Самоходный миномет на базе грузового автомобиля ГАЗ-АА, созданный силами ЛОНИТОМАШ
Первая мировая война дала мощный толчок для развития новых видов вооружения и военной техники. Касалось это и артиллерии, причем некоторые ее образцы появились вслед за новыми типами военной техники. И если для борьбы с авиацией зенитную артиллерию начали создавать еще до начала Первой мировой войны, то противотанковая артиллерия появилась уже ближе к ее концу. Впрочем, частенько на второй план уводят вид артиллерии, который появился еще до Первой мировой войны, но в ее ходе достигший настоящего расцвета. Речь идет о минометах. На полях сражений Первой мировой войны применялись разные минометы, но в итоге классикой стала конструкция сэра Уилфреда Стокса. Постепенно его миномет, созданный по схеме мнимого треугольника, стал завоевывать популярность, вытесняя другие конструкции. После конфликта на КВЖД в 1929 году миномет Стокса (точнее, 81 mm Brandt Mle 1927, или миномет Стокса-Брандта) оказался и у Красной Армии. Там оценили трофейную разработку, так что вскоре похожие минометы появились и в Красной Армии.
Работы, которые возглавил Н.А. Доровлёв, поначалу шли по пути прямого копирования трофейного миномета. Впрочем, у нас калибр оказался не 81, а 82 мм. История о том, что это было сделано специально (можно пользоваться трофейными минами калибра 81 мм, но нашими трофейными минами стрелять из 81-мм минометов не получится) вполне соответствует действительности. Дальнейшая работа пошла по пути разработки своего миномета, создавался он под руководством Б.И. Шавырина. Так на свет появился БМ-37, батальонный миномет, ставший по-настоящему массовым явлением. Начиная с 1940 года выпуск 82-мм минометов стал резко расти, особенно это стало заметно после начала Великой отечественной войны. Кроме того, еще до войны возникла разумная мысль о механизации минометов. Идея, мягок говоря, не оригинальная: французский транспортер Renault UE создавался как раз для перевозки миномета. Одинаковые проблемы приводят к похожим решениям.
Еще до войны шли работы по установке 82-мм миномета БМ-36 в коляске мотоцикла ПМЗ А-750. Тогда эти опыты особо ничем не кончились, а к теме кочующего миномета вернулись уже после начала Великой Отечественной войны. Одним из центров разработки самоходных минометов стал Ленинград. Этим там занимались силами ЛОНИТОМАШ (Ленинградское отделение Научного инженерно-технического общества машиностроителей). На сей раз дело продвинулось дальше опытов. В 1941 года появились первые разработки на шасси грузовиков. Самоходных минометов было немного, но встречались весьма оригинальные технические решения. В том числе и скрещивание миномета с морской пушкой.
Изначальная концепция самоходного миномета выглядела следующим образом. На шасси ГАЗ-АА, либо ЗИС-101, ставился бронированный корпус с открытым сверху боевым отделением. Внутри размещалась тумба, на которой закреплялся 82-мм миномет БМ-37. Первый образец «кочующего миномета» появился в октябре 1941 года, на базе ГАЗ-АА. Примерно к этому же периоду относится предложение о такой же системе, но на базе ЗИС-101 (о нем есть отдельный материал).
В публикациях некоторых авторов указывается, что выпустили лишь один образец, но по этому поводу можно только улыбнуться. Только по снимкам проскакивает не менее 4-5 машин, которые были собраны силами Базой Спецформирований при ЛОНИТОМАШ. Причем речь идет именно о самоходных минометах (бывших), с характерным бронированным кузовом. Бронетранспортеры этой базой тоже строились, и у них кузов выглядел иначе. Вместе с тем, имелась у этих самоходных минометов и одна существенная проблема — масса. Шасси ГАЗ-АА нагружалось лишними 1,5-2 тоннами, лучше ему от этого точно не становилось. Вероятнее всего, эта проблема выявилась в ходе эксплуатации. Поэтому к маю 1942 года Базой Спецформирований при ЛОНИТОМАШ было подготовлено два автомобиля.
Первая машина являлось тем самым, о чем говорилось ранее. То есть бронированным грузовиком с тумбовой установкой миномета. О ней стоит поговорить позже, хотя надо сказать, что каких-то особых проблем в ходе испытаний комиссия не обнаружила. То есть ездил бронированный кочующий миномет вполне уверенно. В нашем случае интерес представляет машина №2, как ее назвали в переписке. В отличие от машины №1, бронирование на ней не предусматривалось. Сделано это было целенаправленно, явно с расчетом на то, что вырастет подвижность.
