18

Продолжение истории о тяжелых канонерских лодках.

Содержание:

Предыстория.

Как известно, в Чрезвычайную программу строительства флота для Дальнего Востока было включено строительство тяжелых канонерских лодок (https://alternathistory.ru/slavsya-sim-ekaterina-samuraya-ty-potryos/).

Канлодки решено было строить по переработанному американскому проекту, любезно предоставленному кусающим локти Крампом. В американском оригинале проекта они вооружались двумя тяжелыми орудиями 305мм/40, размещенными в электрофицированной бронебашне, имели длину 225 футов, ширину 50 футов, осадку 12 футов и 6 дюймов  и несли весьма впечатляющую броню: полный пояс Крупповской брони, толщиной в 11 дюймов и шириной в 5 футов, притом клин брони сужался к низу до толщины 5 дюймов, это важно для расчета ее массы. Бронепалуба из экстрамягкой никелевой стали по проекту имела толщину полтора дюйма (38мм).   Корабли оснащались тараном и имели гладкую палубу.

По проекту монитора длиной 225 футов масса корабельных элементов получилась следующая, в метрических тоннах:[1]

Корпус:  1258,9т
Бронепалуба: 264,2т
Вертикальная броня, включая болты и подкладки: 528,3т (в т.ч. сама броня, по обмерам — 508,2т)
Вооружение и боеприпасы: 249,9т
Запасы, снаряжение и оборудование: 44,7т
Машины и винты, включая воду: 249,9т
Уголь, нормальная загрузка: 203,2т
Итого: 2799,2т

Ярый датский "Боярин"

Монитор Арканзас, оригинальный проект

Доработанный специалистами МТК проект имел следующие отличия: за счет отказа от тарана был устроен небольшой не защищенный броней полубак высотой 5-7 футов из весьма тонкой стали,  а самое главное — предполагалось использование бэушной брони с броненосца Гангут и бэушных орудий с броненосца Екатерина II.

Заказ отдают Дании

Назад к оглавлению

По давней традиции строительства канонерских лодок, а так же в виду острой потребности в боевых кораблях ввиду надвигавшейся войны, одну из тяжелых канонерских лодок типа «Аркан» было решено заказать в Дании.

Датские кораблестроители, увидев проект заказываемой у них канонерки, пришли в большое уныние: жесткая экономия, духом которой был пропитан весь проект, никак не позволяла поднять цену выше 1,2 млн золотых рублей, а датчанам очень нравились золотые рубли русские союзники, они хотели получить не менее 3,2млн построить для них самый лучший корабль.

Скаредные устремления Морского ведомства, направленные на всемерное удешевление строящихся канонерок, не пробудили сочувствия в душах датских кораблестроителей, вовсе наоборот.

Задействовав все возможные рычаги, руководство верфи, чтобы пролоббировать изготовление боевого корабля значительно более дорогостоящего с улучшенными боевыми характеристиками, обратилось к своему королю Кристиану IX, а тот, даром что был Глюксбургом, глючить не стал и обратился к своей дочери Софии.  Дело в том, что дочь датского короля Мария София Фредерика Догмара по совместительству была Марией Федоровной Романовой, вдовой почившего русского императора Александра III и матерью действующего российского императора Николая II.

Задействовав обаяние личной семейной дипломатии, датчане добились разрешения внести в проект «улучшения, весьма повышающие боевые способности корабля». На этом победы кончились и начались трудности: пришлось придумывать оные улучшения.

Присмотревшись к американскому проекту повнимательнее, кораблестроители из «Бурмейстер ог Вайн» обратили внимание, что бронепалуба, заявленная в проекте как полуторадюймовая, в весовом расчете была учтена как 50 фунтов на квадратный фут, то есть всего лишь дюйм с четвертью: грубая ошибка американских проектунов! Замена листов на 60 фунтов на квадратный дюйм вела к значительному, на 41,2 т, росту водоизмещения. Для такого корабля это немало[2].

Увеличение весовых нагрузок требовало увеличения габаритных размеров, что вполне вело к повышению стоимости, но никак не могло быть отнесено к «улучшениям, весьма повышающим боевые способности корабля».

Поэтому таким улучшением должно было стать усиление артиллерии корабля.

Американские пушки 305мм/40 обеспечивали в конце XIX века скорострельность всего лишь около 1 выстрела в полторы-две минуты [3], что было довольно мало по меркам того времени, а весили они более 50 тонн, что было довольно много по меркам того времени, поэтому датчане ухватились за открывшуюся для них возможность резко усилить вес минутного залпа, поменяв исходную артиллерию на что-то более интересное.

