Юрий Пашолок. Полугусеничная эрзац-гаубица
История 75 mm Howitzer Motor Carriage T30, временного решения до появления штурмовых САУ на танковых шасси
Обычно когда кто-то слышит «самоходная артиллерийская установка», или САУ, в голове тут же возникает образ гусеничной боевой машины. Образ верный, но не совсем. Самые первые САУ были отнюдь не гусеничными. Идея радикальной механизации, когда используется не просто тягач, а самоходная платформа для орудия, начала реализовываться еще до начала Первой мировой. При этом использовались отнюдь не гусеничные, а колесные шасси. Поначалу гусеничная платформа была слишком медленной, поэтому орудия малого и среднего калибра, особенно зенитные, ставили на колесные шасси. Именно эти САУ оказались в Первую мировую войну самыми многочисленными, в отличие от гусеничных «самоходных лафетов», ставших штучным товаром. Занимались колесными САУ и американцы, но у них успех таких боевых машин был весьма скромным.
В Первую мировую войну началось развитие темы полугусеничных машин. Идея была вполне логичной: за счет гусеничной тележки вместо задней оси повышалась проходимость, а заодно получалась потенциальная платформа для спецмашин. Первым удачный полугусеничный автомобиль создал Адольф Кегресс, позже на базе Citroën-Kégresse изготовляли опытные образцы САУ, прежде всего зенитные. На похожей, лицензионной базе в 20-е годы экспериментировали англичане, но тоже не очень удачно. Далее эстафету подхватили немцы, но и у них поначалу получалось так себе. Тем не менее, первые серийные полугусеничные САУ создали именно немцы. Американцы же в это время работали над полугусеничными тягачами, даже не думая об их использовании в качестве базы для САУ. Но так сложилось, что наиболее многочисленные полугусеничные САУ позже создали именно американцы.
Во второй половине 30-х годов интерес американской армии к самоходной артиллерии снова активизировался. На сей раз речь шла о создании легких артиллерийских установок, которые своим огнем поддерживали танки. Соответственно, предполагались эти САУ на танковых шасси. Другой вопрос, что первые попытки создать такие САУ потерпели неудачу. База Light Tank M2 и Combat Car M1 оказалась слишком маленькой и неустойчивой. Далее начались работы по более перспективным платформам, но правда жизни оказалась предельно простой. В 1940 и первой половине 1941 года о танковой базе можно было даже не думать. В результате первые американские серийные САУ оказались полугусеничными. Взяв за основу бронетранспортер Half-track M3, силами Абердинского полигона было создано несколько удачных образцов САУ — истребитель танков 75 mm Gun Motor Carriage T12 (M3) и самоходная гаубица 105 mm Howitzer Motor Carriage T19. Следующей машиной на той же базе стала 75 mm Howitzer Motor Carriage T30, которая временно заменила легкие гаубичные САУ-штурмовики.
Работы по новой САУ были инициированы в октябре 1941 года, чему способствовали два фактора. Первый — это успех разработки 75 mm GMC M3, далее Абердинский полигон начал работы по HMC T12. Второй — это явное затягивание сроков создания 75-мм штурмовой САУ на танковом шасси. 18 октября 1941 года Комитет по Вооружениям инициировал постройку двух опытных образцов HMC T18 на шасси Light Tank M3. При этом там явно решили подстраховаться. Естественно, база полугусеничного бронетранспортера не являлась полноценной заменой штурмовой САУ на танковом шасси, но лучше уж так, чем вообще полная неудача.
Окончательно работы по машине, получившей обозначение 75 mm Howitzer Motor Carriage T30, утвердили 6 января 1942 года. На сей раз Абердинский полигон участвовал больше как консультационный орган, а непосредственные работы по изготовлению опытных образцов возложили на Autocar Co, одного из производителей БТР M3. Дополнительно загружать полигон работой не было необходимости, поскольку рецепт создания САУ на базе полугусеничного бронетранспортера уже имелся. Тем более что Autocar занималась выпуском GMC M3, посему для нее ничего нового в задании не имелось. Топливные баки переносились назад, сзади же, на полу, организовывались укладки под боезапас. В отличие от HMC T19, у которой боекомплект получился совсем мизерным, в HMC T30 удалось затолкать 60 выстрелов к гаубице M1A1. Впереди установили тумбу, куда поставили качающуюся часть гаубицы. При этом укладку под тумбой, в отличие от GMC M3, делать не стали.
Благодаря простоте конверсии Autocar оперативно изготовила два опытных образца HMC T30, уже к 20 января 1942 года один из них уехал на Абердинский полигон. Второй отправился в Кливленд, на завод White Motor Co., поскольку именно там предполагалось выпускать новую САУ. У Autocar же хватало своих заказов. В общем и целом орудийная установка T10, так назвали гаубицу M1A1, смонтированную на тумбе, показала себя вполне удовлетворительно. Угол возвышения стал даже больше, достигнув 49 градусов. Существенно выросли и углы горизонтальной наводки, которые достигли по 22,5 градуса в каждую сторону. По большому счету, единственной претензией, которая возникла у Департамента Вооружений, стало отсутствие у системы орудийного щита. Опыт боевых действий показывал острую необходимость иметь защиту расчета.
