От легких танков БТ к среднему танку Т-34. Часть 8 Общее устройство первого опытного образца танка А-32

15
От легких танков БТ к среднему танку Т-34. Часть 8 Общее устройство первого опытного образца танка А-32

От легких танков БТ к среднему танку Т-34. Часть 8 Общее устройство первого опытного образца танка А-32

Продолжение интересного цикла статей Желтова И.Г., Макарова А.Ю. с сайта «Т-34 информ» выкладывается на сайт АИ по наводке уважаемого коллеги E.tom-а.

СОДЕРЖАНИЕ:

Первый опытный образец танка А-32 являлся гусеничным вариантом колесно-гусеничного танка А-20 и отличался от него более мощным вооружением, изменённой конструкцией трансмиссии и ходовой части. Так как основная часть деталей, узлов и механизмов танка А-32 имела одинаковую конструкцию с аналогичными элементами танка А-20, то в описании танка А-32 приведена информация только о его отличиях от танка А-20.

Корпус танка

Конструкция корпуса танка А-32 за исключением носовой части и бортов в основном не отличалась от конструкции корпуса танка А-20. Толщина и углы наклона всех броневых деталей корпуса были такими же, как и у танка А-20, за исключением вертикальных бортовых листов, толщина которых у танка А-32 составляла 30 мм. Из-за отсутствия управляемых колес и механизма рулевого управления, корпус танка А-32 в нижней части по всей длине имел одинаковую ширину – имевшееся у танка А-20 сужение корпуса в носовой части отсутствовало. Нижний и верхний (в месте соединения его с вертикальными бортовыми листами) листы носа танка А-32, из-за отсутствия сужения корпуса в носовой части и увеличенной толщины бортов, были на 132 мм шире, чем у танка А-20. В остальном носовая часть корпуса танка А-32 по конструкции была такой же, как и у танка А-20.

Левый и правый борт корпуса танка А-32, также как и у танка А-20, состоял из верхней и нижней части. Конструкция верхней части борта (подкрылка) у обоих танков была одинаковой, единственным отличием являлось отсутствие на наружной стороне наклонных бортовых листов и надгусеничных полках танка А-32 приваренных площадок и скоб для крепления и перевозки снятых гусениц. Нижняя часть борта (вертикальный бортовой лист) корпуса танка А-32, в отличие от танка А-20, состоял из одной броневой детали, в которой имелось пять вырезов для балансиров узлов подвески танка. После установки балансиров и пружин подвески эти вырезы частично закрывались съемными броневыми крышками толщиной 30 мм, крепившимися к борту с помощью пяти болтов каждая. В передней части каждого вертикального бортового листа был приварен кронштейн для установки направляющего колеса, а в задней части имелся вырез для установки бортового редуктора. С внутренней стороны к бортам танка А-32 были приварены шахты (по четыре с каждой стороны) в которых под углом устанавливались пружины и штоки второго – пятого узлов подвески. В пространстве между шахтами устанавливались баки для топлива и масла. В носовой части внутри корпуса к бортам приваривались карманы и кронштейны для установки узлов подвески первых опорных катков.

Крыша корпуса танка А-32, также как и у танка А-20, состояла из переднего («подбашенного») броневого листа и съемных крыш над моторным и трансмиссионным отделениями. В передней части подбашенного листа над шахтами вторых узлов подвески, а также в задней части листа над шахтами третьих узлов подвески имелось четыре выреза (по одному над каждой шахтой) для доступа к деталям подвески, закрытые снаружи съемными броневыми крышками. Люки для обеспечения заправки передних топливных баков танка А-32 были сдвинуты вперед (относительно расположения аналогичных люков танка А-20) и размещались в передней части подбашенного листа по краям перед башней. Съемная крыша над моторным отделением танка А-32 по своей конструкции была такой же, как и у танка А-20, за исключением расположения люков в продольных листах крыши над мотором, предназначенных для доступа к деталям четвертых и пятых узлов подвески. Также различными по конструкции были верхние и боковые решетки на броневых колпаках, установленных над продольными листами крыши над мотором. Конструкция съемной крыши над трансмиссионным отделением, а также конструкция кормовой части корпуса у танков А-32 и А-20 были одинаковыми.

