Юрий Пашолок. Чехословацкая палочка-выручалочка для шведской армии
История малого танка Strv m/37, он же Praga AH-IV-Sv, самого массово шведского танка на начало Второй мировой войны
Танкостроение и сейчас является крайне дорогим делом, которое по карману далеко не каждой стране. Под это дело необходимо иметь мощную промышленность, способную обеспечивать производство танков полным набором компонентов. Во многом это и объясняет, почему в настоящее время танкостроительных держав совсем немного. Впрочем, и в 30-е годы ситуация выглядела не слишком отличающейся. Да, ныне нужно гораздо больше различных электронных систем, про которые 85-90 лет назад даже и не думали, но от этого ситуация сильно легче не становилась. Поэтому основная часть государств либо танки закупала, либо производила вариации на тему тогдашних бестселлеров. Оригинальные же танки строило крайне ограниченное число государств. В Европе ими являлись англичане, французы, немцы, чехи, отчасти итальянцы. А еще была Швеция, у которой танкостроение выглядело вроде бы оригинальным, но только если закрывать на некоторые вещи глаза.
Фактически шведское танкостроение являлось своеобразным испытательным полигоном для немецкого объединения G.H.H.. Принадлежащая ей AB Landsverk производила танки, которые базировались на немецких технологиях, а главным конструктором являлся немец Отто Меркер. В танках и бронемашинах Landsverk стояли немецкие моторы, а орудия Bofors имели определенное отношение к разработкам Krupp. О том, что прицелы имели логотипы Karl Zeiss, можно и не говорить. Интересным моментом было еще и то, что основной ориентацией Landsverk являлось не обеспечение шведской королевской армии, а экспортные поставки. Как раз эти самые экспортные изыскания привели к появлению таких танков, как Landsverk L-60 и Landsverk L-120. И если L-60 выглядел крайне перспективно, то малый танк-разведчик L-120 вызвал смешанные чувства. В том числе и своей ценой. По этой причине шведские военные стали посматривать на зарубежные альтернативы. Тут бы вспомнить про поддержку отечественного производителя, вот только он не совсем чтобы отечественный.
11 июля 1936 года шведский парламент выделил на модернизацию армии 130 миллионов крон, из них 6 миллионов предназначались для закупки танков. В идеале шведские военные хотели танки уровня L-60, но простой подсчет показывал, что в таком случае бюджета хватит на ограниченное число боевых машин. Посему выбрали другой вариант: помимо L-60, который быстро стал безальтернативным, закупались еще и двухместные танки-разведчики. KAAD (Kungliga Arméförvaltningens artilleridepartement, Департамент артиллерии королевской армии) закупал образец L-120, но было очевидно, что танк слишком дорогой для своего класса. Поэтому KAAD создал закупочную комиссию, как он делал уже не раз. В нее вошли капитан Эрик Гиллнер и майор Йёста Братт, которые в 1930-31 годах уже ездили за рубеж. Также в комиссию вошли подполковник Андерс Бергквист, капитан Хельг Юнг и капитан Фале Бурман. Их вояж проходил в январе-феврале 1937 года. Посетив несколько стран, они оказались скорее разочарованы. Польша предложила шведам танкетки TK-S и легкие танки 7TP, причем в двухбашенном исполнении. Немцы ничего, кроме Pz.Kpfw.I и вариаций на его тему, предложить не смогли. У французов было наибольшее разнообразие: в копилке Renault имелось целое семейство легких кавалерийских танков AMR 35ZT (Renault ZT), AMC 34 (Renault YR) и AMC 35 (Renault ACG-1). Впрочем, шведов они не впечатлили. В итоге необходимая альтернатива L-120 нашлась в Чехословакии.
То, что основная часть танкостроительных держав начинала с копирования зарубежных образцов, хорошо известно. Ничего зазорного тут нет, самое главное, что было дальше. Фактически что польская танкетка TK-S, что французские кавалерийские танки являлись потомками танкетки Carden-Loyd Mk.VI. Так вот, в Чехословакии имелось собственное развитие данной танкетки, причем весьма оригинальное. Им стала танкетка Praga AH-IV, разработанная ČKD специально для экспортных поставок. Чехословацкая армия еще в середине 1934 года отказалась от танкеток, прекрасно понимая уровень их боевой эффективности. А вот в других странах имелось другое мнение. Вплоть до конца 30-х годов танкетки являлись весьма стабильным товаром, так что ČKD не прогадала, решив заняться ими. Первыми клиентами стали иранские военные, следующими оказались румыны. Как раз в конце 1936 года был готов первый опытный образец танкетки AH-IV-R, он же R-1.