Как известно, датчане на своей знаменитой оружейной фабрике изготовили великолепные орудия. Процесс изготовления можно посмотреть вот в этом фильме: https://youtu.be/TowYdhn8AeI

Шутка. Фильм снят на заводе Армстронга в Нью-Касле, а Дания, увы, не производила ничего подобного.  Пушки производила, например, Россия, но при заказе артиллерии на русских заводах и прибыль от производства артиллерии пошла бы русским заводам. Пушки производили в Германии, но Крупп производил пушки, не сильно уступавшие американским в весе, зато сильно уступавшие в мощности. Пушки производила Англия, но заказывать орудия у своего основного конкуретна датчанам запретил Заказчик.

Выход подарила Франция, подарившая миру шампанское, французский насморк, метрическую систему мер и не вписывавшиеся в эту метрическую систему мер  французские орудия 274 mm/40 Model 1893/1896, обеспечивавшие зато скорострельность около 2 выстрелов в минуту [4].

Франция не продавала эти орудия никаким потенциальным партнерам. Но датчане смогли, задействовав методы промышленного шпионажа, украсть  купить со склада металлолома четыре отбракованных пушки с трещинами в канале ствола, их  передали на расположенный в Мариуполе завод Барановского для исправления трещин путем вставки внутренней трубы.

Русские оружейники Мариупольского завода Барановского, осваивавшие как раз в тот момент новую для них технологию укрепления внутренней поверхности орудий протягиванием «иглы» (своеобразное «штампование изнутри» специальным пуансоном [5]), благосклонно восприняли идею попрактиковаться на новом интересном деле за чужой счет.

Неофициальный консилиум, устроенный в Марселе над бракованными телами четырех французских стволов представителями Обуховского, Путиловского и Барановского заводов,  дал датчанам твердую надежду на выделку не менее чем двух исправных пушек из тех четырех бракованных тушек.

Определившись с вооружением корабля, датчане принялись за проработку проекта. Надо заметить, что эти пушки обеспечивали не только существенно большую производительность, но и обладали существенно, примерно в полтора раза, меньшей массой (38 тонн против 53). Меньшей массой обладал и боекомплект, поэтому пушки с большим комфортом разместились на чертежах овальной бронебашни с конструкцией, аналогичной конструкции Металлического завода, разработанной для Цесаревича, шириной 6,05, длиной 7,1м. Станки, обеспечивавшие у французов углы вертикального наведения от -5 до +20 градусов, были установлены под наклоном, что обеспечило углы наведения от +5 до +30 градусов. Сражаться с броненосными кораблями противника, подойдя к ним в упор, канлодка не планировала.

Дело стало за малым: пришить к пуговице кафтан, к бронебашне приделать корабль.  Специалисы «Бурмейстер ог Вайн» подготовили три варианта проекта:

 

Вариант 1. Фитнес-боярин.

Назад к оглавлению

Первый вариант представлял собой исходный проект МТК и предусматривал сокращение толщины бронирования до разумных пределов (внаглую определенных на основе послезнания — за всю РЯВ ни разу не была пробита броня 6 дюймов и толще) — 152мм, то есть 127мм брони + 25мм подкладки.

Форму брони также изменили: вместо простого клина у американцев, 11 дюймов в толщину вверху, сокращающегося до 5 дюймов в нижней части, датчане предусмотрели пятиугольный клин той же суммарной ширины. На протяжении трех футов толщина брони была 5дм, далее на протяжении двух футов ее толщина сокращалась до трех дюймов.  (с учетом подкладки —  146мм и 95мм). Бронепалуба сохранялась проектная — 32мм, 50 фунтов на квадратный фут.

Боевая рубка, башня и ее барбет по данному проекту бронировалась аналогично.

В результате вес вертикальной брони сокращался на 252,7т, вес горизонтальной — на 35,4т, осадка сокращалась почти на полтора фута, до 3,37м, что позволило, при сохренении той же высоты надводного борта, сэкономить на весе корпуса 55,9т.

От боевых марсов отказались, облегчив мачту.

Ярый датский "Боярин"

Ранний вариант проекта тяжелой канонерки, 2375т, 68,6х15,2х3,37м. 2000л.с., 12,1 узла. Броня Круппа, 146мм считая подкладку. Вооружение 2х11″/46, 4х107мм/55, 3х63,5/55

Водоизмещение по проекту оценивалось  всего лишь в 2375т. Вторым недостатком проекта был тот факт, что винты выступали за габариты корпуса по глубине.

Вариант 2. Боярин крепыш, коротыш.

Назад к оглавлению

Второй вариант предусматривал менее существенное сокращение толщины бронирования, (171мм, включая стальную подкладку, деревянная подкладка не предусматривалась) и увеличение толщины бронепалубы до 70 фунтов на квадратный фут (44мм) при условии сохранения той же осадки в 3,8м.  Также бронезащиту толщиной 102мм получала надстройка, впрочем, бронирование высотой 1,9м не доходило до пушек и вообще непонятно зачем было нужно.