Днище корпуса танка А-32 состояло из двух броневых листов – переднего и заднего. Из-за отсутствия сужения корпуса в носовой части, передний лист днища танка А-32, в отличие от танка А-20, имел прямоугольную форму. Размеры люка-лаза (овальной формы) в переднем листе днища танка А-32, были меньше размеров аналогичного люка-лаза танка А-20 и составляли 350×416 мм. Также различным было расположение и количество вырезов для узлов подвески. В днище танка А-32 имелось десять прямоугольных вырезов (по пять с каждого борта), расположенных под вваренными в корпус танка карманами первых узлов подвески и шахтами вторых – пятых узлов подвески. Остальные люки и сливные отверстия в днище, за исключением отсутствовавших у танка А-32 шести отверстий для доступа к точкам смазки карданных шарниров приводов к опорным каткам, по конструкции и размерам остались такими же, как и у танка А-20.

Башня

По своей конструкции, геометрическим размерам, а также толщине и наклону броневых листов, башня танка А-32 в основном не отличалась от башни танка А-20. Исключение составляли следующие элементы башни:

      • Увеличенные, из-за установки более мощной 76,2-мм танковой пушки Л-10, размеры выреза («амбразуры») в лобовом листе башни.
      • Отсутствие в передней части крыши башни над рабочим местом заряжающего отверстия для установки броневого стакана панорамы ПТК.
      • Смотровые приборы командира танка и заряжающего были установлены в специальных бронировках выпуклой формы, вваренных в прямоугольные вырезы в левом и правом бортовых листах башни. Такое размещение смотровых приборов повышало удобство пользования ими, а также увеличивало свободный объем внутри башни, необходимый для нормального ведения огня из пушки Л-10.

Вооружение

Комплекс вооружения танка А-32 состоял из: 76,2-мм полуавтоматической танковой пушки Л-10, двух 7,62-мм пулеметов ДТ (спаренного с пушкой и лобового), оптического телескопического прицела ТОД, оптического перископического панорамного прицела ПТ-1 к 76,2-мм пушке и боеприпасов к пушке и пулеметам.

76,2-мм танковая пушка Л-10

76,2-мм танковая пушка Л-10 (индекс ГАУ – 52-П-354Т) предназначалась для стрельбы по танкам, бронемашинам, артиллерийским орудиям, расположенным на открытой местности, по пулеметным огневым точкам и живой силе противника. Пушка состояла из следующих основных частей: ствола, затвора с полуавтоматикой, спусковых механизмов, противооткатных устройств, маски, подъемного механизма, гильзоулавливателя со щитком и привода к перископическому прицелу. Основные данные пушки приведены в таблице 5.

Таблица 5

Основные данные 76,2-мм танковой пушки Л-10

Ствол пушки Л-10 по своей конструкции относился к типу нескрепленных стволов и состоял из свободной трубы конической формы, кожуха с вваренными в него полозками, «навинтного» казённика и броневой защиты. Свободная труба вставлялась в кожух (при снятом казённике) с небольшим диаметральным зазором и удерживалась от вращения специальной шпонкой, установленной в утолщении (бурте) казённой части трубы. Казённик навинчивался на кожух, центрировался на бронзовых поясках, запрессованных в кожухе, и фиксировался двумя клиньями. На дульную часть свободной трубы, выступавшую из кожуха, надевались три броневых кольца, защищавших трубу от пуль и осколков. Броневые кольца фиксировались с помощью специальной гайки, навинченной на дульную часть трубы.

Канал ствола состоял из затворного гнезда для размещения клина затвора, каморы и нарезной части. Нарезная часть канала ствола имела 24 нареза постоянной крутизны, направленных слева вверх направо, и предназначавшихся для придания снаряду вращательного движения вокруг своей оси. В казённом срезе трубы и кожуха размещались специальные вырезы под лапки выбрасывателей, а также вырез для ручного экстрактора затвора. В казеннике имелось отверстие для прохода штока компрессора (накатника) противооткатных устройств (в верхней части казённика) и отверстия для установки деталей механизма полуавтоматики, закрывающего и выбрасывающего механизмов затвора.