В сложившейся ситуации у AH-IV оказался ряд преимуществ. Немецкий танк получался слишком дорогим, не говоря уже от том, что немецкое командование сильно зажимало экспортные амбиции Krupp. Вообще Pz.Kpfw.I (в переписке он проходил как Strv m/33) «отвалился» не сразу. В марте 1937 года Krupp обсуждал возможность поставки либо Pz.Kpfw.I, либо L.K.A., специального экспортного танка, оговаривался объем до 50 машин. Но дальше обсуждения дело не пошло. С французскими танками также ничего не получилось, в том числе и потому, что Renault физически не могла оперативно справиться с заказами. Польские танки выглядели наименее привлекательно. На стороне ČKD оказывалось нет только качество самой танкетки, но и лобби в самой Швеции. Дело в том, что у ČKD имелся деловой партнер в лице Ackumulator AB Jungner. Предприятие из города Оскарсхамн, выпускавшее аккумуляторы NiFe battery, поставляла чехословацкой компании свою продукцию. Но и это еще не всё: брат капитана Юнга работал в AB Jungner, к ней же имел отношение и капитан Бурман.
Первые контакты между AB Jungner и ČKD начались в январе 1937 года. На тот момент чехословацкой компании не было в числе возможных претендентов. Больше того, никуда не делся L-120, как раз в 1937 году закупили опытный образец танка, который зимой 1937-38 годов тестировали силами I 2 (Göta livgarde, Готаландский лейб-гвардейский пехотный полк). Любимой тактикой ČKD являлся шпионаж, которым воспользовались и в этот раз. Уже в феврале, через AB Jungner, они знали про L-60 и L-120, в том числе и ценовой вопрос. Началась активная переписка, результатом которой стало посещение шведской комиссией ČKD, они оказались в Чехословакии 1 марта 1937 года. На следующий день между AB Jungner и ČKD было подписано соглашение о закупке танков на общую сумму в 80 миллионов чехословацких крон. Гиллнеру сотоварищи показали легкий танк P-II-a, а также танки TNH и AH-IV для иранской армии. Происходило всё это с согласия иранской стороны и присутствием ее представителей. ČKD не теряла времени и до отъезда шведов подготовила спецификации на «усиленные» варианты TNH и AH-IV. Среди них был и пушечный вариант AH-IV, получивший обозначение AH-IV-C.
Настойчивость чехословацкой стороны сделала своё дело. Гиллнер, один из ключевых людей в шведской программе танкостроения, оказался, скажем так, в глубокой задумчивости. С одной стороны, Landsverk строила весьма передовые танки, но кто за ней стоял, секретом не являлось. К тому же для малого танка L-120 был дороговат. С другой стороны, чехословацкое предложение выглядело крайне заманчивым, при этом танки также оказывались отчасти шведскими. Дело в том, что Ackumulator AB Jungner контролировала верфь в Оскарсхамне, подходящую для организации производства танков. Да и ČKD смотрелась более подходящим партнером. Там очень быстро реагировали на рекомендации шведских военных. Вообще ČKD очень хотела подмять под себя и легкие танки, о чем говорит контракт от 17 апреля 1937 года. По нему AB Jungner собиралась выпускать 10-30 легких танков (речь идет об «улучшенном» TNH) и 20-80 «улучшенных» AH-IV. Уже тогда эта версия проходила как AH-IV-S. Вместе с тем, майор Йёста Братт, являвшийся человеком Landsverk, всё же не решился отдавать AB Jungner весь контракт. Тем не менее, некоторое время TNH и L-60 являлись конкурентами. Да и дальнейшая история показала, что Landsverk была крайне неспешной, больше того, и история TNH для Швеции имела продолжение.
