Юрий Пашолок. Лучший шведский танк военного периода

17
Юрий Пашолок. Лучший шведский танк военного периода

Юрий Пашолок. Лучший шведский танк военного периода

К 80-летию принятия на вооружение Strv m/42, среднего шведского танка, который условно считался тяжелым

Ситуация в шведском танкостроении 30-х годов выглядело весьма забавно. Хотя бы потому, что у KAAD (Kungliga Arméförvaltningens artilleridepartement, Департамент артиллерии королевской армии) был свой взгляд на систему вооружения, а у AB Landsverk — другой. Подконтрольная немецкому объединению G.H.H. компания из Ландскроны создавала целую линейку танков. Из них шведской армии предназначался средний гусеничный танк L-10, либо его колесно-гусеничный вариант L-30. Остальные либо для немцев, либо на экспорт. Поэтому, когда в 1935 году L-10 на испытаниях показал себя не очень, KAAD был вынужден выбирать между плохим «своим» танком и «хорошим» экспортным L-60. Выбор, в принципе, сделали правильный, но Эрик Гиллнер из KAAD, можно сказать, припомнил этот момент. В 1937 году начались переговоры с ČKD, в результате Landsverk «прокатили» с танком-разведчиком L-120. Вместо них закупили чехословацкие Strv m/37, тем более что они и так собирались в Швеции, да еще и со шведскими моторами. При этом шли переговоры о Praga TNH, а с 1937 года стал мелькать и средний танк V-8-H. Примерно в это же время Landsverk начала работы над идеологическим сменщиком L-10. Новый проект получил обозначение Landsverk LAGO.

Таким LAGO был изначально. По факту сделан был проект на скорую руку

Таким LAGO был изначально. По факту сделан был проект на скорую руку

Вероятнее всего, работы по LAGO начались в конце 1936 года. Примерно в это время венгерская делегация, искавшая себе легкий танк, обратила внимание на продукцию Landsverk. Помимо Венгрии, имелась еще и Австрия, неслучайно первый вариант LAGO, датированный 1938 годом, имел австрийское вооружение. По большому счету, Landsverk взяла L-60 и его раздула. Экипаж увеличился до 5 человек, толщина брони выросла до 34 мм, моторов стало два, а боевая масса выросла до 15 тонн. Далее танк доработали под требования венгерской стороны, в частности, пушка стала иметь калибр 40 мм, а пулеметы заменили на венгерские Gebauer. Впрочем, Landsverk снова перешли дорогу чехи, на сей раз Škoda. Их средний танк T-21 активно продвигался за рубежом, при этом немцы, в марте 1939 года оккупировавшие Чехословакию, не были против покупки венграми лицензии на танк. В результате 6 декабря 1940 года T-21 был принят на вооружение Королевской армии Венгрии как 40M Turan I. Реально договорились о лицензионном соглашении куда раньше — 7 августа 1940 года. В результате у Landsverk осталась всего одна альтернатива — шведская королевская армия.

А это уже начало 1941 года. Машина существенно изменилась, хотя в металле она выглядела уже иначе

А это уже начало 1941 года. Машина существенно изменилась, хотя в металле она выглядела уже иначе

В марте 1941 года Landsverk представила улучшенный вариант своего экспортного среднего танка LAGO. Машина постепенно росла по массе и габаритам, правда, перспектив как экспортного танка у 18-тонного LAGO уже не имелось. Зато танком заинтересовалось KAF (Kungliga Arméförvaltningen, Управление материального обеспечения Королевской армии). Причина прозаична: большая война уже бушевала в Европе, и хотя Швеция смогла сохранить нейтралитет, особой надежды на политику не было. Это начало доходит и до шведских парламентариев. В исходном виде LAGO шведских военных не устроил, но свою позицию они продемонстрировали в июне 1941 года. Было заказано сразу 160 LAGO, причем их указали как тяжелые танки. Окончательно машина сформировалась позже: 19 декабря 1941 года с Landsverk был заключён контракт на изготовление ста доработанных танков, получивших обозначение LAGO II. В этот же день танк получил официальное обозначение Strv m/42. Сегодня исполнилось 80 лет с этого события, самое время поговорить о лучшем из шведских танков военного периода.