Запирание канала ствола при выстреле, производство выстрела, а также выбрасывание стрелянной гильзы осуществлялось с помощью вертикального клинового затвора с механической полуавтоматикой. Затвор состоял из запирающего, открывающего, стреляющего (ударного) и выбрасывающего механизмов и механизма полуавтоматики. Открывание затвора вручную осуществлялось с помощью рукоятки затвора, размещенного на правой «щеке» казённика, а производство выстрела – с помощью ударного и двух спусковых механизмов (ножного и ручного). Детали полуавтоматики, расположенные в казённике и маске, обеспечивали автоматическое запирание затвора после заряжания пушки, а также автоматическое открывание затвора после производства выстрела и выбрасывание (экстракцию) стреляной гильзы. Стреляная гильза, отразившись от задней стенки гильзоулавливателя, падала в мешок. Гильзоулавливатель располагался за казенной частью ствола и состоял из металлического корпуса и брезентового мешка. Корпус гильзоулавливателя крепился к кронштейнам маски и имел два положения – походное (опущен вниз) и боевое (расположен горизонтально, вдоль оси канала ствола). Брезентовый мешок, приклепанный к корпусу гильзоулавливателя, имел откидное дно, запираемое защелкой, и вмещал в себя до 8 стреляных гильз. С левой стороны к корпусу гильзоулавливателя был приклепан щиток, защищавший командира танка от движущихся откатных частей пушки во время стрельбы. В верхней части щитка имелась приклепанная подушка для упора правой щеки командира танка при наблюдении в прицел ТОД. Для производства выстрела пушка Л-10 была оснащена двумя механическими спусковыми механизмами – ножным и ручным. Ножной спусковой механизм являлся основным, а ручной – дополнительным (использовался в случае выхода из строя ножного механизма).

При выстреле поглощение энергии движения откатных частей пушки, масса которых составляла 440 кг, и возвращение их в исходное положение после выстрела осуществлялось с помощью гидропневматических противооткатных устройств (ПОУ) нераздельного типа. Тормоз отката и накатник представляли собой один агрегат, расположенный над стволом и жестко связанный с маской. Цилиндр тормоза отката размещался внутри наружного («воздушного») цилиндра, в котором находились и жидкость и воздух. С откатными частями пушки ПОУ были связаны штоком, входившим в отверстие казённика и крепившимся к нему с помощью гайки с пружинным стопором. Такая конструкция ПОУ обеспечивала силу сопротивления откату до 8500 кг и большой диапазон длин отката – нормальная длина отката составляла 400 ± 50 мм, предельная – 485 мм. Основные принципы работы и взаимодействия всех механизмов и противооткатных устройств пушки Л-10 изложены в «Кратком описании 76,2 мм танковой пушки «Л-10″», помещенном в разделе «Документы» данного сайта.

Установка пушки Л-10 и спаренного с ней пулемёта

Для монтажа пушки и спаренного с ней пулемета в башне танка А-32 имелась специальная установка, включавшая в себя маску пушки, две цапфы и броневую защиту. Маска предназначалась для крепления пушки и спаренного с ней пулемета в башне танка и представляла собой сложную четырехугольную коробку с отверстиями, приливами и выступами. В средней части маски имелось отверстие для ствола пушки, по бокам которого были вварены два захвата для полозков кожуха, которыми ствол скользил в захватах при откате и накате. Над отверстием для ствола располагалось отверстие с резьбой для установки цилиндра ПОУ. Кроме этого в маске имелись отверстия для телескопического прицела ТОД, для цилиндра аккумулятора механизма полуавтоматики затвора и для шаровой установки спаренного с пушкой пулемета. В боковые стенки маски были впрессованы и приварены цапфы, на которых спаренная установка в вертикальной плоскости вращалась в бронзовых втулках, установленных в кронштейнах («щеках») лобового листа башни. Ручной подъемный механизм пушки, червячного типа, установленный в танке А-32, обеспечивал придание пушке и спаренному с ней пулемету углы возвышения и снижения в диапазоне от +30˚ до –5˚.

