16
Учебно-тренировочный самолет Gotha Go 149. Германия

Учебно-тренировочный самолет Gotha Go 149. Германия

Когда в середине тридцатых годов начали проектировать, а затем и строить истребители нового поколения – самолеты-монопланы с убирающимися шасси, закрытыми кабинами, закрылками, винтами с изменяемым шагом и высокой удельной нагрузкой на крыло – то сначала вообще не планировали изготавливать предназначенные для переподготовки пилотов двухместные версии с двойным управлением. Эти самолеты появились позже – уже во время войны.

Вопрос о переходе кандидатов в летчики с базового биплана на моноплан также был связан с появлением учебных самолетов более высокого класса. Эти машины были предназначены для дополнительного обучения и имели почти все атрибуты истребителей-монопланов: относительно высокую нагрузку крыла, закрылками, убирающимися шасси и т.д.. Иногда для дополнительного обучения использовали устаревшие истребители, которые обладали соответствующими характеристиками, но без некоторых нововведений совеременных машин.

В Германии в дополнение при подготовке летчиков высокоскоростных новейших истребителей были добавлены самолеты еще одного класса — легкие одноместные истребители-спортивные самолеты. Их характеристики были близки к характеристикам «взрослых» самолетов, а сами они были более простыми в эксплуатации и их стоимость составляла часть цены полноценной боевой машины. В случае необходимости эти самолеты могли использоваться в качестве боевых – т.н. истребителя территориальной обороны (Heimatschutzjäger).

Во второй половине тридцатых годов в Германии было создано несколько «учебных самолетов-истребителей». Некоторые из них были парасолями и даже бипланами, другие были монопланами со все еще неубирающимися шасси. Такими учебными самолетами-истребителями были, например, Arado Ar 76, Focke-Wulf FW 56, Heinkel He 74, Henschel Hs 121 и Hs 125. В серийное производство пошел только высокоплан-парасоль Focke-Wulf FW 56 Stösser, тогда как остальные машины данного типа остались на стадии прототипа. Данная ситуация, безусловно, повлияла на созданный в последующие годы успешный учебный самолет дополнительной летной подготовки Arado Ar 96. Согласно предватрительным расчетам летные характеристики этого самолета закрывали разрыв между самолетами первоначального обучения и полноценными одноместными самолетами-истребителями.

Тем не менее, в Германии – особенно в компании Gothaer Waggonfabrik A.G. (Gotha) – разрабатывались одноместные учебно-«спортивные» истребители, чьи конструкция и летные характеристики (несмотря на ограниченную мощность силовой установки) были очень близки к одномоторным истребителям. Над учебным самолетом для дополнительного обучения, получившим обозначение Go 149, его главным конструктором был сотрудним авиастроительного отдела компании Gotha дипломированный инженер Альберт Калькерт (Dipl. Ing. Albert Kalkert).

Проект Go 149 был ответом на выпущенную в том же году спецификацию технического отдела (Technische Amt) Имперского министерства авиации (Reichsluftfahrtministerium — RLM), требовавшую учебный самолет с характеристиками близкими к характеристикам истребителя Messerschmitt Bf 109. В отличие от проектировавшихся по этой спецификации самолетов-конкурентов Альберт Калькерт использовал в своей машине все технические особенности, свойственные истребителю Вилли Мессершмитта.

С самого начала Go 149 рассматривался как свободнонесущий низкоплан аналогичными истребителю Bf 109 с убирающимся шасси, закрылками на крыле, закрытым фонарем кабины пилота и соответствующей удельной нагрузкой на крыло. В соответствии с требованиями RLM проектировавшийся самолет был оснащен двумя размещавшимися над мотором 7,92-мм пулеметами MG 17 (в спецификации было требование установки одного-двух пулеметов винтовочного калибра).

Для упрощения производства и уменьшения потребности в дорогостоящем оборудовании (а также для уменьшения использования алюминиевых сплавов) конструкция Go 149 была смешанной. Цельнометаллическими были монококовый фюзеляж и киль. Неразъемное двухлонжеронное крыло было цельнодеревянным с фанерной обшивкой; подобную конструкцию имел и стабилизатор горизонтального оперения. Закрылки и элероны имели дюралевый силовой набор и полотняную обшивку, руль направления имел деревянный каркас и полотняную обшивку (в верхней части в районе роговой компенсации обшивка была фанерной).

Основные стойки шасси, оснащенные механической системой управления, крепились к усиленным нервюрам перед передним лонжероном и убирались в крыло в направлении колесами к фюзеляжу.

