоящего расцвета. Речь идет о минометах. На полях сражений Первой мировой войны применялись разные минометы, но в итоге классикой стала конструкция сэра Уилфреда Стокса. Постепенно его миномет, созданный по схеме мнимого треугольника, стал завоевывать популярность, вытесняя другие конструкции. После конфликта на КВЖД в 1929 году миномет Стокса (точнее, 81 mm Brandt Mle 1927, или миномет Стокса-Брандта) оказался и у Красной Армии. Там оценили трофейную разработку, так что вскоре похожие минометы появились и в Красной Армии.

Самоходный миномет ЛОНИТОМАШ

Самоходный миномет ЛОНИТОМАШ

Работы, которые возглавил Н.А. Доровлёв, поначалу шли по пути прямого копирования трофейного миномета. Впрочем, у нас калибр оказался не 81, а 82 мм. История о том, что это было сделано специально (можно пользоваться трофейными минами калибра 81 мм, но нашими трофейными минами стрелять из 81-мм минометов не получится) вполне соответствует действительности. Дальнейшая работа пошла по пути разработки своего миномета, создавался он под руководством Б.И. Шавырина. Так на свет появился БМ-37, батальонный миномет, ставший по-настоящему массовым явлением. Начиная с 1940 года выпуск 82-мм минометов стал резко расти, особенно это стало заметно после начала Великой отечественной войны. Кроме того, еще до войны возникла разумная мысль о механизации минометов. Идея, мягок говоря, не оригинальная: французский транспортер Renault UE создавался как раз для перевозки миномета. Одинаковые проблемы приводят к похожим решениям.

Она же в боевом положении

Она же в боевом положении

Еще до войны шли работы по установке 82-мм миномета БМ-36 в коляске мотоцикла ПМЗ А-750. Тогда эти опыты особо ничем не кончились, а к теме кочующего миномета вернулись уже после начала Великой Отечественной войны. Одним из центров разработки самоходных минометов стал Ленинград. Этим там занимались силами ЛОНИТОМАШ (Ленинградское отделение Научного инженерно-технического общества машиностроителей). На сей раз дело продвинулось дальше опытов. В 1941 года появились первые разработки на шасси грузовиков. Самоходных минометов было немного, но встречались весьма оригинальные технические решения. В том числе и скрещивание миномета с морской пушкой.

Тумбовая установка обеспечивала круговой обстрел

Тумбовая установка обеспечивала круговой обстрел

Изначальная концепция самоходного миномета выглядела следующим образом. На шасси ГАЗ-АА, либо ЗИС-101, ставился бронированный корпус с открытым сверху боевым отделением. Внутри размещалась тумба, на которой закреплялся 82-мм миномет БМ-37. Первый образец «кочующего миномета» появился в октябре 1941 года, на базе ГАЗ-АА. Примерно к этому же периоду относится предложение о такой же системе, но на базе ЗИС-101 (о нем есть отдельный материал).

Компактная установка позволила вносить минимальные изменения в обычную "полуторку"

Компактная установка позволила вносить минимальные изменения в обычную «полуторку»

В публикациях некоторых авторов указывается, что выпустили лишь один образец, но по этому поводу можно только улыбнуться. Только по снимкам проскакивает не менее 4-5 машин, которые были собраны силами Базой Спецформирований при ЛОНИТОМАШ. Причем речь идет именно о самоходных минометах (бывших), с характерным бронированным кузовом. Бронетранспортеры этой базой тоже строились, и у них кузов выглядел иначе. Вместе с тем, имелась у этих самоходных минометов и одна существенная проблема — масса. Шасси ГАЗ-АА нагружалось лишними 1,5-2 тоннами, лучше ему от этого точно не становилось. Вероятнее всего, эта проблема выявилась в ходе эксплуатации. Поэтому к маю 1942 года Базой Спецформирований при ЛОНИТОМАШ было подготовлено два автомобиля.

Под сиденьем видны укладки мин. Всего их планировалось перевозить 90 штук

Под сиденьем видны укладки мин. Всего их планировалось перевозить 90 штук

Первая машина являлось тем самым, о чем говорилось ранее. То есть бронированным грузовиком с тумбовой установкой миномета. О ней стоит поговорить позже, хотя надо сказать, что каких-то особых проблем в ходе испытаний комиссия не обнаружила. То есть ездил бронированный кочующий миномет вполне уверенно. В нашем случае интерес представляет машина №2, как ее назвали в переписке. В отличие от машины №1, бронирование на ней не предусматривалось. Сделано это было целенаправленно, явно с расчетом на то, что вырастет подвижность.

Универсальная морская пушка 21-К, переделанная в миномет

Универсальная морская пушка 21-К, переделанная в миномет

Переделать обычный грузовик в носитель 82-мм миномета пытались в нескольких КБ. Но у ЛОНИТОМАШ получилось самое оригинальное решение. По центру штатного кузова смонтировали морскую 45-мм универсальную установку 21-К. Для придания жесткости конструкции под деревянным кузовом уложили деревянные брусья, часто применявшееся техническое решение. Вместо штатного ствола поставили трубу от 82-мм миномета БМ-37, при этом штатные механизмы отката 21-К остались на месте.