С наружной стороны маска закрывалась броневой защитой, состоявшей из следующих броневых деталей: щита маски, корпуса защиты, лобовой крышки и привинтного щита. Щит маски крепился к маске с помощью болтов и имел такие же, как и у маски отверстия – для прохода ствола пушки, цилиндра ПОУ, цилиндра аккумулятора механизма полуавтоматики затвора, прицела ТОД и шаровой установки пулемета. Приваренный встык к щиту корпус защиты предохранял кожух ствола пушки, ПОУ и цилиндр аккумулятора механизма полуавтоматики затвора от попадания в них пуль и осколков. В корпусе защиты имелись отверстия для прохода болтов, крепивших к нему лобовую крышку и привинтной щит. Лобовая крышка прикрывала спереди кожух пушки, ПОУ и цилиндр аккумулятора механизма полуавтоматики затвора, а привинтной щит перекрывал пространство между лобовым листом башни и маской. В левой стороне привинтного щита имелось отверстия для телескопического прицела ТОД.

Боеприпасы к пушке

Для стрельбы из танковой пушки Л-10 применялись следующие унитарные артиллерийские выстрелы («патроны») с метательным зарядом для 76,2-мм пушки обр. 1902 г. (индекс метательного заряда – Ж-354А, масса метательного заряда 0,930 кг, порох марки 7/7):

      1. Унитарные артиллерийские выстрелы с дальнобойными осколочно-фугасными снарядами ОФ-350 («дальнобойная стальная граната») и ОФ-350А («дальнобойная граната сталистого чугуна»), снаряженные взрывателями КТМ-1.
      2. Унитарные артиллерийские выстрелы с осколочно-фугасными снарядами Ф-354 и Ф-354Г («старая фугасная граната русского образца») снаряженные взрывателями КТ-3, КТМ-3 и 3ГТ.
      3. Унитарные артиллерийские выстрелы с бронебойно-трассирующим снарядом Бр-350А, снаряженные взрывателями МД-5 или МД-76.
      4. Унитарные артиллерийские выстрелы со снарядами с пулевой шрапнелью Ш-354 и Ш-354Т, снаряженные дистанционными рубками 22 сек. и Т-6 соответственно.

Необходимо отметить, что вести стрельбу из пушки Л-10 унитарными артиллерийскими выстрелами с дальнобойными осколочно-фугасными снарядами ОФ-350, ОФ-350А и бронебойно-трассирующими снарядами Бр-350А с использованием метательного заряда для 76,2-мм пушки обр. 1902/30 г. (индекс метательного заряда – Ж-354, масса метательного заряда 1,080 кг, порох марки 9/7) категорически запрещалось.

Стрельба осколочно-фугасными снарядами применялась для поражения живой силы и пулеметных огневых точек противника, для борьбы с артиллерией, для разрушения простейших полевых укрытий и препятствий, а также для борьбы с бронированными объектами в случае отсутствия бронебойно-трассирующих снарядов. При стрельбе осколочно-фугасными снарядами в зависимости от установки взрывателя различалось два вида действия снаряда – осколочное и фугасное. Осколочное действие снаряда получалось при стрельбе с взрывателем со снятым колпачком. В этом случае снаряд взрывался в момент встречи с преградой (взрыватель действовал мгновенно) и наносил поражение газообразными продуктами взрыва, ударной волной и, главным образом, осколками. Такая стрельба применялась для поражения открыто расположенной живой силы и материальной части артиллерии противника. Фугасное действие снаряда получалось при стрельбе с взрывателем с колпачком. В этом случае, пока действовал взрыватель, снаряд успевал пробить преграду и при взрыве разрывного заряда газообразными продуктами взрыва и ударной волной разрушал укрытие и поражал живую силу противника осколками. Такая стрельба применялась для поражения живой силы противника, находившейся в полевых фортификационных сооружениях.

Стрельба бронебойно-трассирующими снарядами применялась для поражения бронированных объектов (танков, бронемашин, бронепоездов и т.п.) и долговременных огневых точек (ДОТ). С дистанции 500 м пушка Л-10 могла пробить броневую плиту толщиной 40 мм, расположенную под углом 30°. Для повышения поражающего действия при пробитии брони, в корпусе снаряда имелось 155 грамм взрывчатого вещества, при взрыве которого внутри бронированного объекта происходило поражение личного состава и оборудования газообразными продуктами взрыва, ударной волной и осколками корпуса снаряда.