LAGO I, в таком виде танк вышел на испытания

LAGO I, в таком виде танк вышел на испытания

В апреле 1941 года у KAF было три варианта развития событий. Первый вариант — тот LAGO, который создавался на экспорт. 18 тонн боевой массы, толщина брони до 50 мм, пушка калибром 37 мм (для венгров 40 мм), электромеханическая коробка передач ZF Typ 6 EV 75, цена 290000 шведских крон (позже поправили до 375000 крон). Имелся «бюджетный» вариант в виде 14-тонного Terro: чуть поменьше, боевая масса 14 тонн, броня и вооружение то же самое, цена 250000 крон (поправили до 350000 крон). Наконец, «максимальный» вариант, который решили выбрать шведские военные, получался самый дорогой. Изначальная цена составляла 345000 крон, далее она выросла до 425000 крон. Боевая масса 22 тонны, толщина брони до 70 мм, орудие калибра либо 57, либо 75 мм. К вопросу о том, почему сами шведы считали «максимальный» вариант LAGO тяжелым танком. Шведы исходили из тактического назначения машины, а не массы. Если обеспечивается необходимый уровень вооружения и защиты при меньшей массе, танк от этого «средним тяжелого бронирования» не становится.

Состояние проекта LAGO на сентябрь 1941 года. Машина продолжала видоизменяться, но уже не сильно

Состояние проекта LAGO на сентябрь 1941 года. Машина продолжала видоизменяться, но уже не сильно

Шведские военные выбрали и вовсе четвертый вариант — боевой массой 20 тонн с толщиной брони до 60 мм. При этом началось бурное обсуждение того, какое орудие выбрать. А вариантов обсуждалось аж три. Первый — 47-мм пушка с начальной скоростью 900 м/с, от нее отказались очень быстро. Также обсуждали 57-мм пушку с длиной ствола 41 калибр и начальной скоростью снаряда 740 м/с. Третьим вариантом была 75-мм пушка с длиной ствола 24 калибра (да, шведы тоже смотрели на Pz.Kpfw.IV) и начальной скоростью снаряда 540 м/с. В течение лета 1941 года рассматривались различные вариации на тему вооружения. При этом финалистов оставалось два — калибра 57 и 75 мм. У каждой из систем имелись свои преимущества и недостатки. Пробитие брони у 57-мм орудия было выше, но длина ствола, которая постепенно дошла до 50 калибров, вызывала ряд проблем. Прежде всего это касалось вылета ствола за габариты танка. По этому поводу над шведами иногда смеются, но вообще и немцы, и мы точно так же не любили (до определенного момента), когда труба торчит впереди корпуса. У 75-мм пушки начальная скорость была ниже (хотя длина ствола и подросла до 31 калибра), зато она не торчала за габариты, а могущество осколочно-фугасного снаряда получалось явно выше.

Промежуточные варианты вооружения - калибра 105 и 57 мм

Промежуточные варианты вооружения — калибра 105 и 57 мм

Боевая масса в 20 тонн продержалась недолго. Уже в июне 1941 года ее оценивали в 20,5 тонн, а в июле танк поправился до 21,5 тонны. Также в июле 1941 года началось обсуждение альтернативной коробки передач. Логика подсказывала, что ZF может легко нужного числа КПП ZF Typ 6 EV 75 не дать. Поэтому в июле подняли вопрос о гидромеханической коробке передач Atlas Diesel. Самое главное, что эта КПП была местного производства. Еще на стадии постройки первого опытного образца (LAGO I) проблема с поставкой КПП вылезла в полной мере. Отчасти опытная машина, изготовленная в сентябре 1941 года, больше напоминала танк 1940 года, но с рядом доработок. Боевая масса составила 17,8 тонн, башня с вооружением вообще не менялись, поскольку военные продолжали думать, какую именно систему будут втыкать. Шасси же получило коробку передач ZF Typ 6 EV 75 и спарку моторов Scania-Vabis 1664. Но это изначально, а по факту на прототип, получивший далее обозначение Lago I H, получил гидромеханическую коробку передач Atlas Diesel DF 1,0. Танк получился быстрее, чем предполагалось. В июне-июле 1941 года его скорость оценивали в 42-45 км/ч. По факту получилось больше, а когда в него установили спарку моторов Scania-Vabis L 603 (случилось это уже в 1942 году), скорость выросла до впечатляющих 55 км/ч. Впрочем, скорость ограничили 45 км/ч, на что имелись свои резоны. На высоких скоростях у ходовой части шел быстрый износ, да и особой нужды в гоночном танке не имелось.