В качестве силовой установки был выбран восьмицилиндровый инвертированный двухрядный двигатель воздушного охлаждения Argus As 10С, развивавший взлетную мощность 240 л.с. и приводивший в движение двухлопастный винт регилируемого шага и постоянной скорости вращения. Топливный бак был размещен в фюзеляже позади кабины.

Компания Gotha изготовила два невооруженных прототипа Go 149 V1 и Go 149 V2, получивших номера гражданской регистрации D-EGWF и D-EJFR соответственно. В 1938 году на D-EGWF летал Эрнст Удет. Прототипы Go 149 V1 и Go 149 V2 не были абсолютно одинаковыми и отличались друг от друга расположением роговой и весовой компенсации рулей и формой задней кромки. На представленной в статье схеме показан прототип Go 149 V2.

После завершения испытаний оба сравнительно небольших самолета приняли участие в пропагандистских акциях, воздушных гонках и соревнованиях. В 1939 году во Франкфурте-на-Майне во время одного из этих выступлений первый прототип совершил аварийную посадку на живот и был поврежден.

В RLM было решено не запускать Go 149 в серийное производство и до введения в эксплуатацию самолетов типа Ar 96 функции учебных машин должны были исполнять FW 56. Кроме того компания Gotha начала подготовку своих мощностей для начала производства грузовых и десантных планеров различных типов.

Тем не менее в 1940 году Альберт Калькерт на базе Go 149 разработал более легкий вариант Go 149L с неубирающимся шасси и вооружением из двух пушек, размещавшихся в крыле и над двигателем, или легких бомб, подвешиваемых под крылом. Третий экземпляр «сто сорок девятого» – боевой Go 149L V3 – должен был оснащаться более мощным 270-сильным двигателем Argus As 401 (As 10K), но постройка этой машины не была завершена.

В ряде сообщений упоминается, что второй прототип Go 149 V2 D-EJFR после начала войны был отправлен в расположенный в Рехлине испытательный центр (Erprobungsstelle), где в течение некоторого времени был задействован в ряде экспериментов. Также Go 149 V2 использовался для поддержания летной формы летчиков-испытателей центра. К сожалению, нет никаких фотографий, которые могли бы подтвердить пребывание самолета в Рехлине и изменения, выполненные там.

схема Gotha Go 149 V1

схема Gotha Go 149 V1

Gotha Go 149 V1 с гоночным номером 2 во время состоявшихся в 1939 году соревнований «полет вокруг Германии»

Gotha Go 149 V1 с гоночным номером 2 во время состоявшихся в 1939 году соревнований «полет вокруг Германии»

в полете прототип Go 149 V2, машина несет гоночный номер 3

в полете прототип Go 149 V2, машина несет гоночный номер 3

Go 149 V2 D-EJFR после завершения летных испытаний

Go 149 V2 D-EJFR после завершения летных испытаний

вариант окраски Gotha Go 149 V1. Оба самолета были окрашены в светлый серо-зеленый цвет, номера гражданской регистрации черные, государственный флаг на киле обычного типа. Перед соревнованиями на нос и у законцовок крыла были нанесены гоночные номера

вариант окраски Gotha Go 149 V1. Оба самолета были окрашены в светлый серо-зеленый цвет, номера гражданской регистрации черные, государственный флаг на киле обычного типа. Перед соревнованиями на нос и у законцовок крыла были нанесены гоночные номера

ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Тип: Gotha Go 149

Назначение: учебный самолет

Статус: опытный

Экипаж: 1 человек

Силовая установка: восьмицилиндровый инвертированный двухрядный двигатель воздушного охлаждения Argus As 10С, развивавший взлетную мощность 240 л.с. и приводивший в движение двухлопастный винт регилируемого шага и постоянной скорости вращения

Размеры:

размах крыла 7,80 м
длина 7,31 м
высота 2,08 м
площадь крыла 11,60 м²

Масса:

пустого 830 кг
взлетная 1060 кг

Летные характеристики:

максимальная скорость у земли 345 км/ч
крейсерская скорость 320 км/ч
минимальная скорость 90 км/ч
начальная скороподъемность 7,4 м/с
потолок 5000 м
дальность 800 км

Компания-производитель: Gothaer Waggonfabrik A.G.

Количество изготовленных: 2 самолета

источник: Miroslav Balous «Gotha Go 149» «L+K» duben 2012, str.26-27

byakin
Подписаться
Уведомить о
guest

2 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account