29 мая в Стокгольм отправился Алексей Сурин, главный конструктор ČKD по танкостроению. Здесь он провел ряд важных переговоров, заодно показав и проект улучшенной танкетки AH-IV-D. Позже она была переименована сначала в AH-IV-S, а затем в AH-IV-Sv. При разработке этой танкетки уже учитывались шведские требования, включая и мотор от грузовика Volvo. Им был Volvo FC, мотор объемом 4,4 литра и мощностью 90 лошадиных сил, с 1937 года он ставился на грузовики LV180-193. Этот 6-цилиндровый мотор вполне вписывался в AH-IV, а главное, что оказался в 1,5 раза мощнее штатной силовой установки. 14 июня шведской делегации, прибывшей в Чехословакию, показали прототип R-1. Этого хватило, чтобы окончательно решить вопрос насчет закупок. Оставался вопрос — сколько именно покупать L-60, а также AH-IV-Sv. К середине июня 1937 года у шведской королевской армии имелось всего 4,5 миллиона шведских крон. Итогом стало решение о покупке 16 L-60-S и 46 AH-IV-Sv. Стоимость танкетки, вместе с вооружением, составляла 45812 шведских крон.
12 июля 1937 года было подписано соглашение с ČKD и Ackumulator AB Jungner о поставке 46 танкеток. Еще 75000 шведских крон выплачивались за запасные части. Согласно договору, в сентябре ожидалась постройка опытного образца машины, на котором обкатывались технические решения. После испытаний и внесения изменений Ackumulator AB Jungner запускала производство танкеток. Со стороны ČKD шла поддержка документацией, в Оскарсхамн прибывало 20 сотрудников чехословацкой компании во главе с Гарри Йоссом. Часть узлов и агрегатов также имели чехословацкое происхождение. Тем не менее, моторы, корпуса, вооружение и ряд других компонентов машины являлись шведскими. Одним словом, AH-IV-Sv вполне могла называться машиной шведского производства.
Как и было записано в контракте, первый опытный образец AH-IV-Sv был изготовлен в сентябре 1937 года, но его испытания начались в ноябре. Танкетка изготовлялась из конструкционной стали, поскольку ее планировали использовать только для обкатки агрегатов. Изначально предполагалось, что боевая масса составит 4100 кг, по факту она составила 4390 кг. Впрочем, при моторе, развивавшем до 90 л.с., удельная мощность всё равно была более чем приличной — около 20 л.с. на тонну. Отчасти рост массы стал результатом небольшого роста по габаритам. Машина, по сравнению с исходным AH-IV, стала длиннее на 20 см, на 7 см шире и почти на 30 см выше. Разница по высоте легко объяснялась тем, что появилась смотровая башенка в крышке башенного люка. Наконец, толщина брони выросла до 15 мм, то есть обеспечивалась защита от огня стрелкового вооружения с любых дистанций.
С лихвой хватало и других отличий. Для начала, шведская танкетка делалась радийной, антенный порт размещался с левой стороны подбашенной коробки. По опыту эксплуатации изменили смотровой лючок механика-водителя. Теперь он имел форму призмы, а количество смотровых приборов увеличили до 3. Это, естественно, улучшило ситуацию с обзорностью. Не менее важным моментом стало то, что из корпуса убрали пулемет ZB vz.30. Вооружение сосредоточили в башне, причем его сделали шведским. Танкетка получила спарку пулеметов ksp 8 mm m/36 strv. В общем-то, и танкеткой получившуюся машину назвать можно условно. Скорее получился малый танк, по функциональным возможностям равнозначный Pz.Kpfw.I, только легче более чем на тонну и куда более проворный. Максимальная скорость машины примерно равнялась 60 км/ч (58-61 км/ч по руководству). При этом, за счет планетарной коробки передач Praga-Wilson, машина отличалась высоким удобством управления.
В ноябре 1937 года в Чехословакию снова прибыла шведская делегация, которую возглавлял полковник Нильс Салин. Довольно быстро стало понятно, что машина удалась, уже 1 декабря работы по AH-IV-Sv окончательно утвердили. Далее прототип разобрали, его использовали для подготовки документации. Позже танкетку снова собрали, она осталась в собственности ČKD, ее часто можно видеть на снимках презентации танков компании зарубежным клиентам. Правда, более танкетки не закупали, по крайней мере до окончания Второй мировой войны. Опытный образец AH-IV-Sv оставался жив как минимум до конца войны.