Финальная конфигурация танка

Финальная конфигурация танка

К концу сентября облик LAGO стал формироваться окончательно. Надо сказать, что шведские военные оказались провидцами, потребовав скинуть лишние 2 тонны массы. Потому как подсчет массы LAGO II, доработанной версии танка, дали даже небольшой перегруз. С электромеханической коробкой передач боевая масса составила 22223 кг, а с гидромеханической КПП — 22535 кг. Толщина лобовой части корпуса и башни составила 60 мм, бортов 30-34 мм, кормы 20 мм. Прорабатывались варианты снижения толщины брони, но оставили как есть. При этом с вооружением явно определились. В полностью переделанной башне прописалась 75-мм пушка с длиной ствола 31 калибр. Короткоствольной ее можно назвать крайне относительно: по ТТХ она оказалась примерно равна советской Л-11 и американской M2, причем обе базировались на баллистике зениток. Вот и шведская пушка базировалась на баллистике 75-мм зенитки kanon m/18. Также рассматривалось 105-мм орудие с длиной ствола 16 калибров, представлявшее собой танковую версию гаубицы 10,5 cm haubits m/10, но она быстро исчезла из обсуждения.

Башня получилась непростой по конфигурации, но вполне просторной для 3 человек

Башня получилась непростой по конфигурации, но вполне просторной для 3 человек

Еще одним тонким моментом стало то, как и кто будет производить LAGO II. В конце августа 1941 года прошло совещание отдела MB3 KATD, ответственного за моторизацию, на которое пригласили руководство AB Volvo. Шведские военные не строили иллюзий насчет Landsverk, поэтому сразу готовили запасной аэродром. Прозвучала цифра в 60 танков, при этом Volvo стала живо интересоваться на тему того, как поставить собственный мотор. У компании из Гётеборга была своя гордость, а к ней прилагалось производство грузовиков. Да и моторы они могли построить с нуля. Так что еще до старта производства LAGO начал разрастаться по вариантам. Два (а по факту три) варианта коробок передач и два типа моторов.

Место пулеметчика в корпусе получилось слишком тесным. Понимая это, создатели танка сделали LAGO 4-местным. При необходимости за пулемет садился заряжающий

Место пулеметчика в корпусе получилось слишком тесным. Понимая это, создатели танка сделали LAGO 4-местным. При необходимости за пулемет садился заряжающий

Сам же танк окончательно сформировался к началу декабря 1941 года, причем индекс Strv m/42 прозвучал еще до официального принятия танка на вооружение. Это обозначение появилось еще 19 ноября во время совещания MB3 со Scania, Landsverk, Volvo и Atlas Diesel. На нем Volvo еще раз подтвердила, что готова разработать один мотор, мощностью 350 лошадиных сил. В финальном варианте LAGO II получал спарку 160-сильных моторов Scania-Vabis L 603. Итого, тот бардак с моторами и коробками передач, который случился далее, предсказывали еще на старте. Но деваться-то некуда, вокруг бушует война.

