305 мм советская «царь-пушка» 40-х ТМ-3-12

18

Многие слышали про немецкие орудия большого калибра, из которых велся обстрел Севастополя в 1942 года. Но, оказывается, в СССР тоже делали впечатляющие орудия, хоть и значительно меньше калибром, чем огромная «Дора». Но железнодорожная система ТМ3-12, изготовленная в тридцатые годы в количестве трех штук тоже очень даже впечатляют, когда посмотришь на них вблизи.

ТМ-3-12 – это «Транспортер морской, тип 3, калибр 12 дюймов». Идея их создания заключалась в создании системы береговой обороны, перемещавшейся по железной дороге. Граница проходила недалеко от Ленинграда и его надо было защищать. Вот для этого и создавали эти железнодорожные монстры. Ведь в полный состав входило далеко не только орудие, которое можно посмотреть на открытой площадке музея РЖД, но и в Москве на Поклонной горе. В боевой эшелон входили отдельные вагоны под снарядный и зарядный погреба, силовая станция, складской вагон и вагон с запчастями, а также платформа для транспорта и вагоны для размещения личного состава.

В Интернете часто модно встретить описания, что три системы ТМ-3-12 собрали с использованием агрегатов, которые достали с затонувшего линкора «Императрица Мария». На самом деле, конечно, большевики не занимались водолазными работами и восстановлением, в этом не было необходимости. Орудия калибром 12 дюймов имелись, так сказать в заделе, с царских времен. Их готовили для других кораблей, но так как их недостроили, орудия остались без дела. Вот в СССР их и приспособили на сверхтяжелые артсистемы.

Всего построили три такие установки, сведенные в единый артдивизион, поступивший на вооружение в начале 1940 года. Установки как раз успели поработать на прорыве укреплений линии Маннергейма и обстреле Выборга. По результатам советско-финской войны СССР получил не только Карельский перешеек. Также финны передали в аренду на 30 лет полуостров Ханко, на который и переправили все три орудия, чтобы они закупорили Финский залив с севера.

Там, на полуострове Ханко эти орудия встретили начало Великой Отечественной войны и даже успели пострелять по финнам, пока советские войска не были эвакуированы с полуострова в начале декабря 1941 года. Огромные орудия в условиях срочной эвакуации, конечно, перевозить не стали, их просто попытались подорвать. Но подорвали не до конца, а кроме того, у финнов тоже нашлись корабли, с которых можно было снять запчасти для ремонта этих «Царь пушек».

Ремонт оказался делом не быстрым – финны занимались им на протяжении 1942-43 годов. И как раз закончили к тому моменту, когда ситуация кардинально поменялась и Финляндия вышла из войны. По условиям мира все захваченные финнами трофеи подлежали возврату. Получилось в некотором роде забавно, потому что в итоге финны чинили захваченные пушки для русских. Потому что три отремонтированных огромных орудия вернулись назад в состав 1-й гвардейской морской железнодорожной Красносельской Краснознаменной артбригады и несли службу на западных рубежах, под бывшим Кенигсбергом, ставшим советским Калининградом.

Потом, в 1961 году, в эпоху увлечения ракетами, решили, что орудиям пора на покой. Хорошо, что не распилили, а оставили на базе запаса. Потом, в девяностые годы появилась «замечательная» идея – хорошо заработать, сдав большие орудия на металлолом. Но хорошо, что нашлись небезразличные люди и все установки удалось сохранить. И теперь на них можно посмотреть. Они стоят на Поклонной горе и в Петербурге как наглядные памятники эпохи и просто очень интересные экспонаты.

Характеристики:

  • Масса, кг – 340 000
  • Калибр, мм – 305 (304,8)
  • Скорострельность, выстрелов/мин – 1,8—2
  • Начальная скорость снаряда, м/с – 950
  • Максимальная дальность стрельбы, м – 44 000

Источник — https://zen.yandex.ru/media/valerongrach/sovetskaia-carpushka-peremescalas-na-parovoznoi-tiage-61363f5c0da5a7587ad1538d

Подписаться
Уведомить о
guest

20 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account