Юрий Пашолок. Первый немецкий истребитель танков с торсионной подвеской

15
Юрий Пашолок. Первый немецкий истребитель танков с торсионной подвеской

Юрий Пашолок. Первый немецкий истребитель танков с торсионной подвеской

3,7 cm Selbstfahrlafette L/70, скоростной истребитель танков на полугусеничном шасси Hansa-Lloyd HL kl 3 (H)

Для большинства тех, кто интересуется историей бронетанковой техники, немецкие истребители танков ассоциируются с боевыми машинами, которые базировались на шасси серийных танков. Как правило, эти самоходные артиллерийские установки имели либо закрытое боевое отделение с солидной броневой защитой, либо, наоборот, открытой сверху и частично с боков боевое отделение с противопульной броней. Во многом так оно и есть, но если мы говорим о немецких истребителях танков военного периода. Между тем, первый немецкий истребитель танков стали разрабатывать еще в 1926 году, и за это время немецкие военные опробовали различные варианты боевых машин. Больше того, описанные выше конструкции имели мало отношения к тому, чего именно хотели получить от истребителя танков. По большому счету, должен был получиться аппарат, сильно напоминающий танк, то есть с башней кругового вращения. Прорабатывались и «самоходные лафеты» с установкой орудия в носовой части шасси, но и эта конструкция не очень-то получилась удачной. Если Rheinmetall Leichttraktor Selbstfahrlafette, истребитель танков от Rheinmetall, созданный на базе легкого танка Leichttraktor (Rh), построили и даже испытали, то самоходный лафет L.S.K. от Krupp так орудия и не дождался. Выяснилось, что идея размещения орудия слева от механика-водителя была еще более неправильным решением.

Hansa-Lloyd HL kl 5 установочной партии, у этой машины была схожая база, но чуть подлиннее

Hansa-Lloyd HL kl 5 установочной партии, у этой машины была схожая база, но чуть подлиннее

На некоторое время работы над истребителями танков затихли, но это совсем не означает, что немцы ничем подобным не занимались вплоть до начала Второй мировой войны. Очень даже занимались, другой вопрос, что на некоторое время про танковые шасси пришлось забыть. Pz.Kpfw.I, первый из танков немецкой армии, пущенный в крупную серию, на роль «самоходного лафета» явно не годился. Они так немного не добирал до необходимых ТТХ, да и вместо 20-мм автоматической пушки пришлось ставить спарку пулеметов. Тем не менее, всё же имелась альтернатива, причем, в отличие от чудного Motorlafette от Krupp, данные шасси были вполне серийными. Речь идет о главной удаче Генриха Книпкампа — полугусеничных тягачах. При этом особо выделялось шасси Hansa-Lloyd HL kl 2, созданное совместно с Карлом Боргвардом. В отличие от других шасси полугусеничных тягачей, модель HL kl 2 изначально имело дополнительную изюминку в виде торсионной подвески. Ее разработали на Posche K.G. Как раз с этого самого шасси, созданного в 1934 году, Книпкамп позже позаимствовал многие наработки, перенеся их на танковую базу.

Шасси Hansa-Lloyd HL kl 3 (H). Место водителя перенесено максимально вперед, двигатель в кормовой части, за местом водителя основание для тумбы

Шасси Hansa-Lloyd HL kl 3 (H). Место водителя перенесено максимально вперед, двигатель в кормовой части, за местом водителя основание для тумбы

Одним из инициаторов появления новой волны истребителей танков стал генерал-лейтенант Освальд Лутц. Инспектор моторизованных частей и один из создателей немецких танковых войск, Лутц уделял много внимания моторизации частей, в том числе и противотанковых подразделений. Первые идеи о новой волне моторизации противотанковой артиллерии появились 20 ноября 1934 года, а к 20 октября 1935 года они были конкретизированы. Пехотные дивизии, согласно этим планам, сохраняли буксируемые орудия, но вместо конной тяги предполагалось использовать тягачи. А вот моторизованные дивизии должны были получить специализированные истребители танков, прежде всего калибра 37 мм. При этом 3,7 cm Pak, основное средство борьбы с танками, уже не устраивала. Данную пушку, имеющую недостаточное пробитие с точки зрение борьбы с французскими танками, планировали заменить на орудие с большей начальной скоростью снаряда и увеличением длины ствола до 65 калибров. Ставилось это орудие на полугусеничное шасси, которое должно было развивать скорость до 60-70 км/ч по шоссе и 25-30 км/ч по проселку. Концепцию данного аппарата утвердили в июле 1935 года по итогам испытаний на полигоне в Куммерсдорфе. По мысли немецких военных, скоростной полугусеничный истребитель танков с орудием, имеющем круговой обстрел, становился чем-то типа торпедного катера, быстрого и куда более подвижного, чем его жертвы. Надо сказать, что часто одни и те же мысли приходят в головы разным людям. Спустя 5 лет очень похожую концепцию стал развивать американский подполковник (позже генерал) Эндрю Брюс.