Защиту для орудийной установки стали разрабатывать непосредственно на Абердинском полигоне, уже к середине февраля 1942 года он был годов. Щит с откидными секциями в нижней части имел развитую боковую защиту. Он вполне обеспечивал защиту расчета из 3 человек от пуль и осколков снарядов. Также он не мешал наводке орудия. Вместе с тем, Департамент Вооружений потребовал снизить высоту щита на 152 мм, поскольку, как там считали, получался слишком большой силуэт. То, что полугус и так имел высокий силуэт, там, видимо, во внимание не принималось. Впрочем, уже в феврале первые HMC T30 стали сходить с конвейера завода White Motor Co. За февраль сдали 50 машин, в марте 94 и в апреле 168 штук.
Официальное требование снизить высоту щита последовало 23 марта 1942 года, а в апреле Абердинский полигон испытал доработанную конструкцию. Впрочем, ничего хорошего из этого не получилось. Часто причину, почему щит остался в исходном виде, не пишут, но на самом деле всё прозаично. Срубив щит на 6 дюймов, в нагрузку военные получили снижение максимального угла возвышения до 25 градусов. После этого более экспериментов подобного плана проводить не стали. Еще более короткой оказалась история 105-mm HMC T38. Часто этот проект связывают с HMC T30, но на самом деле создавали его на базе GMC M3. Вместо штатного ствола поставили 105-мм гаубицу T7 (будущую M3), но этот проект очень быстро умер. Зато потом начались попытки воткнуть T7/M3 на танковую базу.
Вообще с HMC T30 сложилась очень смешная ситуация. Дело в том, что американские военные разыграли с самоходной гаубицей классический анекдот на тему «закопать стюардессу, раскопать стюардессу». Считая HMC T30 исключительно временной мерой, там кушать не могли, как хотели ту же самую 75-мм гаубицу на танковом шасси. Сама по себе идея похвальная, но иногда надо сдерживать свои желания, поскольку иначе случаются всякие смешные истории. А история такова. В мае 1942 года Комитет по Вооружениям стандартизировал HMC T47, тогда еще находившуюся в стадии деревянного макета, как HMC M8. Уверенность в успехе была настолько сильной, что в августе 1942 года последовал приказ переделать 108, из уже выпущенных 312 HMC T30, обратно в бронетранспортеры M3. Всё это происходило на фоне запуска HMC M8 в серию. Во многом активность вокруг HMC T47 объясняется тем, что выпускали HMC T30 всего 3 месяца.
Казалось бы, уже HMC T30 не особо-то нужна, но вот ведь в чем неудача. За сентябрь 1942 года Cadillac сдал всего 1 машину (пилотный образец), в октябре еще 24 штуки, и лишь с ноября пошло крупносерийное производство. Между тем, 8 ноября 1942 года началась операция «Факел» (высадка американских войск в Алжир и Марокко), где состоялся дебют HMC T30. Эти машины входили в состав 1-й бронетанковой дивизии (по 12 машин в каждом танковом полку, где их распределили по 3 штуки в подразделения разведки, штурмовых орудий и штаба). Также по 9 машин получили 41-й бронетанковый пехотный полк (входил в состав 2-й бронетанковой дивизии) и 6-й бронетанковый пехотный полк (в подчинении 1-й бронетанковой дивизии). Придавались САУ тем же подразделениям, минус разведка. Наконец, в пехотные дивизии эти машины тоже пошли, они попадали в батареи, состоявшие из 2 HMC T19 и 2 HMC T30. Так вот, выяснилось, что не такой уж и плохой этот «эрзац». Не говоря уже о том, что у HMC M8 угол вертикальной наводки не превышал 20 градусов. Для штурмовой САУ достаточно, но часто требовался навесной огонь. И вот тут у HMC T30 дела обстояли очень даже неплохо.
Результатом стало то, что в срочном порядке последовал заказ на 188 HMC T30, его White Motor Co. выполнила за месяц. Дальше производство не возобновлялось, но тем не менее. Случаев, когда американцы возобновляли выпуск боевых машин, особенно после команды «переделать обратно», считанные единицы. Больше того, история имела продолжение. По ходу действа выяснилось, что башенная установка 75-мм гаубицы не идеальна, что привело к созданию HMC T82. Одним словом, то, что казалось временным решением, получилось вполне себе удачным. Тем более что HMC T30 превосходила HMC M8 еще и по боекомплекту.
Несмотря на желание быстро избавиться от HMC T30, она оказалась живучей. Правда, при этом иногда ее пытались использовать не по назначению. По крайней мере, по немецким танкам из нее пытались вести огонь. С вполне понятным результатом. Также HMC T30 удостоилась сомнительной части стать немецким трофеем, случилось это в ходе боёв за Тунис. Впрочем, с крестами САУ прожила совсем немного — вскоре итало-немецкая группировка сдалась.
Продолжала HMC T30 воевать и дальше, держа, аналогично HMC T19, фигу в рукаве. То есть ее вроде вывели из частей, а она есть. И во время боёв за Сицилию, и в Италии эти машина продолжали исправно вести службу. Засветилась она и во время боёв за Сицилию, и в Италии, повторив путь такой же временной HMC T19. Увы, повторила она и другой момент, связанный с HMC T19: ни одной машины данного типа до наших дней не сохранилось. Жаль, ведь это была первая американская серийная САУ подобного класса. Впрочем, не стоит сильно удивляться, если кто-то сделает реплику, благо что объем переделок небольшой.
Список источников:
- US NARA
- Half-Track: A History of American Semi-Tracked Vehicles, R.P. Hunnicutt, Presition Press, 2001
- Архив автора
- Beutepanzer.ru
источник: https://zen.yandex.ru/media/yuripasholok/polugusenichnaia-erzacgaubica-616fd28dc2f3b205cb4c56d2