Итоговая масса корабля и осадка соответствовали показателям первоначального американского проекта.

Оба проекта, однако, не устраивали инженеров и особенно руководство «Бурмейстер ог Вайн» своей недостаточной стоимостью несбалансированностью.

Вариант 3. Боярин на все деньги.

Назад к оглавлению

Третий вариант был довольно неожиданным даже для датских конструкторов, и причиной были результаты работ с бракованными французскими орудиями.  Из четырех бракованных не два, а три ствола успешно пережили рассверливание, установку внутренних труб и испытания стрельбой усиленными зарядами.

Мгновенно созрел план, как резко повысить прибыльность от всей операции — к черту экономию! Руководство верфи предлагает оснастить «Боярина» не двухствольной, а трехствольной башней: вес трех 279мм/46 пушек в точности равен весу двух американских 305/40, или двух русских 305/30,  а предусмотренный американским проектом диаметр барбета в 29 футов вполне позволяет развернуться,  получившаяся длина отката пушек при стрельбе полными зарядами позволяет развернуть овальную башню поперек, с не меньшим комфортом разместив три пушки.

Ярый датский "Боярин"

Тяжелая канонерская лодка «Боярин» на учениях в Финском заливе

К тому же от американцев пришли известия, что они свои «Арканзасы» удлинили на 30 футов, и очень любезный после коррупционного скандала Крамп поделился и этой версией проекта.

МТК, тщательно и неспешно рассмотрев проект,  подверг его резкой критике. Такое мощное бронирование было сочтено избыточным, фирме было указано сократить ценник толщину брони, при том на бортах придать ей форму «пятиугольного клина»: верхний метр максимальной толщины, и постепенно утоньшающейся к низу. Также МТК сетовал на невысокую мореходность канонерки, почти не имеющей запаса плавучести, и просил «рассмотреть возможности для ее повышения».

Уцепившись за эту противоречивую формулировку, фирма пересмотрела систему бронирования, однако ценник не снизился они увеличили площадь бронирования. Главный бронепояс выполнили согласно требованиям МТК, но шире.  На чертежах борта нарастили на 1м, ниже основной палубы  добавив коффердамы (воздушные ящики) высотой 1,0м, прикрытые с бортов броней 140мм (на подкладке 10мм стали), в оконечностях 110мм (также на такой же подкладке), соответственно бронепалуба была поднята также на 1м.

В результате получился вполне толковый кораблик. Мореходность существенно выросла, так что его стало можно отправлять через три океана и питать надежды на то, что дойдет. По дальности стрельбы, весу минутного залпа и по бронезащите он был сравним с «взрослыми» броненосцами, и играл немалую роль в планах обороны Балтики. В планы штурма Дарданелл со стороны Архипелага, впрочем, он тоже был включен.

 

Ярый датский "Боярин"

Процесс сборки бронебашни на тяжелой канонерской лодке «Боярин»

 

Продолжение следует

Примечания.

1↑ Числа строго соответствуют РеИ

2↑ Надо сказать, что в РИ американские коллеги тоже споткнулись об эти грабли, и выкрутиться удалось только за счет изменения проектного задания: путем подковерных махинаций удалось добиться увеличения в задании нормального запаса угля почти в два раза, что обусловило изменение проекта корабля, ссылаясь на это, длину увеличили на 30 футов, до 255 (77м), замаскировав в общем росте водоизмещения свои старые ошибки.
Итоговая развесовка американских мониторов получилась следующая, в длинных тоннах:
Корпус и бронепалуба: 1498,0
Фитинги: 176,2
Броня вертикальная: 568,6
Машины и котлы: 225,4
Артиллерия: 196,3
Оборудование и снаряжение: 73,0
Корабль пустой: 2810,5
Боеприпасы: 196,3
Команда: 16,9
Запасы, еда, питьевая вода в объеме 2/3: 45,5
Стандартное водоизмещение: 3069,2
RFW: 10,0
Уголь: 400,0
Полное водоизмещение: 3213,8

3↑ As commissioned: 0.66 rounds per minute

4↑ На сайте NavWeaps русским по белому пишут — about 2 round per minute, причем ранее там было написано — «3 выстрела в минуту», я крепко насчет этого засомневался, тем более что общая длина этого орудия была указана меньше, чем длина сверленой части, и написал об этом руководству сайта, оно уточнило инфу по первоисточникам и исправило. Придется исправленому верить, почему бы нет

5↑ В РИ в РеИ в конце XIX века действительно применялась такая технология.

Подписаться
Уведомить о
guest

48 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account