Стрельба снарядами с пулевой шрапнелью применялась для поражения открыто расположенной живой силы противника и при самообороне (стрельба с установкой «картечь»).

Танковые прицелы

Наблюдение из танка и наводку пушки Л-10 и спаренного с ней пулемета на цель при стрельбе прямой наводкой командир танка А-32 осуществлял с помощью оптических монокулярных прицелов ПТ-1 к 76,2-мм пушке и ТОД. При этом основным считался прицел ПТ-1.

Необходимо отметить, что прицелы ПТ-1 к 76,2-мм пушке и ТОД не являлись штатными для пушки Л-10, т.к. их дистанционные шкалы были нарезаны под баллистику танковой пушки обр. 1927/32 г. (КТ). При стрельбе из пушки Л-10, укомплектованной прицелами ПТ-1 к 76,2-мм пушке и ТОД, наводчику приходилось пользоваться специальными переводными таблицами. В апреле 1939 г. специалистами Арткома АУ РККА для прицелов ПТ-1 и ТОД были разработаны новые шкалы под баллистику пушки Л-10. Во избежание путаницы во время производства и эксплуатации, прицелам со шкалами под баллистику пушки Л-10 были присвоены наименования ПТ-2 и ТОД-2. Заказ на их производство в апреле – мае 1939 г. был размещен на заводе № 69, являвшимся в то время основным производителем танковых прицелов. Однако, ввиду большой загруженности завода, в конечном итоге от производства прицелов ПТ-2 отказались, ограничившись лишь заказом на изготовление прицелов ТОД-2.

Прицел ПТ-1 к 76,2-мм пушке

По оптическим характеристикам и конструкции танковый перископический панорамный прицел обр. 1932 г. ПТ-1 к 76,2-мм пушке ничем не отличался от прицела ПТ-1 к 45-мм пушке за исключением наличия разных шкал, размещенных как в поле зрения, так и в окне корпуса прицела.

Нарезка всех дистанционных шкал прицела ПТ-1 к 76,2-мм пушке была выполнена под баллистику 76,2-мм танковой пушки обр. 1927/32 г. (КТ). В поле зрения прицела находились: прицельное перекрестие; кольцевая дистанционная шкала с указателем для стрельбы ОФС или снарядом с пулевой шрапнелью (стрельба бронебойно-трассирующим снарядом велась также с помощью этой шкалы); шкала боковых поправок. В окне, размещенном в корпусе прицела над окуляром, имелись три шкалы: верхняя – дистанционная для стрельбы дальнобойным ОФС («дальнобойной гранатой»); средняя – в тысячных для внесения боковых поправок; нижняя – для определения горизонтальных углов между осью канала ствола пушки и оптической осью прицела ПТ-1 при целеуказании. В окне прицела эти шкалы были обозначены соответствующими надписями: «ДН.ГР.», «ТЫСЯЧНЫЕ» и «ГОРИЗ.УГЛЫ».

Прицел ТОД

Танковый телескопический удлиненный прицел обр. 1930 г. ТОД располагался с левой стороны от пушки и с помощью кронштейна был жестко связан с маской спаренного оружия. Прицел обеспечивал стрельбу из пушки прямой наводкой и имел следующие оптические характеристики: кратность увеличения – 2,5, поле зрения – 15º, светосила – 13.

Прицел представлял собой длинную оптическую трубу и состоял из головной части, средней части, окуляра, механизма боковых поправок и механизма углов прицеливания. Диаметр выходного зрачка прицела составлял 23 мм. Нарезка всех дистанционных шкал прицела ТОД была выполнена под баллистику 76,2-мм танковой пушки обр. 1927/32 г. (КТ).

В поле зрения прицела находилось прицельное перекрестие, состоявшее из горизонтальной и вертикальной тонких нитей, а также шкала для учета боковых поправок. Установка боковой поправки выполнялась с помощью маховика механизма боковых поправок, при этом вертикальная нить перекрестия перемещалась вправо или влево от центра поля зрения.