Расчет машины. На самом деле в кузове ездило трое, а в кабине двое

Расчет машины. На самом деле в кузове ездило трое, а в кабине двое

Глядя на эту конструкцию, так и хочется воскликнуть — «а что, так тоже можно было что ли?». Во-первых, обеспечивался круговой сектор обстрела при минимальных габаритах системы. Во-вторых, наличие откатных механизмов снижало нагрузку на машину при стрельбе. В-третьих, получившаяся конструкция получилась легче, чем тумба конструкции ЛОНИТОМАШ. Масса 21-К составляла около 500 кг, а труба миномета была намного легче трубы 45-мм пушки. Миномет остался дульнозарядным, но особых проблем от этого не возникало. Общая высота системы была такой, что человек среднего роста вполне мог заниматься заряжанием миномета.

Работа расчета

Работа расчета

Помимо орудийной установки, дополнительно в кузове оборудовали место для трех номеров расчета, а также орудийный ЗИП. Не пустовало и место под сиденьем. Там разместили боезапас, по планам, предполагался боекомплект в 90 мин. На заднем борту также появилась лестница, чтобы забираться внутрь, не открывая борт. В отличие от похожих проектов, борта кузова не фиксировались в горизонтальном положении. Как показала практика, тумбовая морская установка вполне позволяла вести огонь без «платформы».

Полевые испытания "машины №2"

Полевые испытания «машины №2»

Испытания самоходного миномета проводились в период с 26 по 29 июня 1942 года. До места испытаний машина добиралась своим ходом, причем вместе с членами комиссии, а также оцеплением, в общей сложности в кузов набилось 12 человек. Так что поезда на стрельбы превратилась еще и в ходовые испытания. В общей сложности, за время испытаний машина прошла около 150 км по грунтовым дорогам и пересеченной местности, развивая скорость до 50 км/ч. То есть фактически ведя себя как обычная «полуторка» с неполной загрузкой. Вопреки переписке со страхами о плохой проходимости, машина вполне неплохо ездила, даже с перегрузкой 20% от боевой массы.

Работа под надзором комиссии Ленинградского фронта

Работа под надзором комиссии Ленинградского фронта

Как показали испытания, и со стрельбой у «машины №2» всё оказалось хорошо. В общей сложности было выпущено 58 мин, типовой дистанцией были 700 метров. При стрельбе отмечалась устойчивость машины, скорострельность достигала 25 выстрелов в минуту. Имелись некоторые проблемы с прицеливанием, но комиссия уточнила, что дело в сбитом прицеле. Тумбовую установку похвалили за легкость наводки. Кроме того, испытания стрельбой показали, что расчет из 5 человек оказался избыточен. По факту хватало 4 — командира, наводчика, заряжающего, снарядного (подающего). Перевод орудия в боевое положение занимал 40 секунд, в походное — 25. То есть на роль кочующего миномета установка вполне годилась.

Как показали испытания, вполне хватало расчета из 4 человек. Пятый оказался избыточен

Как показали испытания, вполне хватало расчета из 4 человек. Пятый оказался избыточен

По результатам испытаний комиссия рекомендовала принять машину №2 в производство. Вердикт подписали 30 июня, его одобрил и генерал-майор Г.Ф. Одинцов, командующий артиллерией Ленинградского фронта. Далее отчет и вердикт ушел в Артиллерийский Комитет ГАУ КА, а вот там в начале августа 1942 года идею забраковали. Причем предлоги выглядели смехотворно. Товарищи артиллеристы посчитали, что нужна броня, а если появляется броня, проходимость снизится. И вообще, дальность стрельбы низкая, тут же убьют, поэтому давайте делать не будем. На этом всё и закончилось.

Ленфронт самоходный миномет одобрил, Арктом ГАУ - нет

Ленфронт самоходный миномет одобрил, Арктом ГАУ — нет

Отчасти, конечно, здравый смысл в словах имелся. Но в Арткоме ГАУ КА часто теряли связь с реальностью. Самоходные минометы активно использовали немцы и американцы, причем выпускали их в больших количествах. И как-то насчет дистанции не жаловались. Консерватизм артиллеристов порой их подводил. Иногда всё же надо понимать, что есть нишевые виды вооружения и военной техники. Задач у установки ЛОНИТОМАШ хватало с избытком, такой самоходный миномет был бы очень кстати при штурме населенных пунктов. Но — не срослось. Зато ГАУ КА занималось всякой ерундой вроде казнозарядных минометов, в том числе и для установки на технику. Причем разума в этих штуковинах было откровенно меньше.

Список источников:

      1. ЦАМО РФ

источник: https://zen.yandex.ru/media/yuripasholok/leningradskii-kochuiuscii-minomet-62226508ab6c0410618886d3?&

byakin
Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account