Типовая схема моторно-трансмиссионной группы. Правда, от ZF Typ 6 EV 75 были не в восторге

Типовая схема моторно-трансмиссионной группы. Правда, от ZF Typ 6 EV 75 были не в восторге

Первым в серию запускался базовый вариант танка, получивший обозначение LAGO II. Всего их заказали 100 штук, ровно столько коробок передач ZF Typ 6 EV 75 имелось в наличии. Landsverk удалось утоптать по ценнику: стоимость машины составила 313000 шведских крон, реально очень много (2 танка обходились как 3 Pz.Kpfw.III), но с учетом хотелок Landsverk весны 1941 года, весьма бюджетно. Танк так и остался тяжелым по задачам, и нельзя сказать, что даже в 1942 году он сильно устарел. Pz.Kpfw. IV обогнал его по толщине брони лишь во второй половине 1942 года, да и то, 80 мм у немца выглядели фиговым листочком (особенно с учетом того, что речь шла не про монолитный лист). А башня так и осталась толщиной 50 мм.

Мотор Volvo A8B, более совершенная конструкция, чем два мотора Scania-Vabis L 603

Мотор Volvo A8B, более совершенная конструкция, чем два мотора Scania-Vabis L 603

Если рассматривать Strv m/42 как средний танк, то он и вовсе выглядел очень неплохо. Вполне подвижная боевая машина с приличной удельной мощностью (14,2 л.с. в конфигурации LAGO II), адекватной броней и хорошей подвижностью. Танк отличался хорошей обзорностью, при этом на нем стояли призматические смотровые приборы, а не стеклоблоки, как у немцев.

"Корпус Strv m/42 - это просто!"

«Корпус Strv m/42 — это просто!»

Впрочем, хватало у Strv m/42 и, как бы это сказать помягче… это даже не минусы, а нюансы. Общее поведение Landsverk после возвращения Отто Меркера в Германию можно охарактеризовать как «кот из дома, мыши в пляс». Особенно это касалось конструкции корпуса и башни. Такое впечатление, что корпусники Landsverk, разложив сюрстрёмминг и запивая его «Абсолютом», соревновались в том, кто нарисует максимально сложную конструкцию. В нормальных странах за такое производители корпусов их бы в мартен запихнули, причем на бис. Что корпус, что башня состояли из кучи листов, где сочетались катаные, катаные гнутые, литые и штампованные детали. Усложнили всё до максимума. А еще шведских военных явно покусали чехи. Вообще у Strv m/42 рабочих мест 5, но экипаж 4 человека. Это потому, что заряжающий жил на два места — в башне и на месте пулеметчика, справа от механика-водителя. В корпусе места было совсем немного, поэтому и сделали такого вратаря-гонялу. При монтаже командирской радиостанции (их установили на 26 танках) установку курсового пулемета и вовсе убирали. Снаружи поставили имитацию, и на этом успокоились.

Strv m/42 TM из состава полка P 3, 1943 год

Strv m/42 TM из состава полка P 3, 1943 год

Поначалу в переписке использовался индекс Strv m/42, но про совещание осени 1941 года никто не забыл. Попытки закупить еще коробок передач ZF Typ 6 EV 75 успехом не увенчались, так что вариант с гидромеханической КПП стал реальностью. Соответственно, и вариант с мотором Volvo тоже никуда не делся. Поэтому «три в одном» из теории перетек в реальность. Базовый вариант, LAGO II, стали именовать как Strv m/42 TM (T — два мотора, M — электромеханическая КПП). Эти машины получили регистрационные номера 501-600. Вариант с коробкой передач Atlas Diesel DF 1,0 обозначили как LAGO III, или Strv m/42 TH (T — два мотора, H — гидромеханическая КПП). Их заказали 125 штук, из них Landsverk строил 70 машин (регистрационные номера 601-670), а Volvo — 55 штук (регистрационные номера 671-725). Что же касается танка с мотором Volvo, то он получил индекс LAGO IV.

Учения в Стокгольме, 1943 год. Шведы почти демонстративно устраивали различную "показуху", чтобы машины заметили

Учения в Стокгольме, 1943 год. Шведы почти демонстративно устраивали различную «показуху», чтобы машины заметили

Надо сказать, что Volvo даже поскромничала. В декабре 1942 года был готов мотор V-образный 8-цилиндровый двигатель Volvo A8B объемом 22,6 литров, развивавший мощность 380 лошадиных сил. Более мощный мотор заставил заменить коробку передач. Вместо Atlas Diesel DF 1,0 поставили немного иную КПП — Atlas Diesel DF 1,15 S. Такая конфигурация получила официальное обозначение Strv m/42 EH (E — один двигатель, H — гидромеханическая КПП). Заказ распилили между Landsverk и Volvo: в Гётеборге построили 47 танков с регистрационными номерами 726-772, а в Ландскруне 10 машин с регистрационными номерами 773-782.