С начала 1938 года стартовала работа по запуску AH-IV-Sv в серийное производство. Бронелисты, как и предполагалось, поставляла сталелитейная компания Avesta из одноименного города. С февраля стали поступать комплекты броневых листов, а ČKD работала по своей линии. В апреле 1938 года сборочная линия в Оскарсхамне начала сборку первых танкеток. Первые из них сдали в сентябре 1938 года, а последние покинули сборочные цеха в марте 1939 года. Вроде бы довольно долго, но всё относительно. Если посмотреть, с какой скоростью собирала свои танки Landsverk, это если не космическая скорость, то очень быстро. Окончание сборки совпало с оккупацией Чехословакии. Часть бригады ČKD, включая Йосса, решила остаться в Швеции. Так поступили многие из представителей ČKD, которые на момент оккупации своей родины находились за ее пределами. Всё тот же Йосс оказался очень полезен шведам уже очень скоро, поскольку чехословацкая продукция им пришлась по вкусу. Впрочем, это тема для другой истории.
В шведской армии AH-IV-Sv получил индекс Strv m/37. Он считался легким танком, что вполне соответствовало характеристикам. При этом можно вспомнить не только Pz.Kpfw.I, но и AMR 35 ZT1, базовая версия которого даже уступала чешско-шведской боевой машине. Получившие регистрационные номера 131–178 танки распределили между пехотными полками, имевшими в своём составе танковый батальон. Естественно, первым получателем стал I 2, который даже успел применить Strv m/37 в предвоенных маневрах. Впрочем, уже 30 сентября 1939 года танки поменяли прописку. Половина Strv m/37, вместе с половиной Strv m/38, оказались в танковом батальоне пехотного полка I 9 (Skaraborgs regemente, Скараборгский пехотный полк, Шёвде). Вторая половина оказалась в составе танкового батальона пехотного полка I 10 (Södermanlands regemente, Сёдерманландский пехотный полк, Стренгнес).
Дальнейшего производства Strv m/37 не планировалось, но машина и так стала для шведского танкостроения этапной. Это был самый массовый шведский танк на начало войны, для своего класса очень даже неплохой. Естественно, время таких танков прошло еще во второй половине 30-х годов, но это стало окончательно явно уже в ходе войны. Впрочем, воевать Strv m/37 не пришлось. Швеция больше решала вопросы дипломатией, а двумя батальонами с 16 пушечными танками и 46 пулеметными особо не навоюешь. Умело лавируя между битвой титанов, шведы единственными в регионе оказались не втянутыми в большую войну. Естественно, нейтралитет дался непростой ценой, но каждый выживает, как может. Так или иначе, но в качестве учебных машин Strv m/37 оказались очень кстати.
В ходе реорганизации I 9 и I 10 в танковые полки Strv m/37 некоторое время оставались в их составе. I 9 в 1942 году переформировали в P 4 (Skaraborgs pansarregemente, Скараборгский танковый полк), а I 10 — в P 3 (Södermanlands pansarregemente, Сёдерманландский танковый полк), места дислокации те же. Официально во всё том же 1942 года танкетки перестали считаться машинами первой линии, но поскольку танки выпускались неспешно, то и вывод за первую линию задержался. Случилось это в 1943 году, да и то, лишь отчасти. 15 танкеток отправилось, в составе отдельной роты, на Готланд, остальные всё так же использовались как учебный резерв. Они оставались настолько удачными как средство обучения танкистов, что в 1947 году состоялась еще одна сделка с ČKD. Для поддержания танкеток в рабочем состоянии закупили запчасти, что позволило продолжить их эксплуатацию до начала 50-х годов. Окончательно с вооружения Strv m/37 сняли только в 1953 году. Отчасти этому способствовал кризис шведской танковой программы. Так получилось, что с новыми танками шведы очень сильно затянули, поэтому оказались вынуждены продолжать служить на антиквариате. Впрочем, нет худа без добра. До нашего времени дожило не менее десятка машин данного типа, из них основная масса в виде танков. Наибольшее число Strv m/37 находится в музее Arsenalen, чьи запасники — это бывшие боксы того самого P 3. То есть шведско-чешские машины у себя дома.
Список источников:
- Архив Карла Бломстера
- Export Light Tanks. Tanque 39, Pzw 39, LT-40, V. Francev, C. Kliment, MBI, 2007
- Czechoslovak Tanks 1930–1945 Photo-Album Part 1, Vladimir Francev, Karel Trojanek, Capricorn Publications, 2013
- http://www.ointres.se/strv_m37.htm
- digitaltmuseum.se