Опытный образец 3,7 cm Selbstfahrlafette L/70, сентябрь 1936 года. Машина получилась не менее странной, нежели предыдущие немецкие истребители танков

Опытный образец 3,7 cm Selbstfahrlafette L/70, сентябрь 1936 года. Машина получилась не менее странной, нежели предыдущие немецкие истребители танков

Исходная концепция Tankjäger, впрочем, была скромнее. Длинноствольное орудие еще требовалось разработать, посему изначально предполагалось изготовить истребитель танков с обычной 3,7 cm Pak. Судя по всему, концепцию такого шасси уже обсуждали в 6-м отделе Департамента Вооружений, посему к 20 октября было даже видение компоновочного решения. Предполагалось, что силовую установку такой машины перенесут в кормовую часть, это позволяло сместить отделение управления вперед, а заодно и разместить боевое отделение. Контракт на разработку шасси получила Hansa-Lloyd, фактически за данной торговой маркой стояла Borgward. Под руководством Карла Боргварда было создано специальное шасси — HL kl 3 (H). Оно было длиннее HL kl 2, скорее являясь укороченной версией более позднего шасси HL kl 5. Если у HL kl 5 количество опорных катков было 6 штук, то у HL kl 3 (H) их имелось 5. Аналогично упомянутым шасси, на HL kl 3 (H) ставился 3,5-литровый мотор Borgward, развивавший мощность 70 лошадиных сил. Двигатель, вместе с системой охлаждения, перекочевал в кормовую часть машины, при этом, как уже говорилось, отделение управления передвинули максимально вперед. Сразу за сиденьем механика-водителя установили основание для тумбы, куда и должно было ставиться орудие.

Как и другие боевые машины немецкой армии того периода, на 3,7 cm Selbstfahrlafette L/70 был нанесен трехцветный камуфляж

Как и другие боевые машины немецкой армии того периода, на 3,7 cm Selbstfahrlafette L/70 был нанесен трехцветный камуфляж

Шасси HL kl 3 (H) делалось под проект, который в 1935 году начали разрабатывать на Rheinmetall-Borsig. К 1936 году вместо 3,7 cm Pak проект имел уже более солидное орудие — 3,7 cm Pak L/70. За счет более длинного ствола начальная скорость выросла до 900 м/с. Подробных данных по орудию нет, но его вполне можно сравнить по характеристикам с 45-мм противотанковой пушкой М42, созданной в 1942 году ОКБ-172. Такая «дудка» вполне могла поражать французские танки с 40-мм броней на дистанции в километр, и даже броня толщиной 60 мм была ей вполне по силам, причем на вполне приличной дистанции — около 500 метров. Установка орудия, впрочем, выглядела не менее интересно. Башенное размещение орудия, по логике, подразумевало установку 3,7 cm Pak L/70 в ней по-танковому, что позволило бы сэкономить массу и свободное пространство. Но на Rheinmetall не искали легких путей. Так что орудие ставилось на установке, чем-то напоминающей зенитное орудие 2 cm Flak 30 (по совпадению, ее также разработали на Rheinmetall). Под эту самую установку и было нужно массивное основание на шасси. Конструкция получилась весьма громоздкой, да еще и добавилась лишняя масса. Смех ситуации в том, что башня стала просто защитной скорлупой, причем немаленькая по габаритам тумба вряд ли облегчила жизнь расчету. Похожая ситуация получилась с тумбовой установкой на бронемашине Sd.Kfz.222. Вроде корпус не такой уж и маленький, а тумба съела внутри много места, так что перемещаться внутри приходится с трудом.

Для чего было нужно основание на шасси. Интересно, в чью же светлую голову пришла идея данной конструкции?

Для чего было нужно основание на шасси. Интересно, в чью же светлую голову пришла идея данной конструкции?