Поле зрения прицела ПТ-1 к 76,2-мм пушке

Поле зрения прицела ПТ-1 к 76,2-мм пушке

Поле зрения прицела ТОД

Поле зрения прицела ТОД

Устройство прицела ТОД

Устройство прицела ТОД

Устройство механизма углов прицеливания прицела ТОД

Устройство механизма углов прицеливания прицела ТОД

Установка дистанции до цели выполнялась с помощью маховика механизма углов прицеливания по шкалам, наблюдаемым в окне коробки механизма углов прицеливания. В окне были видны две дистанционные шкалы: левая, обозначенная надписью «ДН.ГР.» – для стрельбы дальнобойным ОФС («дальнобойной гранатой») и правая, обозначенная надписью «ШРАПНЕЛЬ» – для стрельбы ОФС, снарядом с пулевой шрапнелью или бронебойно-трассирующим снарядом. Обе шкалы подсвечивались электролампой мощностью 3,5 Вт.

Боекомплект танка и его размещение

Боекомплект танка А-32 состоял из 72 артиллерийских выстрелов к пушке Л-10 и 26 магазинов к пулеметам ДТ. Вся укладка боеприпасов размещалась в боевом отделении танка. Укладка боекомплекта к пушке подразделялась на боеприпасы первой и второй очереди. Боеприпасы первой очереди располагались в хомутиковой укладке, установленной на фальшбортах, закрывавших топливные баки. Боеприпасы второй очереди размещались в металлических обоймах («чемоданах»), установленных на днище танка и закрывавшихся сверху крышками. Крышки обойм образовывали собой пол боевого отделения.

Силовая установка

Силовая установка танка А-32 как по составу элементов, входящих в неё, так и по их конструкции, в основном ни чем не отличалась от силовой установки танка А-20. Исключение составляла конструкция баков топливной системы и баков-радиаторов системы смазки двигателя. В связи с увеличением у танка А-32 количества шахт узлов подвески и изменения места их расположения в корпусе, емкость топливных баков и масляных баков-радиаторов была, относительно танка А-20, уменьшена на 36 и 30 л соответственно. Емкость четырех передних топливных баков, расположенных между шахтами вторых и третьих узлов подвески составляла 317 л, емкость двух кормовых топливных баков – 177 л. Таким образом, общая емкость топливных баков танка А-32 равнялась 494 л, а рабочая емкость – 462 л. Полная емкость двух масляных баков-радиаторов (левого и правого), расположенных между шахтами четвертых и пятых узлов подвески составляла 110 л, а заправочная – 92 л.

Трансмиссия

Главным отличием трансмиссии танка А-32 от трансмиссии танка А-20 являлось отсутствие в ней приводов подвода крутящего момента к опорным каткам, используемых в танке А-20 при движении на колесах, и механизма их включения и выключения. В связи с этим, в конструкции левого и правого бортового редуктора танка А-32 отсутствовал узел передачи крутящего момента от ведомой шестерни редуктора к продольному бортовому валу привода к опорным каткам.

Остальные элементы трансмиссии танка А-32 – главный фрикцион, коробка передач, бортовые фрикционы с тормозами и приводы управления имели такую же конструкцию как у танка А-20.

Ходовая часть

Ходовая часть танка А-32 состояла из гусеничного движителя и системы подрессоривания – индивидуальной пружинной подвески.

Гусеничный движитель

Гусеничный движитель состоял из двух ведущих колёс кормового расположения, десяти опорных катков (по пять катков на каждый борт), двух направляющих колес с механизмами натяжения гусениц и двух гусениц.

По своей конструкции ведущие колеса, направляющие колеса с механизмами натяжения гусениц и гусеницы, установленные на танк А-32, были такими же, как и у танка А-20. Из-за отсутствия колесного движителя конструкция опорных катков танка А-32, по сравнению с танком А-20, была значительно упрощена.