Переделать обычный грузовик в носитель 82-мм миномета пытались в нескольких КБ. Но у ЛОНИТОМАШ получилось самое оригинальное решение. По центру штатного кузова смонтировали морскую 45-мм универсальную установку 21-К. Для придания жесткости конструкции под деревянным кузовом уложили деревянные брусья, часто применявшееся техническое решение. Вместо штатного ствола поставили трубу от 82-мм миномета БМ-37, при этом штатные механизмы отката 21-К остались на месте.
Глядя на эту конструкцию, так и хочется воскликнуть — «а что, так тоже можно было что ли?». Во-первых, обеспечивался круговой сектор обстрела при минимальных габаритах системы. Во-вторых, наличие откатных механизмов снижало нагрузку на машину при стрельбе. В-третьих, получившаяся конструкция получилась легче, чем тумба конструкции ЛОНИТОМАШ. Масса 21-К составляла около 500 кг, а труба миномета была намного легче трубы 45-мм пушки. Миномет остался дульнозарядным, но особых проблем от этого не возникало. Общая высота системы была такой, что человек среднего роста вполне мог заниматься заряжанием миномета.
Помимо орудийной установки, дополнительно в кузове оборудовали место для трех номеров расчета, а также орудийный ЗИП. Не пустовало и место под сиденьем. Там разместили боезапас, по планам, предполагался боекомплект в 90 мин. На заднем борту также появилась лестница, чтобы забираться внутрь, не открывая борт. В отличие от похожих проектов, борта кузова не фиксировались в горизонтальном положении. Как показала практика, тумбовая морская установка вполне позволяла вести огонь без «платформы».
Испытания самоходного миномета проводились в период с 26 по 29 июня 1942 года. До места испытаний машина добиралась своим ходом, причем вместе с членами комиссии, а также оцеплением, в общей сложности в кузов набилось 12 человек. Так что поезда на стрельбы превратилась еще и в ходовые испытания. В общей сложности, за время испытаний машина прошла около 150 км по грунтовым дорогам и пересеченной местности, развивая скорость до 50 км/ч. То есть фактически ведя себя как обычная «полуторка» с неполной загрузкой. Вопреки переписке со страхами о плохой проходимости, машина вполне неплохо ездила, даже с перегрузкой 20% от боевой массы.
Как показали испытания, и со стрельбой у «машины №2» всё оказалось хорошо. В общей сложности было выпущено 58 мин, типовой дистанцией были 700 метров. При стрельбе отмечалась устойчивость машины, скорострельность достигала 25 выстрелов в минуту. Имелись некоторые проблемы с прицеливанием, но комиссия уточнила, что дело в сбитом прицеле. Тумбовую установку похвалили за легкость наводки. Кроме того, испытания стрельбой показали, что расчет из 5 человек оказался избыточен. По факту хватало 4 — командира, наводчика, заряжающего, снарядного (подающего). Перевод орудия в боевое положение занимал 40 секунд, в походное — 25. То есть на роль кочующего миномета установка вполне годилась.
По результатам испытаний комиссия рекомендовала принять машину №2 в производство. Вердикт подписали 30 июня, его одобрил и генерал-майор Г.Ф. Одинцов, командующий артиллерией Ленинградского фронта. Далее отчет и вердикт ушел в Артиллерийский Комитет ГАУ КА, а вот там в начале августа 1942 года идею забраковали. Причем предлоги выглядели смехотворно. Товарищи артиллеристы посчитали, что нужна броня, а если появляется броня, проходимость снизится. И вообще, дальность стрельбы низкая, тут же убьют, поэтому давайте делать не будем. На этом всё и закончилось.
Отчасти, конечно, здравый смысл в словах имелся. Но в Арткоме ГАУ КА часто теряли связь с реальностью. Самоходные минометы активно использовали немцы и американцы, причем выпускали их в больших количествах. И как-то насчет дистанции не жаловались. Консерватизм артиллеристов порой их подводил. Иногда всё же надо понимать, что есть нишевые виды вооружения и военной техники. Задач у установки ЛОНИТОМАШ хватало с избытком, такой самоходный миномет был бы очень кстати при штурме населенных пунктов. Но — не срослось. Зато ГАУ КА занималось всякой ерундой вроде казнозарядных минометов, в том числе и для установки на технику. Причем разума в этих штуковинах было откровенно меньше.
Список источников:
- ЦАМО РФ