Strv m/42 TH, самый массовый вариант танка

Strv m/42 TH, самый массовый вариант танка

Обходились альтернативные варианты Strv m/42 дороже LAGO II. Версия со спаркой моторов Scania-Vabis L 603 и КПП Atlas Diesel DF 1,0 стоила 319000 шведских крон, а с мотором Volvo A8B и КПП Atlas Diesel DF 1,15 S — 355000 крон. Но как показали дальнейшие события, оно того стоило. Первыми, в мае 1943 года, стали сдавать Strv m/42 TM, и уже вскоре из войск начались жалобы. Эксплуатация танков с электромеханическими коробками передач происходила с запахом горелой проводки. Танковые полки P 3 (Södermanlands pansarregemente, Стренгнес) и P 4 (Skaraborgs pansarregemente, Шёдве) поначалу получили по 20 таких танков. Выпуск танков шел довольно неспешно, например, первые LAGO IV сдали в декабре 1943 года. Что же касается окончания производства, то Landsverk закончил свою часть работы в декабре 1944 года, а Volvo в январе 1945 года. С учетом того, что уже в 1944 году пик сложных отношений прошел, шведы могли и не напрягаться.

К вопросу, зачем шведам были нужны углы склонения орудия до 15 градусов

К вопросу, зачем шведам были нужны углы склонения орудия до 15 градусов

Несмотря на то, что Strv m/42 поступали небыстро, свою роль они сыграли. Прежде всего это были, так сказать, демонстраторы силы. Как только первые танки попали в войска, они очень быстро появились на снимках. Новинку шведского танкостроения можно было видно и в журналах, и на кинохронике. Их постоянно показывали, чтобы «соседи» про них хорошо были осведомлены. Так шведы максимально показывали зубы, демонстрируя вооруженный нейтралитет. Не менее важным моментом было то, что Strv m/42 хоть и быстро устарел, но между ним и легкими танками имелась существенная разница. Семейство L-60-S, как и Strv m/41, выглядели скорее мишенями, а Strv m/42 вполне тянули на полноценную боевую единицу.

Strv m/42 TV, в этот вариант переделали большинство Strv m/42 TM

Strv m/42 TV, в этот вариант переделали большинство Strv m/42 TM

Результатом стало то, что семейство LAGO прослужило гораздо дольше легких танков. Их неоднократно переделывали, причем первая такая модернизация прошла вскоре после окончания войны. Устав воевать к электромеханической КПП ZF Typ 6 EV 75, шведская армия дала указание об их переделке. 30 машин довели до уровня Strv m/42 TH, оставшиеся 70 переделали в версию с 5-скоростной механической коробкой передач Volvo Typ VL 420. Этот вариант обозначили как Strv m/42 TV. Так или иначе, но Strv m/42 стал лучшим шведским танком военного периода. Не менее важный момент, что по факту это уже была самостоятельная разработка, от исходного LAGO, который создавался при Меркере, тут не осталось ровным счетом ничего. Кроме того, шасси Strv m/42 позже стало отправной точкой при создании перспективных боевых машин. О них, а также том, что происходило с LAGO дальше, стоит рассказать отдельно.

Автор выражает большую признательность Карлу Бломстеру, и Виктору Нурланду, Швеция, за помощь в подготовке материала и предоставленные иллюстрации.

Список источников:

      1. Архив Карла Бломстера
      2. www.ointres.se/pansar.htm
      3. digitaltmuseum.se
      4. Stridsvagn m/42, Christer Baadstöe, PANSAR 1–2015
      5. fromtheswedisharchives.wordpress.com

источник: https://zen.yandex.ru/media/yuripasholok/luchshii-shvedskii-tank-voennogo-perioda-61bc5f1d74e905760b0639ff?&

Подписаться
Уведомить о
guest

2 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account