Каждый опорный каток с наружной резиновой амортизацией состоял из ступицы и двух штампованных дисков, изготовленных из броневой стали. Ступица опорного катка представляла собой стальную отливку с фланцем посредине. Для установки дисков на фланце ступицы имелись кольцевые проточки с шестью отверстиями для прохода болтов, крепивших диски к ступице. С целью увеличения опорных поверхностей, в местах посадки болтов к дискам были приварены стальные кольца жесткости. Для увеличения прочности катка диски между собой дополнительно стягивались шестью болтами с распорными втулками (стяжные болты проходили через распорные втулки, установленные между дисками). С наружной стороны ступица опорного катка была закрыта съемной броневой крышкой, крепившейся к ступице пятью болтами. На обод каждого диска напрессовывался и приваривался с двух сторон прерывистым швом стальной бандаж с резиновой грузошиной шириной 150 мм, имевшей сорок два сквозных вентиляционных отверстия. Внутри ступицы, с двух ее сторон, имелись цилиндрические выточки с буртиками для установки двух шарикоподшипников, на которых опорный каток напрессовывался на ось катка балансира. Диаметр опорного катка составлял 830 мм, ширина 350 мм. В отличие от танка А-20, опорные катки танка А-32 были установлены в вертикальной плоскости без угла развала. Все катки имели одинаковую конструкцию и были взаимозаменяемыми. Необходимо отметить, что во время заводских и полигонных испытаний на танке А-32 на балансиры первых, вторых и третьих узлов подвески были установлены опорные катки от танка БТ-7.

В связи с увеличением количества опорных катков до десяти, опорная поверхность гусеницы танка А-32 увеличилась относительно танка А-20 на 334 мм (на ширину двух траков) и составила 3998 мм, что в свою очередь, не смотря на увеличение боевой массы танка А-32, снизило среднее давление на грунт с 0,61 до 0,595 кгс/см².

Система подрессоривания

Система подрессоривания танка А-32 состояла из десяти расположенных внутри корпуса танка независимых узлов подвески (по числу опорных катков). В состав каждого узла подвески входили: балансир, металлический упругий элемент (две цилиндрические винтовые пружины сжатия) и ограничители хода балансира – упоры.

Узлы подвески вторых – пятых опорных катков танка А-32 имели одинаковую конструкцию и располагались внутри корпуса танка наклонно в специальных стальных шахтах, вваренных в корпус танка. Винтовые пружины (наружный диаметр пружины 132 мм, диаметр прутка 27 мм) располагались в шахте одна над другой и соединялись между собой с помощью центрирующей втулки. Внутри пружин находился шток (направляющий стержень), в верхней части которого имелся регулировочный стакан, а в нижней – опорная подушка с втулкой, в которую входила цапфа балансира. Связующей деталью между упругим элементом узла подвески и опорным катком являлся балансир, представлявший собой полую стальную деталь и размещавшийся в корпусе танка, в нижней части шахты узла подвески. На концах балансира имелись отверстия, в которые были запрессованы и вварены ось балансира, ось опорного катка и цапфа, соединявшаяся со штоком узла подвески. Крепление балансиров вторых – пятых узлов подвески в корпусе танка А-32 было таким же, как и у танка А-20.

Узлы подвески первых опорных катков по своей конструкции отличались от остальных узлов подвесок – пружины имели разный диаметр и располагались одна в другой. Наружный диаметр внешней пружины составлял 178 мм (диаметр прутка 30 мм), наружный диаметр внутренней пружины – 112 мм (диаметр прутка 22 мм).

Динамический ход (вверх) каждого опорного катка танка А-32 составлял 150 мм, статический ход (вниз) – 90 мм, а клиренс, при отрегулированной установке вылета стаканов узлов подвесок, равнялся 385 – 400 мм.

Электрооборудование, средства связи и ЗИП

Электрооборудование танка А-32, как по номенклатуре, так и по принципиальной схеме в основном должно было быть таким же, как и у танка А-20, за исключением монтажа элементов, обеспечивавших работу стабилизатора прицела ТОП-1 (который в танке А-32 не устанавливался) и радиостанции 71-ТК-3. Согласно требованиям макетной комиссии, радиостанция в танке А-32 должна была быть установлена не в нише башни, как у танка А-20, а в носовой части корпуса, что влекло за собой изменение принципиальной схемы электрооборудования машины. Однако фактически установка радиостанции 71-ТК-3 в корпусе танка не была разработана, и на испытания опытный образец танка А-32 был предъявлен без радиостанции. Укладка возимых запасных частей, инструмента и принадлежностей (ЗИП) для танка А-32, так же как и для танка А-20, на опытном образце не была реализована.

источник: https://t34inform.ru/publication/p01-8.html

Подписаться
Уведомить о
guest

1 Комментарий
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account