Надо сказать, что аналогия с Sd.Kfz.222 была не только с тумбовой установкой. Корпус полугусеничного истребителя танков, который получил обозначение 3,7 cm Selbstfahrlafette L/70, чем-то напоминал бронемашины на шасси Horch 801. Особенно это касалось носовой части корпуса. В связи с установкой громоздкой тумбы башня тоже получилась громоздкая, причем ее создатели не искали легких путей и собрали данную конструкцию из кучи граней. В связи с большими габаритами башни корпус, в районе боевого отделения, пришлось максимально расширять. Как и у большинства башенных истребителей танков, боевое отделение было открыто сверху. При этом к организации боевого отделения имелся ряд вопросов. В носовой части башни, с правой стороны, ставилась шаровая установка пулемета MG 34. Из нее огонь вел заряжающий. Ему же, в случае необходимости, приходилось выполнять роль зенитчика. Дело в том, что как раз над местом заряжающего располагалась зенитная турель под еще один MG 34. Получался «и жнец, и швец, и на дуде дудец». Возникало немало вопросов, зачем вообще было городить столь сложную тумбу, если реально угол обстрела орудия по вертикали составлял от -7 до +20 градусов. Также имелись вопросы, как в машину забирался ее экипаж. В правом борту боевого отделения люк имелся, но скорее для загрузки боекомплекта.

На долю заряжающего приходилась стрельба аж из двух пулеметов, включая зенитный. Все удовольствия сразу

На долю заряжающего приходилась стрельба аж из двух пулеметов, включая зенитный. Все удовольствия сразу

Судьба 3,7 cm Selbstfahrlafette L/70 окутана завесой тайны. Точно можно говорить о том, что опытный образец машины был готов к сентябрю 1936 года. Боевая масса машины составила 6,2 тонны, при этом толщина брони доходила до 20 мм с лобовой проекции и 11 мм по бортам. С точки зрения массы машина получилась более легкой, чем HL kl 5, но не просто так на более позднем (появившемся с 1937 года), и уже вполне серийном HL kl.6 поставили мотор Maybach HL 38 мощностью 100 л.с. С учетом пожеланий в 70 км/ч использование шасси со штатным 70-сильным мотором выглядело несколько наивным. Чтобы сделать «гоночный» истребитель танков, требовалась удельная мощность не ниже 20 л.с. на тонну. В принципе, такой мотор имелся — 140-сильный Maybach NL 62 TU объемом 6,19 литра, он ставился на полугусеничный тягач Krauss-Maffei KM m/10. Но по неизвестной причине сделали то, что сделали. По какой причине работы встали, неизвестно, но с учетом того, какой аппарат получился, финалу истории 3,7 cm Selbstfahrlafette L/70 удивляться не стоит. Дальше опытного экземпляра дело не продвинулось.

Альтернатива в виде Sd.Kfz.251/10. Без кругового вращения, зато быстро и просто

Альтернатива в виде Sd.Kfz.251/10. Без кругового вращения, зато быстро и просто

Обычно на этом и завершается история 3,7 cm Selbstfahrlafette L/70, но это не так. Вы будете смеяться, но немцы всё же получили истребитель танков, причем на развитии шасси HL kl.6. Речь идет о шасси HL kl.6p, которое использовали для создания бронетранспортеров Sd.Kfz.251. На эти бронетранспортеры, сначала в инициативном порядке, ставили те самые 3,7 cm Pak, причем безо всяких тумб. Просто брали качающуюся часть орудия и втыкали сверху. Кругового сектора обстрела, естественно, не получалось, но зато быстро, просто, и работало. И места вагон. В мае 1941 года Rheinmetall построил заводскую версию машины, Sd.Kfz.251/10. Она получила качающуюся часть 3,7 cm Pak с пониженным и облеченным щитом, который также стал двойным. Этот вариант, выпускавшийся на базе Sd.Kfz.251 Ausf.C, стал массовым. Для второй половины 1941 года, когда Sd.Kfz.251/10 Ausf.C пошел в серию, он уже выглядел слабовато, но тем не менее. Как говорится, могут, когда захотят. Что же касается истребителей танков, то они, к тому моменту, уже пошли по другому пути развития.

Список источников:

    1. Die Halbkettenfahrzeuge des deutschen Heeres 1909-1945, Walther J. Spielberger, Motorbuch Verlag, 1989
    2. Panzer Tracts No.7–1 Panzerjaeger (3.7 Tak to Pz.Sfl.Ic), Thomas L. Jentz, Hilary Louis Doyle, Darlington Publication, 2004
    3. US NARA
    4. www.armedconflicts.com

источник: https://zen.yandex.ru/media/yuripasholok/pervyi-nemeckii-istrebitel-tankov-s-torsionnoi-podveskoi-602a364e0454f6146ab891a7

Подписаться
Уведомить о
guest

2 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account